Всего населения | |
---|---|
c. 100 000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Косово | 27 553 (2011) |
Сербия | 22 301 (2011) |
Черногория | 20 537 (2011) |
Босния и Герцеговина | 12 101 (2013) |
Словения | 10 467 (2002) |
Хорватия | 7,558 (2011) |
Северная Македония | 2,553 (2002) |
Языки | |
Боснийский и другие сербохорватские языки, македонский, а также албанский, турецкий, болгарский | |
Религия | |
Суннитский ислам | |
Родственные этнические группы | |
Боснийцы, горанцы, македонские мусульмане, помаки, Торбеш |
Мусульмане (во всех южнославянских языках : Muslimani, Муслиманите) как обозначение для определенной этнической группы, относятся к одному из шести официально признанных составляющих народов Социалистической Федеративной Республики Югославии. Этот термин был принят в 1971 году в качестве официального обозначения этнической принадлежности для югославских славянских мусульман, таким образом группируя ряд различных южнославянских общин исламского этнокультурной традиции, среди них наиболее многочисленные из которых современные боснийцев из Боснии и Герцеговины, наряду с некоторыми меньше группы разной этнической принадлежности, такие как Горани и Торбеши. Это обозначение не включало югославских неславянских мусульман, таких как албанцы, турки и цыгане.
После распада Югославии (1991–1992) большинство славянских мусульман Боснии и Герцеговины приняли этническое обозначение « боснийцы » в 1993 году, и сегодня они конституционно признаны одним из трех составляющих народов Боснии и Герцеговины. Примерно 100 000 человек в бывшей Югославии все еще считают себя мусульманами в этническом смысле. Остающиеся этнические мусульмане наиболее многочисленны в Сербии, и они конституционно признаны самобытным этническим меньшинством в Черногории.
Вплоть до XIX века слово босняк ( Bošnjak) относилось ко всем жителям Боснии независимо от религиозной принадлежности; такие термины, как «Boşnak milleti», «Boşnak kavmi» и «Boşnak taifesi» (все означающие, грубо говоря, «боснийский народ») использовались в Османской империи для описания боснийцев в этническом или «племенном» смысле. После австро-венгерской оккупации Боснии и Герцеговины в 1878 году австрийская администрация официально утвердила Бошняштво («боснийство») как основу многоконфессиональной боснийской нации. Политика была направлена на изоляцию Боснии и Герцеговины от ее ирредентистских соседей (православная Сербия, католическая Хорватия и мусульмане Османской империи) и отрицание концепции хорватской и сербской государственности, которая уже начала укрепляться среди католиков и католиков Боснии и Герцеговины. Православные общины соответственно. Тем не менее, отчасти из-за доминирующего положения, которое в предыдущие века занимало коренное мусульманское население в Османской Боснии, чувство боснийской государственности лелеяли в основном боснийцы-мусульмане, в то время как националисты из Сербии и Хорватии, которые вместо этого предпочитали требовать боснийское мусульманское население как свое собственное, что было отвергнуто большинством из них. После Первой мировой войны было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев (позднее «Королевство Югославия»), которое признало только эти три национальности в своей конституции.
После Второй мировой войны в Социалистической Федеративной Республике Югославии к боснийским мусульманам по-прежнему относились как к религиозной группе, а не как к этнической. Александр Ранкович и другие сербские коммунисты выступили против признания боснийской национальности. Мусульманские члены коммунистической партии продолжали свои попытки заставить Тито поддержать их позицию для признания. Тем не менее, в дебатах, которые продолжались в 1960-х годах, многие боснийские коммунистические интеллектуалы утверждали, что мусульмане Боснии и Герцеговины на самом деле являются отдельным коренным славянским народом, который следует признать нацией. В 1964 году Четвертый конгресс боснийского отделения Лиги коммунистов Югославии заверил их членство в боснийцах, что право боснийцев на самоопределение будет реализовано, что привело к признанию боснийских мусульман в качестве отдельной нации на встрече боснийских властей. Центральный комитет в 1968 году, однако не под боснийским или боснийским названием, как это было выбрано коммунистическим руководством боснийских мусульман. В качестве компромисса в Конституцию Югославии были внесены поправки, в которых «мусульмане» были перечислены в национальном смысле; признание конституирующей нации, но не боснийского имени. Использование мусульманина в качестве этнического вероисповедания подвергалось критике на раннем этапе, особенно из-за мотивов и рассуждений, а также из-за игнорирования этого аспекта боснийской государственности. После падения Ранковича Тито также изменил свою точку зрения и заявил, что должно произойти признание мусульман и их национальной идентичности. В 1968 году этот шаг был опротестован в Сербии и сербскими националистами, такими как Добрица Чосич. Против изменения выступило македонское отделение компартии Югославии. Они рассматривали македоноязычных мусульман как македонцев и были обеспокоены тем, что общегосударственное признание мусульман как отдельной нации может поставить под угрозу демографический баланс Македонской республики.
Иногда использовались другие термины, например, мусульманин с большой буквы, то есть «мусульманин» был практикующим мусульманином, в то время как «мусульманин» был членом этой нации ( сербохорватский использует заглавные буквы для имен народов, но маленькие для имен приверженцев.).
После распада Югославии в начале 1990-х годов большинство этих людей, около двух миллионов человек, в основном проживающих в Боснии и Герцеговине и в районе Санджак, объявляются этническими боснийцами ( Bošnjaci, Sing. Bošnjak). С другой стороны, некоторые до сих пор используют старое название Muslimani (мусульмане), в основном за пределами Боснии и Герцеговины.
Закон о выборах Боснии и Герцеговины, а также Конституция Боснии и Герцеговины признают результаты переписи населения 1991 года как результаты, относящиеся к боснийцам.