Музыка Испании

редактировать

Современная классическая гитара и ее предшественница в стиле барокко были изобретены в Испании. С момента своего дебюта La Oreja de Van Gogh они продали более 8 миллионов альбомов по всему миру.

Музыка Испании имеет долгую историю. Он сыграл важную роль в развитии западной музыки и оказал большое влияние на латиноамериканскую музыку. Испанская музыка часто ассоциируется с традиционными стилями, такими как фламенко и классическая гитара. Хотя эти формы музыки распространены, в регионах существует множество различных традиционных музыкальных и танцевальных стилей. Например, музыка северо-западных регионов сильно зависит от волынки, хота широко распространена в центре и на севере страны, а фламенко зародилось на юге. Испанская музыка играла заметную роль в раннем развитии западной классической музыки с 15 по начало 17 века. Широта музыкального новаторства можно увидеть в таких композиторов, как Томас Луис де Виктория, стили, как сарсуэла из испанской оперы, балета Мануэля де Фалья и классической гитарной музыки в Ф.Тарреги. Сегодня преобладает коммерческая поп-музыка.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Истоки музыки Испании
  • 2 Средневековый период
  • 3 периода ренессанса и барокко
  • 4 18-20 веков
  • 5 исполнителей
  • 6 Йе-Йе
  • 7 Популярная музыка в Испании
  • 8 Музыка по регионам
    • 8.1 Андалусия
    • 8.2 Арагон
    • 8.3 Астурия, Кантабрия и Галисия
    • 8.4 Балеарские острова
    • 8.5 Страна Басков
    • 8.6 Канарские острова
    • 8.7 Кастилия, Мадрид и Леон
    • 8,8 Каталония
    • 8.9 Эстремадура
    • 8.10 Мурсия
    • 8.11 Наварра и Ла-Риоха
    • 8.12 Валенсия
  • 9 ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Истоки музыки Испании

Музыкальные инструменты в Епархиальном музее Альбаррасина.

Пиренейский полуостров имеет историю получения различных музыкальных влияний со всего Средиземного моря и по всей Европе. За два столетия до христианской эры римское правление принесло с собой музыку и идеи Древней Греции ; ранние христиане, у которых были свои собственные различные версии церковной музыки, прибыли в период расцвета Римской империи; в вестготы, а Романизированное германцев, которые взяли под свой контроль полуостров после падения Римской империи; что мавры и евреи в средние века. Следовательно, более двух тысяч лет внутренних и внешних влияний и разработок породили большое количество уникальных музыкальных традиций.

Средневековый период

Кантигас-де-Санта-Мария, средневековая Испания

Исидор Севильский писал о местной музыке в VI веке. Его влияние было преимущественно греческим, и все же он был оригинальным мыслителем и записал некоторые из первых подробностей о ранней музыке христианской церкви. Он, возможно, наиболее известен в истории музыки тем, что заявил, что записывать звуки невозможно, утверждение, которое показало его незнание системы обозначений Древней Греции, предполагая, что это знание было потеряно с падением Римской империи на западе..

Codex Las Huelgas, рукопись средневековой испанской музыки, около 1300 года нашей эры.

В мавров из Аль-Андалус, как правило, были относительно терпимы христианства и иудаизма, особенно в течение первых трех столетий их долгого присутствия на Пиренейском полуострове, во время которого христианская и еврейская музыка продолжала процветать. Нотация была разработана в Испании еще в 8 веке (так называемые вестготские неймы ) для обозначения песнопений и другой духовной музыки христианской церкви, но эта неясная нотация еще не была расшифрована учеными и существует лишь в небольшом количестве. фрагменты. Музыка раннесредневековой христианской церкви в Испании ошибочно известна как « Мосарабское песнопение », которое развивалось изолированно до исламского вторжения и не было предметом применения папством григорианского песнопения в качестве стандарта во времена Карла Великого, к тому времени мусульманские армии уже завоевали большую часть Пиренейского полуострова. По мере развития христианской реконкисты эти песнопения были почти полностью заменены григорианским стандартом, как только Рим восстановил контроль над иберийскими церквями. Предполагается, что на стиль испанских популярных песен того времени сильно повлияла музыка мавров, особенно на юге, но большая часть страны все еще говорила на различных латинских диалектах, находясь под властью мавров (известных сегодня как мосарабские ). более ранние музыкальные народные стили доисламского периода продолжались в сельской местности, где жила большая часть населения, точно так же, как мосарабское песнопение продолжало процветать в церквях. В королевских христианских дворах реконкисторов музыка, такая как Cantigas de Santa Maria, также отражала мавританские влияния. Другие важные средневековые источники включают коллекцию Codex Calixtinus из Сантьяго-де-Компостела и Codex Las Huelgas из Бургоса. Так называемая Llibre Vermell de Montserrat (красная книга) - важная религиозная коллекция XIV века.

Эпохи Возрождения и Барокко

Орфей играет на виуэле. Фронтиспис из знаменитого произведения Луиса де Милана « Эль маэстро », 1536 год.

В начале эпохи Возрождения, Mateo Флеча эль Вьехо и кастильский драматург Хуан дель Энсина входит в число основных композиторов в пост- Ars Nova период. Песенные книги эпохи Возрождения включали Cancionero de Palacio, Cancionero de Medinaceli, Cancionero de Upsala (хранится в библиотеке Carolina Rediviva ), Cancionero de la Colombina и более поздний Cancionero de la Sablonara. Органист Антонио де Кабесон выделяется своими клавишными композициями и мастерством.

Полифонический вокальный стиль начала XVI века, развитый в Испании, был тесно связан со стилем франко-фламандских композиторов. Слияние этих стилей произошло в период, когда Священная Римская империя и Бургундия были частью владений при Карле I (король Испании с 1516 по 1556 год), так как композиторы с севера Европы посещали Испанию, а коренные испанцы путешествовали в империя, которая распространилась на Нидерланды, Германию и Италию. Музыка написана для виуэлы по Луис де MILAN, Мударра и Луис де Narváez был одним из главных достижений этого периода. Арагонец Гаспар Санс создал первый метод обучения игре на гитаре. Среди испанских композиторов эпохи Возрождения Франсиско Герреро, Кристобаль де Моралес и Томас Луис де Виктория (период позднего Возрождения), все из которых провели значительную часть своей карьеры в Риме. Говорят, что последний достиг уровня полифонического совершенства и выразительной интенсивности, равного Палестрине и Лассу или даже превосходящего его. Большинство испанских композиторов вернулись домой из заграничных путешествий в конце карьеры, чтобы распространять свои музыкальные знания на родине, или в конце 16 века, чтобы служить при дворе Филиппа II.

18-20 веков

Передняя обложка книги: Escuela Música según la práctica moderna, изданная в 1723–1724 годах.

К концу 17 века «классическая» музыкальная культура Испании пришла в упадок и оставалась такой до 19 века. Классицизм в Испании, когда он появился, был вдохновлен итальянскими моделями, как в работах Антонио Солера. Некоторые выдающиеся итальянские композиторы, такие как Доменико Скарлатти и Луиджи Боккерини, были назначены на королевский двор Мадрида. Недолговечны Хуан Кризостомо Арриаг приписывают в качестве главного новичка романтизма sinfonism в Испании.

Хотя симфоническая музыка никогда не имела большого значения в Испании, камерный, сольный инструментальный (в основном гитара и фортепиано) вокал и опера (как традиционная опера, так и испанская версия зингшпиля) были написаны местными композиторами. Зарсуэла, местная форма оперы, включающая разговорный диалог, представляет собой светский музыкальный жанр, который развился в середине 17-го века и особенно расцвел в веке после 1850 года. Франсиско Асенхо Барбьери был ключевой фигурой в развитии романтической сарсуэлы; в то время как более поздние композиторы, такие как Руперто Чапи, Федерико Чуэка и Томас Бретон, довели этот жанр до апогея конца XIX века. Среди ведущих композиторов сарсуэлы 20-го века были Пабло Сорозабаль и Федерико Морено Торроба.

Фернандо Сор, Дионисио Агуадо, Франсиско Таррега и Мигель Льобет известны как композиторы гитарной музыки. Прекрасную литературу для скрипки создали Пабло Сарасате и Хесус де Монастерио.

Музыкальное творчество в основном переместилось в области популярной музыки до националистического возрождения эпохи позднего романтизма. Испанские композиторы этого периода включали Педрель, Исаак Альбенис, Гранадос, Хоакин Турина, Мануэль де Фалья, Хесус Гуриди, Эрнесто Альффтер, Момпоу, Сальвадор Бакарисс и Хоакин Родриго.

Исполнители

Основные статьи: Список испанских музыкантов и Список групп из Испании Рафаэль признан одним из предшественников романтической баллады.

В области классической музыки Испания произвела ряд известных певцов и исполнителей. В Испании существует более сорока профессиональных оркестров, в том числе Симфонический оркестр Барселоны, Национальный оркестр Испании и Симфонический оркестр Мадрида. Основные оперные театры включают Театро Реал, Гран Театр дель Лисеу, Театро Арриага и Эль Палау де ле искусств Королевы Софии.

Йе-йе

Основная статья: Йе-йе

От английского слова «yeah-yeah» в припеве «yeah-yeah», ye-yé был придуман французами термин, который испанский язык присвоил для обозначения uptempo, поп-музыки, «поднимающей дух». В основном он состоял из сплавов американского рока начала 1960-х (например, твист ) и британской битовой музыки. Конча Веласко, певица и кинозвезда, открыла сцену своим синглом 1965 года "La Chica Ye-Yé", хотя ранее были популярны синглы таких певиц, как Карина (1963). Самая ранняя испанская поп-музыка была имитацией французской поп-музыки, которая в то время была имитацией американской и британской поп-музыки и рока. Ритмы фламенко, такие как в сингле Розалии  [ es ] 1965 года "Flamenco", иногда делали испанскую поп-музыку отличительной.

Популярная музыка в Испании

Хулио Иглесиас - латинский исполнитель, который продал больше всего альбомов в истории. Росио Дуркаль - одна из самых продаваемых испаноязычных женщин в отрасли.

Хотя испанская поп-музыка в настоящее время процветает, индустрия много лет страдала от режима Франсиско Франко (1939–1975), и для испанских исполнителей было мало мест. Тем не менее, американская и британская музыка, особенно рок-н-ролл, оказали глубокое влияние на испанскую публику и музыкантов. Бенидорм Международный фестиваль песни, основанный в 1959 году в Бенидорме, стал одним из первых место, где музыканты могли исполнять современную музыку для испанской аудитории. Вдохновленный итальянским музыкальным фестивалем Сан-Ремо, за этим фестивалем последовала волна аналогичных музыкальных фестивалей в таких местах, как Барселона, Майорка и Канарские острова. Многие из испанских поп-звезд той эпохи прославились на этих музыкальных фестивалях. Например, травмированным футболистом « Реала», а ныне певцом, стал всемирно известный Хулио Иглесиас.

В 1960-х и начале 1970-х годов туризм процветал, принося еще больше музыкальных стилей со всего континента и из-за рубежа. Однако только в 1980-х годах бурно развивающаяся индустрия поп-музыки в Испании породила культурное движение, известное как La Movida Madrileña. Будучи производным от англо-американских музыкальных тенденций, современный испанский поп начал разрабатывать свою собственную оригинальную музыку, охватывая все современные популярные жанры, от электроники и евро-диско до доморощенного блюза, рока, панка, ска, регги, хип-хопа и других. Такие артисты, как Энрике Иглесиас и Алехандро Санс, добились международного успеха, продав миллионы альбомов по всему миру и получив крупные музыкальные награды, такие как премия Грэмми. Поскольку на испанском обычно говорят в Испании и большей части Латинской Америки, музыка из обоих регионов могла пересекаться друг с другом. По данным Sociedad General de Autores y Editores (SGAE), Испания является крупнейшим в мире рынком латиноамериканской музыки. В результате индустрия латинской музыки включает испаноязычную музыку из Испании. Латинская академия Запись искусств и наук, организация, ответственная за Latin Grammy Awards, включает в себя музыку из Испании, включая категорию для лучшего фламенко Альбом с голоса членов, проживающих в стране. Испанский певец Хулио Иглесиас держит мировой рекорд как самый продаваемый латинский исполнитель всех времен.

Музыка по регионам

Регионы Испании имеют отличительные музыкальные традиции. Существует также движение авторов-исполнителей с политически активными текстами, аналогичное развитию в Латинской Америке и Португалии. Певец и композитор Элисео Парра (р. 1949) записал традиционную народную музыку Страны Басков и Кастилии, а также свои собственные композиции, вдохновленные музыкальными стилями Испании и других стран.

Андалусия

Основная статья: Музыка Андалусии Танцы фламенко в Севилье. Панда де Вердиалес в Малаге.

Хотя Андалусия больше всего известна музыкой фламенко, существует также традиция музыки gaita rociera ( табор ) в западной Андалусии и особый тип музыкальных групп для скрипки и щипковых струн, известный как panda de verdiales в Малаге.

Севильяна связана с фламенко, и у большинства исполнителей фламенко есть по крайней мере одна классическая севильяна в своем репертуаре. Этот стиль возник как средневековый кастильский танец, называемый сегидилья, который был принят в стиле фламенко в 19 веке. Сегодня этот веселый танец пар популярен в большей части Испании, хотя танец часто ассоциируется со знаменитой Пасхальной ферией в Севилье.

В регионе также были такие авторы-исполнители, как Хавьер Руибаль и Карлос Кано  [ эс ], которые возродили традиционную музыку под названием copla. Каталонцы Кико Венено и Хоакин Сабина - популярные исполнители в явно испанской рок-музыке, в то время как сефардские музыканты, такие как Аврора Морено, Луис Дельгадо и Роза Сарагоса, поддерживают андалузскую сефардскую музыку.

Арагон

Основная статья: Музыка Арагона Танцы арагонской хоты.

Хота, популярная в Испании, может иметь свои исторические корни в южной части Арагона. Инструменты хота включают кастаньеты, гитару, бандуррию, бубны и иногда флейту. Guitarro, уникальный вид маленькой гитары также видели в Мурсии, кажется Арагонским происхождение. Помимо музыки для танцев на палочках и дулзаина ( шаум ), в Арагоне есть свои собственные гайта де бото ( волынки ) и чифло ( свирель табор ). Как и в стране Басков, Арагонский chiflo можно играть вместе с chicotén струна барабана ( гусли ) ритм.

Астурия, Кантабрия и Галисия

Основная статья: Музыка Галисии, Кантабрии и Астурии Астурийские гайтерос (волынщики)

Северо-запад Испании ( Астурия, Галисия и Кантабрия ) является домом для различных музыкальных традиций, уходящих корнями в средние века. Фирменный инструмент региона - гайта ( волынка ). Гайта часто сопровождается малым барабаном, называемым тамборилом, и на ней играют во время маршей. Среди других инструментов - реквинта, разновидность файфа, а также арфы, скрипки, ребек и занфона ( шарманка ). Сама музыка варьируется от стремительной музыки до величественных маршей. Как и в Стране Басков, кантабрийская музыка также включает замысловатые арочные и палочные танцы, но табор не играет такой важной роли, как в баскской музыке. Традиционно галисийская музыка включала в себя песнопения, известные как алалас. Алалы могут включать в себя инструментальные интермедии и, как полагают, имеют очень долгую историю, основанную на легендах.

Есть местные фестивали, из которых особенно важен Фестиваль дель Мундо Сельта в Ортигейре. Пары барабанщиков и волынщиков - одни из самых любимых видов галисийской музыки, в которую также входят такие популярные группы, как Milladoiro. Пандеретейры - традиционные группы женщин, играющих на бубнах и поющих. Особой популярностью пользуются виртуозы волынки Карлос Нуньес и Сусана Сейване.

Астурия также является домом для популярных музыкантов, таких как Хосе Анхель Хевия (волынщик) и группа Llan de Cubel. Круговые танцы в ритме бубна 6/8 являются визитной карточкой этого направления. Вокальные астурианы украшены мелизматическими орнаментами, похожими на орнаменты других частей Пиренейского полуострова. Есть много фестивалей, таких как «Folixa na Primavera» (апрель, в Мьере ), «Intercelticu d ' Avilés » (Межкельтский фестиваль в Авилесе, июль), а также множество « кельтских ночей» в Астурии.

Балеарские острова

Основная статья: Музыка Балеарских островов

В Балеарских островах, Xeremiers или Колл де xeremiers являются традиционным ансамбль, который состоит из flabiol (пяти отверстий Табор трубы ) и xeremias (волынки). Майорка «s - Мария - дель - Мар Бонет был одним из самых влиятельных художников Nova Cançó, известной своими политическими и социальными текстами. Также популярны Томеу Пенья, Биль Майорал, Цереброс Экспримидос и Жоан Бибилони.

Страна Басков

Основная статья: баскская музыка Эспатаданца Страны Басков.

Самый популярный вид баскской музыки назван в честь танца трикитикша, основанного на аккордеоне и бубне. Популярные исполнители - Хосеба Тапиа и Кепа Джункера. Высоко ценимые народные инструменты - это тсисту ( трубка табора, похожая на окситанский магнитофон галубет ), альбока (двойной кларнет, играемый в технике кругового дыхания, похожий на другие средиземноморские инструменты, такие как лаунеддас ) и чалапарта (огромный ксилофон, похожий на румынский toacă. и сыграна двумя исполнителями в увлекательной игре-постановке). Как и во многих частях Пиренейского полуострова, здесь проходят ритуальные танцы с палками, мечами и арками, сделанными из растений. Другие популярные танцы - фанданго, хота и зорцико 5/8.

Баски по обе стороны испано-французской границы были известны своим пением со времен средневековья, а всплеск баскского национализма в конце XIX века привел к созданию крупных баскских хоров, которые помогли сохранить их язык и песни. Даже во время преследований эпохи Франсиско Франко (1939–1975), когда баскский язык был объявлен вне закона, традиционные песни и танцы демонстративно сохранялись в секрете, и они продолжают процветать, несмотря на популярность коммерческой поп-музыки.

Канарские острова

Основная статья: Музыка Канарских островов

На Канарских островах сейчас популярна иса, местная разновидность хоты, и довольно широко распространены латиноамериканские музыкальные ( кубинские ) влияния, особенно в чаранго (разновидность гитары). Timple, местный инструмент, напоминающий гавайскую гитару / кавакиньо, обычно используется в оркестрах с щипцами. Популярный сет на острове Эль Йерро состоит из барабанов и деревянных подпорок ( pito herreño ). Табор труба обычно в некоторых ритуальных танцах на острове Тенерифе.

Кастилия, Мадрид и Леон

Основная статья: Музыка Кастилии, Мадрида и Леона Дети в кастильских народных костюмах в Сории, Кастилия.

Большой внутренний регион, Кастилия, Мадрид и Леон были кельтиберийской страной до ее аннексии и культурной латинизации Римской империей, но крайне сомнительно, что что-то из музыкальных традиций кельтской эпохи сохранилось. С тех пор этот район превратился в музыкальный плавильный котел; включая римское, вестготское, еврейское, мавританское, итальянское, французское и цыганское влияния, но давние влияния окружающих регионов и Португалии продолжают играть важную роль. Области в Кастилии и Леоне, как правило, имеют больше музыкальной близости с соседними регионами, чем с более отдаленными частями региона. Это дало региону разнообразные музыкальные традиции.

Хота популярна, но в Кастилии и Леоне она уникально медленная, в отличие от ее более энергичной арагонской версии. Инструментарий также сильно отличается от того, что в Арагоне. Северный Леон, который разделяет языковые отношения с регионом в северной Португалии и испанскими регионами Астурия и Галисия, также разделяет их музыкальные влияния. Здесь широко распространены традиции игры на гайте ( волынке ) и таборе. На большей части Кастилии существует сильная традиция танцевальной музыки для групп дулзайна ( шаум ) и рондалла. Популярные ритмы включают 5/8 charrada и хороводы, Jota и Habas Verdes. Как и во многих других частях Пиренейского полуострова, ритуальные танцы включают палотео (танцы на палках ). Саламанка известна как родина тунца, серенада, в которую играют на гитарах и бубнах, в основном студенты, одетые в средневековую одежду. Мадрид известен своей chotis музыки, местные изменения в девятнадцатом веке Schottische танца. Фламенко, хотя и не считается местным, популярно среди некоторых горожан, но в основном ограничивается Мадридом.

Каталония

Основная статья: Музыка Каталонии

Хотя Каталония наиболее известна музыкой сарданы, которую играет кобла, существуют и другие традиционные стили танцевальной музыки, такие как баль-де-бастонс (танцы на палочках ), галопы, бальные гитаны. Музыка находится на переднем плане в церкавиле и праздниках, подобных Патуму в Берге. Флабиол ( трубка табор с пятью отверстиями), гралла или дольсайна ( шаум ) и сак-де-гемеки (местная волынка ) - традиционные народные инструменты, входящие в состав некоторых коблас.

Каталонские цыгане и андалузские иммигранты в Каталонию создали свой собственный стиль румбы, называемый румба каталана, который является популярным стилем, похожим на фламенко, но технически не являющимся частью канона фламенко. Румба каталана возникла в Барселоне, когда румба и другие афро-кубинские стили пришли с Кубы в 19-м и начале 20-го веков. Каталонские исполнители адаптировали их к формату фламенко и сделали его своим. Хотя ее часто называют «фальшивым» фламенко, каталонская румба остается безумно популярной и по сей день.

В havaneres певцы остаются популярными. В настоящее время молодые люди культивируют популярную музыку Rock català, поскольку несколько лет назад была актуальна Nova Cançó.

Эстремадура

Основная статья: Музыка Эстремадуры

Эстремадура, долгое время являвшаяся самой бедной частью Испании, в значительной степени является сельским регионом, известным благодаря португальскому влиянию на его музыку. Как и в северных регионах Испании, здесь есть богатый репертуар таборной свирели. На фрикционном барабане замбомба (похожем на португальскую сарронку или бразильскую куику ) играют, натягивая веревку, которая находится внутри барабана. Встречается по всей Испании. Хота является общей, здесь играли треугольники, кастаньеты, гитары, бубны, аккордеоны и zambombas.

Мурсия

Основная статья: Музыка Мурсии

Мерсия - это регион на юго-востоке Испании, исторически испытавший значительную мавританскую колонизацию, и во многих отношениях он похож на свою соседку Андалусию. Стиль cante jondo Flamenco с гитарным аккомпанементом особенно ассоциируется с Мерсией, как и рондаллы, щипковые оркестры. Христианские песни, такие как « Аврора», традиционно исполняются а капелла, иногда в сопровождении церковных колоколов, а куадриллы - это праздничные песни, которые в основном исполняются во время праздников, например Рождества.

Наварра и Ла-Риоха

Основная статья: Музыка Наварры и Ла-Риохи Иоалдунакские танцоры Наварры.

Наварра и Ла-Риоха - небольшие северные регионы с разнообразными культурными элементами. Северная Наварра - это баскский язык, в то время как южная часть имеет больше черт арагонского. Хота также известен как в Наварре и Ла - Риоха. Оба региона имеют богатые традиции танцев и дулзаина ( шаум ). Ансамбли тхисту ( трубка табора ) и дулзайна очень популярны на государственных праздниках Наварры.

Валенсия

Основная статья: Музыка Валенсии

Традиционная музыка Валенсии имеет характерное средиземноморское происхождение. В Валенсии также есть местный сорт хота. Кроме того, Валенсия имеет высокую репутацию в области музыкальных новшеств, и выступление духовых оркестров, называемых бэндами, является обычным явлением, и по одному оркестру можно встретить почти в каждом городе. Дольчаина ( шаум ) широко распространена. Валенсия также разделяет некоторые традиционные танцы с другими иберийскими областями, например, ball de bastons (танцы на палках). Также хорошо известна группа Al Tall, которая экспериментирует с берберской группой Muluk El Hwa и возрождает традиционную валенсийскую музыку, следуя итальянскому музыкальному движению Riproposta.

использованная литература

  • Фэрли, Ян "Дикое, дикое чувство". 2000. В Бротоне, Саймоне и Эллингеме, Марка с МакКоннаки, Джеймсе и Дуэйне, Орла (ред.), Мировая музыка, Том. 1: Африка, Европа и Ближний Восток, стр. 279–291. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN   1-85828-636-0
  • Фэрли, Ян с Мануэлем Домингесом. «Сказка о кельтах и ​​островитянах». 2000. В Бротоне, Саймоне и Эллингеме, Марка с МакКоннаки, Джеймсе и Дуэйне, Орла (ред.), Мировая музыка, Том. 1: Африка, Европа и Ближний Восток, стр. 292–297. Rough Guides Ltd, Penguin Books. ISBN   1-85828-636-0
  • Алан Ломакс: Мирадес Мирадас взгляды. Фотографии и компакт-диск Алана Ломакса, изд. Антони Пиза (Барселона: Lunwerg / Fundacio Sa Nostra, 2006) ISBN   84-9785-271-0
  • Historia de la Música en España e Hispanoamérica. изд. Марикармен Гомес, Альваро Торренте, Максимо Леза, Консуэло Карредано, Альберто Гонсалес, Виктория Эли (Мадрид, Мексика, 2009–2017) ISBN   978-84-375-0637-1

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-03-19 07:51:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте