Музыка Кубы

редактировать

Музыка Кубы, в том числе ее инструментов, производительности и танца, содержит большой набор уникальных традиций под влиянием преимущественно западной Африки и Европы (особенно на испанском языке) музыки. Из-за синкретического характера большинства жанров кубинская музыка часто считается одной из самых богатых и влиятельных региональных музыкальных произведений в мире. Например, son cubano объединяет адаптированную испанскую гитару (tres), мелодию, гармонию и лирические традиции с афро-кубинской перкуссией и ритмами. От исконных местных традиций почти ничего не осталось, так как коренное население было истреблено в 16 веке.

С 19 века кубинская музыка пользуется огромной популярностью и влиянием во всем мире. Это была, пожалуй, самая популярная форма региональной музыки с момента появления звукозаписывающих технологий. Кубинская музыка внесла свой вклад в развитие самых разных жанров и музыкальных стилей по всему миру, особенно в Латинской Америке, Карибском бассейне, Западной Африке и Европе. Примеры включают румбу, афро-кубинский джаз, сальсу, сукус, многие западноафриканские реадаптации афро-кубинской музыки ( Orchestra Baobab, Africando ), испанские жанры фьюжн (особенно с фламенко ) и широкий спектр жанров в Латинской Америке.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Обзор
  • 2 18 и 19 веков
  • 3 классическая и художественная музыка ХХ века
  • 4 классическая и художественная музыка 21 века
  • 5 Электроакустическая музыка на Кубе
  • 6 Классическая гитара на Кубе
    • 6.1 С 16 по 19 век
    • 6.2 20-го века и далее
    • 6.3 Современная кубинская школа гитары
    • 6.4 Новые поколения
  • 7 Классическое фортепиано на Кубе
  • 8 Классическая скрипка на Кубе
    • 8.1 С 16 по 18 век
    • 8.2 С 18 по 19 век
    • 8.3 С 20 по 21 век
    • 8.4 21 век
  • 9 Опера на Кубе
    • 9.1 XIX век
    • 9.2 С 1901 по 1959 год
    • 9.3 С 1960 г. по настоящее время
  • 10 музыковедение на Кубе
  • 11 Популярная музыка
    • 11,1 испаноязычное наследие
  • 12 Música campesina (крестьянская музыка)
    • 12.1 Пунто Гуахиро
    • 12.2 Сапатео
    • 12,3 Гуахира
    • 12.4 Криолла
  • 13 африканское наследие
    • 13.1 Происхождение кубинских африканских групп
    • 13.2 Последующая организация
    • 13.3 Африканская духовная музыка на Кубе
    • 13.4 Йоруба и конголезские ритуалы
    • 13.5 Клаве
    • 13.6 Кубинский карнавал
    • 13.7 Тумба Франция
  • 14 Контраданца
  • 15 Данза
  • 16 Хабанера
  • 17 Данзон
  • 18 Данзонете
  • 19 гуарача
  • 20 Музыкальный театр
  • 21 Сарсуэла
  • 22 Театр Буфо
  • 23 Другие театральные формы
  • 24 Черный Куррос (Negros Curros)
  • 25 румба
  • 26 румба и гуарача
  • 27 Городская румба
  • 28 Coros de Clave
  • 29 Сельская румба
    • 29.1 Характеристики сельской румбы
  • 30 Прото-сын
    • 30.1 Ненгон
    • 30,2 Чангуи
    • 30,3 Суку-Суку
  • 31 Трова
    • 31.1 Болеро
    • 31.2 Кансьон
  • 32 Тропический вальс
  • 33 Сын
  • 34 кубинский джаз
    • 34.1 Ранние кубинские джазовые группы
  • 35 афро-кубинский джаз
  • 36 Диверсификация и популяризация
    • 36.1 Кубинская музыка входит в Соединенные Штаты
    • 36,2 1940-х и 50-х годов
      • 36.2.1 Эпоха биг-бэнда
      • 36.2.2 Кубинская музыка в США
  • 37 Мамбо
  • 38 Чачача
  • 39 Филин
  • 40 1960-х и 70-х годов
    • 40.1 Революционная Куба и кубинские изгнанники
    • 40.2 Сальса
    • 40.3 Нуэва Трова
  • 41 1980-е годы по настоящее время
    • 41,1 Тимба
    • 41.2 Проекты возрождения
    • 41.3 Хип-хоп
    • 41.4 Кубатон
  • 42 Рок-музыка на Кубе
  • 43 ссылки
  • 44 Источники
  • 45 Внешние ссылки
Обзор

Большое количество порабощенных африканцев и иммигрантов из Европы, в основном испанцев, приехали на Кубу и принесли на остров свои собственные музыкальные формы. Европейские танцы и народная музыка включали сапатео, фанданго, пасодобль и ретамбико. Позднее у городских белых появились североевропейские формы менуэт, гавот, мазурка, контраданца, вальс. Позднее в 19 веке была иммиграция китайских наемных рабочих.

Древняя гравюра колониальной Гаваны

Фернандо Ортис, первый великий кубинский фольклорист, описал музыкальные нововведения Кубы как результат взаимодействия («транскультурации») между порабощенными африканцами, поселившимися на больших сахарных плантациях, и испанцами из разных регионов, таких как Андалусия и Канарские острова. Порабощенные африканцы и их потомки сделали множество ударных инструментов и сохранили ритмы, которые они знали на своей родине. Самыми важными инструментами были барабаны, которых изначально было около пятидесяти различных типов; сегодня регулярно можно увидеть только бонги, конги и бата ( тимбалы произошли от барабанов в испанских военных оркестрах). Также важны клавы, две короткие дубинки из твердой древесины и кахон, деревянный ящик, изначально сделанный из ящиков. Клавы по-прежнему часто используются, а деревянные ящики ( кахоны) широко использовались в периоды, когда барабан был запрещен. Кроме того, для религиозных церемоний африканского происхождения используются и другие ударные инструменты. Китайские иммигранты подарили corneta china (китайский корнет), китайский тростниковый инструмент, на котором до сих пор играют в comparsas, или карнавальных группах, Сантьяго-де-Куба.

Большим инструментальным вкладом испанцев была их гитара, но еще важнее были традиции европейской нотной записи и техники музыкального сочинения. Архивы Эрнандо де ла Парра содержат некоторые из самых ранних доступных нам сведений о кубинской музыке. Он сообщил об инструментах, включая кларнет, скрипку и виуэлу. В то время было мало профессиональных музыкантов, и еще меньше их песен сохранилось. Одна из самых ранних - Ма Теодора, предположительно родственница освобожденной рабыни Теодоры Хинес из Сантьяго-де-Куба, которая была известна своими сочинениями. Это произведение похоже на популярные испанские песни и танцы 16, 17 и 18 веков.

Кубинская музыка имеет свои основные корни в Испании и Западной Африке, но со временем на нее повлияли разные жанры из разных стран. Важными среди них являются Франция (и ее колонии в Америке) и США.

Кубинская музыка имела огромное влияние в других странах. Он способствовал развитию не только джаза и сальсы, но и аргентинского танго, светской жизни Ганы, западноафриканского афробита, доминиканской бачаты и меренге, колумбийской Камбии и испанского фламенко Nuevo, а также арабо-кубинской музыки ( Hanine Y Son Cubano ), разработанный Мишелем Элефтериадесом в 1990-х годах.

Африканские верования и обычаи, безусловно, повлияли на музыку Кубы. Полиритмическая перкуссия - неотъемлемая часть африканской музыки, так как мелодия - часть европейской музыки. Кроме того, в африканской традиции перкуссия всегда сочетается с песнями и танцами, а также с определенной социальной обстановкой. Результатом встречи европейской и африканской культур стало то, что большая часть кубинской популярной музыки креолизирована. Эта креолизация кубинской жизни происходила давно, и к 20-му веку элементы африканской веры, музыки и танца были хорошо интегрированы в популярные и народные формы.

18 и 19 века
Мануэль Саумель

Среди всемирно известных композиторов «серьезного» жанра можно отнести композитора эпохи барокко Эстебана Саласа-и-Кастро (1725–1803), который большую часть своей жизни посвятил обучению и написанию музыки для церкви. За ним последовал в соборе Сантьяго-де-Куба священник Хуан Парис (1759–1845). Парис был исключительно трудолюбивым человеком и крупным композитором. Он поощрял непрерывные и разнообразные музыкальные мероприятия. с.181 Помимо сельской музыки и афро-кубинской народной музыки, наиболее популярным видом городской креольской танцевальной музыки в 19 веке была контраданца, которая возникла как местная форма английского деревенского танца и производных французского контреданса и испанского контраданса. Хотя многие контраданзы были написаны для танцев, с середины века некоторые из них были написаны как легкие классические салонные пьесы для фортепиано. Первым выдающимся композитором этого стиля был Мануэль Саумель (1818–1870), которого иногда соответственно называют отцом креольского музыкального развития Кубы. По словам Хелио Оровио, «после провидческой работы Саумелла все, что оставалось делать, - это развивать его новшества, которые оказали глубокое влияние на историю кубинских националистических музыкальных движений».

Игнасио Сервантес

В руках его преемника Игнасио Сервантеса Кавана фортепианная идиома, связанная с контраданцой, достигла еще большей изощренности. Сервантес был назван Аароном Коплэндом «кубинским Шопеном » из-за его фортепианных произведений в стиле шопинского стиля. Сервантес репутация сегодня опирается почти исключительно на своем знаменитом сорок один Данзас Cubanas, который сказал Карпентир, „занять место, что норвежский Dances из Грига или славянские пляски из Дворжак занимают в музыке своих стран“. Незаконченная опера Сервантеса « Маледетто» забыта.

В 1840-х годах хабанера возникла как томная вокальная песня, использующая ритм контраданзы. (Некубинцы иногда называли кубинские контраданцы «хабанерас».) Хабанера стала популярной в Испании и других странах. Кубинская контраданца / данза также оказала большое влияние на пуэрториканскую данзу, которая продолжала свою динамичную и самобытную карьеру на протяжении 1930-х годов. На Кубе в 1880-х годах контраданца / данза породила дансон, который фактически вытеснил его по популярности.

Лауреано Фуэнтес (1825–1898) происходил из семьи музыкантов и написал первую оперу на острове - «Хиджа де Джефте» (дочь Джефте). Позднее он был расширен и поставлен под названием Seila. Его многочисленные произведения охватывают все жанры. Гаспар Виллате (1851–1891) написал многочисленные и разносторонние произведения, все из которых были сосредоточены на опере. с239 Хосе Уайт (1836–1918), мулат по отцу-испанцу и матери-афрокубанке, был композитором и скрипачом международного уровня. Он научился играть на шестнадцати инструментах и ​​жил на Кубе, в Латинской Америке и в Париже. Его самая известная работа - « Ла Белла Кубана», хабанера.

Л. М. Готтшалк

В середине XIX века в Гавану приехал молодой американский музыкант: Луи Моро Готтшалк (1829–1869), чей отец был еврейским бизнесменом из Лондона, а его мать - белой креолкой французского католического происхождения. Готшальк воспитывался в основном его черной бабушкой и медсестрой Салли, оба из Сен-Доминго. Он был вундеркиндом фортепиано, который слушал музыку и увидеть танцы в Конго площади, Новый Орлеан с детства. Его период на Кубе длился с 1853 по 1862 год, с посещением Пуэрто-Рико и Мартиники. Он сочинил множество креолизованных пьес, таких как habanera Bamboula, Op. 2 (Danse de negres) (1845), название, относящееся к басу афро-карибского барабана; El cocoye (1853), версия ритмической мелодии, уже существующей на Кубе; Contradanza Ojos criollos (Danse cubaine) (1859) и версия Марии де ла О, которая относится к кубинскому певцу-мулату. В этих числах использовались типичные кубинские ритмические паттерны. На одном из своих прощальных концертов он сыграл свою Adiós a Cuba под бурные аплодисменты и крики «браво!». К сожалению, его оценка этому произведению не сохранилась. В феврале 1860 года Готтшалк написал в Гаване огромный труд « La nuit des tropiques». В работе приняли участие около 250 музыкантов и хор из 200 певцов плюс группа tumba francesa из Сантьяго-де-Куба. В следующем году он произвел еще один грандиозный концерт с новым материалом. Эти шоу, вероятно, затмевали все, что видели на острове до или после, и, несомненно, были незабываемыми для тех, кто присутствовал. p147

Классическая и художественная музыка ХХ века
Хосе Марин Варона.

Между концом 19-го и началом 20-го века ряд композиторов преуспели в кубинской музыкальной панораме. Они культивировали такие жанры, как популярная песня и концертная ложь, танцевальная музыка, сарсуэла и народный театр, а также симфоническую музыку. Среди прочих следует упомянуть Юбера де Бланка (1856-1932); Хосе Маури (1856-1937); Мануэль Маури (1857-1939); Хосе Марин Варона ; Эдуардо Санчес де Фуэнтес (1874-1944); Хорхе Анкерманн (1877-1941); Луис Касас Ромеро (1882-1950) и Марио Вальдес Коста (1898-1930).

Гонсало Роиг.

Творчество Хосе Марина Вароны связывает кубинскую музыкальную деятельность конца 19-го и начала 20-го веков. В 1896 году композитор включил в свою зарзуэлу «Эль-Брухо» первую кубинскую гуахиру, которая была задокументирована.

Об этом произведении композитор Эдуардо Санчес де Фуэнтес сказал: «Честная критика недалекого дня принесет автору бессмертной гуахиры« Эль-Брухо »честь, на которую он, несомненно, имеет право в любое время».

Гонсало Роиг (1890–1970) был главной силой в первой половине века. Композитор и оркестровый руководитель, он получил квалификацию фортепиано, скрипки и теории композиции. В 1922 году он был одним из основателей Национального симфонического оркестра, которым он дирижировал. В 1927 году он был назначен директором Гаванской музыкальной школы. Как композитор он специализировался на сарсуэле, музыкальном театре, очень популярном до Второй мировой войны. В 1931 году он стал соучредителем компании bufo (театр комиксов) в Театро Марти в Гаване. Он был композитором самой известной кубинской сарсуэлы, Сесилии Вальдес, по знаменитому роману XIX века о кубинской мулате. Премьера состоялась в 1932 году. Он основал различные организации и часто писал музыкальные произведения.

Одним из величайших кубинских пианистов / композиторов 20 века был Эрнесто Лекуона (1895–1963). Лекуона сочинил более шестисот пьес, в основном в кубинском духе, и был пианистом исключительного качества. Он был плодовитым композитором песен и музыки для сцены и кино. Его произведения состояли из сарсуэлы, афро-кубинских и кубинских ритмов, сюит и многих песен, ставших латинскими стандартами. В их число входят Siboney, Malagueña и The Breeze And I ( Андалусия). В 1942 году его хит « Всегда в моем сердце» ( Siempre en mi Corazon) был номинирован на «Оскар» за лучшую песню; он проиграл Белому Рождеству. Симфонический оркестр Эрнесто Лекуоны исполнил премьеру Черной рапсодии Лекуоны на концерте, посвященном Дню освобождения Кубы, в Карнеги-холле 10 октября 1943 года.

Хотя их музыку сегодня играют редко, Амадео Рольдан (1900–1939) и Алехандро Гарсия Катурла (1906–1940) были кубинскими революционерами в области симфонической музыки в первой половине 20 века. Оба они сыграли свою роль в афрокубанизме : движении в черном. - тематическая кубинская культура, берущая свое начало в 1920-х годах и тщательно проанализированная Фернандо Ортисом.

Ролдан, родившийся в Париже в семье кубинского мулатта и отца-испанца, приехал на Кубу в 1919 году и в 1922 году стал концертмейстером (первая скрипка) в новом оркестре Orquesta Sinfónica de La Habana. Там он встретил Катурлу в шестнадцать лет. вторая скрипка. В состав произведений Ролдана вошли увертюра на кубинские темы (1925) и два балета: «Ребамбарамба» (1928) и « Эль Милагро де Анакиль» (1929). Затем последовали серии Ritmicas и Poema negra (1930) и Tres toques (марш, обряды, танец) (1931). В « Мотивах сына» (1934) он написал восемь пьес для голоса и инструментов по мотивам одноименного стихотворения поэта Николаса Гильена. Его последним сочинением были две детские пьесы для фортепиано (1937). Ролдан умер молодым, в 38 лет, от уродливого рака лица (он был заядлым курильщиком).

Алехандро Гарсия Катурла

После студенческих лет Чатурла прожил всю свою жизнь в небольшом центральном городке Ремедиос, где он стал юристом, чтобы поддерживать свою растущую семью. Его Tres danzas cubanas для симфонического оркестра впервые был исполнен в Испании в 1929 году. Премьера « Бембе» состоялась в Гаване в том же году. Его кубана Обертура выиграла первый приз на национальном конкурсе в 1938 году. Чатурла был убит в 34 года молодым игроком.

Хосе Ардеволь, Гарольд Граматжес, Алехо Карпентье

Основанная в 1942 году под руководством Хосе Ардеволя (1911–1981), каталонского композитора, основанного на Кубе с 1930 года, "Grupo de Renovación Musical" послужила платформой для группы молодых композиторов для развития активного движения с целью улучшение и буквально обновление качества кубинской музыкальной среды. За время своего существования с 1942 по 1948 год группа организовала многочисленные концерты в Гаванском лицее с целью представления широкой публике своих авангардных произведений и способствовала развитию в своих рядах многих будущих дирижеров, искусствоведов, исполнителей и профессоров. Они также начали процесс исследования и переоценки кубинской музыки в целом, обнаружив выдающиеся работы Карло Борболлы и продвигая композиции Саумелла, Сервантеса, Катурлы и Рольдана. "Grupo де Renovación Musical" включены следующие композиторы: Илариу Гонсалес, Харольд Граматджес, Орбон, Хулиан, Хуан Антонио Камара, Serafín Pro, Вирджиния Fleites, Гизела Hernández, Enrique Aparicio Беллвер Argeliers León, Dolores Torres и Эдгардо Мартину. Другими современными кубинскими композиторами, которые были мало или совсем не связаны с "Groupo de Renovación Musical", были: Аурелио де ла Вега, Хоакин Нин-Кульмелл, Альфредо Диес Ньето и Наталио Галан.

Хотя на Кубе многие композиторы написали как классическую, так и популярную креольскую музыку, различие стало более четким после 1960 года, когда (по крайней мере, вначале) режим не одобрял популярную музыку и закрыл большинство ночных клубов, предоставив при этом финансовые средства. поддержка классической музыки, а не креольских форм. С тех пор большинство музыкантов держали свою карьеру на одной стороне невидимой линии. После кубинской революции 1959 года на сцену вышло новое поколение классических музыкантов. Самый важный из них - гитарист Лео Брауэр, который внес значительный вклад в технику и репертуар современной классической гитары и был директором Национального симфонического оркестра Кубы. Его руководство в начале 1970-х годов «Grupo de Experimentacion Sonora del ICAIC» сыграло важную роль в формировании и консолидации движения Nueva trova.

Другими важными композиторами раннего послереволюционного периода, начавшегося в 1959 году, были: Карлос Фариньяс и Хуан Бланко, пионеры «бетонной» и «электроакустической музыки» на Кубе.

Левая колонка, сверху вниз: Армандо Родригес Руидиас, Карлос Малькольм, Хуан Пиньера. Правая колонка, сверху вниз: Флорес Чавиано, Магали Руис, Данило Авилес.

Вслед за ранним послереволюционным поколением группа молодых композиторов начала привлекать внимание публики, которая посещала концерты классической музыки. Большинство из них получили ученые степени в авторитетных школах за пределами страны благодаря стипендиям, предоставленным правительством, например, Серджио Фернандес Баррозу (также известный как Серджио Баррозу ), получивший степень аспиранта в Высшей музыкальной академии в Праге, и Роберто Валера, который учился у Витольда Рудзинского и Анджея Добровольского в Польше. К этой группе принадлежат еще три композитора: Каликсто Альварес, Карлос Малькольм и Эктор Ангуло.

В 1962 году в Гавану приезжает североамериканский композитор Федерико Смит. Он принял кубинскую нацию как свою страну и стал одним из самых опытных музыкантов, живших и работавших на Кубе в то время. Он оставался на Кубе до своей смерти и внес важный вклад в кубинское музыкальное наследие.

В начале 1970-х группа музыкантов и композиторов, большинство из которых окончили Национальную школу искусств и Гаванскую консерваторию, собралась вокруг организации, недавно созданной правительством в качестве младшей секции UNEAC ( Национальный союз писателей и художников Куба ), "Бригада Херманос Саис". Среди ее членов были композиторы Хуан Пиньера (племянник известного кубинского писателя Вирхилио Пиньера), Флорес Чавиано, Армандо Родригес Руидиас, Данило Авилес, Магали Руис, современник Эфраина Амадор Пиньеро и Хосе Хосе. композиторами, менее связанными с организацией, были Хосе Мария Витьер, Хулио Ролофф и Хорхе Лопес Марин.

Таня Леон

После кубинской революции (1959 г.) многие будущие кубинские композиторы эмигрировали в очень молодом возрасте и большую часть своей карьеры сделали за пределами страны. В эту группу входят композиторы Таня Леон, Орландо Хасинто Гарсия, Армандо Транквилино, Одалин де ла Мартинес, Хосе Рауль Бернардо, Хорхе Мартин (композитор) и Рауль Мурчиано.

Классическая и художественная музыка 21 века

В последние десятилетия 20-го века и начало 21-го века в панораму кубинской классической музыки появилось новое поколение композиторов. Большинство из них получили хорошее музыкальное образование в официальной системе художественных школ, созданной правительством Кубы, и закончили Instituto Superior de Arte (ISA). Некоторые из этих композиторов - Луи Франц Агирре, Илеана Перес Веласкес, Кейла Мария Ороско, Вивиана Руис, Фернандо (Арчи) Родригес Альпизар, Ялил Гуэрра, Эдуардо Моралес Касо, Айлем Карвахаль Гомес, Ирина Эскаль. и Эвелин Рамон. Все они эмигрировали и в настоящее время живут и работают в других странах.

Электроакустическая музыка на Кубе

Хуан Бланко был первым кубинским композитором, создавшим электроакустическую пьесу в 1961 году. Эта первая композиция, названная «Musica Para Danza», была создана с помощью только генератора и трех обычных магнитофонов. В результате огромного дефицита, вызванного торговым эмбарго, наложенным на Кубу Соединенными Штатами, доступ к необходимым технологическим ресурсам для производства электроакустической музыки всегда был очень ограничен для всех желающих. По этой причине только в 1969 году другой кубинский композитор, Серджио Баррозу, посвятил себя созданию электроакустических музыкальных композиций.

В 1970 году Хуан Бланко начал работать музыкальным консультантом в Департаменте пропаганды ICAP (Insituto Cubano de Amistad con Los Pueblos). В этом качестве он создал электроакустическую музыку для всех аудиовизуальных материалов, производимых ICAP. После девяти лет работы без возмещения ущерба Бланко наконец получил финансирование для создания электроакустической студии, которая будет использоваться для его работы. Он был назначен директором студии, но с условием, что он будет единственным, кто будет пользоваться объектом.

Через несколько месяцев, не спрашивая разрешения, он открыл Электроакустическую студию для всех композиторов, заинтересованных в работе с электроакустической технологией, создав таким образом Мастерскую электроакустической музыки ICAP (TIME), где он сам провел обучение всех участников. В 1990 году семинар ICAP изменил свое название на Laboratorio Nacional de Música Electroacústica (LNME), и его основной целью было поддержать и продвигать творчество кубинских композиторов и звукорежиссеров.

Спустя несколько лет при Instituto Superior de Arte (ISA) была создана еще одна студия электроакустической музыки. Estudio de Música Electroacústica y por Computadoras (EMEC), в настоящее время именуемый Estudio Carlos Fariñas de Arte Musical (Студия музыкального электроакустического искусства Карлоса Фариньяса), предназначен для обучения электроакустической музыке студентов-композиторов в последние годы их карьеры.

После 1970 года кубинские композиторы, такие как Лео Брауэр, Хесус Ортега, Карлос Фариньяс и Серджио Витьер, также начали создавать электроакустические пьесы; а в 1980-х годах группа композиторов, в которую входили Эдезио Алехандро, Фернандо (Арчи) Родригес Альпизар, Мариетта Веуленс, Мирта де ла Торре, Мигель Бонакеа и Хулио Ролофф, начала получать инструкции и работать в Электроакустической студии ICAP. Список кубинских композиторов, использовавших технологию электроакустики, включает Аргелье Леон, Хуан Пиньера, Роберто Валера, Хосе Лойола, Илеана Перес Веласкес и Хосе Анхель Перес Пуэнтес.

Большинство кубинских композиторов, обосновавшихся за пределами Кубы, работали с электроакустическими технологиями. Среди них композиторы Аурелио де ла Вега, Армандо Транквилино, Таня Леон, Орландо Хасинто Гарсия, Армандо Родригес Руидиас, Айлем Карвахаль Гомес и Ирина Эскаланте Чернова.

Классическая гитара на Кубе
Основная статья: Классическая гитара на Кубе

С 16 по 19 век

Гитара (как она известна сегодня или в одной из ее исторических версий) присутствует на Кубе с момента открытия острова Испанией. Еще в 16 веке музыкант по имени Хуан Ортис из деревни Тринидад упоминается известным летописцем Берналом Диасом дель Кастильо как «gran tañedor de vihuela y viola» («великий исполнитель виуэлы и гитары»).. Другой «виуэлиста», Алонсо Морон из Баямо, также упоминается в хрониках испанских завоеваний 16 века.

Ученик известного испанского гитариста Дионисио Агуадо, Хосе Пруденсио Мунгол был первым кубинским гитаристом, обучавшимся испанской гитарной традиции. В 1893 году он выступил на широко известном концерте в Гаване после возвращения из Испании. Мунгол активно участвовал в музыкальной жизни Гаваны и был профессором консерватории Юбера де Бланка.

20 век и далее

Северино Лопес родился в Матансасе. Он изучал гитару на Кубе у Хуана Мартина Сабио и Паскуаля Роха, а в Испании - у известного каталонского гитариста Мигеля Льобета. Северино Лопес считается инициатором на Кубе гитарной школы, основанной Франсиско Таррегой в Испании.

Клара Ромеро (1888–1951), основательница современной кубинской школы гитары, училась в Испании у Николаса Пратса и на Кубе у Феликса Герреро. В 1931 году она открыла отделение гитары в Гаванской городской консерватории, где также познакомила с преподаванием стиля кубинской народной гитары. В 1940 году она создала Гитарное общество Кубы (Sociedad Guitarrística de Cuba), а также журнал «Гитара» (Guitarra) с целью популяризации деятельности Общества. Она была профессором многих кубинских гитаристов, включая ее сына Исаака Никола и ее дочь Клару (Куки) Никола.

После учебы со своей матерью Кларой Ромеро в Гаванской городской консерватории Исаак Никола (1916–1997) продолжил обучение в Париже у Эмилио Пухоля, ученика Франсиско Таррега. Он также изучал виуэлу с Пухолем и исследовал историю и литературу гитары.

Современная кубинская школа гитары

Лео Брауэр

После кубинской революции в 1959 году Исаак Никола и другие профессора, такие как Марта Куэрво, Клара (Куки) Никола, Марианела Боне и Леопольдина Нуньес, были интегрированы в систему национальных музыкальных школ, где был реализован единый дидактический метод. Это было ядром для последующего развития национальной кубинской школы игры на гитаре, с которой сотрудничало новое поколение гитаристов и композиторов.

Возможно, самый важный вклад в современную технику и репертуар кубинской гитары принадлежит Лео Брауэру (род. 1939). Внук Эрнестины Лекуона, сестры Эрнесто Лекуоны, Брауэр начал учиться игре на гитаре вместе со своим отцом, а через некоторое время продолжил заниматься с Исааком Никола. Он научился гармонии, контрапункту, музыкальным формам и оркестровке, прежде чем закончил обучение в Джульярдской школе и Хартфордском университете.

Новые поколения

С 1960-х годов несколько поколений гитаристов, профессоров и композиторов были сформированы в рамках Кубинской школы гитары в учебных заведениях, таких как Гаванская муниципальная консерватория, Национальная школа искусств и Instituto Superior de Arte. Другие, такие как Мануэль Барруэко, всемирно известный концертмейстер, сделали карьеру за пределами страны. Среди многих других гитаристов, связанных с кубинской школой гитары, являются Карлос Молина, Серхио Витьер, Флорес Чавиано, Эфраин Амадор Пиньеро, Армандо Родригес Руидиас, Мартин Педрейра, Лестер Карродегуас, Марио Дали, Хосе Анхель Перес Пуэнтес и Тереза ​​Мадиедо. В младшую группу входят гитаристы Рей Герра, Альдо Родригес Дельгадо, Педро Каньяс, Лейда Ломбард, Эрнесто Тамайо, Мигель Боначеа, Хоакин Клерч и Ялил Герра.

Классическое фортепиано на Кубе
Основная статья: Классическое фортепиано на Кубе Эрнесто Лекуона

После прибытия на Кубу в конце 18 века пианофорте (обычно называемое фортепиано) быстро стало одним из любимых инструментов кубинского населения. Наряду со скромной гитарой фортепьяно аккомпанировало популярным кубинским «гуарача» и «контраданза» (происходящие из европейских деревенских танцев) в салонах и бальных залах Гаваны и по всей стране. Еще в 1804 году концертная программа в Гаване объявила о вокальном концерте «в сопровождении фортепиано недавно прибывшего выдающегося иностранца», а в 1832 году Хуан Федерико Эдельманн (1795-1848), известный пианист, сын известного эльзасского композитора и пианист, прибыл в Гавану и дал очень успешный концерт в Театре Директор. Ободренный теплым приемом, Эдельманн решил остаться в Гаване, и очень скоро его повысили до важной должности в филармоническом обществе Санта-Сесилия. В 1836 году он открыл музыкальный магазин и издательство.

Один из самых престижных кубинских музыкантов, Эрнесто Лекуона (1895-1963), начал учиться игре на фортепиано со своей сестрой Эрнестиной и продолжил у Пейреллад, Сааведры, Нина и Юбера де Бланка. Вундеркинд, Лекуона, всего в пять лет, дал концерт в Círculo Hispano. Когда он окончил Национальную консерваторию, единогласным решением правления он был удостоен Первой премии и Золотой медали своего класса. Он, безусловно, является кубинским композитором, получившим мировое признание, и его вклад в кубинскую фортепианную традицию считается исключительным.

Классическая скрипка на Кубе
Основная статья: Классическая скрипка на Кубе

С 16 по 18 век

Струнно-смычковые инструменты присутствуют на Кубе с 16 века. Музыкант Хуан Ортис из Вилле Тринидад упоминается летописцем Берналом Диасом дель Кастильо как «великий исполнитель« виуэла »и« альта ». В 1764 году Эстебан Салас-и-Кастро стал новым часовником собора Сантьяго-де-Куба., а для исполнения своих музыкальных обязанностей он рассчитывал на небольшую вокально-инструментальную группу, в которую входили две скрипки.В 1793 году многочисленные колонисты, спасаясь от восстания рабов в Сен-Доминго, прибыли в Сантьяго-де-Куба, а также оркестр, состоящий из флейты, гобоя и др. были основаны кларнет, труба, три рожка, три скрипки, альт, две виолончели и ударные.

С 18 по 19 век

В период перехода от 18 до 19 веков Гаванский Ульпиано Эстрада (1777–1847) давал уроки игры на скрипке и дирижировал оркестром Teatro Principal с 1817 по 1820 годы. Помимо своей деятельности в качестве скрипача, Эстрада вел очень активную музыкальную карьеру. Дирижер многочисленных оркестров, ансамблей и опер, сочиняет множество контраданц и других танцевальных произведений, таких как менуэты и вальсы.

Хосе Вандергатч, бельгийский скрипач, прибыл в Гавану вместе со своим отцом Хуаном и братом Франсиско, также скрипачами. Позже они вернулись в Бельгию, но Хосе поселился в Гаване, где приобрел большое признание. Вандергатч давал многочисленные концерты в качестве солиста и в сопровождении нескольких оркестров примерно в середине 19 века. Он был членом Ассоциации классической музыки, а также директором «Музыкальной ассоциации Сокорро Мутуо де ла Гавана».

Во вселенной классической кубинской скрипки XIX века есть два выдающихся мастера, которых можно считать одними из величайших скрипичных виртуозов всех времен; это Хосе Уайт Лафит и Клаудио Бриндис де Салас Гарридо.

Хосе Уайт в 1856 году после получения награды Парижской консерватории.

Получив первое музыкальное образование от своего отца, виртуозный кубинский скрипач Хосе Уайт Лафит (1835–1918) дал свой первый концерт в Матансасе 21 марта 1854 года. На этом выступлении его сопровождал известный американский пианист и композитор Луи Моро Готтшалк., которые вдохновили его на дальнейшее музыкальное обучение в Париже, а также собрали средства для этой цели.

Хосе Уайт изучал музыкальную композицию в Парижской консерватории с 1855 по 1871 год. Всего через десять месяцев после приезда он получил первую премию в категории скрипки на конкурсе консерватории и получил высокую оценку Джоакино Россини. Позже он был профессором известных скрипачей Джорджа Энеску и Жака Тибо.

С 1877 по 1889 год Уайт был назначен директором Императорской консерватории в Рио-де-Жанейро, Бразилия, где он также служил придворным музыкантом императора Педро II. Позже он вернулся в Париж, где оставался до самой смерти. Знаменитая скрипка под названием «Лебединая песня» была его любимым инструментом, а его самая известная композиция - хабанера «La bella cubana». Уайт также сочинил много других произведений, в том числе концерт для скрипки с оркестром.

Клаудио Хосе Доминго Бриндис де Салас-и-Гарридо, прозванный «Черным Паганини », позирует со своим знаменитым Страдивари.

Клаудио Хосе Доминго Бриндис де Салас-и-Гарридо (1852–1911) был известным кубинским скрипачом, сыном также известного скрипача, контрабасиста и дирижера Клаудио Бриндис де Салас (1800-1972), который дирижировал одним из самых популярных оркестров музыкальной индустрии. Гавана первой половины 19 века называлась «Ла Конча де Оро» (Золотая раковина). Клаудио Хосе превзошел славу и опыт своего отца и добился международного признания.

Клаудио Бриндис де Салас Гарридо начал свое музыкальное образование у своего отца и продолжил у маэстро Хосе Редондо и бельгийца Хосе Вандергатча. Он предложил свой первый концерт в Гаване в 1863 году, в котором Вандегатч участвовал в качестве концертмейстера. В этом мероприятии также принял участие известный пианист и композитор Игнасио Сервантес.

Согласно современной критике, Бриндис де Салас считался одним из самых выдающихся скрипачей своего времени на международном уровне. Алехо Карпентье называл его: «Самый выдающийся темнокожий скрипач 19 века... нечто беспрецедентное в музыкальной истории континента».

Французское правительство назначило его членом Почетного легиона и присвоило дворянский титул «барон». В Буэнос-Айресе он получил настоящего Страдивари, а, живя в Берлине, женился на немецкой даме, был назван камерным музыкантом Императора и получил почетное гражданство этой страны. Бриндис де Салас умер в бедности и забыт в 1911 году от туберкулеза в Буэнос-Айресе, Аргентина. В 1930 году его останки с большим почестями были перенесены в Гавану.

Еще одним выдающимся кубинским скрипачом XIX века был Рафаэль Диас Альбертини (1857–1928). Он учился игре на скрипке у Хосе Вандергатча и Ансельмо Лопеса (1841-1858), известного гаванского скрипача, который также посвятил себя изданию музыки. В 1870 году Альбертини отправился в Париж с целью усовершенствовать свою технику вместе со знаменитым скрипачом Жаном-Дельфином Аларом, а в 1875 году получил первую премию на Парижском конкурсе, в котором он впоследствии участвовал в качестве члена жюри. Он много гастролировал по миру, иногда в сопровождении таких престижных мастеров, как Хьюго Вольф и Камиль Сен-Санс. В 1894 году он вместе с Игнасио Сервантесом провел презентации в важнейших городах Кубы.

Список выдающихся кубинских скрипачей второй половины 19 века и начала 20 века может включать: Мануэля Муньоса Седеньо (р. 1813 г.), Хосе Доминго Буске (р. 1823 г.), Карлоса Анкермана (р. 1829 г.), Антонио Фигероа (р. 1852), Рамон Фигероа (р. 1862), Хуан Торроэлья (р. 1874), Казимиро Зертуча (р. 1880), Хоакин Молина (р. 1884), Марта де ла Торре (1888), Каталино Арджона (р. р. 1895) и Диего Бонилья (1898-).

С 20 по 21 век

В первой половине 20-го века имя Амадео Рольдана (1900–1939) выделяется, потому что, помимо прекрасного скрипача, профессора и дирижера, Ролдан считается одним из самых важных кубинских композиторов всех времен.

После окончания Парижской консерватории в 1935 году, когда ему исполнилось всего 16 лет, известный кубинский скрипач Анхель Рейес (1919–1988) сделал очень успешную карьеру солиста, а также в сопровождении престижных оркестров многих стран. Он обосновался в Соединенных Штатах в очень молодом возрасте, получил награду на конкурсе Исаи в Брюсселе и был профессором Мичиганского и Северо-Западного университетов до своей пенсии в 1985 году.

Эдуардо Эрнандес Азияин (1911-2010) родился в Гаване, начал свои музыкальные занятия в очень раннем возрасте и дал свой первый концерт, когда ему было всего семь лет. Когда ему было 14 лет, он получил Первую премию Муниципальной консерватории Гаваны и был назначен Концертино Гаванского симфонического оркестра. В 1932 году он отправился в Мадрид, чтобы продолжить свое музыкальное образование у профессоров Энрике Фернандеса Арбоса и Антонио Фернандеса Бордаса. С 1954 года Эрнандес Азияин выступал в качестве солиста с оркестрами Парижского концертного общества Pasdeloup и французского Radiodiffusion, "Orquesta Nacional de España", "Orquesta Sinfónica de Bilbao", "Orquesta de Cámara de Madrid" и "Orquesta Sinfónica y de Cámara de San Sebastián", основателем которой он является. В 1968 году он был назначен Первой скрипкой «Cuarteto Clásico» RTVE, участвовал с пианисткой Изабель Пикаса Гонсалес в «Quinteto Clásico de RNE», с которым он давал концерты и делал многочисленные записи в Испании и других странах. Он также много гастролировал по США.

Другие известные кубинские скрипачи первой половины 20 века: Роберо Вальдес Арнау (1919–1974), Альберто Болет и Вирджилио Диаго.

После 1959 года, уже в послереволюционный период, выделяется кубинский скрипач, который внес существенный вклад не только в развитие скрипки и смычковых инструментов, но и в национальную музыкальную культуру в целом.

Эвелио Тьелес начал заниматься музыкой на Кубе со своим отцом, Эвелио Тьелес Солер, когда ему было всего семь лет, и продолжил заниматься музыкой позже с профессором Хоакином Молиной. Между 1952 и 1954 годами Тильес учился игре на скрипке в Париже, Франция, у Жака Тибо и Рене Бенедетти. В 1955 году он вернулся в Париж и учился в Высшей национальной музыкальной консерватории этого города, а в 1958 году продолжил музыкальное образование в консерватории им. Чайковского в Москве, где он был учеником известных скрипачей Давида Ойстраха и Игоря Ойстраха. Тилес получил высшее образование в 1963 году и по рекомендации консерватории продолжал учиться в магистратуре с 1963 по 1966 год у тех же упомянутых профессоров. Тилес также получил профессиональное образование у престижных скрипачей Хенрика Шеринга и Эдуардо Эрнандеса Асиина.

Эвелио Тилес выступал с многочисленными выступлениями в качестве концертного исполнителя в дуэте со своим братом, пианистом Сесилио Тьелесом или в сопровождении Кубинского национального симфонического оркестра и других симфонических и камерных ансамблей. Он выступал вместе с такими престижными дирижерами, как Томас Сандерлинг, Борис Бротт, Энрике Гонсалес Мантичи и Мануэль Дюшен Кузан, среди других.

Тилес обосновался в Испании с 1984 года и преподает скрипку в консерватории Вила-Сека в провинции Таррагона, где он был назначен «Почетным профессором». Он также работал в Высшей консерватории лицея Барселоны в качестве заведующего отделением камерной музыки (1991–1998), заведующего отделением смычковых струнных инструментов (1986–2002) и академического директора (2000–2002).

Помимо выдающейся карьеры концертного исполнителя и профессора, в послереволюционный период Тилес продвигал и организовывал на Кубе обучение игре на смычковых струнных инструментах, в основном, игре на скрипке.

Еще одна выдающаяся скрипачка - профессор Алла Таран (1941). Она образовалась как скрипачка на родине на Украине и работала профессором практики камерного ансамбля. Таран обосновалась на Кубе с 1969 года.

Альфредо Муньос (1949) начал изучать игру на скрипке в Консерватории Орбон в Гаване, Куба, а затем продолжил обучение в Национальной школе искусств и Высшем художественном институте (ISA). Он присоединился к Национальному симфоническому оркестру как скрипач в 1972 году и с тех пор очень активно выступает в качестве солиста и участника Белого трио на Кубе и за рубежом. В настоящее время он является профессором Высшего художественного института (ISA).

Другими кубинскими скрипачами, которые сделали карьеру между 20 и 21 веками, являются: Армандо Толедо (1950), Хулиан Корралес (1954), Мигель дель Кастильо и Рикардо Хустис.

21-го века

Уже в начале 21 века заслуживают внимания скрипачи Ильмар Лопес-Гавилан, Мирелис Морган Вердеция, Ивонн Рубио Падрон, Патрисия Кинтеро и Рафаэль Мачадо.

Опера на Кубе
Основная статья: Опера на Кубе

Опера присутствует на Кубе с последней половины 18 века, когда был построен первый полноценный театр под названием Колизео. С тех пор и по настоящее время кубинский народ очень любит оперу, и многие кубинские композиторы культивируют оперный жанр, иногда с большим успехом на международном уровне.

19 век

Первое задокументированное оперное событие в Гаване произошло в 1776 году. Это представление было упомянуто в заметке, опубликованной в газете Diario de La Habana 19 декабря 1815 года: «Сегодня, среда, 19 числа текущего года, если позволяет погода, новая трагедия. Будет исполнена заслуженная опера в трех действиях, содержащая 17 музыкальных произведений, под названием « Заброшенная Дидона»... Это одна из премьерных драм французского театра. В Италии драма известного Метастазио заслужила особенных аплодисментов и была спета в этом городе 12 октября 1776 года ».

Кристобаль Мартинес Коррес был первым кубинским оперным композитором, но его произведения, такие как « Контрабандистка» и « Дон папанеро», никогда не были представлены на премьере и не сохранились до настоящего времени. Мартинес Коррес родился в Гаване в 1822 году. Когда ему было всего девять лет, он вместе с семьей основал свою резиденцию во Франции; а позже они отправились в Италию. Третья опера « Сафо» из-за его преждевременной кончины так и не вышла за пределы ранней творческой стадии. Мартинес Коррес умер в Генуе в 1842 году.

Гаспар Вильяте-и-Монтес родился в Гаване в 1851 году и с ранних лет проявил большой музыкальный талант. В детстве он начал учиться игре на фортепиано у Николаса Руиса Эспадеро, а в 1867 году, когда ему было всего 16 лет, он написал свою первую оперу по драме Виктора Гюго под названием « Анджело, тирано де Падуя». Год спустя, в начале войны 1868 года, он отправился в Соединенные Штаты со своей семьей и по возвращении в Гавану в 1871 году написал еще одну оперу под названием Las primeras armas de Richelieu.

Виллат отправился во Францию ​​с целью продолжить свое музыкальное образование в Парижской консерватории, где он учился у Франсуа Базена, Викториана де Жонсьера и Адольфа Данхаузера. Он сочинил множество инструментальных произведений, таких как контраданцы, хабанеры, романсы и вальсы, а в 1877 году он с большим успехом провел премьеру своей оперы « Зилия» в Париже, которая была представлена ​​в Гаване в 1881 году. С тех пор Виллате сосредоточил свои усилия в основном на опере и сочинял музыку. такие произведения, как «Зарина» и « Бальтазар», премьера которых состоялась соответственно в Ла Хайя и Театро Реал де Мадрид. Известно, что он работал над оперой на кубинскую тему « Кристобаль Колон», но ее рукопись утеряна.

Виллат умер в Париже в 1891 году, вскоре после того, как начал сочинять лирическую драму « Люцифер», от которой сохранились некоторые фрагменты.

С 1901 по 1959 год

Эдуардо Санчес де Фуэнтес родился в Гаване в 1874 году в творческой семье; его отец был писателем, а мать пианисткой и певицей. Он начал свое музыкальное образование в консерватории им. Юбера де Бланка, а позднее брал уроки у Карлоса Анкерманна. Он также получил степень юриста в 1894 году. Когда Санчесу де Фуэнтесу было всего 18 лет, он сочинил знаменитую хабанеру «Ту», которая имела выдающийся международный успех. Алехо Карпентье сказал, что это «самая известная Хабанера».

26 октября 1898 года Санчес де Фуэнтес представил в Театре Альбису в Гаване свою первую оперу « Юмури», основанную на теме колонизации острова. В нем принцесса-абориген влюбляется в красивого испанского завоевателя, который похищает ее на свадебной церемонии с другим коренным персонажем. В конце, во время побега, оба трагически погибают во время землетрясения. Санчес де Фуэнтес сочинил еще пять опер: Эль Науфраго (1901), Долороза (1910), Дорея (1918), Эль Каминанте (1921) и Кабелия (1942).

С 1960 г. по настоящее время

Один из самых активных и выдающихся композиторов своего поколения, Серджио Фернандес Баррозо (также известный как Серджио Баррозу ) (1946), является автором оперы под названием La forma del camino, которая также имеет дополнительное название s-XIV-69. (что означает Siglo XIV - 1969). Приблизительно 60 минут в этом произведении используется в качестве сценария рассказ из Пополь Вух (священный текст культуры майя) о мифических братьях Хун-Ахпу и Иксбаланке. В партитуре вошли солисты и хор из девяти смешанных голосов в сопровождении инструментальной группы и электроакустической квадрофонической системы. Сцена требует возвышения сцены над пространственным положением хора, участники которой носят смокинги, в отличие от более повседневной одежды солистов. Все певцы носят индийские маски.

В последнее время выделяются работы двух молодых кубинских композиторов, Хорхе Мартина (композитор) и Луи Франца Агирре.

Хорхе Мартин (1959) родился в Сантьяго-де-Куба и обосновался в США в очень молодом возрасте. Он изучал музыкальную композицию в Йельском и Колумбийском университетах. Он написал три лирических пьесы: « Зверь» и «Супер-чудовище», серию из четырех опер в одном действии каждая, основанную на рассказах Саки; Тобермори, одноактная опера, получившая первый приз на Пятой биеннале Национальной оперной ассоциации (США) и представленная в нескольких городах США; и « Перед наступлением ночи» - опера, основанная на знаменитой автобиографии кубинского писателя, драматурга и поэта Рейнальдо Аренаса, известного диссидента от правительства Фиделя Кастро.

Луи Франц Агирре (1968) в настоящее время является одним из самых плодовитых и известных кубинских композиторов на международном уровне. В его каталог входят четыре оперные произведения: « Эббо» (1998), премьера которого состоялась 17 января 1999 года в театре Brotfabrik в Бонне, Германия; Ogguanilebbe (Литургия божественного слова) (2005), премьера состоялась в Salla dil Parlamento d'il Castello di Udine, Италия. Йо эль Супремо (Комическая игра с Диктатором в одном действии), премьера которой состоялась 27 октября 2015 года в Театре Галилео, Мадрид, Испания, и Путь мертвой любви (Теогония: оперный манифест), заказанный ансамблем Lydenskab и финансируемый KODA., Дания. Премьера состоялась 24 февраля 2017 года в Годсбанене, Орхус, Дания, в рамках культурной столицы Европы 2017 года.

Музыковедение на Кубе
Основная статья: Музыковедение на Кубе Алехо Карпентье

На протяжении многих лет кубинский народ накопил богатый музыковедческий материал, созданный многочисленными исследователями и экспертами по этому вопросу. Работы некоторых авторов, которые предоставили информацию о музыке на Кубе в 19 веке, обычно включались в хроники, охватывающие более общие темы. Первые исследования и исследования, специально посвященные музыкальному искусству и практике, не появлялись на Кубе до начала 20 века.

В список важных личностей, которые внесли свой вклад в музыковедение на Кубе, входят Фернандо Ортис, Эдуардо Санчес де Фуэнтес, Эмилио Гренет, Алехо Карпентье, Аргелье Леон, Мария Тереза ​​Линарес, Пабло Эрнандес Балагер, Альберто Мугерчиа и Зойла Лапике.

Второе поколение музыковедов, сформировавшееся после кубинской революции 1959 года, включает: Зойлу Гомес, Викторию Эли, Альберто Ален Перес, Роландо Антонио Перес Фернандес и Леонардо Акоста.

Совсем недавно группа молодых кубинских музыковедов заработала заслуженную репутацию в международной академической среде благодаря своей солидной исследовательской работе. Некоторые из самых известных членов этой группы: Мириам Эскудеро Суастеги, Лилиана Гонсалес Морено, Иван Сезар Моралес Флорес и Пабло Алехандро Суарес Марреро.

Популярная музыка

Испаноязычное наследие

Очевидно, что первая популярная музыка, сыгранная на Кубе после испанского завоевания, была принесена самими испанскими завоевателями и, скорее всего, была заимствована из испанской популярной музыки, модной в 16 веке. С 16 по 18 века некоторые танцевальные песни, появившиеся в Испании, были связаны с латиноамериканской Америкой или, как считается, возникли в Америке. У некоторых из этих песен с живописными названиями, таких как Сарабанда, Чакона, Замбапало, Ретамбико и Гурумбе, среди прочих, есть общая черта, характерный ритм, который называется Hemiola или Sesquiáltera (в Испании).

Вертикальная гемиола. Играть