Убийство в соборе является стихотворной драмы по Т. С. Элиота, впервые исполненная в 1935 году, которая изображает убийство архиепископа Томаса Бекета в Кентерберийский собор во время правления Генриха II в 1170Элиотзначительной степени опиралась на написание Эдварда Грима, клеркомкоторый был очевидцем события.
Некоторые материалы, которые продюсер попросил Элиота удалить или заменить во время написания, были преобразованы в стихотворение « Сгоревший Нортон ».
Действие происходит между 2 и 29 декабря 1170 года и описывает дни, предшествовавшие мученической смерти Томаса Беккета после его семилетнего отсутствия во Франции. Внутренняя борьба Беккета находится в центре внимания пьесы.
Книга разделена на две части. Действие первой части происходит в зале архиепископа Томаса Беккета 2 декабря 1170 года. Спектакль начинается с пения хора, предвещающего грядущее насилие. Хор - ключевая часть драмы, его голос меняется и развивается во время пьесы, предлагая комментарии о действии и обеспечивая связь между аудиторией и персонажами и действием, как в греческой драме. Присутствуют три священника, которые размышляют об отсутствии Беккета и росте светской власти. Вестник объявляет о прибытии Беккета. Беккет сразу же задумывается о своем грядущем мученичестве, которое он принимает и которое понимается как признак его собственного эгоизма - его роковой слабости. Приходят искусители, трое из которых соответствуют искушениям Христа.
Первый искуситель предлагает перспективу физической безопасности.
Послушайте совета друга. Оставьте в покое, иначе ваш гусь может быть приготовлен и съеден до мозга костей.
Второй предлагает власть, богатство и славу в служении королю.
Чтобы посадить великих, защитить бедных, Под престолом Божьим может человек сделать больше?
Третий искуситель предлагает коалицию с баронами и шанс противостоять королю.
Для нас благосклонность Церкви будет преимуществом, Благословение Папы мощной защитой В борьбе за свободу. Ты, мой Господь, с нами, сразишься хорошим ударом
Наконец, четвертый искуситель побуждает его искать славы мученичества.
Вы держите ключи от рая и ада. Сила связывать и освобождать: связывать, Фома, связывать, король и епископ под пятой. Король, император, епископ, барон, король:
Беккет отвечает всем искусителям и, в частности, обращается к аморальным внушениям четвертого искусителя в конце первого акта:
Теперь мой путь ясен, теперь смысл ясен: искушения такого рода больше не придут. Последнее искушение - величайшая измена: поступить правильно по неправильной причине.
Интерлюдия пьесы - это проповедь, которую Беккет произнес в рождественское утро 1170 года. Речь идет о странном противоречии, заключающемся в том, что Рождество - это день и траура, и радости, что христиане также делают для мучеников. В конце своей проповеди он объявляет: «Возможно, через короткое время у вас может быть еще один мученик». В проповеди мы видим что-то от абсолютного спокойствия Беккета, поскольку он решает не искать святости, а принять свою смерть как неизбежную и часть лучшего целого.
Действие второй части пьесы происходит в Зале архиепископа и в соборе 29 декабря 1170 года. Прибывают четыре рыцаря с «Срочным делом» от короля. Эти рыцари слышали, как король говорил о своем разочаровании в Беккете, и истолковали это как приказ убить Беккета. Они обвиняют его в предательстве, и он утверждает, что верен. Он велит им публично обвинить его, и они нападают на него, но вмешиваются священники. Священники настаивают, чтобы он ушел и защитился, но он отказывается. Рыцари уходят, и Бекет снова говорит, что готов умереть. Хор поет, что они знали, что этот конфликт приближается, что он давно был в ткани их жизней, как мирских, так и духовных. Хор снова размышляет о надвигающейся разрухе. Томаса отводят в Собор, где рыцари врываются и убивают его. Хор сетует: «Очистите воздух! Очистите небо! »И« Земля грязна, вода грязна, наши звери и мы осквернены кровью ».
В конце пьесы рыцари обращаются к публике, чтобы защитить свои действия. В то время как остальная часть пьесы написана в стихах, их оправдательные речи написаны поразительно современной прозой. Они утверждают, что, хотя они понимают, что их действия будут расценены как убийство, это было необходимо и оправдано, чтобы власть церкви не подорвала стабильность государства.
Джордж Белл, епископ Чичестера, сыграл важную роль в том, чтобы Элиот работал писателем с продюсером Э. Мартином Брауном в постановке театрализованной пьесы «Скала» (1934). Затем Белл попросил Элиота написать еще одну пьесу для Кентерберийского фестиваля в 1935 году. Элиот согласился сделать это, если Браун снова поставит пьесу (он это сделал). Первое выступление было дано 15 июня 1935 года в Доме капитула Кентерберийского собора. Роберт Спейт сыграл роль Беккета. Затем постановка переехала в Театр Меркьюри, Ноттинг-Хилл-Гейт в Лондоне, где проходила несколько месяцев.
Спектакль с Робертом Спейтом в главной роли транслировался в прямом эфире британской телекомпанией BBC в 1936 году, в течение первых нескольких месяцев ее вещания.
Позже по пьесе был снят одноименный черно-белый фильм. Он был снят австрийским режиссером Джорджем Хеллерингом на музыку венгерского композитора Ласло Лайта и получил Гран-при на Венецианском кинофестивале в 1951 году. Он был выпущен в Великобритании в 1952 году. В фильме не видно четвертого искусителя. Его голос принадлежал самому Элиоту.
Спектакль является основой оперы « Assassinio nella cattedrale » итальянского композитора Ильдебрандо Пиццетти, впервые исполненной в Ла Скала в Милане в 1958 году.
Полные записи спектакля включают следующее, где актер играет Беккета.
В 1951 году на первой лекции памяти Теодора Спенсера в Гарвардском университете Элиот подверг критике свои собственные пьесы во второй половине лекции, в частности пьесы « Убийство в соборе», «Семейное воссоединение» и «Коктейльная вечеринка». Лекция была опубликована как « Поэзия и драма», а затем вошла в сборник Элиота « О поэзии и поэтах » 1957 года.
В серии 3, эпизод 2 (1972), Летающий цирк Монти Пайтона использовал пьесу в качестве основы для рекламы продукта для похудения Trim-Jeans Theater:
Священник: Я здесь. Не предатель короля.
Первый рыцарь: отпустите всех, кого вы отлучили от церкви.
Второй рыцарь: откажитесь от присвоенных вам полномочий.
Третий рыцарь: возобновите послушание, которое вы нарушили.
Четвертый рыцарь: уменьшите размеры бедер, бедер, ягодиц и живота на несколько сантиметров.
В 1982 году пьеса была высмеяна канадско-американским телешоу SCTV. В типично сюрреалистическом SCTV эскиза, игра представлена НАСА и « Базз Олдрин «s Mercury III игроки»с космосом подходят космонавтам как актеры, и разбирательств рассказанных Уолтер Кронкайт, как если бы они были лунные миссиями НАСА. «[Передача в скафандре от астронавта] Центр управления полетом... Я думаю, мы нашли тело». Миссия прерывается, когда двери собора не откроются, и даже не Бекет внекорабельной активность может открыть их. [1]