Мукаддима

редактировать
Для использования в других целях, см Мукаддима (значения).
Мукаддима
Мукаддима Ибну Халдун Имам Хайрул Аннас.JPG
Автор Ибн Халдун
Оригинальное название مقدّمة ابن خلدون
Страна Тунис
Язык арабский
Опубликовано 1377

Мукаддим, также известный как Мукаддиме Ибн Халдун ( арабский язык : مقدمة ابن خلدون) или Ибн Халдун Пролегомены ( древнегреческий : Προλεγόμενα), это книга, написанная арабским историк Ибн Хальдун в 1377 году, который записывает раннее представление о всемирной истории. Некоторые современные мыслители рассматривают его как первую работу, посвященную социальные науки о социологии, демографии и истории культуры. Мукаддима также имеет дело с исламской теологии, историографии, в философии истории, экономики, политической теории и экологии. Он также был описан как предшественник или ранний представитель социального дарвинизма и дарвинизма.

Ибн Халдун написал это произведение в 1377 году как вводную главу и первую книгу своего запланированного труда по всемирной истории, Китабу ль-бар («Книга уроков»; полное название: Китабу ль-ибари ва Дивани ль-Мубтада вал- Табар фи аями ль-араб валь-хаджам валь-барбар, ваман асарахум мин Дхави ш-Шалняни ль-Акбар, то есть: «Книга уроков, запись начала и событий в истории арабов, иностранцев и берберов и их могущественных современников». "), но уже при его жизни оно стало рассматриваться как самостоятельное произведение.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Этимология
  • 2 Социология
    • 2.1 ʿАсабийя
  • 3 Экономика
    • 3.1 Кривая Лаффера
  • 4 Историография
    • 4.1 Исторический метод
    • 4.2 Философия истории
    • 4.3 Системная предвзятость
  • 5 исламское богословие
    • 5.1 Шариат и фикх
  • 6 Естественные науки
    • 6.1 Биология
    • 6.2 Алхимия
  • 7 Политическая теория
  • 8 ссылки
    • 8.1 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
Этимология

Мукаддима (مقدمة) - арабское слово, обозначающее «Пролог» или «Введение», чтобы представить большую работу.

Социология

ʿАсабийя

Основная статья: Асабийя

Концепция « хасабийя » (по- арабски : «трайбализм, кланизм, коммунитаризм» или в современном контексте «национализм») является одним из наиболее известных аспектов мукаддима. По мере того, как этот хасабийа приходит в упадок, его место может занять другой, более убедительный хасабийа; таким образом, цивилизации возникают и падают, и история описывает эти циклы хасабийи по мере их развития.

Ибн Халдун утверждает, что каждая династия несет в себе семена собственного падения. Он объясняет, что правящие дома, как правило, возникают на периферии великих империй и используют единство этих областей в своих интересах, чтобы вызвать смену руководства. По мере того, как новые правители утверждаются в центре своей империи, они становятся все более расслабленными и все больше озабочены поддержанием своего образа жизни. Таким образом, новая династия может возникнуть на периферии их контроля и произвести смену руководства, начав цикл заново.

Экономика
Смотрите также: исламская экономика Статуя Ибн Халдуна в Тунисе

Ибн Халдун писал об экономической и политической теории в Мукаддима, связывая свои мысли о Хасабийе с разделением труда: чем выше социальная сплоченность, тем сложнее может быть разделение, тем выше экономический рост :

Когда цивилизация [население] увеличивается, доступная рабочая сила снова увеличивается. В свою очередь, роскошь снова возрастает вместе с увеличением прибыли, а также возрастают обычаи и потребности в роскоши. Ремесла созданы для получения предметов роскоши. Их ценность увеличивается, и, как следствие, прибыль в городе снова увеличивается. Производство там процветает даже больше, чем раньше. То же самое и со вторым и третьим увеличением. Весь дополнительный труд служит роскоши и богатству, в отличие от первоначального труда, который служил жизненной необходимости.

Ибн Халдун отметил, что рост и развитие положительно стимулируют как спрос, так и предложение, и что силы спроса и предложения определяют цены на товары. Он также отметил влияние макроэкономических факторов роста населения, развития человеческого капитала и технологических достижений на развитие. Ибн Халдун считал, что рост населения зависит от богатства.

Он понимал, что деньги служат стандартом ценности, средством обмена и хранителем стоимости, хотя он не осознавал, что стоимость золота и серебра изменяется в зависимости от силы спроса и предложения. Ибн Халдун также представил трудовую теорию стоимости. Он описал труд как источник стоимости, необходимый для любого заработка и накопления капитала, что очевидно в случае ремесла. Он утверждал, что даже если заработок «является результатом чего-то другого, кроме ремесла, стоимость полученной прибыли и приобретенного (капитала) должна (также) включать стоимость труда, с помощью которого он был получен. Без труда это было бы невозможно. приобретенный."

Его теорию хасабийи часто сравнивают с современной кейнсианской экономической теорией, при этом теория Ибн Халдуна четко содержит концепцию мультипликатора. Решающее различие, однако, заключается в том, что в то время как для Джона Мейнарда Кейнса это в средний класс «сек больше склонность к сбережению, что виноват в экономической депрессии, Ибн Хальдун это правительственная склонность к сбережению в период, когда инвестиционные возможности не принимать увеличить резерв, который приводит к совокупному спросу.

Другая современная экономическая теория, которую предвосхитил Ибн Халдун, - это экономика предложения. Он «утверждал, что высокие налоги часто были фактором, приводившим к краху империй, в результате чего более низкие доходы собирались за счет высоких ставок». Он написал:

Следует знать, что в начале династии налогообложение приносило большой доход с небольших взносов. В конце династии налогообложение приносило небольшой доход от крупных взносов.

Кривая Лаффера

Ибн Халдун представил концепцию, ныне широко известную как кривая Лаффера, согласно которой повышение налоговых ставок первоначально увеличивает налоговые поступления, но в конечном итоге повышение налоговых ставок приводит к уменьшению налоговых поступлений. Это происходит потому, что слишком высокая ставка налога отпугивает производителей в экономике.

Ибн Халдун использовал диалектический подход для описания социологических последствий выбора налога (который теперь составляет часть экономической теории):

На ранних стадиях существования государства налоги невелики по своему размеру, но приносят большой доход... Со временем, когда короли сменяют друг друга, они теряют свои племенные привычки в пользу более цивилизованных. Их потребности и потребности растут... из-за роскоши, в которой они выросли. Следовательно, они облагают своих подданных новыми налогами... и резко повышают ставки старых налогов, чтобы увеличить свой урожай... Но влияние этого повышения налогов на бизнес дает о себе знать. Ибо бизнесменов вскоре разочаровывает сравнение своей прибыли с бременем налогов... Следовательно, производство падает, а вместе с ним и доходы от налогообложения.

Этот анализ очень похож на современную экономическую концепцию, известную как кривая Лаффера. Лаффер не утверждает, что сам изобрел эту концепцию, отмечая, что эта идея присутствовала в работах Ибн Халдуна и, совсем недавно, Джона Мейнарда Кейнса.

Историография
Смотрите также: Историография раннего ислама и социология в средневековом исламе

Мукаддима также проводится как основополагающая работа для школ историографии, истории культуры и философии истории. Мукаддимо также заложила основу для наблюдения роли государства, коммуникации, пропаганды и систематической предвзятости в истории.

Франц Розенталь писал в Истории мусульманской историографии:

Мусульманская историография во все времена была объединена теснейшими связями с общим развитием исламской науки, и положение исторического знания в мусульманском образовании оказало решающее влияние на интеллектуальный уровень историографии... определенное продвижение по сравнению с предыдущими историческими работами в области социологического понимания истории и систематизации историографии. Развитие современного исторического письма, кажется, значительно ускорилось и существенно увеличилось благодаря использованию мусульманской литературы, которая позволила западным историкам, начиная с семнадцатого века, видеть большую часть мира чужими глазами. Мусульманская историография косвенно и скромно помогла сформировать современное историческое мышление.

Исторический метод

Мукаддима утверждает, что история является философской наукой, и историки должны опровергать мифы. Ибн Халдун подходил к прошлому как к странному и нуждающемуся в интерпретации. Оригинальность Ибн Халдуна заключалась в утверждении, что культурные различия другой эпохи должны определять оценку соответствующего исторического материала, различать принципы, согласно которым можно было бы попытаться оценить, и, наконец, почувствовать потребность в опыте. в дополнение к рациональным принципам, чтобы оценить культуру прошлого. Ибн Халдун часто критиковал «праздное суеверие и некритическое принятие исторических данных». В результате он представил научный метод изучения истории, который считался чем-то «новым для его времени», и он часто называл это своей «новой наукой», теперь связанной с историографией.

Философия истории

Ибн Халдун считается пионером философии истории. Дауд пишет о мукаддиме:

Его можно рассматривать как самую раннюю попытку любого историка обнаружить закономерность в изменениях, происходящих в политической и социальной организации человека. Рациональный по своему подходу, аналитический по своему методу, энциклопедический в деталях, он представляет собой почти полный отход от традиционной историографии, отбрасывающий общепринятые концепции и клише и ищущий, помимо простой хроники событий, объяснение - и, следовательно, философию истории.

Системная предвзятость

Мукаддима подчеркнул роль системного смещения, влияющим на уровень доказательств. Халдун был весьма озабочен эффектом повышения уровня доказательности при столкновении с неудобными заявлениями и ослабления его, когда выдвигались утверждения, которые казались разумными или удобными. Он был юристом и иногда неохотно участвовал в решениях, которые, по его мнению, были принудительными, основанными на аргументах, которые он не уважал. Помимо аль-Макризи (1364–1442), целенаправленная попытка Ибн Халдуна систематически изучать и объяснять предубеждения в создании истории не будет повторяться до тех пор, пока Георг Гегель, Карл Маркс и Фридрих Ницше в Германии 19-го века не увидят Арнольда. Дж. Тойнби, британский историк ХХ века.

Ибн Халдун также исследует, почему на протяжении всей истории историки были обычным делом делать сенсационные исторические события и, в частности, преувеличивать числовые цифры:

Всякий раз, когда современники говорят о своих династических армиях или недавних временах, и всякий раз, когда они участвуют в дискуссиях о мусульманских или христианских солдатах, или когда они доходят до подсчета налоговых поступлений и денег, потраченных правительством, затрат расточительных трат и товары, имеющиеся в наличии у богатых и преуспевающих людей, обычно преувеличиваются, выходят за рамки обычного и поддаются соблазну сенсационности. Когда ответственных должностных лиц задают вопрос об их армиях, когда оценивают имущество и активы богатых людей и когда затраты экстравагантных расточителей рассматриваются в обычном свете, выясняется, что эти цифры составляют десятую часть того, что эти люди сказал. Причина проста. Это обычное стремление к сенсационности, легкость, с которой можно просто упомянуть более высокую цифру, и игнорирование рецензентов и критиков.

Исламское богословие

Мукаддимо содержат дискуссии по исламской теологии, которые показывают, что Ибн Халдун был последователем ортодоксального Ашари школы суннитского исламского мышления и сторонник аль-Газали религиозные взгляды «s. Он также был критиком неоплатонизма, особенно его представления об иерархии бытия.

Мукаддима охватывает историческое развитие калама и различные школы исламской мысли, в частности Mu'tazili и Ash'ari школ. Ибн Халдун, будучи последователем школы Ашари, критикует взгляды школы Мутазили и основывает свою критику на взглядах Абу аль-Хасана аль-Ашари, которого он описывает как «посредника между различными подходит в калам ». Ибн Халдун также освещает историческое развитие исламской логики в контексте теологии, поскольку он рассматривал логику как отличную от ранней исламской философии и считал, что философия должна оставаться отдельной от теологии. Книга также содержит комментарии к стихам из Корана.

Шариат и фикх

Ибн Халдун был исламским юристом и обсуждал темы шариата (исламского права) и фикха (исламской юриспруденции) в своей мукаддиме. Ибн Халдун писал, что « Юриспруденция - это знание классификации законов Бога ». Что касается юриспруденции, он признал неизбежность изменений во всех аспектах сообщества и написал:

Условия, обычаи и верования народов и наций не могут бесконечно следовать одному и тому же образцу и придерживаться постоянного курса. Скорее, это смена дней и эпох, а также переход из одного состояния в другое... таков закон Божий, который имел место в отношении Его подданных.

Ибн Халдун далее описал юриспруденцию фикха как «знание правил Бога, которые касаются действий лиц, которые сами обязаны подчиняться закону, уважая то, что требуется ( ваджиб ), запрещено ( харам ), рекомендуется ( мандуб ), не одобряется ( макрух )». или просто разрешено ( мубах ) ".

Природные науки

Биология

Некоторые мысли Ибн Халдуна, по мнению некоторых комментаторов, предвосхищают биологическую теорию эволюции. Ибн Халдун утверждал, что люди произошли из «мира обезьян» в процессе, в результате которого «виды становятся более многочисленными» в главе 1 Мукаддима:

Затем следует взглянуть на мир творения. Все началось с минералов и постепенно, изобретательно, постепенно перешло к растениям и животным. Последняя стадия минералов связана с первой стадией растений, таких как травы и бессемянные растения. Последняя стадия растений, таких как пальмы и виноградная лоза, связана с первой стадией животных, таких как улитки и моллюски, которые обладают только силой прикосновения. Слово «связь» в отношении этих созданных вещей означает, что последняя стадия каждой группы полностью подготовлена, чтобы стать первой стадией новейшей группы. Затем животный мир расширяется, его виды становятся многочисленными, и в процессе постепенного созидания он, наконец, приводит к появлению человека, способного мыслить и размышлять. Высшая ступень человека достигается из мира обезьян, в котором обнаруживаются и проницательность, и восприятие, но который еще не достиг стадии действительного размышления и мышления. Здесь мы подошли к первой стадии человека. Это все, что касается нашего (физического) наблюдения.

Ибн Халдун считал, что люди являются наиболее развитой формой животных в том смысле, что они обладают способностью рассуждать. В главе 6 Мукаддима также говорится:

Мы объяснили там, что все существование во (всех) его простых и сложных мирах организовано в естественном порядке восхождения и нисхождения, так что все составляет непрерывный континуум. Сущности в конце каждой отдельной стадии миров по своей природе подготовлены к преобразованию в сущность, смежную с ними, либо выше, либо ниже их. Так обстоит дело с простыми материальными элементами; так обстоит дело с пальмами и виноградными лозами, (которые составляют) последнюю стадию растений в их отношении к улиткам и моллюскам, (которые составляют) (низшую) стадию животных. То же самое и с обезьянами, созданиями, сочетающими в себе ум и восприятие, в их отношении к человеку, существу, обладающему способностью думать и размышлять. Готовность (к трансформации), существующая с обеих сторон, на каждой стадии миров, подразумевается, когда (мы говорим об) их соединении.

У растений нет такой тонкости и силы, как у животных. Поэтому мудрецы редко обращались к ним. Животные - последняя и последняя стадия трех преобразований. Минералы превращаются в растения, а растения в животных, но животные не могут превратиться во что-то более прекрасное, чем они сами.

Его эволюционные идеи кажутся похожими на те, что можно найти в Энциклопедии Братства Чистоты. Ибн Халдун также был приверженцем экологического детерминизма. Он считал, что черная кожа, обычаи и обычаи жителей Африки к югу от Сахары связаны с жарким климатом региона, теория, на которую, согласно Розенталю, могло повлиять греческие географические идеи, изложенные в Тетрабиблосе Птолемея. Ибн Халдун рассматривал хамитскую теорию, согласно которой сыновья Хама стали черными в результате проклятия Бога, как миф.

Алхимия

Ибн Халдун был критиком практики алхимии. Мукаддима обсуждает историю алхимии, взгляды алхимиков, такие как Джабир ибн Hayyan, и теория о трансмутации металлов и эликсир жизни. Одна глава книги содержит систематическое опровержение алхимии по социальным, научным, философским и религиозным мотивам.

Он начинает свое опровержение на социальных основаниях, утверждая, что многие алхимики неспособны зарабатывать на жизнь и в конечном итоге «теряют доверие из-за тщетности своих попыток», и заявляет, что если бы трансмутация была возможна, непропорциональный рост золота и серебра » сделают транзакции бесполезными и противоречат божественной мудрости ". Он утверждает, что некоторые алхимики прибегать к мошенничеству, либо открыто, применяя тонкий слой золота поверх серебряных украшений или тайно используя процедуру искусственного покрытия отбеленной меди с сублимированной ртутью.

Ибн Халдун утверждает, что большинство алхимиков честны и верят, что трансмутация металлов возможна, но он утверждает, что трансмутация является неправдоподобной теорией, поскольку до сих пор не было успешных попыток. Он заканчивает свои аргументы повторением своей позиции: «Алхимия может быть достигнута только с помощью психических воздействий ( би-та'тират ан-нуфус). Необычные вещи - это либо чудеса, либо колдовство... Они безграничны; никто не может претендовать на приобретение их."

Политическая теория
См. Также: Asabiyyah

В Мукаддима ' S вводные замечания, Ибн Халдун согласуется с классическим республиканством из аристотелевского положения, что человек является политическим по своей природе, и взаимозависимость этого человека создает необходимость политического сообщества. Тем не менее он утверждает, что люди и племена должны защищаться от потенциальных нападений, и таким образом формируются политические сообщества. Клей, который скрепляет такие племена и в конечном итоге формирует «царскую власть» или государство, согласно Ибн Халдуну, - это хасабийя. Он утверждает, что лучший тип политического сообщества - это халифат или исламское государство, и утверждает, что неоплатонические политические теории аль-Фараби и Ибн Сины и «совершенное государство» ( Мадинату л-Фалила) бесполезны, потому что Закон Бога, было установлено, что шариат учитывает общественные интересы и загробную жизнь. Второе наиболее совершенное состояние, утверждает Ибн Халдун, основано на справедливости и заботе об общественном благополучии в этой жизни, но не основано на религиозных законах и поэтому не способствует жизни после смерти. Ибн Халдун называет это состояние достойным порицания. И все же худший тип государства, согласно Ибн Халдуну, - это тирания, при которой правительство узурпирует права собственности и правила несправедливо по отношению к правам людей. Он утверждает, что если правителя нельзя одновременно любить и бояться, то лучше быть любимым, потому что страх создает множество негативных последствий для населения государства.

Ибн Халдун пишет, что у цивилизаций есть продолжительность жизни, как у людей, и что каждое государство в конечном итоге падет, потому что сидячая роскошь отвлекает их, и в конечном итоге правительство начинает чрезмерно облагать граждан и начинать несправедливость в отношении прав собственности, а «несправедливость губит цивилизацию». В конце концов, после падения одной династии или королевской власти, она сменяется другой в непрерывном цикле.

Британский философ-антрополог Эрнест Геллнер считал определение правительства Ибн Халдуном, «институт, предотвращающий несправедливость, отличную от той, на которую оно само себя совершает», лучшим в истории политической философии.

использованная литература

Библиография

внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-04-05 05:34:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте