Автор | Ибн Халдун |
---|---|
Оригинальное название | مقدّمة ابن خلدون |
Страна | Тунис |
Язык | арабский |
Опубликовано | 1377 |
Мукаддим, также известный как Мукаддиме Ибн Халдун ( арабский язык : مقدمة ابن خلدون) или Ибн Халдун Пролегомены ( древнегреческий : Προλεγόμενα), это книга, написанная арабским историк Ибн Хальдун в 1377 году, который записывает раннее представление о всемирной истории. Некоторые современные мыслители рассматривают его как первую работу, посвященную социальные науки о социологии, демографии и истории культуры. Мукаддима также имеет дело с исламской теологии, историографии, в философии истории, экономики, политической теории и экологии. Он также был описан как предшественник или ранний представитель социального дарвинизма и дарвинизма.
Ибн Халдун написал это произведение в 1377 году как вводную главу и первую книгу своего запланированного труда по всемирной истории, Китабу ль-бар («Книга уроков»; полное название: Китабу ль-ибари ва Дивани ль-Мубтада вал- Табар фи аями ль-араб валь-хаджам валь-барбар, ваман асарахум мин Дхави ш-Шалняни ль-Акбар, то есть: «Книга уроков, запись начала и событий в истории арабов, иностранцев и берберов и их могущественных современников». "), но уже при его жизни оно стало рассматриваться как самостоятельное произведение.
Мукаддима (مقدمة) - арабское слово, обозначающее «Пролог» или «Введение», чтобы представить большую работу.
Концепция « хасабийя » (по- арабски : «трайбализм, кланизм, коммунитаризм» или в современном контексте «национализм») является одним из наиболее известных аспектов мукаддима. По мере того, как этот хасабийа приходит в упадок, его место может занять другой, более убедительный хасабийа; таким образом, цивилизации возникают и падают, и история описывает эти циклы хасабийи по мере их развития.
Ибн Халдун утверждает, что каждая династия несет в себе семена собственного падения. Он объясняет, что правящие дома, как правило, возникают на периферии великих империй и используют единство этих областей в своих интересах, чтобы вызвать смену руководства. По мере того, как новые правители утверждаются в центре своей империи, они становятся все более расслабленными и все больше озабочены поддержанием своего образа жизни. Таким образом, новая династия может возникнуть на периферии их контроля и произвести смену руководства, начав цикл заново.
Ибн Халдун писал об экономической и политической теории в Мукаддима, связывая свои мысли о Хасабийе с разделением труда: чем выше социальная сплоченность, тем сложнее может быть разделение, тем выше экономический рост :
Когда цивилизация [население] увеличивается, доступная рабочая сила снова увеличивается. В свою очередь, роскошь снова возрастает вместе с увеличением прибыли, а также возрастают обычаи и потребности в роскоши. Ремесла созданы для получения предметов роскоши. Их ценность увеличивается, и, как следствие, прибыль в городе снова увеличивается. Производство там процветает даже больше, чем раньше. То же самое и со вторым и третьим увеличением. Весь дополнительный труд служит роскоши и богатству, в отличие от первоначального труда, который служил жизненной необходимости.
Ибн Халдун отметил, что рост и развитие положительно стимулируют как спрос, так и предложение, и что силы спроса и предложения определяют цены на товары. Он также отметил влияние макроэкономических факторов роста населения, развития человеческого капитала и технологических достижений на развитие. Ибн Халдун считал, что рост населения зависит от богатства.
Он понимал, что деньги служат стандартом ценности, средством обмена и хранителем стоимости, хотя он не осознавал, что стоимость золота и серебра изменяется в зависимости от силы спроса и предложения. Ибн Халдун также представил трудовую теорию стоимости. Он описал труд как источник стоимости, необходимый для любого заработка и накопления капитала, что очевидно в случае ремесла. Он утверждал, что даже если заработок «является результатом чего-то другого, кроме ремесла, стоимость полученной прибыли и приобретенного (капитала) должна (также) включать стоимость труда, с помощью которого он был получен. Без труда это было бы невозможно. приобретенный."
Его теорию хасабийи часто сравнивают с современной кейнсианской экономической теорией, при этом теория Ибн Халдуна четко содержит концепцию мультипликатора. Решающее различие, однако, заключается в том, что в то время как для Джона Мейнарда Кейнса это в средний класс «сек больше склонность к сбережению, что виноват в экономической депрессии, Ибн Хальдун это правительственная склонность к сбережению в период, когда инвестиционные возможности не принимать увеличить резерв, который приводит к совокупному спросу.
Другая современная экономическая теория, которую предвосхитил Ибн Халдун, - это экономика предложения. Он «утверждал, что высокие налоги часто были фактором, приводившим к краху империй, в результате чего более низкие доходы собирались за счет высоких ставок». Он написал:
Следует знать, что в начале династии налогообложение приносило большой доход с небольших взносов. В конце династии налогообложение приносило небольшой доход от крупных взносов.
Ибн Халдун представил концепцию, ныне широко известную как кривая Лаффера, согласно которой повышение налоговых ставок первоначально увеличивает налоговые поступления, но в конечном итоге повышение налоговых ставок приводит к уменьшению налоговых поступлений. Это происходит потому, что слишком высокая ставка налога отпугивает производителей в экономике.
Ибн Халдун использовал диалектический подход для описания социологических последствий выбора налога (который теперь составляет часть экономической теории):
На ранних стадиях существования государства налоги невелики по своему размеру, но приносят большой доход... Со временем, когда короли сменяют друг друга, они теряют свои племенные привычки в пользу более цивилизованных. Их потребности и потребности растут... из-за роскоши, в которой они выросли. Следовательно, они облагают своих подданных новыми налогами... и резко повышают ставки старых налогов, чтобы увеличить свой урожай... Но влияние этого повышения налогов на бизнес дает о себе знать. Ибо бизнесменов вскоре разочаровывает сравнение своей прибыли с бременем налогов... Следовательно, производство падает, а вместе с ним и доходы от налогообложения.
Этот анализ очень похож на современную экономическую концепцию, известную как кривая Лаффера. Лаффер не утверждает, что сам изобрел эту концепцию, отмечая, что эта идея присутствовала в работах Ибн Халдуна и, совсем недавно, Джона Мейнарда Кейнса.
Мукаддима также проводится как основополагающая работа для школ историографии, истории культуры и философии истории. Мукаддимо также заложила основу для наблюдения роли государства, коммуникации, пропаганды и систематической предвзятости в истории.
Франц Розенталь писал в Истории мусульманской историографии:
Мусульманская историография во все времена была объединена теснейшими связями с общим развитием исламской науки, и положение исторического знания в мусульманском образовании оказало решающее влияние на интеллектуальный уровень историографии... определенное продвижение по сравнению с предыдущими историческими работами в области социологического понимания истории и систематизации историографии. Развитие современного исторического письма, кажется, значительно ускорилось и существенно увеличилось благодаря использованию мусульманской литературы, которая позволила западным историкам, начиная с семнадцатого века, видеть большую часть мира чужими глазами. Мусульманская историография косвенно и скромно помогла сформировать современное историческое мышление.
Мукаддима утверждает, что история является философской наукой, и историки должны опровергать мифы. Ибн Халдун подходил к прошлому как к странному и нуждающемуся в интерпретации. Оригинальность Ибн Халдуна заключалась в утверждении, что культурные различия другой эпохи должны определять оценку соответствующего исторического материала, различать принципы, согласно которым можно было бы попытаться оценить, и, наконец, почувствовать потребность в опыте. в дополнение к рациональным принципам, чтобы оценить культуру прошлого. Ибн Халдун часто критиковал «праздное суеверие и некритическое принятие исторических данных». В результате он представил научный метод изучения истории, который считался чем-то «новым для его времени», и он часто называл это своей «новой наукой», теперь связанной с историографией.
Ибн Халдун считается пионером философии истории. Дауд пишет о мукаддиме:
Его можно рассматривать как самую раннюю попытку любого историка обнаружить закономерность в изменениях, происходящих в политической и социальной организации человека. Рациональный по своему подходу, аналитический по своему методу, энциклопедический в деталях, он представляет собой почти полный отход от традиционной историографии, отбрасывающий общепринятые концепции и клише и ищущий, помимо простой хроники событий, объяснение - и, следовательно, философию истории.
Мукаддима подчеркнул роль системного смещения, влияющим на уровень доказательств. Халдун был весьма озабочен эффектом повышения уровня доказательности при столкновении с неудобными заявлениями и ослабления его, когда выдвигались утверждения, которые казались разумными или удобными. Он был юристом и иногда неохотно участвовал в решениях, которые, по его мнению, были принудительными, основанными на аргументах, которые он не уважал. Помимо аль-Макризи (1364–1442), целенаправленная попытка Ибн Халдуна систематически изучать и объяснять предубеждения в создании истории не будет повторяться до тех пор, пока Георг Гегель, Карл Маркс и Фридрих Ницше в Германии 19-го века не увидят Арнольда. Дж. Тойнби, британский историк ХХ века.
Ибн Халдун также исследует, почему на протяжении всей истории историки были обычным делом делать сенсационные исторические события и, в частности, преувеличивать числовые цифры:
Всякий раз, когда современники говорят о своих династических армиях или недавних временах, и всякий раз, когда они участвуют в дискуссиях о мусульманских или христианских солдатах, или когда они доходят до подсчета налоговых поступлений и денег, потраченных правительством, затрат расточительных трат и товары, имеющиеся в наличии у богатых и преуспевающих людей, обычно преувеличиваются, выходят за рамки обычного и поддаются соблазну сенсационности. Когда ответственных должностных лиц задают вопрос об их армиях, когда оценивают имущество и активы богатых людей и когда затраты экстравагантных расточителей рассматриваются в обычном свете, выясняется, что эти цифры составляют десятую часть того, что эти люди сказал. Причина проста. Это обычное стремление к сенсационности, легкость, с которой можно просто упомянуть более высокую цифру, и игнорирование рецензентов и критиков.
Мукаддимо содержат дискуссии по исламской теологии, которые показывают, что Ибн Халдун был последователем ортодоксального Ашари школы суннитского исламского мышления и сторонник аль-Газали религиозные взгляды «s. Он также был критиком неоплатонизма, особенно его представления об иерархии бытия.
Мукаддима охватывает историческое развитие калама и различные школы исламской мысли, в частности Mu'tazili и Ash'ari школ. Ибн Халдун, будучи последователем школы Ашари, критикует взгляды школы Мутазили и основывает свою критику на взглядах Абу аль-Хасана аль-Ашари, которого он описывает как «посредника между различными подходит в калам ». Ибн Халдун также освещает историческое развитие исламской логики в контексте теологии, поскольку он рассматривал логику как отличную от ранней исламской философии и считал, что философия должна оставаться отдельной от теологии. Книга также содержит комментарии к стихам из Корана.
Ибн Халдун был исламским юристом и обсуждал темы шариата (исламского права) и фикха (исламской юриспруденции) в своей мукаддиме. Ибн Халдун писал, что « Юриспруденция - это знание классификации законов Бога ». Что касается юриспруденции, он признал неизбежность изменений во всех аспектах сообщества и написал:
Условия, обычаи и верования народов и наций не могут бесконечно следовать одному и тому же образцу и придерживаться постоянного курса. Скорее, это смена дней и эпох, а также переход из одного состояния в другое... таков закон Божий, который имел место в отношении Его подданных.
Ибн Халдун далее описал юриспруденцию фикха как «знание правил Бога, которые касаются действий лиц, которые сами обязаны подчиняться закону, уважая то, что требуется ( ваджиб ), запрещено ( харам ), рекомендуется ( мандуб ), не одобряется ( макрух )». или просто разрешено ( мубах ) ".
Некоторые мысли Ибн Халдуна, по мнению некоторых комментаторов, предвосхищают биологическую теорию эволюции. Ибн Халдун утверждал, что люди произошли из «мира обезьян» в процессе, в результате которого «виды становятся более многочисленными» в главе 1 Мукаддима:
Затем следует взглянуть на мир творения. Все началось с минералов и постепенно, изобретательно, постепенно перешло к растениям и животным. Последняя стадия минералов связана с первой стадией растений, таких как травы и бессемянные растения. Последняя стадия растений, таких как пальмы и виноградная лоза, связана с первой стадией животных, таких как улитки и моллюски, которые обладают только силой прикосновения. Слово «связь» в отношении этих созданных вещей означает, что последняя стадия каждой группы полностью подготовлена, чтобы стать первой стадией новейшей группы. Затем животный мир расширяется, его виды становятся многочисленными, и в процессе постепенного созидания он, наконец, приводит к появлению человека, способного мыслить и размышлять. Высшая ступень человека достигается из мира обезьян, в котором обнаруживаются и проницательность, и восприятие, но который еще не достиг стадии действительного размышления и мышления. Здесь мы подошли к первой стадии человека. Это все, что касается нашего (физического) наблюдения.
Ибн Халдун считал, что люди являются наиболее развитой формой животных в том смысле, что они обладают способностью рассуждать. В главе 6 Мукаддима также говорится:
Мы объяснили там, что все существование во (всех) его простых и сложных мирах организовано в естественном порядке восхождения и нисхождения, так что все составляет непрерывный континуум. Сущности в конце каждой отдельной стадии миров по своей природе подготовлены к преобразованию в сущность, смежную с ними, либо выше, либо ниже их. Так обстоит дело с простыми материальными элементами; так обстоит дело с пальмами и виноградными лозами, (которые составляют) последнюю стадию растений в их отношении к улиткам и моллюскам, (которые составляют) (низшую) стадию животных. То же самое и с обезьянами, созданиями, сочетающими в себе ум и восприятие, в их отношении к человеку, существу, обладающему способностью думать и размышлять. Готовность (к трансформации), существующая с обеих сторон, на каждой стадии миров, подразумевается, когда (мы говорим об) их соединении.
У растений нет такой тонкости и силы, как у животных. Поэтому мудрецы редко обращались к ним. Животные - последняя и последняя стадия трех преобразований. Минералы превращаются в растения, а растения в животных, но животные не могут превратиться во что-то более прекрасное, чем они сами.
Его эволюционные идеи кажутся похожими на те, что можно найти в Энциклопедии Братства Чистоты. Ибн Халдун также был приверженцем экологического детерминизма. Он считал, что черная кожа, обычаи и обычаи жителей Африки к югу от Сахары связаны с жарким климатом региона, теория, на которую, согласно Розенталю, могло повлиять греческие географические идеи, изложенные в Тетрабиблосе Птолемея. Ибн Халдун рассматривал хамитскую теорию, согласно которой сыновья Хама стали черными в результате проклятия Бога, как миф.
Ибн Халдун был критиком практики алхимии. Мукаддима обсуждает историю алхимии, взгляды алхимиков, такие как Джабир ибн Hayyan, и теория о трансмутации металлов и эликсир жизни. Одна глава книги содержит систематическое опровержение алхимии по социальным, научным, философским и религиозным мотивам.
Он начинает свое опровержение на социальных основаниях, утверждая, что многие алхимики неспособны зарабатывать на жизнь и в конечном итоге «теряют доверие из-за тщетности своих попыток», и заявляет, что если бы трансмутация была возможна, непропорциональный рост золота и серебра » сделают транзакции бесполезными и противоречат божественной мудрости ". Он утверждает, что некоторые алхимики прибегать к мошенничеству, либо открыто, применяя тонкий слой золота поверх серебряных украшений или тайно используя процедуру искусственного покрытия отбеленной меди с сублимированной ртутью.
Ибн Халдун утверждает, что большинство алхимиков честны и верят, что трансмутация металлов возможна, но он утверждает, что трансмутация является неправдоподобной теорией, поскольку до сих пор не было успешных попыток. Он заканчивает свои аргументы повторением своей позиции: «Алхимия может быть достигнута только с помощью психических воздействий ( би-та'тират ан-нуфус). Необычные вещи - это либо чудеса, либо колдовство... Они безграничны; никто не может претендовать на приобретение их."
В Мукаддима ' S вводные замечания, Ибн Халдун согласуется с классическим республиканством из аристотелевского положения, что человек является политическим по своей природе, и взаимозависимость этого человека создает необходимость политического сообщества. Тем не менее он утверждает, что люди и племена должны защищаться от потенциальных нападений, и таким образом формируются политические сообщества. Клей, который скрепляет такие племена и в конечном итоге формирует «царскую власть» или государство, согласно Ибн Халдуну, - это хасабийя. Он утверждает, что лучший тип политического сообщества - это халифат или исламское государство, и утверждает, что неоплатонические политические теории аль-Фараби и Ибн Сины и «совершенное государство» ( Мадинату л-Фалила) бесполезны, потому что Закон Бога, было установлено, что шариат учитывает общественные интересы и загробную жизнь. Второе наиболее совершенное состояние, утверждает Ибн Халдун, основано на справедливости и заботе об общественном благополучии в этой жизни, но не основано на религиозных законах и поэтому не способствует жизни после смерти. Ибн Халдун называет это состояние достойным порицания. И все же худший тип государства, согласно Ибн Халдуну, - это тирания, при которой правительство узурпирует права собственности и правила несправедливо по отношению к правам людей. Он утверждает, что если правителя нельзя одновременно любить и бояться, то лучше быть любимым, потому что страх создает множество негативных последствий для населения государства.
Ибн Халдун пишет, что у цивилизаций есть продолжительность жизни, как у людей, и что каждое государство в конечном итоге падет, потому что сидячая роскошь отвлекает их, и в конечном итоге правительство начинает чрезмерно облагать граждан и начинать несправедливость в отношении прав собственности, а «несправедливость губит цивилизацию». В конце концов, после падения одной династии или королевской власти, она сменяется другой в непрерывном цикле.
Британский философ-антрополог Эрнест Геллнер считал определение правительства Ибн Халдуном, «институт, предотвращающий несправедливость, отличную от той, на которую оно само себя совершает», лучшим в истории политической философии.