Всего населения | |
---|---|
1452095 1,51% населения Вьетнама (2019) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Провинция Хоабинь | 549 026 |
Провинция Тхань Хоа | 376 340 |
Провинция Футхо | 218 404 |
Провинция Сон Ла | 84 676 |
Ханой | 62 239 |
Языки | |
Мыонг • Вьетнамский | |
Религия | |
Анимизм • Буддизм • Христианство ( вьетнамская секта католической церкви Hoà Ban Cathòlič ) | |
Родственные этнические группы | |
Другие Vietic группы ( вьетнамцы, Gin, Chut, Тхо народы) |
Мыонг ( вьетнамский : Người Мыонг) этническая группа родом из Северного Вьетнама. Мыонг является третьей по величине из 53 групп меньшинств в стране с предполагаемой численностью населения 1,45 миллиона человек (по данным переписи 2019 года). Народ мыонг населяет горный регион на севере Вьетнама, сосредоточенный в провинции Хоа Бинь и горных районах провинции Тхань Хоа. Они наиболее близки к этническим вьетнамцам (кинь).
Слово Mường на вьетнамском языке этимологически связано со словом mueang из тайских языков, означающим «возделываемая земля» или «сообщество», и относится к досовременным полунезависимым городам-государствам или княжествам в материковой части Юго-Восточной Азии. Это происходит из-за их тесной связи с народами Тай. Муонг называют Тай как ew, Nyo или Âu, обращаясь к себе разными именами, такими как «Monglong», что означает «люди, живущие в центре», чтобы отличить себя от людей долин и гор. На языке Хоабинь они называют себя мол или моэн. В Тханьхоа они называют себя мон или мванл. В провинции Пху Тхо они называют себя мон или монл. Иногда пишется как Mal, Mwal или Mwai. Все эти слова являются вариациями слова мыонг, означающего «люди».
Жители Муонга в основном выращивают влажный рис, а некоторые из них также выращивают кукурузу, маниоку. Разведение придает особое значение развитию. Основное поголовье - крупный рогатый скот и птица. Значительные экономические ресурсы семьи Муонг - это использование продуктов леса, включая грибы, еврейское ухо, кардамон, лак, корицу, мед, дерево, бамбук, ротанг… Типичные ремесла мыонгов - это ткачество, вязание, намотка.
Эпос Muong Đẻ t đẻ nước (Te tấc te đác) прослеживает их происхождение от легендарной пары птиц по имени Chim y (птица-самец) и Cái Ứa (птица-женщина). В периоды династий Дунсон и Хань (500 г. до н.э. - 200 г. н.э.) китайские источники отмечают, что народ лока, населявший холмы Цзючжэня ( Тхань Хоа и Нгхо Ан ), занимался охотой и собирательством и часто был вынужден покупать рис у народа Лока. в Цзяочжи ( дельта Красной реки ). Они также практиковали левиратный брак.
После восстания сестер Чунг (39–43 гг. Н.э.) некий лидер по имени Ду Ян (Đỗ Dương) из Цзючжэня восстал против ханьцев и присоединился к восставшим сестрам.
С археологической и лингвистической точки зрения, вьетнамские и катуйские группы начали селиться в Северном Вьетнаме и Лаосе примерно с 2000 по 1000 лет до нашей эры. В период с 200 г. до примерно 600-х гг. Нашей эры ( период шести династий Китая), когда дельта Красной реки стала заселена говорящими на кра -дай ( говорящими на тайском языке или говорящими на языке хлай, а позже и тайским языком) и более китаизированными, традиционное вьетское царство сократилось до областей Цзючжэнь. В 248 году восстание во Вьетнаме во главе с леди Триу из Цзючжэня против режима У на короткое время распространилось на Цзяочжи, прежде чем было подавлено. К седьмому веку, возможно, чтобы избежать давления со стороны кхмеров на юго-западе, мигрирующих Тай на северо-западе и Империи Тан на северо-востоке, вьетские группы начали мигрировать на север, в дельту Красной реки, включая Муонг. Вьетские поселенцы в нижней части дельты были известны как народ кинь, на которых повлияла китайская культура, в отличие от нетронутых вьетских мыонг на холмах верхней дельты.
В 850-х годах, разочарованные злоупотреблениями китайского губернатора Ли Чжоу против горного населения в южных областях, Ду восстали против Тан. Вождь племени мыонг, Лы Доук, также присоединился к восстанию и пригласил военных Наньчжао. Вместе они разграбили столицу Аннана Сунпин ( Ханой ) в 858 и 861 годах, ненадолго изгнав Тан из региона. В 863 году они успешно захватили Аннан и удерживали его в течение трех лет, прежде чем были разбиты и подавлены в 866 году подкреплением Тан во главе с Гао Пяном. Тан продолжали кампанию против мыонг и других аборигенов в 874–879 годах, пока они добровольно не отступили в 880 году, что положило конец тысячелетнему китайскому правлению в северном Вьетнаме. Затем муонги вступили в войну с вьетнамской элитой нового королевства Дай Вьет в 989, 997, 1000, 1012 годах, но в конце концов были побеждены и поглощены мандалой Дай Вьет.
Мыонг - одна из 4 основных групп вьетнамцев, говорящих на Вьетнаме, другие - кинь, тху и чот. Многие мыонг со временем смешались с то и чут. Nguồn, которые классифицируются как Кинь, иногда считается, что южная группа Муонг, которые перемешаны с тьыт.
Муонг говорят на языке мыонг, близком родственнике вьетнамского. Письмо на основе вьетнамского алфавита появилось в 20 веке, введено западными учеными. Аристократия мыонг уже была знакома с китайской письменностью благодаря изучению конфуцианского канона.
Язык мыонг в основном используется в бытовой сфере общения. Большинство носителей языка также говорят на вьетнамском языке.
Население Монга во Вьетнаме составляло 1 452 095 человек по переписи 2019 года, что составляет 1,51% населения Вьетнама. В основном они живут на севере Вьетнама, в основном в горных провинциях Хоа Бинь (549 026 человек, что составляет 64,28% населения провинции), Тхань Хоа (376 340 человек, что составляет 10,34% населения провинции), Фу Тху (218 404 человека)., что составляет 14,92% населения провинции) и Сан Ла (84 676 человек, что составляет 6,78% населения провинции). Вокруг города Хоабинь расположены четыре крупных населенных пункта Мыонг: Муонгуанг, Муонгби, Муонгтанг и Муонгдонг.
У мыонгов есть много ценных эпосов (язык мыонг: мо), таких как Te tấc te ác (что означает: рождение Земли и Воды).
Главные праздники мыонга - это Новый год и аграрные праздники. Во время празднования Нового года мыонг молятся предкам. Такие молитвы устраиваются и в революционные праздники, после которых вся деревня угощается заранее приготовленными блюдами.
Разные группы мыонг будут носить разные стили одежды. Некоторые носят одежду, заимствованную у тайцев, а другие носят одежду, похожую на вьетнамскую. Как правило, женская одежда состоит из туники или халата, платка и юбки. Некоторые женщины в прошлом носили шейные кольца, как и другие меньшинства в Северном Вьетнаме. Мужчины обычно носят простые туники и брюки.
В основном мыонги следуют буддизму и христианству ( католикам ), часто с местным анимистическим влиянием. Они верят в существование злых духов (ма тай, маэм и другие).
Мыонг исповедуют свою традиционную этническую религию, поклоняясь духам предков и другим сверхъестественным божествам. В первую очередь они анимисты, что означает, что они верят, что у неживых объектов есть духи. Они также обожествляют погибших местных героев. Однако с появлением современной медицины приверженность многим народным верованиям снизилась.
После августовской революции образ жизни народа мыонг изменился. На смену многодетным семьям пришли маленькие. Женатые братья живут уже не с родителями, а в отдельных семьях.
Крестьяне получили общинные наделы от 1 до 3 мау на семью, и промышленность начала развиваться. В большинстве деревень есть начальные школы.
|journal=
( помощь )