Абу Бакр аль-Рази | |
---|---|
Статуя ар-Рази в павильоне ученых | |
Родился | 864 или 865 CE 250 или 251 AH Рэй (Иран) |
Умер | 925 (в возрасте 60–61 лет) или 935 г. (в возрасте 70–71 лет) CE 313 или 323 г. хиджры Рэй (Иран) |
Эра | Исламский золотой век |
Основные интересы | Медицина, философия, алхимия |
Известные идеи | Первый, кто написал ограниченные или обширные заметки о таких заболеваниях, как оспа и ветряная оспа, пионер в офтальмологии, автор первой книги по педиатрии, внесший ведущий вклад в неорганическую и органическую химию, а также автор нескольких философских работ. |
Абу Бакр Мухаммад ибн Zakariyyā' аль-Рази ( арабский : أبو بكر محمد بن زكرياء الرازي, также известный под своим именем Persianized Рази и его латинизированному имени Рази), 864 или 865 - 925 или 935 CE, был персидский врач, философ и алхимик, по праву считающийся одной из самых важных фигур в истории медицины. Он также писал по логике, астрономии и грамматике.
Всесторонний мыслитель, ар-Рази внес фундаментальный и прочный вклад в различные области, о чем он записал в более чем 200 рукописях, и особенно запомнился многочисленными достижениями в медицине благодаря своим наблюдениям и открытиям. Ранний сторонник экспериментальной медицины, он стал успешным врачом и работал главным врачом больниц Багдада и Рэя. Как преподаватель медицины, он привлекал студентов любого происхождения и интересов, и, как говорили, был сострадательным и преданным служению своим пациентам, будь то богатые или бедные.
Согласно Британской энциклопедии (1911 г.), он был одним из первых, кто использовал гуморальную теорию, чтобы отличить одно заразное заболевание от другого, и написал новаторскую книгу об оспе и кори, в которой дается клиническая характеристика этих заболеваний.
Благодаря переводу его медицинские труды и идеи стали известны средневековым европейским практикам и оказали глубокое влияние на медицинское образование на Латинском Западе. Некоторые тома его работы Аль-Мансури, а именно «О хирургии» и «Общая книга по терапии», стали частью медицинской программы в западных университетах. Эдвард Грэнвилл Браун считает его «вероятно величайшим и наиболее оригинальным из всех мусульманских врачей и одним из самых плодовитых авторов». Кроме того, его называют отцом педиатрии и пионером акушерства и офтальмологии. Например, он первым узнал реакцию зрачка глаза на свет.
Ар-Рази родился в городе Рэй (современный Рей, откуда происходит его имя «ар-Рази»), расположенном на Великом шелковом пути, который на протяжении веков способствовал торговле и культурным обменам между Востоком и Западом. Он расположен на южных склонах горного хребта Альборз, недалеко от Тегерана, Иран.
В юности аль-Рази переехал в Багдад, где учился и практиковал в местном бимаристане (больнице). Позже он был приглашен обратно в Рей Мансуром ибн Исхаком, тогдашним губернатором Рей, и стал главой бимаристана. Он посвятил Мансуру ибн Исхаку две книги по медицине: «Духовная физика» и « Аль-Мансури» по медицине. Из-за своей недавно приобретенной популярности в качестве врача аль-Рази был приглашен в Багдад, где он принял на себя обязанности директора новой больницы, названной в честь ее основателя аль-Мухтахида (ум. 902 г. н.э.). Во время правления сына Аль-Мутадида Аль-Муктафи ( годы правления 902–908) аль-Рази было поручено построить новую больницу, которая должна стать крупнейшей в халифате Аббасидов. Чтобы выбрать место для будущей больницы, ар-Рази применил то, что сегодня известно как научно-обоснованный подход, предлагая развешивать свежее мясо в разных местах по всему городу и построить больницу, где мясо гнило дольше всего.
Последние годы жизни он провел в родном Рей, страдая от глаукомы. Его глазное заболевание началось с катаракты и закончилось полной слепотой. Причина его слепоты неизвестна. Одно сообщение, упомянутое Ибн Джулджулом, приписывает причину удару по голове его покровителем, Мансуром ибн Исхаком, за то, что он не смог предоставить доказательства своей алхимической теории; в то время как Абульфарадж и Касири утверждали, что причиной была только бобовая диета. Как утверждается, к нему подошел врач и предложил мазь для лечения его слепоты. Затем Аль-Рази спросил его, сколько слоев содержит глаз, и, когда он не смог получить ответа, он отказался от лечения, заявив, что «мои глаза не будут лечить те, кто не знает основ его анатомии».
Лекции ар-Рази привлекли внимание многих студентов. Как Ибн ан-Надим рассказывает в « Фихристе», ар-Рази считался шейхом - почетным званием, присваиваемым тому, кто имел право учить и был окружен несколькими кругами учеников. Когда кто-то поднимал вопрос, его передавали ученикам «первого кружка»; если они не знали ответа, его передавали представителям «второго круга» и так далее. Когда все ученики не отвечали, сам ар-Рази рассматривал вопрос. Аль-Рази был по натуре щедрым человеком, чутко относился к своим пациентам. Он проявлял милосердие к бедным, лечил их бесплатно в какой бы то ни было форме и написал для них трактат « Ман ла Ягуруху аль-Табиб», или «У кого нет врача, который бы к нему обратился», с медицинскими советами. Один бывший ученик из Табаристана пришел присмотреть за ним, но, как писал аль-Бируни, аль-Рази вознаградил его за его намерения и отправил обратно домой, заявив, что его последние дни близятся. По словам Бируни, ар-Рази скончался в Рей в 925 в возрасте шестидесяти лет. Бируни, считавший ар-Рази своим наставником, одним из первых написал краткую биографию ар-Рази, включая библиографию его многочисленных работ.
Ибн ан-Надим записал рассказ ар-Рази о китайском студенте, который скопировал все работы Галена на китайском языке, когда ар-Рази читал их ему вслух после того, как студент выучил беглый арабский за 5 месяцев и посетил семинар ал-Рази. лекции.
После его смерти его слава распространилась за пределы Ближнего Востока в средневековую Европу и продолжалась. В недатированном каталоге библиотеки аббатства Питерборо, скорее всего, XIV века, ар-Рази указан как один из авторов десяти книг по медицине.
Ар-Рази был одним из первых великих медицинских экспертов в мире. Его считают отцом психологии и психотерапии.
Ар-Рази писал:
Оспа появляется, когда кровь «закипает» и заражается, в результате чего выделяются пары. Таким образом, ювенильная кровь (которая выглядит как влажные экстракты, появляющиеся на коже) превращается в более насыщенную кровь, имеющую цвет зрелого вина. На этом этапе оспа проявляется в основном в виде «пузырьков в вине» (в виде волдырей)... это заболевание может возникать и в другое время (то есть не только в детстве). На первом этапе лучше всего держаться подальше от него, иначе болезнь может перерасти в эпидемию.
Этот диагноз подтверждается Британской энциклопедией (1911 г.), в которой говорится: «Наиболее достоверные утверждения относительно раннего существования болезни содержатся в отчете персидского врача IX века Разеса, который четко описал ее симптомы. его патология объясняется гуморальной теорией или теорией ферментации, и даны указания по ее лечению ».
Книга Ар -Рази « Аль-Джудари ва аль-Хасбах» (« Об оспе и кори») была первой книгой, описывающей оспу и корь как отдельные болезни. Его более десятка раз переводили на латынь и другие европейские языки. Его отсутствие догматизма и его Гиппократова зависимость от клинических наблюдений свидетельствуют о медицинских методах ар-Рази. Например, он написал:
Высыпанию оспы предшествует постоянный жар, боли в спине, зуд в носу и кошмары во сне. Это наиболее острые симптомы ее приближения вместе с заметной болью в спине, сопровождающейся лихорадкой, и зудом, который пациент ощущает во всем теле. Появляется отек лица, который приходит и уходит, и можно заметить общий воспалительный цвет, заметный в виде сильного покраснения на обеих щеках и вокруг обоих глаз. Человек испытывает тяжесть во всем теле и сильное беспокойство, которое выражается в сильном растягивании и зевании. Боль в горле и груди, трудно дышать и кашлять. Дополнительные симптомы: сухость дыхания, густая слюна, охриплость голоса, боль и тяжесть в голове, беспокойство, тошнота и беспокойство. (Обратите внимание на разницу: беспокойство, тошнота и беспокойство чаще возникают при кори, чем при оспе. С другой стороны, боль в спине более выражена при оспе, чем при кори). В целом человек испытывает жар по всему телу, у него воспаление толстой кишки, и у одного наблюдается общее сияющее покраснение с очень выраженным покраснением десен. (Разес, Энциклопедия медицины)
Аль-Рази сравнил результаты лечения пациентов с менингитом, получавших кровопускание, с результатами лечения пациентов без него, чтобы увидеть, может ли кровопускание помочь.
Ар-Рази внес большой вклад в раннюю фармацевтическую практику, составив тексты, в которых он знакомит с использованием « ртутных мазей» и своими разработками таких аппаратов, как ступки, колбы, шпатели и склянки, которые использовались в аптеках до н. начало двадцатого века.
На профессиональном уровне ар-Рази представил множество практических, прогрессивных, медицинских и психологических идей. Он напал на шарлатанов и фальшивых врачей, которые бродили по городам и деревням, продавая свои ноздри и «лекарства». В то же время он предупредил, что даже высокообразованные врачи не имеют ответов на все проблемы со здоровьем и не могут вылечить все болезни или излечить все болезни, что с человеческой точки зрения невозможно. Чтобы стать более полезными в своих услугах и более верным своему призванию, ар-Рази посоветовал практикующим не отставать от передовых знаний, постоянно изучая медицинские книги и знакомясь с новой информацией. Он различал излечимые и неизлечимые болезни. Что касается последнего, он отметил, что в случае запущенных случаев рака и проказы нельзя винить врача, если он не может их вылечить. Чтобы добавить юмористическую ноту, ар-Рази чувствовал огромную жалость к врачам, которые заботились о благополучии принцев, знати и женщин, потому что они не подчинялись приказам врача ограничивать свою диету или лечиться, тем самым делая это в большей степени. трудно быть их врачом.
Он также написал следующее о медицинской этике :
Цель доктора - делать добро даже нашим врагам, а тем более нашим друзьям, и моя профессия запрещает нам причинять вред нашим собратьям, поскольку это установлено для блага и благополучия человечества, а Бог наложил на них клятва врачей не придумывать смертоносных лекарств.
Врач, выполняющий уроскопию (из латинского перевода произведения ар-Рази, 1466 г.)Этот набор из 23 томов медицинских учебников содержит основы гинекологии, акушерства и офтальмохирургии.
Эта монументальная медицинская энциклопедия в девяти томах, известная в Европе также как Большая всеобъемлющая или Continens Liber ( جامع الكبير), - содержит соображения и критику греческих философов Аристотеля и Платона и выражает новаторские взгляды на многие темы. Из-за одной только этой книги многие ученые считают ар-Рази величайшим врачом средневековья.
Аль-Hawi не является официальной медицинской энциклопедии, но посмертный сборник рабочих тетрадей аль-Рази, который включал знания, собранные от других книг, а также оригинальных наблюдений по заболеваниям и лечения, основанные на его собственном клиническом опыте. Это знаменательно, поскольку в нем содержится знаменитая монография по оспе, самая ранняя из известных. Он был переведен на латынь в 1279 году Фараджем бен Салимом, врачом сицилийско-еврейского происхождения, нанятым Карлом Анжуйским, и после этого он имел значительное влияние в Европе.
Аль-Hawi также подверг критике взгляды Галена, после того, как аль-Рази наблюдали множество клинических случаев, которые не следуют описания Галена лихорадок. Например, он утверждал, что описания Галена мочеполовых болезней были неточными, поскольку он видел только три случая, в то время как аль-Рази изучил сотни таких случаев в больницах в Багдаде и Рей.
Аль-Рази был, возможно, первым персидским врачом намеренно написать домашний лечебник ( корректирующий ), направленные на широкой общественности. Он посвятил его бедным, путешественникам и обычным гражданам, которые могли проконсультироваться в нем для лечения общих недугов, когда доктора не было. Эта книга представляет особый интерес для истории фармации, поскольку подобные книги были очень популярны до 20 века. Аль-Рази описал в своих 36 главах, диеты и компоненты лекарств, которые можно найти в аптеке, на рынке, на хорошо оборудованных кухнях или в военных лагерях. Таким образом, каждый умный человек мог следовать его инструкциям и готовить правильные рецепты с хорошими результатами.
Среди леченных болезней были головные боли, простуда, кашель, меланхолия и болезни глаз, ушей и желудка. Например, он прописал от лихорадочной головной боли: «2 части дун ( масляного экстракта) розы смешать с 1 частью уксуса, обмакнуть кусок льняной ткани и прижать ко лбу». Он рекомендовал в качестве слабительного «7 драм сушеных цветов фиалки с 20 грушами, мацерированные и хорошо перемешанные, затем процеженные. Добавьте к этому фильтрату 20 драм сахара для питья. В случаях меланхолии он неизменно рекомендовал рецепты, которые включали либо мак, либо его сок ( опиум ), либо Cuscuta epithymum (повилика клевера), либо и то, и другое. В качестве лечебного средства для глаз он посоветовал смешать мирру, шафран и ладан по 2 драм каждый с 1 драмом желтого мышьяка, полученного в виде таблеток. Каждую таблетку нужно было растворить в достаточном количестве кориандровой воды и использовать в качестве глазных капель.
В своей книге « Сомнения по поводу Галена» ар-Рази отвергает несколько утверждений греческого врача о предполагаемом превосходстве греческого языка и многих его космологических и медицинских взглядов. Он связывает медицину с философией и утверждает, что разумная практика требует независимого мышления. Он сообщает, что описания Галена не согласуются с его собственными клиническими наблюдениями относительно бега лихорадки. А в некоторых случаях он обнаруживает, что его клинический опыт превосходит опыт Галена.
Он подверг критике теорию Галена о том, что тело обладает четырьмя отдельными « Humors » (жидкие вещества), чей баланс являются ключом к здоровью и естественное тело температуры. Верным способом нарушить такую систему было введение жидкости с другой температурой в тело, что привело к увеличению или уменьшению тепла тела, которое напоминало температуру этой конкретной жидкости. Ар-Рази отметил, что теплый напиток нагревает тело до температуры, намного превышающей его естественную температуру. Таким образом, напиток будет вызывать реакцию тела, а не передавать ему только собственное тепло или холод. ( См. И.Е. Гудман)
Эта линия критики по существу могла полностью опровергнуть теорию юмора Галена, а также теорию четырех элементов Аристотеля, на которой она была основана. Собственные алхимические эксперименты Ар-Рази предложили другие качества материи, такие как «маслянистость» и «сернистость», или воспламеняемость и соленость, которые нелегко объяснить традиционным разделением элементов огня, воды, земли и воздуха.
Вызов Ар-Рази современным основам медицинской теории был довольно противоречивым. Многие обвиняли его в невежестве и высокомерии, хотя он неоднократно выражал свою похвалу и благодарность Галену за его вклад и труд, говоря:
Я молил Бога направить и привести меня к истине при написании этой книги. Мне грустно противостоять и критиковать человека Галена, из моря знаний которого я многое почерпнул. В самом деле, он Мастер, а я ученик. Хотя это почтение и признательность не должны помешать мне, как и я, сомневаться в том, что ошибочно в его теориях. Я представляю и глубоко чувствую в своем сердце, что Гален выбрал меня для выполнения этой задачи, и если бы он был жив, он бы поздравил меня с тем, что я делаю. Я говорю это, потому что целью Галена было найти истину и вывести свет из тьмы. Я действительно хотел бы, чтобы он был жив, чтобы читать то, что я опубликовал.
Ар-Рази считал, что современные ученые и ученые намного лучше оснащены, более осведомлены и более компетентны, чем древние, благодаря накопленным в их распоряжении знаниям. Попытка Ар-Рази свергнуть слепое признание безоговорочного авторитета древних мудрецов поощряла и стимулировала исследования и достижения в области искусства, технологии и науки.
«Болезни детей» Ар-Рази была первой монографией, посвященной педиатрии как самостоятельной области медицины.
Как и многие другие теоретики во время исследования болезней, он считал, что психические заболевания были вызваны демонами. Считалось, что демоны проникают в тело и овладевают им.
Это неполный список книг и статей ар-Рази по медицине, согласно Ибн Аби Усайбиа. Некоторые книги могли быть скопированы или напечатаны под другими названиями.
Известные книги и статьи Ар-Рази по медицине (на английском языке) включают:
Интерес Ар-Рази к алхимии и его твердая вера в возможность превращения меньших металлов в серебро и золото были засвидетельствованы через полвека после его смерти в книге Ибн ан-Надима ( Философский камень -Lapis Philosophorum на латыни). Надим приписал ар-Рази серию из двенадцати книг плюс еще семь, включая его опровержение отрицания ал-Кинди ценности алхимии. Аль-Кинди (801–873 гг. Н. Э.) Был назначен аббасидским халифом Мамумом, основателем Багдада, в « Дом мудрости » в этом городе, он был философом и противником алхимии. Два самых известных алхимических текста Ар -Рази, которые в значительной степени вытеснили его более ранние: аль-Асрар (الاسرار «Секреты») и Сирр аль-Асрар (سر الاسرار «Секрет секретов»), которые включают большую часть предыдущих Работа.
По-видимому, современники ар-Рази считали, что он получил секрет превращения железа и меди в золото. Биограф Хосро Моэтазед сообщает в « Мохаммад Закария Рази», что некий генерал Симджур публично выступил против ар-Рази и спросил, было ли это основной причиной его готовности лечить пациентов бесплатно. «Присутствующим показалось, что ар-Рази не хотел отвечать; он искоса посмотрел на генерала и ответил»:
Я разбираюсь в алхимии и долгое время работаю над характерными свойствами металлов. Однако для меня до сих пор не оказалось очевидным, как можно трансмутировать золото из меди. Несмотря на исследования древних ученых, проведенные на протяжении последних столетий, ответа на этот вопрос нет. Я очень сомневаюсь, что это возможно...
Работы Ар-Рази представляют собой первую систематическую классификацию тщательно наблюдаемых и проверенных фактов, касающихся химических веществ, реакций и аппаратов, описанных языком, почти полностью свободным от мистики и двусмысленности.
Вот список известных книг ар-Рази по алхимии, в основном на персидском языке :
Метафизическая доктрина Ар-Рази происходит от теории «пяти вечных», согласно которой мир создается в результате взаимодействия между Богом и четырьмя другими вечными принципами ( душой, материей, временем и местом ). Он принял досократический тип атомизма тел и этим отличался как от фаласифа, так и от мутакаллимуна. Находясь под влиянием Платона и медицинских писателей, в основном Галена, он отвергал таклид и, таким образом, критиковал некоторые из их взглядов. Это видно из названия одной из его работ « Сомнения в Галене».
ар-Рази, изображенный Велозу Сальгадо (около 1906 г.)(...) Короче говоря, пока я пишу эту книгу, я написал около 200 книг и статей по различным аспектам науки, философии, теологии и хекмат (мудрость). (...) Я никогда не поступал на службу к какому-либо королю в качестве военного или должностного лица, и если я когда-либо имел беседу с королем, это никогда не выходило за рамки моей медицинской ответственности и рекомендаций. (...) Те, кто видел меня, знают, что я не переусердствовал с едой, питьем или неправильным поведением. Что касается моего интереса к науке, люди прекрасно знают и, должно быть, были свидетелями того, как я всю свою жизнь посвятил науке с юных лет. Мое терпение и усердие в поисках науки были таковы, что специально для одного специального выпуска я написал 20 000 страниц (мелким шрифтом), более того, я потратил пятнадцать лет своей жизни - ночь и день - на написание большого сборника под названием Al Hawi. Именно в это время я потерял зрение, моя рука была парализована, в результате чего я лишился возможности читать и писать. Тем не менее, я никогда не сдавался, но продолжал читать и писать с помощью других. Я мог пойти на уступки своим оппонентам и признать некоторые недостатки, но мне очень любопытно, что они говорят о моих научных достижениях. Если они сочтут мой подход неправильным, они могли бы изложить свои взгляды и ясно изложить свою точку зрения, чтобы я мог их изучить, и если бы я определил их взгляды правильными, я бы это признал. Однако, если я не согласен, я буду обсуждать этот вопрос, чтобы подтвердить свою точку зрения. Если это не так, и они просто не согласны с моим подходом и образом жизни, я был бы признателен, если бы они использовали только мои письменные знания и прекратили вмешиваться в мое поведение.
В « Философской биографии», как видно выше, он защищал свой личный и философский образ жизни. В этой работе он изложил основу, основанную на идее о том, что после смерти есть жизнь, полная счастья, а не страдания. Вместо того чтобы потакать своим желаниям, человек должен стремиться к знаниям, использовать свой интеллект и применять справедливость в своей жизни.
По словам ар-Рази: «Это то, чего хочет наш милосердный Создатель. Того, кому мы молимся о награде и чьего наказания мы боимся».
Одним словом, мужчина должен быть добрым, нежным и справедливым. Ар-Рази считал, что существует тесная связь между духовной целостностью и физическим здоровьем. Он не подразумевал, что душа может избежать страданий из-за его страха смерти. Он просто заявляет, что этого психологического состояния нельзя полностью избежать, если человек не убежден, что после смерти душа будет вести лучшую жизнь. Это требует тщательного изучения эзотерических доктрин и / или религий. Он сосредотачивается на мнении некоторых людей, которые думают, что душа погибает, когда умирает тело. Смерть неизбежна, поэтому не следует заранее занимать ею ум, потому что любой человек, который постоянно думает о смерти, будет огорчаться и думать, как будто он умирает, когда он непрерывно размышляет над этим предметом. Поэтому ему следует об этом забыть, чтобы не расстраиваться. Размышляя о своей судьбе после смерти, великодушному и доброму человеку, действующему в соответствии с законами исламского шариата, в конце концов нечего бояться, потому что это указывает на то, что он будет иметь утешение и постоянное блаженство в будущей жизни. Тот, кто сомневается в шариате, может созерцать его, и если он будет усердно делать это, он не отклонится от правильного пути. Если он потерпит неудачу, Аллах простит его и простит его грехи, потому что от него не требуется делать то, чего он не может достичь.
Это неполный список философских книг ар-Рази. Некоторые книги могли быть скопированы или опубликованы под разными названиями.
Известные книги на английском языке:
Аль-Рази был шахматным соперником аль-Адли, и аббасидский халиф аль-Мутаваккиль посещал их матчи. Аль-Надим перечисляет ар-Рази среди пяти авторов книг по Шидранджу (шахматам) или Аль-нарду, а именно: Абу Бакр аль-Сули, Аль-Адли, Абу аль-Фарадж аль-Ладжладж и Ибн аль- Уклидаси. Название книги ар-Рази было:
Ар-Рази приписывают ряд противоречивых работ и утверждений о религии. Многие источники утверждают, что ар-Рази рассматривал пророчества и откровенную религию как ненужные и бредовые, утверждая, что все люди имеют возможность получать доступ к истине (включая существование Бога) и открывать ее через данный Богом разум. Согласно этим источникам, его скептицизм в отношении пророчеств и мнение о том, что ни одна группа или религия не имеет привилегированного доступа к истине, обусловлены его мнением о том, что все люди имеют одинаковую базовую способность к рациональности и открытию истины, и что очевидные различия в этой способности просто признак интереса, возможностей и усилий. Из-за того, что он отверг пророчества и принял разум как главный метод доступа к истине, некоторые стали восхищаться ар-Рази как свободомыслящим.
Напротив, аль-Бируни отмечает, что в одних текстах ар-Рази писал в защиту религии, а в других - против нее. Согласно библиографии аль-Рази аль-Бируни ( Рисала фи Фихрист Кутуб аль-Рази), ар-Рази написал две «еретические книги»: « Фи аль-Нубувват» (« О пророчествах») и « Фи Шиял аль-Мутанаббин (« О хитростях »). лжепророков). По словам Бируни, первое «было заявлено против религий», а второе «было заявлено как нападающее на необходимость пророков». В своей « Рисале» Бируни подверг критике и высказал осторожность в отношении религиозных взглядов ар-Рази, отметив влияние манихейства. Однако Бируни также перечислил некоторые другие работы ар-Рази о религии, в том числе Fi Wujub Da'wat al-Nabi 'Ala Man Nakara bi al-Nubuwwat ( Обязательство распространять учение Пророка против тех, кто отрицает пророчества) и Fi anna ли аль-Инсан Халикан Муткинан Хакиман ( Тот Человек имеет Мудрого и Совершенного Создателя), внесенный в список его работ по «божественным наукам». Ни одна из его работ по религии в настоящее время не сохранилась полностью.
Другие взгляды и цитаты, которые часто приписываются ар-Рази, где он, кажется, критикует религию, можно найти в книге, написанной Абу Хатимом ар-Рази, под названием Aʿlām al-nubuwwa (Признаки пророчества), которая документирует дебаты между Абу Хатим и ар-Рази. Абу Хатим был исмаилитским миссионером, обсуждавшим ар-Рази, но вопрос о том, достоверно ли он записал взгляды ар-Рази, остается открытым. Некоторые историки утверждают, что Абу Хатим точно представлял скептицизм ар-Рази в отношении богооткровенной религии, в то время как другие утверждают, что к работе Абу Хатима следует относиться со скептицизмом, учитывая, что он является враждебным источником верований ар-Рази и, возможно, изобразил его как еретика, чтобы обесценить его критика исмаилитов.
По словам Абдула Латифа аль-Абда, профессора исламской философии в Каирском университете, Абу Хатим и его ученик Шамид ад-дин Кармани (ум. После 411 г.х. / 1020 г. н.э.) были исмаилитскими экстремистами, которые часто искажали взгляды аль-Рази. в своих произведениях. Это мнение также подтверждается ранними историками, такими как аль-Шахрастани, которые отметили, что «такие обвинения следует подвергать сомнению, поскольку они были сделаны исмаилитами, на которых жестоко напал Мухаммад ибн Закария Рази». Аль-Абд указывает, что взгляды, якобы выраженные ар-Рази, противоречат тому, что можно найти в собственных работах аль-Рази, таких как « Духовная медицина» ( Fī al-ibb al-rūānī). Питер Адамсон соглашается с тем, что Абу Хатим, возможно, «намеренно неверно описал» позицию ар-Рази как неприятие ислама и богооткровенных религий. Вместо этого ар-Рази только выступал против использования чудес для доказательства пророчества Мухаммеда, антропоморфизма и некритического принятия таклида против натара. Адамсон указывает на работу Фахр ад-дина ар-Рази, в которой ар-Рази цитирует Коран и пророков в поддержку своих взглядов.
Напротив, другие историки, такие как Пол Краус и Сара Строумса, признают, что отрывки, найденные в книге Абу Хатима, были либо сказаны ар-Рази во время дебатов, либо были процитированы из уже утерянной работы. Согласно дебатам с Абу Хатимом, ар-Рази отрицал обоснованность пророчеств или других авторитетных фигур и отвергал пророческие чудеса. Он также подверг резкой критике богооткровенные религии и чудесное качество Корана. Они предполагают, что эта утраченная работа является либо его знаменитым аль-Ильм аль-Илахи, либо другим более коротким независимым произведением под названием « Махарик аль-Анбийах» ( «Мошеннические уловки пророков»). Абу Хатим, однако, не упомянул ар-Рази по имени в своей книге, а назвал своего собеседника просто мулидом (букв. «Еретик»).
Витраж с изображением ар-Рази ( Капелла Принстонского университета, ок. 1924–1928)Религиозные и философские взгляды Ар-Рази позже подверглись критике со стороны Абу Райхана Бируни и Авиценны в начале 11 века. Бируни, в частности, написал короткий трактат ( рисала ), посвященный ар-Рази, критикуя его за симпатию к манихейству, его герметические сочинения, его религиозные и философские взгляды, за отказ математизировать физику и его активное противодействие математике. Авиценна, который сам был врачом и философом, также критиковал ар-Рази. Во время дискуссии с Бируни Авиценна заявил:
Или от Мухаммада ибн Закарийяба ар-Рази, который вмешивается в метафизику и выходит за рамки своей компетенции. Ему следовало ограничиться хирургическим вмешательством и анализом мочи и кала - на самом деле, он выставил себя напоказ и показал свое невежество в этих вопросах.
Наср-и-Хосров посмертно обвинил его в плагиате Ираншахри, которого Хосров считал хозяином ар-Рази.
В честь него были названы современные Институт Рази в Карадже и Университет Рази в Керманшахе. Каждый 27 августа в Иране отмечают «День рази» («День аптеки»).
В июне 2009 года Иран подарил «Павильон ученых» или «Чартаги» отделению Организации Объединенных Наций в Вене, которое теперь находится на центральной Мемориальной площади Венского международного центра. В павильоне представлены статуи ар-Рази, Авиценны, Абу Райхана Бируни и Омара Хайяма.
Джордж Сартон назвал его «величайшим врачом ислама и средневековья».
В бюллетене Всемирной организации здравоохранения (май 1970 г.) отмечалось, что его «труды по оспе и кори демонстрируют оригинальность и точность, а его эссе об инфекционных заболеваниях было первым научным трактатом по этой теме».