Мистер Смит едет в Вашингтон | |
---|---|
Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Фрэнк Капра |
Сценарий от | |
На основе | «Джентльмен из Монтаны» (unpub. История) по Льюис Р. Фостер |
Произведено | Фрэнк Капра |
В главной роли | |
Передал | Колин Джеймс Макки |
Кинематография | Джозеф Уокер |
Под редакцией | |
Музыка | Дмитрий Темкин |
Производственная компания | Columbia Pictures |
Распространяется | Columbia Pictures |
Дата выхода | |
Продолжительность | 125–126 или 130 минут |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | английский |
Бюджет | 1,5 миллиона долларов |
Театральная касса | 9 миллионов долларов |
«Мистер Смит едет в Вашингтон» - это американская политическая комедия-драма 1939 года режиссера Фрэнка Капры с Джин Артур и Джеймс Стюарт в главных ролях, а также с Клодом Рейнсом и Эдвардом Арнольдом. Фильм о недавно назначенном сенаторе Соединенных Штатов, который борется с коррумпированной политической системой, был написан Сидни Бакманом понеопубликованному рассказу Льюиса Р. Фостера «Джентльмен из Монтаны». Фильм был неоднозначным, когда он был впервые выпущен, но имел успех в прокате, и это сделало Стюарт главной звездой. Он также был основан на жизни сенатора США от штата Монтана Бертона Уиллера, который испытал аналогичный опыт, когда расследовал деятельностьадминистрации Уоррена Хардинга.
«Мистер Смит едет в Вашингтон» был номинирован на одиннадцать премий «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль в главной роли, получив «Оскар» за лучший оригинальный рассказ. Этот фильм, который считается одним из величайших фильмов всех времен, был выбран Библиотекой Конгресса в качестве одного из первых 25 фильмов для сохранения в Национальном реестре фильмов США в 1989 году как «культурно, исторически или эстетически значимый». ".
Губернатор неназванного западного штата Хуберт «Хэппи» ( Гай Кибби ) должен подобрать замену недавно скончавшемуся сенатору США Сэму Фоули. Его коррумпированный политический босс Джим Тейлор ( Эдвард Арнольд ) оказывает давление на Хоппера, чтобы тот выбрал себе подобранную марионетку, в то время как популярные комитеты хотят реформатора Генри Хилла. Дети губернатора хотят, чтобы он выбрал Джефферсона Смита ( Джеймс Стюарт ), главой «Бой Рейнджерс». Не имея возможности определиться между марионеткой Тейлора и реформатором, Хоппер решает подбросить монетку. Когда он оказывается на грани - и рядом с газетной статьей об одном из достижений Смита - он выбирает Смита, рассчитывая, что его здоровый образ понравится людям. В то же время его наивность позволит легко им манипулировать.
Младший сенатор Смит взят под крыло общественно уважаемого, но втайне нечестивого сенатора Джозефа Пейна ( Клод Рейнс ), который был другом покойного отца Смита. Смит сразу же испытывает влечение к дочери сенатора Сьюзан ( Астрид Олвин ). В доме сенатора Пейна Смит беседует со Сьюзен, которая ерзает и неуклюже, очарованная молодой светской львицей. Наивный и честный характер Смита позволяет неумолимой вашингтонской прессе использовать его в своих интересах, быстро запятнав репутацию Смита нелепыми фотографиями на первых полосах и заголовками, клеймящими его подлецом.
Чтобы занять Смита, Пейн предлагает ему выставить счет. С помощью своего секретаря Клариссы Сондерс ( Жан Артур ), которая была помощницей предшественника Смита и много лет работала в Вашингтоне и политике, Смит представляет законопроект, разрешающий ссуду федерального правительства для покупки земли в его доме. штат для национального лагеря для мальчиков, который будет расплачиваться молодежью по всей Америке. Пожертвования поступают немедленно. Однако предлагаемый кемпинг уже является частью схемы взяточничества при строительстве плотины, включенной в законопроект об ассигнованиях, составленный политической машиной Тейлора и поддержанный сенатором Пэйном.
Не желая распять благочестивого Смита, чтобы их план пересадки был реализован, Пейн говорит Тейлору, что он хочет уйти, но Тейлор напоминает ему, что Пейн находится у власти в основном благодаря влиянию Тейлора. Затем Пейн советует Смиту хранить молчание по этому поводу. На следующий день, когда Смит через Пейна излагает законопроект в Сенате, машина в его штате обвиняет Смита в попытке нажиться на его счете путем предоставления фальсифицированных доказательств того, что Смит уже владеет землей, о которой идет речь. Смит слишком потрясен предательством Пейна, чтобы защищаться, и убегает.
Сондерс, который сначала смотрел на Смита свысока, но уже поверил в него, уговаривает его начать обструкцию, чтобы отложить законопроект об ассигнованиях и доказать свою невиновность в зале Сената незадолго до голосования по его исключению. Пользуясь последним шансом доказать свою невиновность, он говорит без перерыва около 25 часов, подтверждая американские идеалы свободы и раскрывая истинные мотивы строительства плотины. Однако ни один из сенаторов не убежден.
Избиратели пытаются сплотиться вокруг него, но укоренившаяся оппозиция слишком сильна, и все попытки подавляются. Из-за влияния машины Тейлора газеты и радиостанции в родном штате Смита по приказу Тейлора отказываются сообщать то, что говорит Смит, и даже искажают факты против сенатора. Усилия бойцов-рейнджеров по распространению новостей в поддержку Смита приводят к злобным нападениям на детей со стороны приспешников Тейлора.
Хотя вся надежда кажется потерянной, сенаторы обращают внимание на то, что Смит приближается к полному истощению. У Пейна есть последняя карта в рукаве: он приносит корзины с письмами и телеграммами из родного штата Смита, якобы от обычных людей, требующих его исключения. Почти сломленный новостью, Смит находит лучик надежды в дружелюбной улыбке президента Сената ( Гарри Кэри ). Смит клянется продолжать дело, пока люди ему не поверят, но тут же падает в обморок. Преодолевая чувство вины, Пейн покидает зал Сената и пытается покончить жизнь самоубийством с помощью огнестрельного оружия, но его останавливают наблюдающие за ним сенаторы. Затем он врывается обратно в зал Сената, выкрикивая признание всей схеме; реформированный Пейн далее настаивает на том, чтобы его исключили из Сената, и к радости Клариссы подтверждает невиновность Смита. Председатель Сената с удовольствием наблюдает за возникшим хаосом.
| В титрах не указан
|
Примечания к ролям:
Columbia Pictures первоначально приобрел Льюис Р. Фостер неопубликованный рассказ «s, по- разному под названием„Джентльмен из Монтаны“и„Джентльмен из Вайоминга“, как транспортное средство для Ральфа Беллами, но когда Фрэнк Капра пришел на борту в качестве директора - после того, как Рубена Мамуляна было проявил интерес - фильм должен был стать продолжением его « Мистера дела едет в город» под названием « Мистер дела едет в Вашингтон», где Гэри Купер повторяет свою роль в роли Лонгфелло. Поскольку Купер был недоступен, Капра «сразу же увидел в нем средство передвижения для Джимми Стюарта и Джина Артура», а Стюарт был заимствован у MGM. Капра сказал о Стюарте: «Я знал, что из него получится чертовски хороший мистер Смит... Он выглядел как деревенский парень, идеалист. Это было ему очень близко».
Хотя в рассказе фигурирует молодежная группа, бойскауты Америки отказались разрешить использование своего имени в фильме, и вместо этого было использовано вымышленное «Мальчики-рейнджеры».
В январе 1938 года и Metro-Goldwyn-Mayer, и Paramount Pictures представили историю Фостера цензорам в Hays Office, что, вероятно, указывает на то, что обе студии были заинтересованы в проекте до того, как Columbia приобрела его. Джозеф Брин, глава этого офиса, предупредил студии: «Мы настоятельно призываем вас серьезно посоветоваться с вами перед тем, как приступить к созданию любого фильма, основанного на этой истории. быть заряженным динамитом как для киноиндустрии, так и для страны в целом ». Брин особо возражал против «в целом нелестного изображения нашей системы правления, которое вполне может привести к тому, что такая картина будет рассматриваться как здесь, и, в частности, за рубежом, как скрытая атака на демократическую форму правления», и предупредил, что фильм должен прояснить, что «Сенат состоит из группы прекрасных, порядочных граждан, которые долго и неустанно трудятся во имя интересов нации...
Джеймс СтюартПозже, после того, как сценарий был написан и представлен, Брин изменил курс, сказав о фильме: «Это великая пряжа, которая принесет много пользы всем, кто его увидит, и, по моему мнению, это особенно удачно. что такая история должна быть сделана в настоящее время. Из всех трудностей сенатора Джеффа была раскрыта важность демократии и великолепно подчеркнуто богатое и славное наследие, которое является нашим и которое приходит, когда у вас есть правительство » людей, людьми, и для людей ».
Фильм снимался с 3 апреля 1939 года по 7 июля того же года. Некоторые съемки проходили в Вашингтоне, округ Колумбия, на вокзале Юнион и в Капитолии США, а также в других местах для использования на заднем плане.
В студии, чтобы гарантировать подлинность, был создан тщательно продуманный набор, состоящий из комнат комитетов Сената, раздевалок и гостиничных номеров, а также конкретных памятников Вашингтона, округ Колумбия, все основано на поездке Капры и его команды в столицу.. Даже Пресс-клуб Вашингтона был воспроизведен в мельчайших деталях, но основные усилия были направлены на точную репродукцию Палаты Сената на участке Колумбии. Джеймс Д. Престон, бывший суперинтендант Сенатской галереи, выступал в качестве технического директора Сенатской группы, а также консультировал по политическому протоколу. В постановке также использовалась «Улица Нью-Йорка» на участке Warner Bros. с использованием 1000 статистов, когда эта сцена была снята.
Концовка фильма, по-видимому, в какой-то момент была изменена, так как оригинальная программа описывает возвращение Стюарта и Артура в родной город Смита, где их встречает большой парад, подразумевая, что они женаты и создают семью. Вдобавок политическая машина Тейлора оказывается раздавленной; Смит на мотоцикле навещает сенатора Пейна и прощает его; и посещение матери Смита включено. Некоторые из этих кадров можно увидеть в трейлере фильма.
Премьера фильма состоялась 17 октября 1939 года в зале Конституции в Вашингтоне, округ Колумбия, при поддержке Национального пресс-клуба. На мероприятие было приглашено 4000 гостей, в том числе 45 сенаторов. Г - н Смит едет в Вашингтон подвергся нападению со стороны прессы в Вашингтоне, а также политики в Конгрессе США, в антиамериканских и про- коммунистом за его изображением коррупции в американском правительстве. В то время как Капра утверждает в своей автобиографии, что некоторые сенаторы ушли с премьеры, в сообщениях современной прессы неясно, произошло ли это или нет, и кричали ли сенаторы в ответ на экран во время фильма.
Сенатор Джефферсон Смит преследует своего пирата перед невнимательными сенаторамиЭто будет известно, что Албен У. Баркли, демократ и лидер большинства в Сенате, назвал фильм «глупо и глупо», и сказал, что это «делает Сенат похожим на кучу жуликов». Он также отметил, что фильм был «гротескным искажением» Сената, «настолько же гротескным, что и все, что когда-либо видели! Представьте себе вице-президента Соединенных Штатов, подмигивающего красивой девушке в галерее, чтобы подбодрить флибустьера!» Баркли подумал, что фильм «показал Сенат как самое крупное скопище глупцов в истории!»
Пит Харрисон, уважаемый журналист и издатель отраслевого журнала Harrison's Reports, предложил Сенату принять закон, позволяющий владельцам кинотеатров отказываться от показа фильмов, которые «не в интересах нашей страны». Этого не произошло, но одним из способов, с помощью которых некоторые сенаторы попытались отомстить за ущерб, который, по их мнению, нанес фильм репутации их учреждения, было проталкивание Закона Нили о антиблокированном бронировании, который в конечном итоге привел к распад принадлежащих студиям сетей театров в конце 1940-х годов. В ответ Колумбия распространила программу, которая выдвигает патриотизм фильма и поддержку демократии и публикует множество положительных отзывов о фильме.
Были высказаны и другие возражения. Джозеф П. Кеннеди, американский посол в Великобритании, написал Капре и главе Колумбийского университета Гарри Кону, что опасается, что фильм нанесет ущерб «престижу Америки в Европе», и по этой причине призвал вывести его из европейского проката. Капра и Кон ответили, сославшись на рецензию на фильм, которая успокоила Кеннеди до такой степени, что он так и не ответил, хотя в частном порядке он все еще сомневался в фильме.
Фильм был запрещен в гитлеровской Германии, в Италии Муссолини и в Испании Франко. В Советском Союзе фильм был показан в кинотеатрах в декабре 1950 года под названием «Сенатор». Получен в качестве трофея из захваченного Рейхсфильмархива. По словам Капры, фильм также был дублирован в некоторых европейских странах, чтобы изменить идею фильма и привести его в соответствие с официальной идеологией.
Когда в 1942 году в оккупированной Германией Франции был наложен запрет на американские фильмы, некоторые кинотеатры решили показать « Мистер Смит едет в Вашингтон» в качестве последнего фильма перед тем, как запрет вступил в силу. Сообщается, что один владелец кинотеатра в Париже безостановочно показывал фильм в течение 30 дней после объявления запрета.
Критическая реакция на фильм была более взвешенной, чем реакция политиков, как отечественных, так и зарубежных. Критик The New York Times, например, Фрэнк С. Нуджент, писал, что «[Capra], конечно, действует под защитой неписаной статьи Билля о правах, дающей каждому голосующему гражданину право хотя бы на одно бесплатное колебание. в Сенате. Качели мистера Капры идут с пола и в лучшем настроении; если им не удастся раскачать благородное тело на пятки - от смеха, а также от оскорбленного достоинства - это будет не его вина, а Сената., и нам действительно стоит начать беспокоиться о верхней палате ".
«Мистер Смит едет в Вашингтон » был назван одним из типичных разоблачителей в американской истории. Доктор Джеймс Муртаг и доктор Джеффри Виганд назвали этот фильм знаменательным событием в истории США на первой « Неделе разоблачителей в Вашингтоне » (13–19 мая 2007 г.).
Мистер Смит едет в Вашингтон часто упоминается как один из лучших Капры, но было отмечено, что он «стал поворотным моментом в мировоззрении Капры, от нервного оптимизма к более мрачным и пессимистическим тонам. Начиная с American Madness ( 1932), такие фильмы Капры, как « Леди на один день» (1933), « Это случилось однажды ночью» (1934), « Мистер Дело едет в город» (1936) и « Вы не можете взять это с собой» (1938), раструбили о своей вере в порядочность обычного человека. В « Мистер Смит едет в Вашингтон», однако, порядочный простой человек окружен продажной, мелкой и бандитской группой мошенников. Все в фильме - за исключением Джефферсона Смита и его крошечной группы верующих - либо оплачивается политической машиной, управляемой Джеймсом Тейлором из Эдварда Арнольда, либо замешан в коррупции Тейлора своим молчанием, и все они сидят рядом, пока невинные люди, включая детей, подвергаются жестокому обращению и запугиванию, права нарушаются, а правительство привлекается к ответственности. к остановке ".
Тем не менее, флибустьер Смита и молчаливая поддержка президента Сената являются символом веры директора в то, что может изменить один человек. Эта тема получила дальнейшее развитие в фильме Капры « Это прекрасная жизнь» (1946) и других фильмах.
«Мистер Смит едет в Вашингтон» имел кассовые сборы сразу после выхода в прокат, заработав 3,5 миллиона долларов проката в кинотеатрах только в Соединенных Штатах. Он стал вторым самым кассовым фильмом 1939 года, а также был третьим самым кассовым фильмом 1930 - х годов десятилетия, только за Унесенные ветром и Белоснежка и семь гномов.
Мистер Смит едет в Вашингтон был номинирован на 11 премий Оскар, но выиграл только одну.
Информационные заметки
Цитаты
Библиография