Motorola 6809

редактировать
Motorola 6809
Процессор Motorola 6809P с тактовой частотой 1 МГц, набор масок C65P, изготовленный на десятой неделе 1992 года.
Общая информация
Запущен 1978 ; 43 года назад ( 1978)
Общий производитель (и)
Представление
Ширина данных 8
Ширина адреса 16
Архитектура и классификация
Набор инструкций 6809
инструкции 59
Физические характеристики
Транзисторы
Пакет (ы)

Motorola 6809 ( « шестьдесят-восемь-о-девять ») является 8-разрядный микропроцессор CPU с некоторыми 16-разрядными функциями. Он был разработан Терри Риттером и Джоэлом Бони из Motorola и представлен в 1978 году. Несмотря на то, что исходный код был совместим с более ранней Motorola 6800, 6809 предлагал значительные улучшения по сравнению с ним и 8-битными современниками, такими как MOS Technology 6502, включая инструкцию аппаратного умножения, 16-разрядные арифметические, системные и пользовательские регистры стека, позволяющие повторно использовать код, улучшенные прерывания, независимый от позиции код и архитектуру ортогонального набора команд с полным набором режимов адресации.

Среди самых мощных 8-битных процессоров своего времени он был намного дороже. В 1980 году 6809 в единичных количествах стоил 37 долларов по сравнению с 9 долларами за Zilog Z80 и 6 долларами за 6502. Он был запущен, когда на рынок выходили 16-разрядные процессоры нового поколения, такие как Intel 8086 и 32-разрядные. На горизонте были проекты, в том числе собственный 68000 Motorola. Он не мог конкурировать с новыми моделями и по цене со старыми.

6809 использовался в домашних компьютерах TRS-80 Color Computer, Dragon 32/64 и Thomson MO / TO, игровой консоли Vectrex и аркадных автоматах начала 1980-х, включая Star Wars, Defender, Robotron: 2084, Joust и Gyruss. В серии II цифровой звуковой рабочей станции Fairlight CMI и аркадной игре Konami Time Pilot '84 используются по два процессора 6809.

Hitachi был основным пользователем 6809, а позже выпустил обновленную версию Hitachi 6309.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 6800 и 6502
    • 1,2 6809
    • 1.3 Принятие рынком
    • 1.4 Основные виды использования
    • 1.5 Версии
    • 1.6 Наследие
  • 2 Описание
    • 2.1 Общий дизайн
    • 2.2 Регистры и инструкции
  • 3 Примечания
  • 4 ссылки
    • 4.1 Цитаты
    • 4.2 Библиография
  • 5 Дальнейшее чтение
  • 6 Внешние ссылки

История

Матрица Motorola 6809

6800 и 6502

Основные статьи: Motorola 6800 и MOS Technology 6502

Motorola 6800 был разработан в начале 1971 года и выпущен в 1974 г. В общем плане дизайна, он имеет сильное сходство с другими процессорами, которые были разработаны с самого начала, как 8-битными конструкции, как Intel 8080. Первоначально он был изготовлен с использованием ранней логики NMOS, которая обычно требовала нескольких различных напряжений питания. Ключевой особенностью был удвоитель напряжения на кристалле, позволяющий ему работать от одного источника питания + 5 В, что было большим преимуществом по сравнению с его конкурентами, такими как Intel 8080, для которого требовалось -5, +5, -12 и заземление.

Изначально 6800 был изготовлен с использованием современной контактной литографии. В этом процессе фотошаблон помещается в прямой контакт с пластиной, обнажается, а затем поднимается. Была небольшая вероятность того, что часть травильного материала останется на пластине, когда она будет поднята, что приведет к выходу из строя будущих чипов с рисунком маски. Для сложных многопрофильных конструкций, таких как ЦП, это привело к отказу около 90% микросхем при тестировании. Чтобы получить прибыль от небольшого количества работающих чипов, цены на рабочие модели должны были быть довольно высокими, порядка сотен долларов в небольших количествах. В результате, после выпуска 6800 получил относительно низкое признание на рынке.

Ряд конструкторов 6800 были убеждены, что более дешевая система будет ключом к повсеместному признанию. Известным среди них был Чак Педдл, которого отправляли в командировки по продажам, и он видел, как потенциальные клиенты неоднократно отвергали дизайн, считая его слишком дорогим для предполагаемого использования. Он начал проект по созданию гораздо менее дорогостоящего дизайна, но руководство Motorola не проявило интереса и в конце концов посоветовало ему прекратить работу над ним. Педдл и ряд других членов команды 6800 покинули Motorola в пользу MOS Technology и представили эту конструкцию в 1975 году как MOS Technology 6502. В единичных количествах 6502 продавался за 25 долларов, тогда как 6800 изначально был нацелен на 360 долларов, но к этому моменту был снижен до 295 долларов.

Низкая стоимость 6502 объяснялась тремя причинами. Во-первых, дизайнеры убрали все функции, которые не были абсолютно необходимыми. Это привело к удалению одного из двух аккумуляторов и использованию 8-разрядных индексных регистров меньшего размера, что привело к уменьшению внутренней разводки. Другим изменением стал переход к логике NMOS с истощающей нагрузкой, новому методу, требующему только + 5В. 6800 имел только один вывод + 5V снаружи, но имел несколько напряжений внутри, что требовало прокладки отдельных шин питания вокруг кристалла. Эти два изменения позволили 6502 иметь размер 16,6 мм 2, в отличие от 29,0 мм 2 6800, что означает, что из одной пластины можно произвести вдвое больше чипов. Наконец, MOS использовала новую систему литографии Micralign, которая улучшила средний выход продукции с 10% до 70%.

С выпуском 6502 Motorola сразу же снизила цену на 6800 до 125 долларов, но он остался неконкурентоспособным, и перспективы продаж упали. Внедрение Micralign в линейку Motorola позволило еще больше снизить цены, и к 1981 году цена тогдашней 6800P была немного меньше, чем эквивалент 6502, по крайней мере, в единичных количествах. К тому моменту, однако, 6502 было продано десятками миллионов единиц, а о 6800 почти забыли.

6809

В то время как 6502 начал завоевывать рынок 6800, Intel столкнулась с той же проблемой, когда выскочка Zilog Z80 начала воровать продажи у Intel 8080. И Motorola, и Intel начали новые циклы проектирования, чтобы обойти эти разработки. Этот процесс привел к тому, что Intel приступила к разработке серии 16-разрядных процессоров, получивших название Intel 8086 в 1978 году. Motorola также начала разработку аналогичного высокопроизводительного дизайна в проекте MACSS. Когда они опросили своих существующих 6800 клиентов, они обнаружили, что многие по-прежнему заинтересованы в 8-битных проектах и ​​не желают платить за 16-битные проекты для своих простых нужд. Это привело к решению создать значительно улучшенную, но совместимую 8-битную архитектуру, которая стала 6809.

Анализ кода 6800 показал, что загрузка и сохранение выполнялись большую часть времени с точки зрения ЦП, что составляло 39% всех операций в проверяемом коде. Напротив, математические операции были относительно редкими, всего 2,8% кода. Однако тщательное изучение загрузок и сохранений показало, что многие из них были объединены с добавлением и вычитанием, показывая, что значительная часть этих математических операций выполнялась с 16-битными значениями. Это привело к решению включить в новый дизайн основную 16-битную математику; загружать, хранить, складывать и вычитать. Точно так же приращения и уменьшения составляли только 6,1% кода, но они почти всегда происходили в циклах, где каждый из них выполнялся много раз. Это привело к добавлению режимов постинкрементного и предварительного декремента с использованием индексных регистров.

Основная цель нового дизайна заключалась в поддержке позиционно-независимого кода. Рынок Motorola был в основном встраиваемыми системами и аналогичными одноцелевыми системами, на которых часто выполнялись программы, очень похожие на программы на других платформах. Разработка этих систем часто принимала форму сбора серии предварительно развернутых подпрограмм и их объединения. Однако, поскольку язык ассемблера обычно начинается с «базового адреса», объединение предварительно написанных модулей обычно требует длительного процесса изменения констант (или «эквивалентов»), указывающих на ключевые места в коде.

Идея Motorola заключалась в том, чтобы устранить эту задачу и сделать концепцию строительных блоков более практичной. Системные интеграторы просто объединяют готовый код в ПЗУ для решения общих задач. Библиотеки общих процедур, таких как арифметика с плавающей запятой, графические примитивы, сжатие Lempel-Ziv и т. Д., Будут доступны для лицензирования, объединения вместе с пользовательским кодом и записи в ПЗУ.

В предыдущих разработках процессоров, включая 6800, было несколько способов обращения к ячейкам памяти. Некоторые из них относились к текущему местоположению в памяти или к значению в индексном регистре, в то время как другие были абсолютными, 16-битными значениями, которые относились к физическому местоположению в памяти. Первый стиль позволяет перемещать код, потому что адрес, на который он ссылается, будет перемещаться вместе с кодом. Абсолютные местоположения - нет; код, использующий этот стиль адресации, придется перекомпилировать, если он перемещается. Чтобы решить эту проблему, 6809 заполнил свои коды операций, чтобы было больше экземпляров относительной адресации, где это возможно.

Например, 6800 включал специальный режим «прямой» адресации, который использовался для уменьшения размера кода и его ускорения; вместо адреса памяти, имеющего 16 бит и, следовательно, требующего для хранения двух байтов, прямые адреса были только 8 битами. Обратной стороной было то, что он мог ссылаться только на память в пределах 256-байтового окна, «прямую страницу», которая обычно находилась внизу памяти - 6502 называл это «адресацией нулевой страницы». В 6809 добавлен новый 8-битный регистр DP для «прямой страницы». Код, который раньше должен был находиться на нулевой странице, теперь можно было переместить в любое место в памяти, если DP был изменен так, чтобы указывать на его новое местоположение.

Использование DP решает проблему обращения к адресам внутри кода, но данные обычно расположены на некотором расстоянии от кода, вне ПЗУ. Чтобы решить проблему простого обращения к данным, оставаясь независимым от позиции, 6809 добавил множество новых режимов адресации. Среди них была адресация относительно счетчика программ, которая позволяла ссылаться на любую ячейку памяти по ее положению относительно инструкции. Кроме того, более широко использовался стек, так что программа в ПЗУ могла выделять блок памяти в ОЗУ, устанавливать SP как основу блока, а затем обращаться к данным в нем, используя относительные значения.

Чтобы еще больше облегчить этот тип доступа, 6809 переименовал SP в U для «пользователя» и добавил второй указатель стека, S, для «системы». Идея заключалась в том, что пользовательские программы будут использовать U, в то время как сам ЦП будет использовать S для хранения данных во время вызовов подпрограмм. Это позволяло легко вызывать системный код, изменяя S, не влияя на другие запущенные программы. Например, программа, вызывающая подпрограмму с плавающей запятой в ПЗУ, поместит свои данные в стек U, а затем вызовет подпрограмму, которая затем сможет выполнять вычисления с использованием данных в своем собственном частном стеке, на который указывает S, а затем вернуться, оставив стек U нетронутым.

Другой важной причиной расширенного доступа к стеку была поддержка реентерабельного кода, кода, который может вызываться из различных программ одновременно, не заботясь о координации между ними, или который может вызывать сам себя рекурсивно. Это значительно упрощает создание операционных систем ; операционная система имела свой собственный стек, и процессор мог быстро переключаться между пользовательским приложением и операционной системой, просто изменяя указатель стека, который он использовал. Это также значительно упрощает обслуживание прерываний по той же причине.

Еще одним важным дополнением для 6809 был один из первых специализированных аппаратных умножителей, который принимал 8-битные числа в аккумуляторах A и B и давал результат в A + B, вместе известный как D. Он также добавил новый стиль быстрого прерывания, который автоматически сохранял только программный счетчик и регистр кода состояния перед вызовом кода прерывания, тогда как исходный стиль в 6800, теперь называемый «нормальным», сохранял все регистры и, таким образом, требовал дополнительных циклов перед вызовом кода прерывания, и многое другое, чтобы раскрутить стек при выходе.

Принятие рынком

Большая часть дизайна была основана на рыночной концепции кода строительных блоков. Но рынок предварительно свернутых модулей ПЗУ так и не появился: единственным выпущенным примером компании Motorola было ПЗУ с плавающей запятой MC6839. Индустрия в целом решила проблему интеграции модулей кода из отдельных источников с помощью автоматического перемещения компоновщиков и загрузчиков, что является решением, используемым сегодня. Однако решения, принятые командой разработчиков, позволили создать многопользовательские, многозадачные операционные системы, такие как OS-9 и UniFlex.

Дополнительные функции 6809 были дорогостоящими; ЦП имел примерно 9000 транзисторов по сравнению с 4 100 у 6800 или 3500 у 6502. Хотя усовершенствования процесса означали, что его можно было изготавливать с меньшими затратами, чем исходный 6800, те же улучшения применялись и к другим конструкциям, поэтому относительная стоимость осталась прежней. Так было на практике; в 1981 году 6809 продавался единичными партиями по цене, примерно в шесть раз превышающей цену 6502. Для тех систем, которые нуждались в некоторых из его специальных функций, таких как аппаратный множитель, система могла оправдать свою цену, но в большинстве ролей она была упускается из виду.

Еще одним фактором его низкого использования было наличие более новых конструкций со значительно более высокими характеристиками. Среди них был Intel 8086, выпущенный в том же году, и его более дешевая версия, Intel 8088 1979 года. Ощущение проблемы можно увидеть в результатах на языке ассемблера Byte Sieve по сравнению с другими распространенными проектами той эпохи (взято из 1981 и 1983):

Сравнение байтового сита
Процессор Секунды
6502 1 МГц 13,9
Z80 4 МГц 6,8
6809 2 МГц 5.1
8086 8 МГц 1.9
68000 8 МГц 0,49

Хотя 6809 действительно предлагал улучшение производительности по сравнению с 6502 и Z80, улучшение не соответствовало увеличению цены. Для тех, где цена была не главной проблемой, а чистой производительностью, новые разработки превосходили их на порядок.

Еще до того, как был выпущен 6809, в 1976 году Motorola запустила собственный проект усовершенствованных процессоров, известный тогда как проект Motorola Advanced Computer System on Silicon или MACSS. Хотя было слишком поздно, чтобы быть выбранным для проекта IBM PC, когда MACSS появился как Motorola 68000 в 1979 году, у него исчез какой-либо оставшийся интерес к 6809. Motorola вскоре объявила, что их будущие 8-битные системы будут работать на урезанных версиях 68000, а не более усовершенствованные версии 6809.

Основные виды использования

Цветной компьютер TRS-80

Его первое крупное использование было в цветном компьютере TRS-80, что произошло во многом случайно. Motorola попросили разработать компьютерный терминал с возможностью цветопередачи для онлайн-проекта помощи сельхозпроизводителям, систему, известную как «AgVision». Тэнди ( Radio Shack ) был привлечен в качестве розничного партнера и продавал их под названием «VideoTex», но проект был в конечном итоге отменен вскоре после его появления в 1980 году. Затем Тэнди переработал дизайн, чтобы создать домашний компьютер, который стал побеждает один из самых заметных дизайнов 6809.

SuperPET SP9000

В поисках недорогой платформы программирования для студентов, изучающих информатику, Университет Ватерлоо разработал систему, которая объединила компьютер на карте на базе 6809 с существующим Commodore PET, включая ряд языков программирования и программные редакторы в ПЗУ.. Результат был позже подхвачен Commodore, который продавал его как SuperPET или MicroMainframe в Европе. Они были относительно популярны в середине 1980-х, прежде чем появление рынка клонов ПК взяло на себя роль программистов для большинства пользователей.

Другие популярные домашние компьютеры включают Fujitsu FM-7, Canon CX-1, Dragon 32/64 и серию Thomson TO7. Он также был доступен в качестве опции на компьютерах Acorn System 2, 3 и 4. Большинство конструкций автобусов SS-50, построенных на базе 6800, также имели опции для 6809 или были переведены исключительно на него. Примеры включают в себя машину из SWTPC, Gimix, дым сигнала вещания и т.д. Motorola также построить ряд EXORmacs систем разработки и EXORset.

Hitachi произвела свои собственные машины на базе 6809, MB6890, а затем S1. Они предназначались в первую очередь для японского рынка, но некоторые из них экспортировались и продавались в Австралии, где MB6890 был назван «Peach», вероятно, в связи с Apple II. S1 был примечателен тем, что он содержал оборудование подкачки, расширяющее собственный 64- килобайтный (64 × 2 10 байт ) диапазон адресации 6809 до полного 1 мегабайта (1 × 2 20 байт) на страницах по 4 КБ. В этом он был похож на машины, произведенные SWTPC, Gimix и несколькими другими поставщиками. Компания TSC создала Unix-подобную операционную систему uniFlex, которая работала только на таких машинах. OS-9 Level II также использовала такие возможности управления памятью. Большинство других компьютеров того времени с адресацией памяти более 64 КБ были ограничены переключением банков, где большая часть, если не все 64 КБ были просто заменены на другой раздел памяти, хотя в случае 6809 Motorola предложила свой собственный MMU MC6829. отображение дизайна 2 мегабайта (2 × 2 20 байт ) на страницах 2 КБ.

Домашняя игровая приставка Vectrex

6809 также нашел применение в различных системах видеоигр. Среди них выделяется его воплощение 68A09 в уникальной домашней видеоигре Vectrex на основе векторной графики. Он также использовался в системе Milton Bradley Expansion (MBX) (аркадная консоль для использования с домашним компьютером Texas Instruments TI-99 / 4A и в серии аркадных игр, выпущенных в период с начала до середины 1980-х. Williams Electronics была активный пользователь процессора, который использовался в Defender, Stargate, Joust, Robotron: 2084, Sinistar и других играх. Процессор 6809 составляет ядро ​​успешного контроллера Williams Pinball Controller. KONAMI-1 - это модифицированный 6809, используемый Konami в Roc'n Rope, Gyruss и The Simpsons.

Серия II Fairlight CMI (компьютерный музыкальный инструмент) использовала два процессора 6809 под управлением OS-9, а также один процессор 6809 на каждую голосовую карту. 6809 часто использовался в музыкальных синтезаторах других производителей, таких как Oberheim (Xpander, Matrix 6/12/1000), PPG (Wave 2 / 2.2 / 2.3, Waveterm A) и Ensoniq (сэмплер Mirage, SDP-1, ESQ1, SQ80). Последние использовали 6809E в качестве основного процессора. Версия (E) использовалась для синхронизации часов микропроцессора со звуковым чипом (Ensoniq 5503 DOC) в этих машинах; в ESQ1 и SQ80 использовался 68B09E, что требовало специальной логики арбитра, чтобы гарантировать синхронизацию шины 1 МГц при доступе к микросхеме DOC.

В отличие от более ранних продуктов Motorola, 6809 не получил широкого распространения в области микроконтроллеров. Он использовался в контроллерах сигналов светофора, выпущенных в 1980-х годах несколькими различными производителями, а также в магистральных центральных контроллерах SMARTNET и SMARTZONE от Motorola (так называемых «Контроллер 6809»). Эти контроллеры использовались в качестве центральных процессоров во многих транковых системах двусторонней радиосвязи Motorola.

6809 использовался Mitel в качестве основного процессора в своей офисной телефонной системе SX20.

Версии

Motorola 6809 изначально производился с номинальной скоростью 1  МГц, 1,5 МГц (68A09) и 2 МГц (68B09). Более быстрые версии были выпущены позже Hitachi. Без особых улучшений, 6809 знаменует собой конец эволюции 8-битных процессоров Motorola; Motorola рассчитывала, что будущие 8-битные продукты будут основаны на 8-битной версии шины данных 68000 ( 68008 ). Версия микроконтроллера с немного измененным набором команд, 6811, была снята с производства только во втором десятилетии 21 века.

Hitachi 6309 является расширенной версией 6809 с дополнительными регистрами и дополнительных инструкций, в том числе блок - ход, дополнительные инструкции умножения и деления.

Наследие

Motorola выделила свое подразделение микропроцессоров в 2004 году. Это подразделение изменило свое название на Freescale и впоследствии было приобретено NXP.

Ни Motorola, ни Hitachi больше не производят процессоров 6809 или их производных. 6809 ядер доступны в VHDL и могут быть запрограммированы в FPGA и использоваться в качестве встроенного процессора с номинальной скоростью до 40 МГц. Некоторые коды операций 6809 также существуют во встроенных процессорах Freescale. В 2015 году Freescale разрешила Rochester Electronics снова начать производство MC6809 в качестве прямой замены и копии оригинального устройства NMOS. Компания Freescale предоставила Рочестеру исходную базу данных физического проектирования GDSII. В конце 2016 года Rochester MC6809 (включая MC68A09 и MC68B09) полностью квалифицирован и доступен в производстве.

Австралийский разработчик Джон Кент синтезировал CPU Motorola 6809 на языке описания оборудования (HDL). Это сделало возможным использование ядра 6809 на гораздо более высоких тактовых частотах, чем было доступно с исходным 6809. CoCo3FPGA Гэри Беккера работает с ядром Kent 6809 на 25 МГц. Matchbox CoCo Роджера Тейлора работает на частоте 7,16 МГц. CoCoDEV Дэйва Филипсена работает на частоте 25 МГц.

Описание

Общий дизайн

Внутренний дизайн 6809 ближе к более простым, немикрокодируемым процессорам. Как и большинство 8-битных микропроцессоров, реализация 6809 представляет собой машину уровня передачи регистров, использующую центральный PLA для реализации большей части декодирования команд, а также частей последовательности.

Как и 6800 и 6502, 6809 использует двухфазную синхронизацию для управления защелками. Этот двухфазный тактовый цикл используется в этих процессорах как полный машинный цикл. Простые инструкции могут выполняться всего за два или три таких цикла. 6809 имеет внутренний двухфазный тактовый генератор (требуется только внешний кристалл), тогда как 6809E требует внешнего тактового генератора. Существуют такие варианты, как 68A09 (E) и 68B09 (E); внутренняя буква указывает на номинальную тактовую частоту процессора.

Тактовая система 6800, 6502, 6809 отличается от других процессоров того времени. Например, Z80 использует одну внешнюю синхронизацию, и внутренние шаги командного процесса продолжаются при каждом переходе. Это означает, что внешние часы обычно работают намного быстрее; Конструкции 680x обычно работали на частоте 1 или 2 МГц, а Z80 - на частоте 2 или 4. Внутри 680x преобразовывали более медленные внешние часы во внутреннее расписание с более высокой частотой, поэтому по принципу «инструкция за инструкцией» они работали примерно в два раза быстрее. быстро при сравнении внешних часов.

Преимущество доступа в стиле 680x состояло в том, что микросхемы динамической оперативной памяти того времени обычно работали на частоте 2 МГц. Из-за синхронизации цикла были периоды внутренних часов, когда шина памяти гарантированно была свободна. Это позволяло разработчику компьютеров чередовать доступ к памяти между ЦП и внешним устройством, скажем, контроллером прямого доступа к памяти или, чаще, графическим чипом. Запустив оба чипа на частоте 1 МГц и включив их один за другим, они могли совместно использовать доступ к памяти без каких-либо дополнительных сложностей или схем. В зависимости от версии и класса скорости для доступа к памяти в 6800, 6502 или 6809 обычно доступно примерно 40–60% одного тактового цикла.

Регистры и инструкции

6809 программная модель, показывающая регистры процессора

Исходный 6800 включал два 8-битных аккумулятора, A и B, один 16-битный индексный регистр, X, 16-битный программный счетчик, PC, 16-битный указатель стека, SP и 8-битный регистр состояния. 6809 добавил второй индексный регистр Y, второй указатель стека, U (при переименовании исходного S), и позволил регистрам A и B обрабатываться как один 16-битный аккумулятор D. Он также добавил еще 8- битовый регистр DP для установки базового адреса прямой страницы. Эти дополнения были невидимы для кода 6800, а 6809 был на 100% совместим с исходным кодом более раннего кода.

Еще одним значительным дополнением была адресация по отношению к программному счетчику для всех инструкций по манипулированию данными. Это было ключевым дополнением для позиционно-независимого кода, поскольку он позволяет ссылаться на данные относительно инструкции, и пока существует результирующая ячейка памяти, инструкции могут свободно перемещаться в памяти. Система также сохранила свои предыдущие режимы адресации, хотя в новом языке ассемблера то, что раньше было отдельными инструкциями, теперь считалось различными режимами адресации для других инструкций. Это уменьшило количество инструкций с 78 инструкций 6800 до 59 6809. Эти новые режимы имели те же коды операций, что и ранее отдельные инструкции, поэтому эти изменения были видны только программисту, работающему над новым кодом.

Набор команд и регистровый набор очень ортогональны, что делает 6809 проще в программировании, чем его современники. Как и 6800, 6809 включает недокументированную инструкцию по тестированию адресной шины, получившую название Halt and Catch Fire (HCF).

Примечания

использованная литература

Цитаты

Библиография

дальнейшее чтение

Даташиты и руководства
Книги
  • 6809 Программирование на языке ассемблера ; 1-е изд; Лэнс Левенталь; 579 страниц; 1981; ISBN   0-931988-35-7. (архив)
  • Поваренная книга MC6809 ; 1-е изд; Карл Уоррен; 180 страниц; 1980; ISBN   0-8306-9683-0. (архив)
  • Усовершенствованный 8-битный микропроцессор: MC6809: его программное обеспечение, оборудование, архитектура и методы взаимодействия ; 1-е изд; Роберт Симпсон; 274 страницы; 1998; ISBN   978-9813083097
Журналы
  • Микропроцессор революции: 6809 ; Терри Риттер и Джоэл Бони (соавторы 6809); Журнал BYTE; Январь-февраль 1979 г. (архив)
  • Микропроцессор MC6809 ; Ян Пауэрс; Микропроцессоры, Том 2, Выпуск 3; Июль 1978 г.; стр. 162; ISSN   0308-5953, DOI : 10,1016 / 0308-5953 (78) 90010-7.
Справочные карты
  • Справочная карта MC6809 ; Motorola; 16 страниц; 1981. (архив)
  • Справочная карта 6809/6309 ; Крис Ломонт; 10 страниц; 2007г. (Архив)

внешние ссылки

Симуляторы / Эмуляторы
Доски
ПЛИС
Последняя правка сделана 2023-03-21 05:37:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте