Обложка первого издания (мягкая обложка) | |
Автор | Курт Воннегут |
---|---|
Художник обложки | Лео и Дайан Диллон |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | английский |
Жанр | Чёрный юмор, метафикшн |
Издатель | Публикации Фосетта / Книги с золотой медалью |
Дата публикации | 1962 г. |
Тип СМИ | Печать ( твердая и мягкая обложка ) |
Страницы | 192 |
ISBN | 978-0-385-33414-3 |
«Мать ночь» - роман американского писателя Курта Воннегута, впервые опубликованный в феврале 1962 года. Название книги взято из « Фауста » Гете (и, в конечном итоге, у египетской богини Нуит, матери Осириса, Гора, Исиды, Сета и Нефтиды, и ее коллеги в европейских религиях, таких как скани ).
Роман основан на вымышленных мемуарах Говарда У. Кэмпбелла-младшего, американца, который переехал в Германию в 1923 году в возрасте 11 лет, а позже стал известным драматургом и нацистским пропагандистом. История романа рассказывается (с помощью метафикса ) самим Кэмпбеллом, который пишет свои мемуары в ожидании суда за военные преступления в израильской тюрьме. Ховард В. Кэмпбелл также ненадолго появляется в более позднем романе Воннегута « Бойня номер пять».
Роман оформлен как мемуары Говарда У. Кэмпбелла-младшего. Он пишет его, находясь в тюрьме и ожидая суда над военными преступлениями за его действия в качестве нацистского пропагандиста. Кэмпбелл, американец, переехавший в Германию вместе со своими родителями в 11 лет, вспоминает свое детство, когда нацистская партия укрепляла свою власть. Вместо того, чтобы уехать из страны с родителями, Кэмпбелл продолжает карьеру драматурга, его единственные социальные контакты - нацисты. Имея в достаточной степени « арийское » происхождение, Кэмпбелл становится членом партии только номинально. Он политически апатичен, заботится только о своем искусстве и своей жене Хельге, которая также играет главную роль во всех его пьесах.
Кэмпбелл встречает Фрэнка Виртанена, агента военного министерства США. Виртанен хочет, чтобы Кэмпбелл шпионил в качестве двойного агента США в надвигающейся мировой войне. Кэмпбелл отклоняет предложение, но Виртанен быстро добавляет, что хочет, чтобы Кэмпбелл подумал об этом. После начала войны, Кэмпбелл начинает пробиваться через Джозефа Геббельса " пропагандистской организации, в конце концов, став„голосом“передач, направленных на преобразование американцев к нацистскому делу (параллель к реальному вещателем, д - р Эдвард Вит Ситтлер ). Без ведома нацистов, все особенности выступлений Кэмпбелла - преднамеренные паузы, кашель и т. Д. - являются частью закодированной информации, которую он передает в Американское управление стратегических служб. Кэмпбелл никогда не обнаруживает и никогда не узнает информацию, которую он отправляет.
Примерно в середине войны Хельга отправляется на Восточный фронт, чтобы развлечь немецкие войска. Кэмпбелл очень расстроен, когда слышит, что лагерь, который Хельга посетила в Крыму, был захвачен советскими войсками и что она считается мертвой. В начале 1945 года, незадолго до вторжения Красной армии в Берлин, Кэмпбелл в последний раз навещает своих родственников. Во время визита он разговаривает с младшей сестрой Хельги, Рези, которая находит отклик у него еще долгие годы. После того, как Кэмпбелл захвачен американскими войсками, Виртанен заключает сделку, по которой его освобождают и разрешают проехать в Нью-Йорк.
Пятнадцать лет спустя Кэмпбелл живет анонимной жизнью, поддерживаемой только воспоминаниями о своей жене и безразличным интересом к его дальнейшей судьбе. Его единственный друг - Джордж Крафт, тоже одинокий сосед, который по исключительному стечению обстоятельств также оказался агентом советской разведки. Он пытается обманом заставить Кэмпбелла бежать в Москву, раскрывая свою личность и местонахождение. Превосходства белой расы организация делает Кэмпбелл причиной Celebre, приглашая его поговорить с новобранцами. Лидер группы, дантист по имени Лайонел Джонс, появляется в квартире Кэмпбелла с удивлением: женщина, называющая себя Хельгой, живая и здоровая, исповедует свою бессмертную любовь. Воля к жизни Кэмпбелла возвращается и остается даже после того, как он узнает, что она не Хельга, а, скорее, Рези. Они планируют бежать в Мехико после посещения одного из фашистских собраний Джонса.
Там появляется Виртанен, чтобы предупредить Кэмпбелла о заговоре Крафт и соучастии Рези. Убитый горем Кэмпбелл решает пойти на эту шараду. Он противостоит Крафт и Рези, последняя клянется, что ее чувства к нему искренни. Затем ФБР совершает набег на собрание и берет Кэмпбелла под стражу, в то время как Рези совершает самоубийство, приняв капсулу с цианидом. Как и прежде, Виртанен использует свое влияние, чтобы освободить Кэмпбелла. Однако, как только Кэмпбелл возвращается в свою квартиру, он понимает, что у него нет реальной причины продолжать жить, и решает сдаться израильтянам, чтобы предстать перед судом.
Находясь в тюрьме в Израиле, Кэмпбелл встречает Адольфа Эйхмана и дает ему совет о том, как написать автобиографию. В самом конце книги он вставляет письмо, которое только что получил от Виртанена. Наконец-то появились подтверждающие доказательства того, что он действительно был американским шпионом, и Виртанен пишет, что он будет свидетельствовать об истинной лояльности Кэмпбелла в суде. Вместо того, чтобы почувствовать облегчение, Кэмпбелл испытывает отвращение к мысли, что он будет спасен от смерти и получит свободу только тогда, когда он больше не сможет наслаждаться чем-либо, что может предложить жизнь (слишком старым и физически измученным). В последних строчках Кэмпбелл сообщает читателю, что повесится не за преступления против человечности, а, скорее, за «преступления против себя». Затем Кэмпбелл понимает, что он один в мире.
На протяжении всего романа Воннегут использует приемы метафиксации, чтобы привлечь внимание к самому тексту. Наиболее примечательным является то, что Воннегут рассматривает роман как исторический документ. Примечание редактора в начале романа предполагает, что сочинения Кэмпбелла, сам текст романа, являются рукописью, которую получил Воннегут и редактирует для всеобщего обозрения.
Эти приемы мета-фантастики также могут быть расширены, чтобы включить подход Воннегута к представлению персонажей и развитию персонажей. Воннегут использует всю временную дистанцию Кэмпбелла, чтобы наблюдать персонажей с почти всеведущей точки зрения; например, «Его зовут Андор Гутман. Андор - сонный, не очень умный эстонский еврей. Он провел два года в лагере смерти в Освенциме. крематорий там ". Это позволяет отфильтровать любую воспринимаемую информацию в ходе романа и передать ее в более резкой, пассивной манере, которая использует больший контроль повествования от первого лица.
Хотя этот стиль деконструктивизма персонажей менее распространен в « Матери-ночи», чем в « Бог благословит тебя», «Мистер Розуотер» или « Завтрак чемпионов», пронизывающий стиль прозы по всей книге в значительной степени переплетается с техниками мета-фантастики. Новаторское литературное всеведение Воннегута - одна из техник, с помощью которых торговая марка Воннегута «так и есть...» достигает определенной степени метаморальности благодаря своему всеведущему, диссоциативному и отстраненному тону в прозе.
Воннегут также несколько раз обращается к «морали» рассказа. Он пишет: «Это единственная моя история, мораль которой я знаю. Я не думаю, что это чудесная мораль, я просто случайно знаю, что это...». Появляется фраза «Мораль истории» и снова ; некоторые примеры включают: «Мы те, кем притворяемся, поэтому мы должны быть осторожны с тем, кем притворяемся», «Когда ты мертв, ты мертв» и «Занимайся любовью, когда можешь. Это хорошо для тебя.. "
В 1996 году вышла экранизация, в которой Ник Нолти сыграл Кэмпбелл, Шерил Ли в роли Хельги / Рези, Алан Аркин в роли Крафт и Джон Гудман в роли Виртанена.
В 2009 году Audible.com выпустил аудиоверсию Mother Night, рассказанную Виктором Бевайном, в рамках линейки аудиокниг Modern Vanguard.
Театральная версия, адаптированная и снятая Брайаном Кацем, была представлена в кинотеатре Custom Made Theater Company в Сан-Франциско в 2017 году. Возрождение, также снятое Кацем, было представлено в театрах 59E59 в Нью-Йорке в октябре 2018 года.