Мечеть андалузцев

редактировать

Мечеть андалузцев
مسجد الأندلسيين ⵎⴻⵣⴳⵉⴷⴰ ⴰⵏⴷⴰⵍⵓⵙ
Андалусская мечеть portal.jpg Главный входной портал мечети (северная сторона)
Религия
Секта Суннитский ислам
Место расположения
Место расположения Фес, Марокко
Географические координаты 34 ° 03'47,5 ″ N 4 ° 58'5,6 ″ з.д. / 34,063194 ° с.ш.4,968222 ° з.д. / 34.063194; -4,968222 Координаты : 34 ° 03'47,5 ″ N 4 ° 58'5,6 ″ з.д. / 34,063194 ° с.ш.4,968222 ° з.д. / 34.063194; -4,968222
Архитектура
Тип мечеть
Стиль Марокканская, Исламская
Дата установлена 859-60 CE (245-246 AH )
Минарет (ы) 1

Мечеть андалузцы или Аль-Andalusiyyin мечеть ( арабский язык : مسجد الأندلسيين, латинизируется : Масджид аль-Andalusiyyin ; берберские языки : ⵎⴻⵣⴳⵉⴷⴰ ⴰⵏⴷⴰⵍⵓⵙ), иногда также называют мечеть Андалузии, является одним из основных исторической мечети в Фес - эль - Бали, старый квартал Медина в Фесе, Марокко. Мечеть была основана в 859-860 годах, что делает ее одной из старейших мечетей Марокко. Он расположен в центре района, который исторически ассоциировался с выходцами из Андалуси, откуда и получил свое название. С тех пор он несколько раз обновлялся и расширялся. Сегодня это один из относительно немногих оставшихся Idrisid -era учреждений и одна из главных достопримечательностей города.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История и развитие
    • 1.1 Фундамент
    • 1.2 Ранние дополнения (10 век)
    • 1.3 Реконструкция Альмохадов
    • 1.4 Более поздние реставрации и украшения
  • 2 См. Также
  • 3 ссылки
  • 4 Внешние ссылки

История и развитие

фундамент

Согласно историческим источникам, таким как аль-Джазнаи, мечеть была основана в 859-860 годах Марьям бинт Мохаммед бин Абдулла аль-Фихри (сестра Фатимы аль-Фихри, которая в то же время основала мечеть Каравийин ). Строительству также помогли дополнительные средства, пожертвованные группой местных жителей Андалусского происхождения, давшей мечети ее нынешнее название. Последний пришел в город в качестве беженцев в 818, покидающих город Кордова после неудачного восстания, которое привело к жестоким репрессиям со Ummayyad эмира аль-Хакама I.

Первоначальная конструкция была скромной. По словам андалузского географа 12-го века Аль-Бакри, мечеть состояла из гипостильного зала с шестью проходами (или семью, согласно аль-Джазнаи), образованным параллельными рядами подковообразных арок, поддерживаемых каменными колоннами. В нем был небольшой сан (двор), где были посажены ореховое дерево и несколько других деревьев. В отличие от многих более поздних марокканских мечетей, ряды арок проходили с востока на запад, параллельно южной стене киблы, а не перпендикулярно ей. Мечеть имела доступ к обильному водопроводу из искусственного водного канала, известного как Уэд Масмуда.

Ранние дополнения (10 век)

Минарет и восточный вход мечети

В течение 10 века Фес был вовлечен в соперничество между Омейядами Кордовы и Фатимидским халифатом. Однако это пошло на пользу мечетям Аль-Андалусийин и Аль-Каравийин, которые в этот период пользовались покровительством соперничающих группировок. В 933 году новый губернатор Феса Зената, Хамид ибн Хамдан аль-Хамдани, вассал правителя Фатимидов Убайд Аллаха, перенес место проведения хутбы (религиозной проповеди во время пятничной молитвы ) в эту мечеть андалузцев, заменив старую мечеть. Аль-Ashyakh, первая мечеть, построенная в Madinat Fas на Идриса I, в качестве главной мечети андалузский квартал Феса - эль-Бали. В то же время хутба была перенесена из мечети Шурафа в мечеть Каравийин на другом берегу города.

В 956 году Абд аль-Рахман III, халиф Омейядов в Кордове, спонсировал строительство минарета мечети, который сохранился до наших дней. Анри Террасс полагал, что первоначально минарет располагался в северо-западном углу мечети (до ее более позднего расширения). Он имеет квадратное основание с одним главным валом, увенчанным небольшими зубцами и увенчанным куполом. Он похож на минарет мечети Аль-Каравийин, которая также была построена в то же время, хотя он немного меньше и проще. Оба, вероятно, были связаны с более крупным минаретом, который Абд ар-Рахман III построил ранее в том же десятилетии. Строительство обоих минаретов было выполнено местным губернатором Зенаты Ахмедом ибн Аби Саидом, вассалом Омейядов, но неясно, какое именно личное участие Абд ар-Рахман III имел в проекте, помимо предоставления средств.

В 969 или 970 году северное Марокко попало под контроль Булуггина, зиридского эмира, правившего от имени Фатимидов (чья база переместилась дальше на восток, в Каир ). Булуггин построил новый минбар (кафедру) для мечети, символизирующий победу шиитов Фатимидов над другими фракциями, такими как суннитские Омейяды Кордовы. Надпись с этой датой (369 г. хиджры ) сохранилась на одной из оригинальных панелей минбара, вновь обнаруженных в 20 веке Анри Террассом во время реставраций. Однако новый эпизод господства Фатимидов продлился недолго. В 985 году Ибн Аби Амир, визирь халифа Хишама II и фактический правитель Кордовы (известного в христианских источниках как Альманзор), послал своего двоюродного брата Аскаладжу с армией, чтобы напрямую отвоевать Фес и северное Марокко. В течение нескольких месяцев после успешного захвата Феса минбар был частично переработан с новыми деталями в очень похожем художественном стиле, включая верхнюю часть (спину) с надписью, записывающей дату 375 г. хиджры (985 или 986 г. н.э. ) и имена Ибн Аби Амира и Хишама II. Предположительно, компоненты, которые идентифицировали минбар как Фатимид, были намеренно удалены и заменены компонентами Омейядов. Террас предполагает, что более ранняя надпись 369 г.х. (которая не включает никаких имен) была оставлена ​​на месте в то время, потому что местные мастера, которые, возможно, не могли хорошо читать куфический язык, могли не осознавать ее значение.

Реконструкция Альмохадов

Взгляд горизонта мечети сегодня; помимо минарета (слева) монументальные ворота мечети видны издалека благодаря своей высоте

Мечеть не подвергалась изменениям до начала 13 века, в период Альмохадов. Мухаммад ан-Насир (годы правления 1199–1213 гг.), Четвертый халиф Альмохадов, проявлял больший интерес к Фесу, чем его предшественники, в частности, укрепляя город. По словам аль-Джазнаи, когда халиф был проинформирован о том, что мечеть андалузцев нуждается в ремонте, он приказал ее восстановить и расширить. Строительство велось между 1203 и 1207 годами, а аназа мечети была построена в 1209 году. Террас отметил, что этот длительный период, а также относительно однородная ткань нынешнего здания (которое имеет кирпичные колонны вместо каменных колонн) позволяют предположить, что мечеть была построена. почти полностью реконструирован в это время. Кроме того, нынешнее расположение киблы в мечети, по-видимому, отличается от расположения минарета 10-го века, что позволяет предположить, что последний по-прежнему соответствует более старой ориентации мечети.

В дополнение к расширению планировки мечети, реконструкция Альмохадов добавила монументальные северные ворота, фонтан, новый вход в женский молельный зал и квартиру для имама, расположенную на этаже над женским молельным залом. Через дорогу был построен дом для омовения, или дар аль-вуду, по форме похожий на другой дар аль-вуду, построенный в то же время для мечети Каравийин. Чтобы обеспечить водой это средство для омовения и, возможно, потому, что вода Уэд Масмуда была сочтена слишком загрязненной (поскольку она пересекла большую часть города, прежде чем достичь мечети), Аль-Насир также создал новый водный канал, чтобы подвести вода из-за города прямо в мечеть. Фасад высоких северных ворот украшен плиткой зеллидж и искусно вырезанным навесом из дерева, хотя они, вероятно, были отреставрированы в более позднее время, и сегодня от украшений Альмохадов осталось немногое. Ученый Жорж Марсе оценил архитектуру как шедевр марокканского архитектурного стиля.

Наконец, Аль-Насир также восстановил старый минбар мечети. И снова, вместо того, чтобы полностью заменять минбар, Альмохады решили восстановить и повторно использовать старый. Большая часть минбара, особенно его стороны, были покрыты новыми деревянными панелями, оформленными в мавританском стиле того периода, в котором сильное влияние оказало андалузское мастерство. Однако верхняя задняя панель, на которой были надписи от реставрации Омейядов 10-го века, была сохранена на месте, что, возможно, свидетельствует об определенном уважении альмохадов к бывшему халифату Кордовы.

Поздние реставрации и украшения

Террасс отмечает, что кладка, использованная при строительстве Альмохадов, была посредственного качества, что потребовало ее ремонта и восстановления в конце 13 века при Маринидах. Хатыб мечети, Абу Абдаллах Мухаммад ибн Абд аль-Касим ибн хассунский, сделал запрос на ремонт в Marinid султаном Абу Якуб Юсуф, который согласился. Ремонт проводился в 1295-96 гг. (695 г.х.). Большая часть сооружения, включая колонны и потолки, была восстановлена ​​в это время. Следующий султан, Абу Табит, недолго правивший между 1307 и 1308 годами, приказал отремонтировать водные каналы Альмохадов, ведущие к мечети, а также установил богато украшенный фонтан на северной стене внутреннего двора мечети. Хотя это не упоминается в исторических источниках, Террасс полагает, что восточные ворота мечети рядом с минаретом, вероятно, были построены или украшены в 14 веке, возможно, также при Абу Табите. Дар аль-Muwaqqit, квартира для хронометриста, построенного на втором этаже, на юго - восточной стороне минарета, вероятно, также датируется периодом Marinid, когда начали добавлять в мечетях такие структуры. Большое складское помещение в задней части мечети с панелью с курсивной надписью над двойными дверями, по-видимому, служило библиотекой и было основано одним из последних султанов маринидов, Абу Саидом Усманом III, в 1415 году (816 год). AH). Террас также датировал Абу Саидом Усманом III несколько других элементов из резного дерева в этой области, внутри и вокруг двери имама и Погребальной мечети ( Джама аль-Гнаиз) в задней части мечети.

В мечети также было семь учебных курсов и две библиотеки, аналогичные мечети Аль-Каравийин, что делало ее второй по значимости мечетью в медине Феса. В Marinids также основана, по меньшей мере два медресе рядом в начале 14 века: Sahrij Медресе и Sba'iyyin Медресе. Подобно медресе возле мечети Каравийин, они предлагали курсы, но также служили для размещения студентов из-за пределов города, которые приехали учиться в мечеть. Сама мечеть за эти годы много раз реставрировалась, что позволило ей сохранить свой вид. Нынешний вид монументальных ворот мечети, вероятно, восходит к реставрации алауитского периода. Мулай Исмаил (годы правления 1672–1727) отремонтировал фонтан Маринид во внутреннем дворе мечети, где его имя до сих пор можно увидеть. Резное лепное украшение михраба также было переделано в недавнее время и не старше XVIII века. Среди более современных реставраций французский ученый Анри Террасс, который работал над несколькими памятниками в период французского протектората (1912-1956), провел полное исследование мечети и ее минбара, которое было опубликовано в 1942 году.

Панорамный вид на двор мечети; справа от большого входа виден фонтан эпохи Маринидов

Смотрите также

Рекомендации

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-20 08:12:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте