Моше Альшич | |
---|---|
Могила Альшича в Цфате | |
Личное | |
Родившийся | 1508 |
Умер | 1593 Цфат, Османская империя |
Религия | Иудаизм |
Моше Альшич на иврите : משה אלשיך, также пишется как Альшех (1508–1593), известный как Альшич Хакадош (Святой), был выдающимся раввином, проповедником и библейским комментатором во второй половине шестнадцатого века.
Альшич родился в 1508 году в Османской империи и был сыном Хайима Альшича. Позже он переехал в Цфат, где стал учеником раввина Джозефа Каро. Среди его учеников были раввин Хаим Витал и раввин Йом Тов Цахалон. Он умер в Цфате в 1593 году.
На протяжении всей еврейской истории лишь нескольким раввинам было присвоено звание « Хакадош ». Наряду с альшичами были Шела ха-Кадош, Ари ха-Кадош и Ор ха-Хаим ха-Кадош, все они были выдающимися личностями своего времени. Были предложены различные причины того, почему Альшич получил титул « Хакадош ».
Его проповеднические комментарии к Торе и Пророкам пользуются большой популярностью и до сих пор изучаются, в основном из-за их мощного влияния как практических наставлений к добродетельной жизни.
Он был учеником Р. Джозефа Каро, автора « Шулхан Арух »; и его учениками были каббалист Р. Хаим Витал. Хотя Альшич принадлежал к кругу каббалистов, живших в Цфате, его работы редко выдают какие-либо следы каббалы. Он известен как учитель, проповедник и казуист.
Мало что известно о его жизни. В своих работах он избегает упоминания о себе, рассказывая только о своей учебе; так, в предисловии к своему комментарию к Пятикнижию он говорит:
Я никогда не стремился к чему-то слишком высокому или превосходящему меня. С самых ранних дней изучение Талмуда было моим главным занятием, и я усердно посещал ешиву, где знакомился с беседами Абая и Рабы. Ночь я посвятил исследованиям, а день - Галахе. Утром я читаю Талмуд, а днем Посеким (раввинистические судебные решения). Только по пятницам я мог найти время для чтения Священного Писания и Мидраша в рамках подготовки к лекциям по сидрам недели и другим подобным темам, которые я читал каждую субботу перед большой аудиторией, стремясь послушать мои наставления.
Легенда гласит, что его сын был взят в детстве и стал мусульманином, а Аризаль написал особую молитву о возвращении сына.
Эти лекции были впоследствии опубликованы как «Комментарии» (perushim) к книгам Священного Писания, и Альшич приводит замечательную причину их публикации: «Многие из тех, кто слушал мои лекции, частично или полностью повторяли их от своего имени. Эти правонарушения будут предотвращены публикацией моей собственной работы ». Эти лекции, хотя и были довольно длинными, не были утомительными для его слушателей. Автор неоднократно заявляет, что в их печатной форме (как «Комментарии») он сильно урезал их, опустив все, что не было абсолютно необходимым или о чем он уже упоминал в другом месте.
Подобно Абраванелю и некоторым другим комментаторам, Альшич возглавлял каждый раздел своих комментариев рядом вопросов, которые он ожидал от читателя; Затем он кратко изложил свою точку зрения и в заключение ответил на все вопросы по порядку. Его Комментарии изобилуют ссылками на Талмуд, Мидраш и Зоар, но содержат скудные ссылки на другие комментарии, такие как работы Абраванеля, Герсонида или Маймонида. Все его объяснения носят проповеднический характер; его единственной целью было найти в каждом предложении или в каждом слове Священного Писания моральный урок, поддержку веры в Бога, поощрение к терпению и доказательство тщеты всех земных благ по сравнению с вечным блаженством. приобрел в будущей жизни. Он часто и искренне обращается к своим братьям, призывая их покаяться и отказаться или, по крайней мере, ограничить погоню за всеми мирскими удовольствиями и тем самым ускорить приближение мессианской эры. Альшич обладал легким и свободным стилем; его изложения носят преимущественно аллегорический характер, но очень редко приближаются к мистицизму. В своем комментарии к Песне Песней он называет пешат (буквальное объяснение) и дерн (мистическое истолкование) двумя противоположными крайностями, в то время как он заявляет, что его собственный метод введения аллегорического изложения является безопасным средством между этими крайностями. Альшич написал следующие комментарии, большинство из которых появилось в нескольких изданиях: