Моисей ( Моше) Гесс (21 января 1812 - 6 апреля 1875) был немецко-еврейским философом, ранним коммунистом и сионистским мыслителем. Его социалистические теории привели к разногласиям с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.
Преданный спинозист, Гесс находился под глубоким влиянием жизни и философии Спинозы. Его считают основателем лейбористского сионизма.
Моисей (Моше) Гесс родился в Бонне, который в то время находился под властью Франции. В его свидетельстве о рождении на французском языке его имя указано как «Моис»; он был назван в честь его деда по материнской линии. Его отец был рукоположенным раввином, но никогда не занимался этой профессией. Гесс получил еврейское религиозное образование от своего деда, а затем изучал философию в Боннском университете, но так и не окончил его.
Он женился на бедной католической швеи Сибилле Пеш, «чтобы исправить несправедливость, совершенную обществом». Хотя они оставались счастливыми в браке до смерти Гесса, у Сибиллы, возможно, был роман с Фридрихом Энгельсом, когда он переправлял ее из Бельгии во Францию, чтобы воссоединиться с ее мужем. Этот инцидент мог ускорить отделение Гесса от коммунистического движения.
Гесс был одним из первых сторонников социализма и предшественником того, что позже назовут сионизмом. Как корреспондент Rheinische Zeitung, радикальной газеты, основанной либеральными рейнскими бизнесменами, он жил в Париже. Он был другом и важным сотрудником Карла Маркса, который, следуя его совету, был редактором Rheinische Zeitung, а также дружил с Фридрихом Энгельсом. Первоначально Гесс познакомил Энгельса с коммунизмом через свой теоретический подход.
Маркс, Энгельс и Гесс нашли убежище в Брюсселе, Бельгия, в 1845 году и жили на одной улице. К концу десятилетия Маркс и Энгельс поссорились с Гессом. Работа Гесса также подвергалась критике в части «Немецкой идеологии » Марксом и Энгельсом.
Гесс бежал в Швейцарию временно после подавления коммуны 1848 года. Он также поехал за границу во время франко-прусской войны 1870–1871 годов. В 1850-х годах Гесс погрузился в изучение естественных наук и самодидактическим путем получил научную основу для своих мыслей.
Гесс умер в Париже в 1875 году. По его просьбе, он был похоронен на еврейском кладбище Кельна. В 1961 году он был повторно похоронен на кладбище Кинерет в Израиле вместе с другими социалистами-сионистами, такими как Нахман Сыркин, Бер Борохов и Берл Кацнельсон.
В его честь был назван мошав Кфар-Гесс.
Моисей ГессГесс не хотел основывать всю историю на экономических причинах и классовой борьбе (как это делали Маркс и Энгельс), и он пришел к выводу, что борьба рас или национальностей является главным фактором истории.
По словам Джорджа Литчайма, Гесс, который расходился с Марксом по ряду вопросов, все же свидетельствовал в письме к Александру Герцену, что то, о чем он и Герцен писали, «похоже на аккуратный набросок, нарисованный на бумаге, тогда как оценка этих событий Марксом [European потрясения] как бы высечены железной силой в скале времени »(перефразировано Джорджем Лихтеймом, « Краткая история социализма », 1971, стр. 80).
С 1861 по 1863 год он жил в Германии, где познакомился с нарастающей волной немецкого антисемитизма. Именно тогда он вернулся к своему еврейскому имени Моисей (после того, как, по-видимому, перешел к Морицу Гессу) в знак протеста против еврейской ассимиляции. Он опубликовал « Рим и Иерусалим» в 1862 году. Гесс интерпретирует историю как круг расовых и национальных противоречий. Он размышлял о росте итальянского национализма и немецкой реакции на него, и отсюда он пришел к идее еврейского национального возрождения и к своему дальновидному пониманию того, что немцы не будут терпимо относиться к национальным чаяниям других и будут особенно нетерпимы. евреев. Его книга призывает к созданию еврейского социалистического содружества в Палестине в соответствии с зарождающимися национальными движениями в Европе и как единственный способ ответить на антисемитизм и утвердить еврейскую идентичность в современном мире.
Могила Гесса у озера Кинерет, ИзраильРим и Иерусалим Гесса: последний национальный вопрос остался незамеченным в его время, поскольку большинство немецких евреев предпочитали культурную ассимиляцию. Его работы не стимулировали политической активности или дискуссий. Когда Теодор Герцль впервые прочитал Рим и Иерусалим, он написал, что «со времен Спинозы у евреев не было мыслителя большего, чем этот забытый Моисей Гесс». Он сказал, что, возможно, не написал бы Der Judenstaat ( Еврейское государство), если бы заранее знал Рим и Иерусалим. Владимир Зеев Жаботинский почтил Гесса в «Еврейском легионе во время мировой войны» как одного из людей, сделавших возможным провозглашение Бальфура, наряду с Герцлем, Вальтером Ротшильдом и Леоном Пинскером.