RaMHaL רמח"ל Моше Хаим Луццатто | |
---|---|
Роспись стен в Акко, Израиль | |
Заголовок | Раввин |
Личное | |
Родился | Моше Хаим Луццато 1707 Падуя, Венецианская Республика |
Умер | 16 мая 1746 г. Акко, Османская империя |
Религия | Иудаизм |
Родители | |
Yahrtzeit | 26 Ияр 5506 |
Моше Хаим Луццатто ( иврит : משה יים לוצאטו, также Моисей Хаим, Моисей Хайим, также Луццато) (1707-16 мая 1746 (26 ияров 5506)), также известный под еврейской аббревиатурой RaMCHaL (или RaMHaL, רמח"ל), был выдающимся итальянским еврейским раввином, каббалистом и философом.
Луцатто родился в 1707 году в еврейском гетто в Падуе, Венецианская республика. Сын Якоба Вита и Диаменте Луццатто, он получил классическое еврейское и итальянское образование, проявив пристрастие к литературе в очень раннем возрасте. Возможно, он учился в Падуанском университете и наверняка общался с группой студентов, которые, как известно, увлекались мистикой и алхимией. Обладая обширными знаниями в области религии, искусства и науки, он быстро стал доминирующей фигурой в этой группе. Его сочинения демонстрируют владение Танахом, Талмудом, раввинскими комментариями и кодексами еврейского закона.
В раннем возрасте он начал тщательное изучение иврита и поэтического сочинения. Он написал эпиталамию и элегии, примечательным примером которых является панихида после смерти его учителя Кантарини, возвышенное стихотворение из двадцати четырех стихов, написанных на классическом иврите. До 20 лет он начал сочинять 150 гимнов по образцу библейской Псалтири. В этих псалмах, составленных в соответствии с законами параллелизма, он освободился от всех посторонних влияний, так точно подражая стилю Библии, что его стихи кажутся полностью возрождением библейских слов и мыслей. Однако они вызвали критику раввинов и явились одной из причин преследований, которым впоследствии подвергался Луццатто. Р. Джейкоб Попперс из Франкфурта-на-Майне считал непростительным самонадеянность пытаться приравняться к «помазаннику Бога Иакова». Известно только два псалма, о которых можно с уверенностью сказать, что они принадлежали псалтырю Луццатто; кроме того, семь его гимнов, которые были исполнены на открытии расширенной испанской синагоги в Падуе, появились в произведении «Шануккат ха-Марон» (Венеция, 1729 г.); но неизвестно, были ли они взяты из псалтыря.
В юности Луццатто писал также драматические стихи, написав в 17 лет свою первую библейскую драму «Шимшон у-Фелистим» (из которой сохранились только фрагменты в другом его произведении). Эта юная постановка предвещает грядущего мастера; он идеален по стихосложению, прост по языку, оригинален и продуман по сути. За этой первой большой работой последовало «Лешон Лиммудим», обсуждение стиля иврита с новой теорией стихосложения на иврите, в котором автор продемонстрировал свое глубокое знание классической риторики. В определенном смысле это научная демонстрация неоклассического итальянского стиля в отличие от средневекового. Существует огромная разница между стилем Луццатто, напоминающим о простоте, гладкости и силе Библии, и безвкусными, преувеличенными и эмоциональными работами его современников. Книга, посвященная его учителю Бассани, была напечатана в Мантуе в 1727 году с текстом, который отличается от рукописи, ранее принадлежавшей М. С. Гиронди.
В том же году или несколько позже Луццатто написал свою аллегорическую фестивальную драму «Мигдаль Оз» (или «Туммат Йешарим») по случаю свадьбы своего друга Исраэля Бенджамина Бассани. Эта четырехактная пьеса, показывающая латинское и итальянское влияние, а также библейское влияние, иллюстрирует победу справедливости над беззаконием. Он виртуозен в стихотворении и мелодичен по языку, особенно возвышенны лирические отрывки; и в нем есть множество приятных образов, напоминающих «Пастора Фидо» Гуарини. Драму отредактировал М. Леттерс и опубликовал с примечаниями С. Д. Луццатто и пролегоменами Франца Делич, Лейпсик, 1837.
Поворотный момент в жизни Луццатто наступил в возрасте двадцати лет, когда он заявил, что получил прямое указание от ангела (известного как маггид ). Хотя истории о таких встречах с небесными существами не были неизвестны в каббалистических кругах, это было неслыханно для человека столь юного возраста. Его сверстники были очарованы его письменными отчетами об этих «Божественных уроках», но ведущие итальянские раввинские авторитеты были очень подозрительны и пригрозили отлучить его от церкви. Всего тридцатью годами ранее другой молодой мистик, Саббатай Цви (1626–1676) потряс еврейский мир, заявив, что он Мессия. Хотя в какой-то момент Зеви убедил многих европейских и ближневосточных раввинов в своем утверждении, этот эпизод закончился тем, что он отрекся и обратился в ислам. Мировая еврейская община все еще шаталась от этого, и сходство между произведениями Луццатто и Зеви считалось особенно опасным и еретическим. В некоторых своих откровениях Луццато даже описал, как Моисей, Авраам и Илия представились ему и называли его «моим наставником», это привело в ярость многих раввинов, особенно Моше Хагиза, который считал его сочинения еретическими и приказал сжечь все его сочинения. Были распространены и другие слухи о том, что Луццато является автором новой книги Псалмов, которая должна была заменить Псалмы Давида в мессианскую эпоху, утверждение, которое Луццато и его наставник Йешаягу Басан категорически отрицали.
Эти сочинения, лишь некоторые из которых сохранились, часто неправильно понимаются как описание веры в то, что Луццатто и его последователи были ключевыми фигурами в мессианской драме, которая вот-вот должна была разыграться. В этой спорной интерпретации он назвал одного из своих последователей Мессией, сыном Давида, и взял на себя роль Моисея, утверждая, что он был реинкарнацией этого библейского персонажа.
После угрозы отлучения и многих аргументов, Luzzatto наконец, пришел к пониманию с ведущими итальянскими раввинами, в том числе и его решения не писать о маггиде «ы уроков или научить мистику и руки над всеми своими писаниями, чтобы его наставник Йешаягой Басан. В 1735 году Луццатто уехал из Италии в Амстердам, полагая, что в более либеральной среде он сможет преследовать свои мистические интересы. Проезжая через Германию, он обратился к местным раввинским властям с просьбой защитить его от угроз итальянских раввинов. Они отказались и заставили его подписать документ, в котором говорилось, что все учения маггида были ложными.
Но полемика еще не окончилась. Ходили слухи, что наставник Луццато Йешаягу Басан сочувствовал своему ученику и даже отправил ему некоторые из своих работ для публикации. Это вызвало большой резонанс, и между Моше Хагизом, Яаковом Попперсом и Басаном прошло много горячих писем с угрозами подорвать авторитет последнего, если он не передаст коробку с сочинениями Луццато раввинам Венеции. В одном письме Моше Хагиз, самый стойкий противник Луццато, называет Луццато жалким отступником, который предал свою религию и потерял свою долю в мире грядущем, призывая сжечь все свои сочинения. Басан был вынужден передать сочинения Луццато Попперсам, которые он впоследствии закопал глубоко в землю и сжег некоторые сочинения, которые он считал еретическими.
Когда Луццатто наконец добрался до Амстердама, он относительно беспрепятственно изучал каббалу. Зарабатывая на жизнь огранщиком алмазов, он продолжал писать, но отказывался преподавать. Именно в этот период он написал свой великий опус « Месиллат Йешарим» (1740 г.), по сути, этический трактат, но с определенной мистической подоплекой. В книге представлен пошаговый процесс, с помощью которого каждый человек может преодолеть склонность ко греху и в конечном итоге может испытать божественное вдохновение, подобное пророчеству. Другой выдающийся труд, Дерех Хашем (Путь Бога), представляет собой сжатый труд по основам богословия иудаизма. Те же концепции кратко обсуждаются в небольшой книге под названием Maamar HaIkarim (английский перевод этой книги теперь доступен в Интернете под названием «Essay on Fundamentals»). Даат Тевунот (« Знающее сердце») также нашел свое существование в Амстердаме как недостающее звено между рациональностью и каббалой, диалогом между интеллектом и душой. С другой стороны, Дерех Тевунот («Путь понимания») вводит логику, которая структурирует талмудические дебаты как средство понимания мира.
Одним из крупных современников раввинов, восхвалявшим творчество Луццатто, был раввин Элиягу из Вильно, Виленского Гаона (1720–1797), который считался самым авторитетным мудрецом Торы современной эпохи, а также сам великий каббалист. Считается, что после прочтения « Месиллат Йешарим» он сказал, что если бы Луццатто был еще жив, он пошел бы из Вильно, чтобы учиться у ног Луццатто. Он заявил, что, прочитав произведение, первые десять глав не содержат лишнего слова.
Луццатто также писал стихи и драмы. Хотя большая часть этих работ, казалось бы, носит светский характер, некоторые ученые утверждают, что они также определили мистический подтекст и в этом произведении. Его творчество находится под сильным влиянием еврейских поэтов Испании и современных итальянских авторов.
Кантор сефардской синагоги в Амстердаме Авраам Касерес работал с Луццатто над написанием нескольких его стихов на музыку.
Разочарованный своей неспособностью преподавать каббалу, Луццатто в 1743 году уехал из Амстердама на Святую Землю и поселился в Акко. Три года спустя он и его семья умерли от чумы.
Хотя ученые признают, что его могила находится в Кафр-Ясифе, и некоторые предполагают, что ее опознали, место его захоронения традиционно считается недалеко от талмудического мудреца раввина Акивы в Тверии, на севере Израиля. Примечательно, что есть много ученых, которые проводят некоторое сравнение между Рамхалом и рабби Акивой. Некоторые считают, что Рамхал на самом деле является гильгулом (реинкарнацией) рабби Акивы. Вероятно также, потому что Кафр Ясиф теперь арабский город, а Тверия - еврейская, гробница Тверия является местом назначения почти всех паломников, ищущих его последнее пристанище.
Первоначальная синагога Луццато в Акко была снесена бедуинским правителем города Захиром аль-Умаром в 1758 году, который построил на ее вершине мечеть. На его месте евреи Акко получили небольшое здание к северу от мечети, которое до сих пор функционирует как синагога и носит имя Луццато.
Спустя столетие после его смерти Луццатто был заново открыт движением Мусар, принявшим его этические труды. Это была великие этики Торы, Израиль Салантер (1810-1883), который поместил Messilat Йешарит в центре Мусар учебного плана (этика) основных ешивы в Восточной Европе. Дерех Хашем, трактат Луццато по еврейскому богословию, в конечном итоге стал считаться авторитетным руководством в еврейском богословии для евреев, которые приняли новые мистические идеи (каббалу) как истинные.
Большинство его произведений было сожжено, хотя некоторые сохранились. Из Zoharic сочинений 70 Tikkunim хадашит вновь появились в 1958 году вопреки всему, в главной библиотеке Оксфорда. «Расположение» мыслей, эти Тиккуним раскрывают 70 различных основных применений последнего стиха Хумаша (пяти книг Моисея). Предположительно, дословно преподают на арамейском языке "Маггид" Луццатто, они параллельны Тикуней ха-Зохар ("Исправления Зохара"), приписываемым некоторыми рабби Симеону бар Йохай, Рашби, которые раскрывают 70 фундаментальных понятий первого стих из Хумаша (Книги Моисея).
На иврите Писатели Гаскалой, еврейское выражение Просвещения, восхищались светские сочинения Luzatto и считают его основателем современной еврейской литературы. Его двоюродный брат, поэт Эфраим Луццатто (1729–1792), также оказал подлинное влияние на первые зарождения современной еврейской поэзии.
Вот некоторые из других книг, написанных RaMChaL:
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Singer, Isidore ; и др., ред. (1901–1906). "ЛУЗЗАТТО (LUZZATTI)". Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk amp; Wagnalls.