Морриган

редактировать
Ирландское кельтское божество

Морриган как ворона

Морриган или Морриган, также известный как Морригу (már, már «великий, большой», rígu «королева»), фигура из ирландской мифологии. Имя Мор-Риогейн «Великая королева» в современном ирландском.

Морриган в основном ассоциируется с войной и судьбой, особенно с предсказаниями. гибель, смерть или победа в битве. В этой роли она часто появляется как ворона, badb. Она подстрекает воинов к битве и может помочь одержать победу над их врагами. Морриган побуждает воинов совершать храбрые поступки, вселяет страх в их врагов и изображается мытьем окровавленной одежды тех, кому суждено умереть. Чаще всего ее рассматривают как богиню битвы и войны, а также как проявление богини земли и владычества, в основном представляя роль богини как хранительницы территория и ее люди.

Морриган часто описывают как трио индивидуумов, все сестры, которых называют «тремя Морринья». Состав триады варьируется; иногда это дается как Бадб, Маха и Немайн, в то время как в других местах это дается как Бадб, Мача и Ананд (последнее дается как другое название Морриган). Считается, что все это были имена одной и той же богини. Три Морриньи также называются сестрами трех богинь земли Эриу, Банба и Фодла. Морриган описывается как завистливая жена Дагды и богиня, меняющая облик, в то время как Бадб и Немейн считаются женами Нейт. Она связана с банши более позднего фольклора.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Источники
    • 2.1 Глоссарии и глоссарии
    • 2.2 Ольстерский цикл
    • 2.3 Мифологический цикл
  • 3 Природа и роль
  • 4 Легенда о короле Артуре
  • 5 Современные изображения
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Этимология

Есть некоторые разногласия по поводу значения имени Морригана. Мор может происходить от индоевропейского корня, означающего ужас, чудовищность , родственного древнеанглийскому maere (которое сохранилось в современном английском слове «кошмар») и скандинавское мара и древневосточнославянское "мара" ("кошмар"); а риган переводится как «королева». Эту этимологическую последовательность можно реконструировать на протокельтском языке как * Moro-rīganī-s. Соответственно, Морриган часто переводят как «Призрачная королева». Это производное, обычно предпочитаемое в современной науке.

В среднеирландском периоде имя часто пишется Mórrígan с удлинением диакритики над буквой o, по-видимому, предназначенным для обозначения «Великая королева». (Древнеирландское mór, «великий»; это произошло бы от гипотетического протокельтского * Māra Rīganī-s). Уитли Стоукс полагал, что последнее написание произошло из-за популярная в то время ложная этимология. Современные писатели также пытались связать Морриган с валлийским литературным фигурой Морган ле Фэй из Материя Британии, от имени которого может происходить от валлийского слова, означающего «море», но названия происходят из разных культур и ветвей кельтского лингвистического древа.

Источники

Глоссарии и глоссарии

Самые ранние источники для Морриган - это глоссы в латинских рукописях и глоссарии (сборники глоссариев). В рукописи 9 века, содержащей версию Вульгаты из Книги Исайи, слово Ламия используется для перевода еврейского Лилит. В глоссарии это объясняется как «чудовище в женской форме, то есть морриган». Словарь Кормака (также 9 век) и глосс в более поздней рукописи H.3.18, оба объясняют слово во множественном числе gudemain («призраки») во множественном числе morrígna. В глоссарии 8-го века О'Малконри говорится, что Маха является одним из трех morrígna.

Ольстерский цикл

Самые ранние повествовательные появления Морригана, в которых она изображена как человека, есть в рассказах Ольстерского цикла, где у нее неоднозначные отношения с героем Кухулином. В Тайн Бо Регамна («Набег скота на Регамайн») Кухулин встречает Морриган, но не узнает ее, поскольку она прогоняет телку с его территории. В ответ на этот предполагаемый вызов и свое незнание ее роли как суверенной фигуры он оскорбляет ее. Но прежде чем он успевает напасть на нее, она становится черной птицей на ближайшей ветке. Кухулин теперь знает, кто она, и говорит ей, что если бы он знал раньше, они не расстались бы во вражде. Она отмечает, что все, что он сделал, принесло бы ему неудачу. На его ответ, что она не может причинить ему вред, она дает серию предупреждений, предсказывая грядущее сражение, в котором он будет убит. Она говорит ему: «Я охраняю твою смерть; и буду».

В Táin Bó Cúailnge («Погоня за скотом Кули»), Королева Медб из Коннахт начинает вторжение в Ольстер, чтобы украсть быка Донн Куэлндж ; Морриган, как и Алекто из греческого Фурии, является быку в образе вороны и предупреждает его бежать. Кухулин защищает Ольстер, участвуя в серии единоборств на бродах против чемпионов Медба. В перерывах между боями Морриган представляется ему молодой женщиной и предлагает ему свою любовь и помощь в битве, но он отклоняет ее предложение. В ответ она вмешивается в его следующую схватку, сначала в виде угря, который споткнется с ним, затем в виде волка, который перегоняет скот через брод, и, наконец, в виде белой красноухой телицы, ведущей давку, как и раньше. предупредили в их предыдущей встрече. Однако Кухулин ранит ее в каждой форме и побеждает своего противника, несмотря на ее вмешательство. Позже она предстает перед ним как старуха с теми же тремя ранами, что и ее животные формы, доит корову. Она дает Кухулину три порции молока. Он благословляет ее каждым глотком, и ее раны заживают. Он сожалеет о том, что благословил ее на три порции молока, что явствует из обмена между Морриганом и Кухулином: «Она дала ему молоко из третьей соски, и ее нога выздоровела.« Ты сказал мне однажды, - сказала она, - » что ты никогда не излечишь меня ». «Если бы я знал, что это ты, - сказал Кухулин, - я бы никогда не стал». Когда армии собираются для финальной битвы, она предсказывает грядущее кровопролитие.

В одной из версий предсмертной истории Кухулина. Когда Кухулин едет навстречу своим врагам, он встречает Морригана в виде ведьмы, стирающей его окровавленные доспехи в броде, что является предзнаменованием его смерти. Позже в этой истории, смертельно раненный, Кухулин привязывает себя к стоящему камню своими внутренностями, чтобы он мог умереть прямо, и только когда ворона приземляется ему на плечо, враги считают его мертвым.

Мифологический цикл

Морриган также появляется в текстах Мифологического цикла. В псевдоисторическом сборнике 12 века Лебор Габала Эренн («Книга взятия Ирландии») она указана среди Туата Де Дананн как одна из дочерей Эрнмас, внучка Нуада.

Первые три дочери Эрнмаса называются Эриу, Банба и Фодла. Их имена являются синонимами слова «Ирландия», и они были замужем за Мак Грином, Мак Куиллом и Мак Сечтом, последними тремя королями Туата Де Дананн. Ирландии. Связанные с землей и царством, они, вероятно, представляют тройную богиню владычества. Затем идут три другие дочери Эрнмаса: Бадб, Маха и Морриган. Катрен описывает этих троих как богатых, «источники лукавства» и «источники ожесточенных сражений». Также говорят, что имя Морригу - Ананд, и у нее было три сына: Глон, Гаим и Коскар. Согласно Джеффри Китингу «История Ирландии 17-го века», Эриу, Банба и Фодла поклонялись Бадбу, Махе и Морригану соответственно.

Морриган также появляется в Кэт Мейдж Туиред («Битва при Маг Туиред»). На Самайн она встречается с Дагдой перед битвой с фоморианцами. Когда он встречает ее, она умывается, стоя одной ногой по обе стороны реки Уний. В некоторых источниках считается, что она создала реку. После того, как они займутся сексом, Морриган обещает призвать магов Ирландии, чтобы они произвели заклинания от имени Туата Де и уничтожили Индеха, фоморского короля, забрав у него «кровь его сердца и почки его доблести». Позже, как нам говорят, она принесла две пригоршни его крови и поместила их в ту же реку (однако позже в тексте нам сообщается, что Индеч был убит Огмой ).

Когда битва вот-вот начнется, лидер Туата Де, Луг, спрашивает каждого, какую силу они привносят в битву. Ответ Морригана трудно интерпретировать, но он включает в себя преследование, уничтожение и подчинение. Когда она выходит на поле битвы, она поет стихотворение, и тут же битва прерывается, и фоморианцы сгоняются в море. После битвы она поет еще одно стихотворение, прославляя победу и предсказывая конец света.

В другом рассказе она выманивает быка женщины по имени Одрас. Затем Одрас следует за Морриганом в Потусторонний мир через пещеру Круачан, которая, как говорят, является ее «подходящим жилищем». Когда Одрас засыпает, Морриган превращает ее в бассейн с водой, которая впадает в реку Шеннон. В этой истории Морриган названа завистливой королевой Дагды с неистовым настроением. Ее также называют «оборотней» и хитрой призывательницей ворона, которой нравятся собранные хозяева.

Природа и роль

Морриган часто считают тройной богиней, но эта тройная природа неоднозначна и непоследовательна. Эти тройные проявления частично связаны с кельтским значением тройственности. Иногда она появляется как одна из трех сестер, дочерей Эрнмаса : Морриган, Бадб и Маха. Иногда троица состоит из Бадба, Маха и Ананда, вместе известных как Морринья. Иногда Nemain или Fea появляются в различных комбинациях. Однако Морриган также может появляться одна, и ее имя иногда используется как синоним Бадб.

Морриган в основном ассоциируется с войной и судьбой и часто интерпретируется как «богиня войны». В. Книга М. Хеннесси «Древняя ирландская богиня войны», написанная в 1870 году, оказала большое влияние на установление этой интерпретации. Говорят, что она получает удовольствие от собранных хозяев. Ее роль часто связана с предчувствиями насильственной смерти конкретного воина, что предполагает связь с банши из более позднего фольклора. Эта связь далее отмечается Патрисией Лисагт: «В некоторых областях Ирландии это сверхъестественное существо, помимо имени банши, также называют бадхб». Ее роль заключалась в том, чтобы не только быть символом неминуемой смерти, но и влиять на исход войны. Чаще всего она делала это, появляясь в виде вороны, летящей над головой, и внушала страх или мужество в сердцах воинов. В некоторых случаях написано, что она являлась в видениях тем, кому суждено умереть в битве, омывая свою окровавленную броню. В этой особой роли ей также дается роль предсказания неминуемой смерти с особым акцентом на человека. Есть также несколько редких свидетельств, в которых она сама участвовала в битве в качестве воина и более прямо показывала свой фаворитизм.

Морриган также ассоциируется с землей и животными, особенно с домашним скотом. Мэйр Герберт утверждает, что «война сама по себе не является основным аспектом роли богини». Герберт предполагает, что «ее деятельность носит опекунский характер. Она наблюдает за землей, ее скотом и обществом. Ее изменение формы является выражением ее близости со всей живой вселенной». Патрисия Лисагт отмечает, что Кэт Мейдж Туиред изображает Морриган как «защитницу интересов своего народа» и связывает ее как с войной, так и с плодородием. Согласно Proinsias Mac Cana, богиня в Ирландии «в первую очередь озабочена процветанием земли: ее плодородием, ее животным миром и (когда она рассматривается как политическая единица) ее безопасностью от внешних сил.. " Точно так же Мария Тимочко пишет: «Благосостояние и плодородие людей зависят от их защищенности от внешней агрессии», и отмечает, что «военные действия могут иметь защитный аспект». Поэтому предполагается, что Морриган - это проявление богини земли и владычества, в основном представляющей роль богини как хранительницы территории и ее жителей. Ее можно интерпретировать как оказывающую политическую или военную помощь или защиту королю - действующую как богиню суверенитета, не обязательно войны.

Также было высказано предположение, что она была тесно связана с fianna, и что эти группы могли быть каким-то образом посвящены ей. Это были «банды молодых воинов-охотников, живших на границах цивилизованного общества и некоторое время занимавшихся беззаконными действиями, прежде чем унаследовать собственность и занять свои места в качестве членов оседлых земельных общин». Если это правда, то ее поклонение могло напоминать поклонение групп Perchta в германских областях.

В графстве Типперэри известно место сожженного кургана как Fulacht na Mór Ríoghna ("кулинарная яма Морригана"). Места fulachtaí находятся в дикой природе и обычно связаны с чужаками, такими как фианна, а также с охотой на оленей. Возможно, существует связь с тремя мифическими ведьмами, которые готовят еду из собачьей плоти, которая приводит героя Кухулина к гибели. Да Чич на Морринья («две груди Морригана»), пара холмов в графстве Мит, предлагает некоторым роль богини-покровительницы, сравнимой с Ану, у которой есть свои холмы, Да Чич Ананн («грудь Ану») в графстве Керри. Другие богини, у которых, как известно, есть подобные холмы, - это Айн и Гриан из графства Лимерик, которые, помимо опекунской функции, также имеют солнечные атрибуты.

Легенда о короле Артуре

Некоторые современные исследователи и авторы художественной литературы пытались связать Морган ле Фэй с Морриганом. Морган впервые появляется в Джеффри Монмута Вита Мерлини в 12 веке. В некоторых легендах о короле Артуре, таких как сэр Гавейн и Зеленый рыцарь, Морган изображается как ведьма, действия которой приводят в движение кровавый след событий, которые приводят героя к многочисленным случаям опасности. Морган также изображается как соблазнительница, как и в более старых легендах о Морригане, и у нее есть множество любовников, которых она может даже похитить для этой цели (как в некоторых рассказах о Ланселоте и датчанине Ожье. и др.). Персонаж часто изображается как обладающий властью над другими для достижения своих собственных целей, позволяя этим действиям разыгрываться со временем в пользу или во вред другим персонажам.

Однако, хотя создатели литературного персонажа Морган, возможно, был несколько вдохновлен гораздо более старыми сказками о богине, на этом отношения заканчиваются. Такие ученые, как Розалинда Кларк, считают, что эти имена не связаны между собой, валлийское «Морган» (Уэльс является первоначальным источником Материя Британии ) происходит от корневых слов, связанных с морем, в то время как ирландское «Морриган» "имеет свои корни либо в слове" ужас ", либо в слове" величие ".

Современные изображения

См. также

Примечания

Ссылки

  • Розалинд Кларк, Великие королевы: ирландские богини от Морригана до Кэтлин Ни Хулихан (Ирландские литературные исследования, Книга 34)
  • Барри Канлифф, Древние кельты
  • Джеймс МакКиллоп, Словарь кельтской мифологии
  • Daithi O hOgain, Myth, Legend and Romance: Encyclopedia of the Irish Folk Tradition Prentice Hall Press, (1991): ISBN 0-13-275959-4
  • Энн Росс, Языческая кельтская Британия: исследования в области иконографии
  • Энн Росс, «Божественная ведьма языческих кельтов», в В. Ньюолл (ред.), The Witch Figure.

Внешние ссылки

Wi На сайте kimedia Commons есть материалы, связанные с Морриган.
Последняя правка сделана 2021-06-10 11:21:40
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте