Тип | государственное предприятие |
---|---|
Промышленность | Оружейная промышленность. Автомобильная промышленность |
Год основания | 1927 |
Головной офис | Харьков, Украина |
Ключевые люди | Михаил Кошкин, Александр Морозов, известные главные конструкторы |
Продукция | Военная техника, Основные боевые танки, Бронетранспортеры, Тракторы, Тяжелая техника, Двигатели |
Владелец | Украинский ОПК (компания) |
Сайт | http: // www.morozov.com.ua / |
Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. Морозова (украинское : Харьковская Конструкторське Бюро з Машинобудування им. О.О. Морозова, или ХКБМ, ХКБМ), часто просто Конструкторское бюро Морозова а.у. или сокращенно ХКБД, государственная компания в Харькове, Украина, которая проектирует бронетехнику, в том числе Т-80УД и T-84 основные боевые танки, а также военные тягачи. Он был ответственен за многие важные советские ББМ, включая серию БТ и Т-34, Т-54 и Т-64 танков. Он тесно связан с заводом Малышева.
ХКБМ начинал свою деятельность как проектный коллектив Харьковского тепловозостроительного завода имени Коминтерна (ХПЗ, ныне Завод Малышева ) в 1927 г., в Харькове, Украинской ССР, и отвечал за Т-12 и Т-24 легкие танки. В 1930-х годах коллектив конструкторов был обозначен как независимое конструкторское бюро танков Т2К и приступил к работе над серией БТ. В 1936 году завод был переименован в «Завод № 183», а в КБ «КБ-190». Завод также производил небольшие партии многобашенных танков Т-35 и имел отдельное конструкторское бюро (КБ-35) для оказания помощи в их разработке.
Легендарный танк Т-34 -85 на выставке Советский Т-80 на выставкеВ 1937 году было создано отдельное конструкторское бюро, чтобы построить замену для серии танк БТ под руководством Михаила Кошкина. Кошкин расширил границы данной ему спецификации, и дальнейшее развитие привело к созданию Т-34, самого производимого и одного из лучших танков Второй мировой войны. Серийное производство началось в июне 1940 года в Харькове, а затем на Сталинградском тракторном заводе и Сормовском судостроительном заводе. В том же году Кошкин скончался, и Александр Морозов был назначен Главным конструктором ГКБ Т-34 (ГКБ Т-34), и этот пост он занимал оставшиеся 36 лет своей жизни..
В 1939 году Харьковские танковые конструкторские бюро были объединены в единое ведомство под названием «Отдел 520». В 1941 году, благодаря успехам Германии, завод и конструкторские мастерские были эвакуированы на Урал. Завод был объединен с заводом Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле в одно предприятие под названием.
Хотя разработка и производство продолжали концентрироваться на Т-34 и улучшенных Т-34-85, новые конструкторские работы продолжались и во время войны. Производство Т-44 началось в 1945 году на захваченном Харьковском заводе, и были построены первые опытные образцы Т-54.
После войны завод постепенно переводил деятельность обратно в Украину (ныне Харьковский дизельный завод №75). Производство Т-54 было начато на Урале и в Харькове в 1947–48 годах, а переезд завершился созданием в 1951 году КБ КБ-60М в Харькове.
В послевоенный период Морозов передал доработку Т-54/55 ОКБ Карцева на Уралвагонзаводе и начал работу над основным боевым танком следующего поколения, который стал Т-64, за конструкцию которого Александр Морозов получил ордена Ленина.
завод № 75, переименованный в завод им. Малышева в 1957 году, построил танковые двигатели, а позже взял наладить производство танков Т-54, Т-55 (1958 г., самый массовый танк в истории) и Т-64 (1967 г.). Т-64 также строили на Ленинградском Кировском заводе и Уралвагонзаводе. В 60-е годы ОКБ проектировало и огнеметные танки для производства на Омском заводе транспортного машиностроения.
В 1966 году КБ танков (отдел 60) и опытный танкостроительный цех (цех 190) были объединены в Харьковское конструкторское бюро машиностроения (ХКБМ). В 1979 году, после смерти Морозова, его переименовали в его честь.
ХКБМ спроектировал Т-80УД, дизельный вариант газотурбинного Т-80, в 1985 году.
После распада Советского Союза ХКБМ и завод Малышева стали основным предприятием по разработке и производству танков в Украине. Однако они сильно зависели от производства комплектующих на российских предприятиях, особенно на заводе Уралвагонзавод в Нижнем Тагиле. В 1996 году Украина и Пакистан подписали контракт на 650 миллионов долларов на поставку 320 танков Т-80УД. Поставкам препятствовали политически мотивированные проблемы с поставками российских комплектующих. Украина была вынуждена развивать новые производственные мощности, и контракт был заключен в 1999 году. Затем ХКБМ начал поставки Пакистану дизельного двигателя 6ТД-2 для установки на основной боевой танк Аль-Халид, и оказал помощь Пакистану. Проект танка Аль-Заррар.
Т-84 поступил на вооружение Вооруженных сил Украины в 1999 году, а более совершенная версия Оплот - в 2001 году. активно продается на экспорт и может включать российские системы противодействия и французские системы управления огнем. Т-84-120 и Ятаган были разработаны с использованием 120-мм танковой пушки с автоматическим заряжанием, которая стреляет боеприпасами НАТО, а также ПТУР. Версии прошли испытания в Греции, Турции и Малайзии.
ХКБМ также производит военные тракторы, тренажеры и тренажеры, а также пакеты модернизации для советских танки и БТР. Бронетранспортер ХКБМ БТР-4 поставлен в Ирак.