Летучая мышь
![]() | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Другие имена | Шоор (Шор), Икил (Икил) |
Классификация | Смычковый струнный инструмент |
Связанные инструменты | |
Byzaanchy, игил, гусло, Кобыз | |
Больше статей или информации | |
Музыка Монголии |
Моринхур ( монгольский : морин хуур, латинизируется: моринхур), также известный как Конская скрипку, традиционный монгольский поклонился струнный инструмент. Это один из важнейших музыкальных инструментов монгольского народа и считается символом народа Монголии. Морин Хуур является одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества, установленного ЮНЕСКО.
На монгольском языке инструмент обычно называется морин хуур. [mɔrin xʊːr] или «конская скрипка».
Полное классическое монгольское название morin khuur - morin toloγai tai quγur, ᠮᠣᠷᠢᠨ ᠲᠣᠯᠣᠭᠠᠢ ᠲᠠᠢ ᠬᠣᠭᠣᠷ, (что в современной кириллице халхов - Морин толгойтой хуур), что означает « возиться с лошадиной головой». Обычно его сокращают как «Морин хуур», « ᠮᠣᠷᠢᠨ ᠬᠣᠭᠣᠷ", Латинская транскрипция" Морин хуур ". В Западной Монголии он известен как икил ( монгольский : икил - не путать с аналогичным тувинским игилом ), в то время как в Восточной Монголии он известен как шор ( монгольский : Шоор).
Инструмент состоит из трапециевидной звуковой коробки с деревянным каркасом, к которой прикреплены две струны. Он держится почти вертикально, когда акустическая система находится на коленях у музыканта или между ног музыканта. Струны сделаны из волосков нейлона или конских хвостов, натянуты параллельно и проходят по деревянному мосту на теле вверх по длинной шее, мимо второго моста меньшего размера к двум настроечным колышкам в свитке, который обычно вырезан на форма головы лошади.
Лук свободно натянут конским волосом, покрытым смолой древесины лиственницы или кедра, и держится правой рукой снизу. Захват снизу позволяет руке затягивать распущенные волосы смычка, позволяя очень точно контролировать тембр инструмента.
На большей из двух струн («мужская» струна) 130 волосков из хвоста жеребца, а на «женской» - 105 волосков из кобыльего хвоста. Сейчас струны делают из нейлона. Традиционно струны настраиваются на одну пятую часть друг от друга, хотя в современной музыке они чаще настраиваются на четверть друг от друга, обычно на си-бемоль и F. Струны останавливаются либо путем защемления их в суставах указательного и среднего пальцев, либо зажимая их между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца.
Традиционно рама покрывается шкурой верблюда, козы или овцы, и в этом случае сзади остается небольшое отверстие. Однако с 1970-х годов появились новые полностью деревянные звуковые инструменты с резными f-отверстиями, похожие на европейские струнные инструменты.
Современная стандартная высота составляет 1,15 м (3 фута 9 дюймов); расстояние между верхним мостом и нижним мостом составляет около 60 см (24 дюйма), но верхний мост особенно может быть адаптирован для соответствия меньшим пальцам игрока. Звуковой ящик обычно имеет глубину 8–9 см (3,1–3,5 дюйма); ширина звуковой коробки составляет около 20 см (7,9 дюйма) вверху и 25 см (9,8 дюйма) внизу. Инструменты хорошего качества могут достигать мощности 85 дБА, что позволяет играть на них (при желании) даже в меццофорте или крещендо. При использовании конского волоса мастера предпочитают использовать шерсть белых жеребцов. В целом качество конского волоса зависит от его подготовки, климатических условий и питания животных. Это дает широкий спектр качественных различий.
Качественные нейлоновые струны (халх-монгольский: сатуркан хялгас) служат до 2 лет, но только при условии правильной подготовки и правильной установки на инструмент. Большинство новичков не расчесывают струны, тогда качество звука быстро ухудшается. Хорошие струны звучат почти как стальные, а на спектрограммах они показывают порядка 7-8 гармоник.
Морин хуур различаются по форме в зависимости от региона. Инструменты из Центральной Монголии, как правило, имеют больший корпус и, следовательно, обладают большим объемом, чем инструменты с меньшим корпусом из Внутренней Монголии. Кроме того, инструменты Внутренней Монголии имеют в основном механику для затягивания струн, а монгольские мастера в основном используют деревянные колышки слегка конической формы. В Туве вместо игил иногда используется морин хуур.
Одна из легенд о происхождении морин хуур гласит, что пастух по имени Кукушка Намджил получил в дар летающую лошадь; он садился на него ночью и летел навстречу своей возлюбленной. У ревнивой женщины были отрезаны крылья лошади, так что лошадь упала с воздуха и умерла. Скорбящий пастух сделал скрипку в виде конской головы из шкуры и волоса хвоста теперь уже бескрылой лошади и использовал ее, чтобы сыграть пронзительные песни о своей лошади.
Другая легенда приписывает изобретение морин хуур мальчику по имени Сукхе (или Сухо). После того, как нечестивый лорд убил ценимого белого коня мальчика, дух лошади явился к Сукхе во сне и велел ему сделать инструмент из тела лошади, чтобы двое все еще могли быть вместе, и ни один из них не был одинок. Итак, первый морин хуур был собран с конскими костями в качестве шеи, струнами из конского волоса, конской кожей, покрывающей деревянную звуковую коробку, и его свитком, вырезанным в форме головы лошади.
Тот факт, что большинство восточно- тюркских соседей монголов обладают похожими инструментами из конского волоса (такими как тувинский игил, казахский кобыз или киргизский кыл кыяк ), хотя и не западнотюркскими, может указывать на возможное происхождение среди народов, которые когда-то населяли монгольскую степь и мигрировали на территорию нынешней Тувы, Казахстана и Киргизии.
Гусло из Юго - Восточной Европы (Сербия, Хорватия и Албания) очень похож инструмент, и может указать, что это чрезвычайно древний инструмент, возможно, даже начиная с внешней миграцией людей из Ближнего Востока и Центральной Азии около 40 тысяч лет назад. Часто в Европе эти инструменты изображают с головой козла вместо лошади.
В современном стиле Морин Хуур играет почти естественным положением пальцев. Это означает, что расстояние между двумя пальцами обычно составляет полутона в нижней части инструмента. На мотив F / B ♭ указательный палец попадает на низкий (F) струн G, средний палец ударяет G ♯, кольцо палец ударяет А, мизинец В-плоский. Идентичные позиции на высоких струнах - C, C ♯, D, D ♯. Мизинец касается струн B под струной F, в то время как все остальные пальцы касаются струн сверху.
Мелодии обычно играют от F к F»на строке F, то игрок переходит в B ♭ строке и продолжается с G, A, B ♭. На струне F есть 3 положения рук, а на струнах B ♭ - 2 положения, которые музыкант должен запомнить. Идея заключается в том, что если не слишком сильно двигать струной, качество звука улучшается. Положение 2-й руки на струне B используется для игры C, D, E ♭, затем немного перемещается для ударов по F 'мизинцем, затем, не двигаясь, можно достичь положения G с помощью 1-го пальца.
Также можно коснуться струны B ♭ большим пальцем, чтобы получить C, и использовать безымянный палец под струной F, чтобы получить D ♯.
На струнах F используется только первая гармоника, поэтому шкала варьируется от F до F '. На струнах B ♭ доступно несколько гармоник: B ♭ ', F ", B", также часто исполнители, аккомпанирующие F' на струне F с обертоном F "в позиции F 'на струне B ♭.
Некоторые части техники поклона уникальны - мизинец и безымянный палец правой руки обычно касаются волос бантика, что используется для расстановки акцентов. Два других пальца слегка надавливают на струны. Общая техника с другими струнными инструментами - «кисть». При изменении направления смычка правая рука немного продвигается вперед в противоположном направлении, чтобы избежать скрипучих звуков и добиться лучшего голоса. При толчке лука рука немного смыкается в направлении кулака, при натяжении рука раскрывается - почти под прямым углом между рукой и пальцами.
Инструмент может использоваться для воспроизведения классической музыки в западном стиле или пьес в монгольском стиле. Начальное образование - выучить гаммы, тренировать ухо для достижения « мышечной памяти », способности автоматически адаптировать положение пальца, когда нота не ударяется должным образом. Основная цель - добиться «чистого» звука, что означает, что изменение громкости или частоты не требуется. Это зависит от трех основных фактов:
- сила пальца, используемая для прикосновения к струнам - давление смычка - постоянный звук после смены направления смычка
В качестве вариации обычно используются « акцент » и « вибрато ». Другие техники, такие как « Col legno », « Pizzicato » или « Martellato », обычно не используются на Morin Huur.
Из - за своей стандартной настройки на Bb и F в основном западную музыку транспонируется для воспроизводимой в одном из четырех наиболее распространенных шкал: фа мажор, фа минор, B ♭ мажор, E ♭ мажор. При использовании в качестве сольного инструмента Morin Huur часто настраивается на полтона выше или ниже.
Почти все пьесы в монгольском стиле фа минор, и часто инструмент настраивается на 1-2 ноты ниже, чтобы приблизиться к мелодиям, использовавшимся в глубоком прошлом. Инструменты в досоциалистическую эпоху Монголии обычно были покрыты кожей, которая в основном не позволяла настраивать Bb и F - обычно настроенные на 2-4 ноты глубже.
У современного Morin Khuur глубокая струна расположена с правой стороны, а высокая струна расположена с левой стороны, если смотреть спереди инструмента. У игил противоположное расположение струн, поэтому игрок должен адаптироваться, чтобы играть пьесы, созданные для другой. Для современного обучения используется современный стиль.
В Монголии морин хуур можно выучить в трех школах:
Также многие игроки-любители приобрели разумные навыки, беря уроки у частных учителей или обучаясь у своих родителей или других родственников.
Морин хуур - национальный инструмент Монголии. Многие фестивали проводятся для того, чтобы отметить важность этого инструмента в монгольской культуре, например, проводимый раз в два года «Международный фестиваль и конкурс Морин Хуур», который организует «Всемирная ассоциация моринхуур». Первый состоялся в 2008 году, второй в 2010 году - с участием 8 стран (Монголия, Корея, Китай, Россия, США, Германия, Франция, Япония) - и запланирован на май 2012 года. проводится конкурс профессионального мастерства и конкурс приборостроения.
В июне проводится фестиваль «Ревущие копыта». Это небольшой фестиваль для профессиональных игроков, но, к сожалению, закрытый. Эти записи позже часто показывают в телевизионных репортажах.
На национальном фестивале «Наадам» исполняются хвалебные песни самому великолепному коню, а также борцу и лучнику высшего ранга. Песни называются «Магтаал» и сопровождаются уникальным стилем хвалы и морин хуур.
У многих монголов есть этот инструмент в доме, потому что он является символом мира и счастья.
Зимой, но также и в начале весны, игрока на морин хуур вызывают на «жавар үргээх», «церемонию отпугивания холода». В общем, исполняется много традиционных произведений, разделенных на разные стили: «уртын дуу», «уртиин дуу» (длинная песня), «магтаал», «магтаал» (песни прославления) и «татлага», «татлага» (соло. предметы, в основном имитирующие лошадей или верблюдов).
Четвертый стиль, «биелгее», редко используется в этих церемониях, но в Западной Монголии это обычное явление, когда он сопровождается 3 раза «танцем татлага» - как вальс, но с танцевальными движениями, имитирующими повседневные дела семьи кочевника.
Ряд групп фолк-метала и фолк-рока из Монголии и китайского автономного региона Внутренняя Монголия объединили хэви-метал и рок-музыку с традиционными монгольскими лирическими темами и инструментами, включая морин хуур; некоторые из этих групп включают Altan Urag, Nine Treasures, Tengger Cavalry, Hanggai и Hu.
В повседневной жизни монгольского фермера Гоби Морин Хуур имеет еще одно важное применение. Когда мать-верблюдица рожает теленка, иногда она отказывается от теленка из-за различных природных стрессовых ситуаций. Монгольские верблюжьи фермеры используют мелодии на основе Морин Хуур вместе со специальными типами песен с низким уровнем гармонии, называемыми «Хосло», чтобы излечить стресс матери верблюдов и побудить ее повторно усыновить своего теленка. Это повторное внедрение практики сельскохозяйственных животных широко используется в различных кочевых цивилизациях по всему миру, но в случае монгольских фермеров Гоби, только этот инструмент используется на верблюдах. В других случаях, если мать верблюда умирает после рождения теленка, фермер будет использовать эту технику Khoosloh вместе с мелодиями Morin Khuur, чтобы побудить другую верблюжью мать, у которой есть собственный теленок, принять нового. Эта практика хорошо задокументирована в документальном фильме под названием « Инген Эгшиг» режиссера Бадраа Дж. В 1986 году, который также был переделан в 2003 году режиссером Бьямбасуреном Даваа с другим названием «История плачущего верблюда», который был номинирован на премию Оскар в 2005 году за лучший документальный фильм.