Моравская традиционная музыка или моравская народная музыка представляет собой часть европейской музыкальной культуры, связанную с Моравским регионом Чешской Республики. Стили моравской традиционной музыки различаются в зависимости от местоположения и тематики, но многие из них характеризуются определенной мелодической и гармонической структурой, связанной с музыкальным миром Восточной Европы. По словам чешского музыковеда Иржи Плочека, Моравия - это место, где европейский Восток музыкально встречается с Западом.
Моравские фольклорные оркестры в основном сосредоточены на струнной секции и большом цимбале, которые часто дополняются другими инструментами. Традиционная моравская музыка оказала влияние на чешских композиторов-классиков, таких как Антонин Дворжак, Бедржих Сметана и Леош Яначек, который был в авангарде моравского фольклорного движения. К концу 20-го века моравская народная музыка оказала заметное влияние на чешскую джазовую сцену, и народные песни были адаптированы в репертуаре рок-групп. Сегодня в Моравии по-прежнему проводится множество фестивалей с выступлениями традиционных музыкальных коллективов и танцевальных ансамблей.
Моравия, которая сегодня является частью Чешской Республики, была заселена славянскими племенами в 6 веке. Однако сегодня об этом периоде известно мало. После упадка Великой Моравии в IX и X веках Моравия была захвачена династией Пршемысловичей и стала частью Чешского королевства. Во время средневековых войн в регион прибыли экзотические армии турок и татар. Отголоски этих драматических событий можно найти в текстах моравских народных песен. Отдельные стили народной музыки начали возникать во время валашской колонизации 16-17 веков, разделив богемскую и моравскую традиционную музыку. «Новый венгерский» стиль оказал влияние на музыку региона за последние три столетия, особенно в Южной Моравии. Это влияние наложило глубокий отпечаток на необычное мелодическое разнообразие традиционной моравской музыки, которое стало источником вдохновения для последующих композиторов классической, джазовой и поп-музыки.
Чешское национальное возрождение в 19 веке представляет собой важный поворотный момент для традиционной музыки. «Губернское коллекционирование» в начале 19 века отвечало за документирование народной музыки всей Австро-Венгерской империи. Позже, в 1835 году, священник Франтисек Сасил (1804-1868) опубликовал Moravské národní písně (Моравский народные песни), сбор учредительный моравских народных песен. Вторым крупным сборщиком народных песен был диалектолог и фольклорист Франтишек Бартош (1837–1906), опубликовавший в 1882 году сборник « Новоморавские народные песни с мелодиями, интегрированными в текст». с чешским композитором Леошем Яначеком, который позже стал лидером моравского фольклорного движения и организовал первые фонографические записи моравской народной музыки; они представляют собой старейшую документацию моравской народной музыки. Написанный Яначеком сборник моравских песен о любви ( Moravské písně milostné) был издан в 1930 году, после его смерти. Многие другие ценные региональные сборники народных песен также были опубликованы в это время, и сборы продолжались во второй половине 20-го века. Сегодня десятки тысяч народных песен из Моравии хранятся в Этнографическом отделе Академии наук Чешской Республики.
Традиционная музыка Западной Моравии тесно связана с музыкой Богемии. На него повлияла народная музыка Германии и других западных регионов, а также классическая музыка, особенно в эпоху барокко и классицизма. Музыка в основном написана в мажорных тональностях, ее ритм и структура регулярны и устойчивы.
Цимбал ансамбля фольклорного ансамбля Мала Русава.Музыка Юго-Восточной Моравии существенно отличается. Его характер тесно связан с музыкальным стилем Восточной Европы с использованием довольно второстепенных тональностей и мелодических элементов, характерных для восточных стран, таких как Украина, Словакия, Румыния и Венгрия. Здесь также можно найти элементы цыганской гаммы, которые содержат увеличенные интервалы, необычные для традиционной музыки Западной Европы. Один из важнейших элементов традиционной музыки Юго-Восточной Моравии - эмоциональное разнообразие и большая ритмическая свобода.
В исполнении моравской народной музыки используются различные традиционные и характерные инструменты. «Группы Cimbalom» - одни из самых известных и знаковых коллективов, исполняющих традиционную музыку сегодня. Однако «маленький» цимбал, характерный для моравской музыки в 19 веке, был заменен «стандартным» (или венгерским) цимбалом, довольно новым инструментом, получившим широкое распространение только в 20 веке. Лидер и «дирижер» оркестра цимбал часто - скрипач, по- чешски называемый «примаш», который играет главную мелодию с орнаментом. Второй скрипач, «обязат», часто играет простую мелодию и поддерживает «примаш». Гармоническое разнообразие струнных инструментов часто поддерживается и другими скрипачами или альтистами. Их называют «терками», так как они обычно играют на треть ниже ведущей мелодии или «контры», играя аккомпанементы. Другими важными инструментами моравского оркестра цимбала являются кларнет, украшающий мелодию, и контрабас.
Моравские фольклорные ансамбли часто выступают в разных составах, так как некоторые типы песен требуют особого инструментального сопровождения. Например, песни «hudecké» требуют только струнного раздела. Традиционный состав худецкой музыки (струнный оркестр) состоит из скрипки ( прим), альта ( контра) и баса. Волынка, gajdy на моравских диалектах, является неотъемлемой частью "gajdošská muzika", часто в сопровождении скрипки ( прим.), Альта ( контра) и контрабаса. Удаление некоторых типичных особенностей скрипки привело к появлению инструмента, получившего прозвище « скрипучая скрипка», в бывшем чешско-немецком районе Йиглавы. Этот вид самодельной «народной скрипки» является ведущим инструментом skřipkařská muzika («скрипящий оркестр»). Для других песен могут потребоваться необычные инструменты, такие как простой свист, свирели, флейты и магнитофоны, шарманка и арфы.
Традиционные моравские народные песни делятся на различные специфические типы, из которых наиболее известным, вероятно, является вербук, специфический мужской танец новобранцев Моравской Словакии. Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура в 2005 году провозгласил моравский вербук частью нематериального культурного наследия человечества.
Моравия этнографически разделена примерно на десять регионов, некоторые из которых, например, Долляцко, делятся на субрегионы.
Область | Основные показатели |
Центральная и Западная Моравия | |
Горацко (Моравское нагорье) и субрегион Подгорацко | Обширный регион, расположенный на границе Чехии и Моравии. Большая часть Горацко принадлежит Высочинскому краю. Horácko область охватывает районы вокруг городов Dačice, Телч, Йиглаво, Ждяр Сазаве, Поличка, Гавличкув Брод, Пелгржимов, Каменица, Pacov. Podhorácko (или Dolácko) область состоит из Moravské Будейовиц, Тржебич, Велкие Мезиржичей, Морава. На народную музыку Горацко повлиял богемский фольклор, а также баварская колонизация. Музыка Горацко носит скорее инструментальный характер. Здесь можно найти влияние чешских регионов, таких как Ходско, Южная Чехия и Центральная Чехия. В музыке существенно преобладают мажорные гаммы ; несколько песен написаны с использованием минорных гамм. В Tempi умеренные, главным образом, в 2/4 или 3/4 времени. В народной музыке Горацко используется синкопия. |
Haná (Hanakia) | Этнографический регион в центральной Моравии примерно между городами Забржег, Голешов, Вышков и Уничов. Это самый крупный и старейший традиционный моравский край. Сегодня, оригинальная народная музыка Hanakia возрождается благодаря различным народных ансамблей в Простеёве и Велке Быстршице и других городов и сел. Его музыкальный характер похож на богемскую народную музыку, а также на музыку придворных. |
Северо-Восточная Моравия | |
Валашско (Моравская Валахия) | Горный район в самой восточной части Моравии, недалеко от словацкой границы. Якобы моравские валахи пришли с востока, со словацкой стороны. Они установили пастушескую культуру в Бескидах и близлежащих горах, недалеко от городов Рожнов-под-Радгоштем и Велке-Карловице. Территория вокруг городов Всетин, Валашские Клобуки, Визовице и Злин также принадлежит Валахии. На традиционную музыку Моравской Валахии повлияли народные культуры Лахии и Польши на севере и Словакии на юге. Валашские народные песни можно разделить на несколько категорий. Helekačky и hečené ( кричащие песни) использовались для общения детей и женщин во время выпаса скота и лошадей. Вихревой танец и катящийся танец - это разновидности танцевальных песен в южной Валахии. Словацкое влияние можно увидеть в старинном венгерском танце, который близок к чардаш. Известный мужской танец - тоже одземек. Самым простым из традиционных валашских инструментов была концовка, пастушья флейта с выдувным концом. Ранняя музыка на волынке ( gajdošská muzika) была позже заменена струнным оркестром с маленькими переносными коваными цимбалами или настольными коваными цимбалами, инструментом, который почти исчез, когда его заменил большой венгерский цимбал. |
Лашско ( Лахия) | Регион, расположенный между городами Фридек-Мистек, Фридлант-над-Остравици, Френштат-под-Радгоштем, Новый Йичин и Копршивнице на северо-востоке Моравии. Лахия известна своим традиционным фольклором и особенно типичными танцевальными формами. Леош Яначек, уроженец Лахии, создал оркестровый цикл « Лахийские танцы», вдохновленный музыкой Лахии. |
Юго-Восточная Моравия | |
Угерскоградишевский район Долляцкого | Районный центр - Угерске Градиште. Она состоит из следующих муниципалитетов: Угерская Острога, Polešovice, Nedakonice, Kostelany, Boršice, Zlechov, Tupesy, Велеграда, MODRA, Stare Mesto, Маржатицах, САДЫ, Kunovice, Huštěnovice, Jankovice, Бабицы среди других. В этом сельскохозяйственном районе очень развиты традиции народной музыки и искусства. Здесь многие чешские ученые и композиторы, такие как Леош Яначек, Франтишек Бартош и Франтишек Сушил, собирали «крестьянские песни» - особый тип народной песни из окрестностей Биловиц. Самыми яркими представителями народной музыки этого региона являются Ярослав Чех Цимбалом Бэнд, Куновян, Вчеларан и Долина. |
Стражницко, район Долняцкого | Расположенный вокруг города Стражницах, эта область состоит из Петрова, Sudoměřice, Radějov, Tvarožná Лготы, Kněždub, Tasov, Hroznová Лготы, Kozojídky, Žeraviny. Известными представителями этого региона являются примаш Славек Волавы (1922–1983) и отряды цимбалов Данай и Стражничан. |
Кийовско, часть Долняцкого | С центральным городом Кийове, эта область включает в себя Kelčany, Osvětimany, Vracov, Milotice, Vacenovice, Ratíškovice, Dubňany, Mutěnice, Hovorany, Svatobořice-Mistřín. Кийовско издавна был одним из самых значительных этнографических регионов Южной Моравии. Первое письменное упоминание о цимбале возникло здесь в 1799 году. Обычный состав ансамбля в регионе состоял из одной или двух скрипок, контрабаса, цимбала, а затем и кларнета. Музыкальное развитие Моравии в то время было разнообразным, поскольку музыка на волынке существовала почти исключительно в Горняцком на западе. В первой половине 20-го века оркестры цимбалов были почти заменены духовой музыкой, называемой «дешовка». Однако традиция была возрождена с 1950-х годов, и популярность оркестров цимбал продолжает расти. Наиболее характерными народными танцами Кийовского края являются «skočná», «slovenská» и «verbuňk». Наиболее важными представительными ансамблями этого региона являются примаш Юра Петру (1922–1984) и оркестр Юры Петру Цимбалом, Вармужский оркестр Цимбалом. |
Горняцко (Верхняя Моравская Словакия) | Небольшой регион, расположенный у северо-западного подножия Белых Карпат. Его центр находится в Велка-над-Величкой. Horňácko состоит из Грубой Vrbka, Мала Vrbka, Kuželov, Яворником, Нове Лготы, Vápenky, Suchov, Липов и Луке. Леош Яначек считал Горляцко «важнейшим центром традиционной народной музыки в Моравской Словакии». Развитие моравской традиционной музыки продолжалось только в районе Горняцко. Характерный региональный музыкальный стиль представлен в основном оркестром Мартина Хрбака Цимбалом. |
Угерскобродско и субрегион Копанице | Регион на границе Моравии и Словакии недалеко от города Угерски Брод. Иногда его считают частью Долцацкого края. Этот регион демонстрирует особенности как традиционной моравской народной музыки, так и словацкой музыки. Словацкое влияние можно найти в горной части на границе области, а именно в селах Stráni, Бржезовой, Стар Грозенков и окрестностей - называемые Kopanice в целом. Музыкальное развитие в Угерскобродско было похоже на другие регионы Южной Моравии. К человеческому голосу последовательно добавлялись флейты (свистки), дудки, скрипки и другие смычковые инструменты. Струнный оркестр ( hudecká muzika) с кларнетом был типичной установкой для Моравии 19 - начала 20 веков. Однако оригинальные формы народной музыки Угерскобродско найти невозможно. Известная группа цимбалов региона - Ольшава. |
Лугачовицкие Залеси | Переходный регион между Моравской Словакией, Моравской Валахией и Ханакией. Центр находится в Лугачовицах. |
Подлужи | Самая южная часть Моравской Словакии, она состоит из южной Podluží ( ładna, Stará Бржецлави, Poštorná, Charvátská Нове Вси, Глоговца, Kostice, Lanžhot, Tvrdonice, Hrušky, Týnec, Moravská Nová Ves ) и северной Podluží ( Микульчице, Lužice, Йозефов, Долни Бояновице, Старый Поддворов, Прушанки ). Музыкальное развитие этого региона было несколько обособленным. Самыми яркими представителями традиционной музыки Подлужского края являются примаш Йожка Кобзик (1929–2000) и оркестры цимбала Břeclavan и Jožka Severin Cimbalom Band. |
Hanácké Slovácko (Ханакско-Моравская Словакия) | Переходный регион между Моравской Словакией и Ханакией. Южная часть состоит из Čejkovice, Čejč, Kobylí, Brumovice, Vrbice, Bořetice, Велке Павловице, Велке Биловице и Rakvice. Средняя часть состоит из Krumvíř, Klobouky у Брна, Boleradice, Diváky и Těšany. Восточная часть, близкая к Кийовскому краю, состоит из Жарошиц, Арчлебов и Ветержов. Ярким представителем этой народной музыки является Cimbalom Band Vonica. |
Моравская традиционная народная музыка служила источником и источником вдохновения для многих музыкальных жанров, включая таких классических композиторов, как Антонин Дворжак, Леош Яначек, Витезслав Новак и Богуслав Мартину. После Второй мировой войны и чехословацкого государственного переворота 1948 года народные песни использовались как часть коммунистической культурной программы. Для поддержки нового режима была создана пропаганда народных песен, вдохновленная идеологией. Однако это движение вскоре исчезло, и принципы традиционной народной музыки стали стремиться к более сложной обработке. «Неаккуратная и скрипучая» музыка старых деревенских музыкантов часто заменялась академической и виртуозной экспрессией профессиональных музыкантов, обычно представленных Брненским розгасовым оркестром лидович настрой (BROLN) (Оркестр традиционных народных инструментов Радио Брно).. Во второй половине ХХ века на смену традиционным народным ансамблям пришли «камерные оркестры», исполнявшие народные аранжировки. Региональная изменчивость и своеобразие практически утрачены. Традиционная музыка частично вернулась к своим корням в последнее десятилетие 20-го века и постепенно начала восстанавливать свои отличительные особенности.
Моравский фольклорный ансамбль Градиштян при Бржевновском монастыре в ПрагеМузыкальная структура моравской народной песни также повлияла на многих джазовых исполнителей. Чешские джазовые музыканты во главе с Карелом Велебным и Яромиром Гниличкой записали альбом «Týnom, tánom» в 1970 году, став первой попыткой объединить народные песни в джазовые композиции. Другие джазовые музыканты, которые использовали элементы народной музыки, включают Йиржи Стивина ( компакт-диск « Вдохновение фольклора») и Эмиля Виклицкого ( компакт-диск « Морава», 2003 г., вместе с Билли Хартом, Джорджем Мразом и Зузаной Лапчиковой ).
Автор песен Петр Ульрих, основатель группы Javory, был одним из первых музыкантов, которые занялись традиционной музыкой в 1980-х годах. Ульрих тесно сотрудничал со скрипачом Иржи Павлицей, лидером группы цимбалов Градиштяна. Известный традиционный фольклорный ансамбль «Градишкан» позже отвернулся от фольклора и сосредоточился на фьюжн в различных музыкальных проектах мира (в частности, в коллаборациях « Яс-Каз», « Дизу Плаатжиес» и « Алтай-Кай» ).
Широкое использование традиционной народной музыки в репертуаре чешских рок-групп началось в 1990-х годах. Значительные представители этого жанра Čechomor, Fleret и Власта Редль. Другой важный музыкант, занимающийся традиционной моравской музыкой, - авангардная певица и скрипачка Ива Биттова.
Ежегодные фестивали: следующие фестивали проводятся ежегодно, если не указано иное.
Antologie moravské lidové hudby - komplet 5CD. Эпическая пятидисковая Антология моравской народной музыки начала 21 века (Indies Scope, 2012)
Горняцкий край (Верхняя Моравская Словакия)
Градиште-Долляцко (Угерске-Градиште, Нижняя Моравская Словакия)
Стражницкое Долляцкое воеводство (Стражницкая Нижняя Моравская Словакия)
Кийовске-Долляцко (Кийов Нижне-Моравская Словакия)
Ганацкие Словацкие края (Ханакско-Моравская Словакия)
Подлужский район
Лугачовске-Залесский край
Угерскобродско и Копаницкий районы
Валашский край (Моравская Валахия)
Лашский район (Лахия)
Ганацкие (Hanakia)
Горацкий край