Надпись Mora Well | |
---|---|
Древняя санскритская надпись Mathura GMM Q.1 | |
Пишу | санскрит |
Созданный | около 15 г. н.э. |
Обнаруженный | 27 ° 30′54 ″ с.ш., 77 ° 35′15 ″ в.д. / 27,515040 ° с. Ш. 77,587409 ° в. / 27.515040; 77,587409 |
Место | Матхура, Уттар-Прадеш |
Текущее местоположение | Правительственный музей, Матхура ( 27.495382 ° N 77.679540 ° E ) 27 ° 29′43 ″ с.ш., 77 ° 40′46 ″ в.д. / / 27.495382; 77.679540 |
Идентификация | GMM Q.1 |
Мора (Матхура) Мора (Матхура) (Индия) [Интерактивная полноэкранная карта] Расположение Мора, недалеко от Матхуры |
Надпись Mora Ну это древний санскрит надпись, найденная в деревне Мора около 7 миль (11 км) от Матхура, Индия. Он примечателен ранними упоминаниями о пратиме (изображениях), каменном храме и Панкавирасе.
В надписи «Колодец Мора» упоминается пратима (мурти, изображения), каменный храм (храм) и пять Вришни называются бхагаватам. Он датируется началом I века н.э. во время правления Содасы, вероятно, около 15 года н.э.
Надпись Mora Well не использует специфически сектантский язык, и были даны различные интерпретации.
В индуистских пуранах, таких как средневековая Ваю-пурана в разделе 97.1-2, Самкаршана, Васудева, Прадьюмна, Самба и Анируддха названы «героями династии Вришни». Надпись может также обозначать рост бхагаватизма в 1-м тысячелетии до н. Э. До вайшнавизма к началу нашей эры, а также процесс, посредством которого герои и героические идеи привлекают преданность. Там нет упоминания этих героев в древней брахманской литературе, но некоторые ученые, такие как Chandra, утверждают, что пяти Vrishnis упоминаются в надписи ссылка на Пандав из Махабхараты.
По словам Сони Кинтанилья, надпись Мора не является сектантской и не обязательно имеет отношение к корням вайшнавизма. Это могло быть кросс-сектантское движение - джайнизм и индуизм, или в равной степени возможно отражение раннего движения Бхагаваты, - утверждает Кинтанилья. Согласно Розенфилду, надпись на колодце Мора относится к пяти героям Вришни, но их точная личность неясна. Они, в том числе Васудева и Кришна, возможно, были древними царями в районе Матхуры, которые стали обожествленными из-за своих героических достижений. Они «олицетворяли определенные качества Вишну и, таким образом, фактически [были обожествлены как] его аватары», - утверждает Розенфилд, и это может быть «чрезвычайно ранняя форма вайшнавизма, ныне называемая системой Панчаратры», также обнаруженная в Беснагаре, Нанагхате и Гасунди. Другое объяснение принадлежит Людерсу, который, опираясь на джайнские тексты, датируемые между 9 и 12 веками н.э., утверждает, что Вришни, возможно, были пятью героями джайнов во главе с Акрурой. Культ Вришни мог быть кросс-сектантским, как и культ Якшей.
В надписи упоминается имя Великого Сатрапа Раджувулы, и, по-видимому, он был сделан его сыном, Великим Сатрапом Матхура Содаса.
Открытие надписи на колодце Мора в 19 веке привело археологов к раскопкам кургана Мора в 1911-1912 годах, недалеко от колодца Мора. Они нашли большие надписи на кирпичах круглого кирпичного здания с именем женщины, вероятно, дочери царя Брихасватимитры из Каусамби конца 2-го века до нашей эры. В кургане также были обнаружены два мужских торса, а также нижняя половина женского торса с вписанными именами Канишка и Тоша, что подтверждает возможную связь надписи на камне с курганом.
Обнаруженная надпись неполная. Начало - гибридный санскрит, а остальные три строки - стандартный санскрит. Он гласит:
1. махакшатрапаса рамджувуласа путраса свами... 2. бхагаватам вришнина [м] памчавиранам пратима [х] сааладевагр [хе]... 3. йа [с] тосайах салям шримадграхам атулам удадха самадхара... 4. арчадешваля дживаата шалям пам парамавапуша...
- Надпись колодца Мора, I век н.э.
Соня Кинтанилья переводит это как
... сына махакшатрапы Рамджувулы, свами... изображения святой памчавиранам Вришни... каменная святыня... которой был воздвигнут и поддерживался великолепный несравненный каменный дом Тоса... пять предметов обожания, сделанных из камня, сияющих, как бы высочайшей красоты...