Сербо-черногорцы в Албании

редактировать
Сербо-черногорское меньшинство в Албании
Общая численность населения
366 (перепись 2011 г.). c.2,000 (Хельсинкский комитет по правам человека в 1999 г.). c.30,000 (сербо-черногорские организации / Ассамблея диаспоры Республики Сербия в 2000-х гг.)
Регионы со значительной численностью населения
Шкодерский уезд
Языки
албанский и сербский
Религия
Православное христианство, суннитский ислам

сербско-черногорское сообщество в Албания (черногорский и сербский : Срби-црногорци у Албанижи, романизированный : Srbi-crnogorci у Албаниджи; албанцы : сербо-malazezët në Shqipëri) - одно из признанных национальных меньшинств в Албании. В последней переписи населения (2011 г.) граждане имели возможность указывать как «черногорцы » (366 человек сделали это). Население было сконцентрировано в районе Враки, но большая часть эмигрировала в 1990-е годы. Тогда оценки варьировались от 2 000 по данным независимого мониторинга до 30 000 по данным правительства Сербии. Община двуязычна и в большинстве своем придерживается восточного православия, тогда как меньшинство исповедует ислам. Большая часть сербо-черногорской общины прибыла в Албанию из Черногории в межвоенный зогистский период после 1926 года, а затем с 1938 по 1948 год.

Содержание
  • 1 Терминология
  • 2 Демография
  • 3 История
    • 3.1 Средневековый период
    • 3.2 Раннее Новое время
    • 3.3 Современное
    • 3.4 Социалистическая Албания (1944–1992)
    • 3.5 Современная
  • 4 Известные люди
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 Источники
  • 7 Внешние ссылки
Терминология

Сообщество широко известно как сербы-черногорцы (Srbi-Crnogorci), «сербы» (Srbi) или «черногорцы» (Crnogorci). Его также называли сербо-черногорским меньшинством (Советом Европы ) или просто сербо-черногорцами .

Демография

В конце XIX и XX века из 600-700 православных, проживавших в городе Шкодер, около 500-600 были сербо-черногорцами. В районе Враки проживало 600-700 православных славяноязыков.

Во время Первой мировой войны оккупационные войска Австро-Венгрии провели перепись населения (1916-1918 гг.) В принадлежащих им частях Албании. На территории, соответствующей современному более широкому региону Шкодер, поселения, в которых были перечислены славяноязычные народы, имели следующую этническую и религиозную демографию:

  • Коплик (12 поселений считаются одним) - 199 семей, 1429 человек: 1427 албанцев, 2 сербских народа. Хорваты; 2 православных, 1427 мусульман.
  • Буза-э-Уджит (с поселениями Флакэ, Юбица, Каллдрун, Камице, Стербичэ считались частью села) - 117 дворов, 755 человек: 677 албанцев, 78 сербохорватов; 167 католиков, 86 православных, 502 мусульман.
  • Борич (Boriç i Ri и Boriç i Vjetër считаются одним поселением) - 61 дом, 482 человека: 482 албанца; 3 католика, 479 православных.
  • Гриле - 28 дворов, 205 человек: 1 албанец, 204 сербохорвата; 1 католик, 204 православных.
  • Рраш-Куллай - 10 дворов, 122 человека: 122 албанца; 122 православных.
  • Омарадж - 25 дворов, 153 человека: 5 албанцев, 148 сербохорватов; 4 католика, 148 православных, 1 мусульманин.
  • Рраш - 9 дворов, 102 человека: 102 албанца; Православных - 83, мусульман - 19.
  • Штой - 35 дворов, 166 человек: 166 сербохорватов; 7 католиков, 159 мусульман.
  • Тарабош - 19 дворов, 197 человек (включая цыган): 19 албанцев, 24 сербохорвата; 2 католика, 7 православных, 188 мусульман.
  • Сукат э Везирит - 20 дворов, 164 человека, 161 албанец, 3 сербохорвата; 6 католиков, 2 православных, 155 мусульман.

Лингвисты Клаус Стейнке и Шелал Юлли считают общие результаты переписи первым примером достоверной информации о количестве семей и жителей, а также об этническом и религиозном составе этих мест. Оба лингвиста, однако, отмечают, что данные по Боричу и Рраш-Куллаю несколько неясны, поскольку жителей здесь называют и албанцами, и православными.

В переписи населения Албании 1989 года не было точных данных о меньшинстве.

В начале 1990-х гг. из-за отсутствия документов и данных, а также доступа к архивам и статистической литературе об этом сообществе ученый Слободан Шчепанович прибег к сбору информации путем интервьюирования отдельных албанских иммигрантов и албанских граждан регион, вошедший в состав Югославии. В результате этого процесса Шчепанович собрал следующую информацию об общине.

В то время в Шкодерском уезде в Враке проживала большая часть общины:

  • Boriç i Vogël (Stari / Mali Borič), большинство сербов-черногорцев (67 семей) и меньшинство албанцев (8 семей)
  • Борич и Мадх (Млади / Велики Борич), большинство славянских мусульман (Подгоричаны) из Подгорицы (86 семей) и меньшинства албанцев (20 семей) и сербов-черногорцев (6 семей)
  • Grilë (Grilj), большинство сербов-черногорцев (76 семей) и меньшинство албанцев (9 семей)
  • Омарадж (Омара), большинство сербов-черногорцев (68 семей) и меньшинство албанцев (11 семей)
  • Рраш-Куллай (Раш и Куле), до Второй мировой войны населяли сербы-черногорцы, когда все население эмигрировал в Югославию

Согласно официальной статистике правительства Албании (начало 1990-х гг.), численность черногорской общины составляла 100 человек, поскольку некоторые официальные лица правительства Албании заявили, что эти цифры были точными из-за 700% если они покидают Албанию в процессе демократизации. Ассоциация черногорцев (AM), социально-культурная организация, основанная во Враке, объявила около 1000 членов, которые представляли интересы общины из 2500 человек, проживающих в Шкодере и его окрестностях. AM в то время призывал правительство Албании признать черногорскую и сербскую общины в Албании и разрешить определенные языковые, образовательные, культурные и другие права. В 1999 году Хельсинкский комитет по правам человека в Албании провел исследования в районе Шкодер и оценил, что в этом районе проживает около 1800-2000 человек, говорящих на сербском. В 2000 году Албанский Хельсинкский комитет подсчитал, что было ок. 2000 "сербско-черногорских" людей в Албании.

В середине 2000-х годов ученый Николай Генов оценил общину меньшинства во Враке примерно в 2000 человек. В 2009 году у нее было 4000 членов, тогда как ее президент Павле Брайович утверждал, что их число приближается к 30 000. Национальные меньшинства бойкотировали перепись 2011 года в Албании. По данным Ассамблеи диаспоры, сербское меньшинство в Албании составляет ок. 30 000 человек.

Меньшие общины живут за пределами северной Албании. Несколько сотен семей живут в Дурресе и Тиране. В городе Фиер и в двух близлежащих поселениях Ретли-Буша и Хамир проживает значительное сербское меньшинство, которое мигрировало туда с начала до середины 20 века. Эти общины в районе Фиери либо православные (по оценкам сербских источников, их около 2000), либо заявляют, что сербы исповедуют мусульманскую веру, и имеют местные культурные ассоциации, которые работают внутри общины в направлении возрождения сербского языка.

В начале 2010-х лингвисты Клаус Стейнке и Шелал Юлли, пытаясь подтвердить деревни, которые упоминаются в прошлой литературе как славяноязычные, проводили полевые исследования в поселениях этого района. В районе Шкодера существует семь деревень со славяноязычным населением, говорящим на черногорском диалекте.

  • Boriç i Madh - одна треть населения компактна и состоит из мусульман-Подгоричани.
  • Boriç i Vogël - населен 15 семьи и славяноязычные семьи - единственная компактная группа православных во Враке.
  • Гриле - село официально насчитывает 1090 жителей или 195 семей, в то время как число православных черногорских семей колеблется от двух, трех до десяти. В Гриле есть албанская школа и недавно построенная православная церковь без священника. По словам местных славяноязычных жителей, православное население перебралось из Черногории в Даррагджат из-за кровной мести, а позже, между 1935-1936 годами, они перебрались в район Враки, в такие места, как Гриле. Некоторые православные черногорцы из деревни переехали в Черногорию в 1990-х годах, а затем вернулись в Гриле.
  • Омарай - в деревне остались только две православные черногорские семьи.
  • Камице - деревня почти заброшена., где осталось пять или шесть православных черногорских семей, а также несколько албанских семей.
  • Штой-и-Ри - в селе компактно проживает 17 мусульманских подгоричанских семей.
  • Штой-и-Вьетер - В селе компактно проживает 30 мусульманских подгоричанских семей.
  • Шкодер (город) - здесь проживают православные черногорские и мусульманские семьи Подгоричани.
История

Средневековый период

Икона из Монастырь Арденица, со сценами из жизни и чудес Йована Владимира согласно его греческой агиографии

Многие города с историческим сербским населением получили свое название от раннего средневековья, когда славяне правил Албанией.

С небольшими перерывами, территория, которая позже стала па п. Санджак Скутари в Османской империи на протяжении многих веков принадлежал славянским средневековым феодальным государствам. Южные славянеСклавеной ») начали набеги на византийские территории в 520-х годах и завоевали Дуррес и большую часть Эпира и Македонии в 548 году. Согласно Императору Константину VII (годы правления 913–959) ранние сербы жили в бывших римских провинциях Далмация, Превалитана и Мезия. Во время правления Часлава Клонимировича (годы правления 927-960) большая часть Албании была частью Болгарии (восточная) и Византийской империи (Диррахий (тема), западная морская территория). После византийской аннексии Рашки сербское княжество Дукля стало главным сербским государством и включало большую часть земель к северу от Дурреса, а Шкодер был важным городом. Хан Самуил Болгарский (годы правления 997–1014) к 997 году завоевал всю Фессалию, Эпир, Македонию и большую часть современной Албании.

Йован Владимир правил Дуклей во время войны между Византией. Император Василий II и Самуил. Владимир якобы отступил в Коплик, когда Самуил вторгся в Дуклью, и впоследствии был вынужден принять болгарский вассалитет. Позднее Владимир был убит булгарами и получил культ; Шингджон (праздник святого Йована Владимира), который отмечается албанскими православными христианами. В 1018 Василий II завоевал большую часть Балкан и основал Охридское архиепископство для южных славян. В 1030-х годах Стефан Воислав изгнал последнего стратега и победил византийцев (1042), затем сделал Шкодер (Скадар) своей столицей.

Руины Церковь Ширдж, основанная Еленой Анжуйской, королевой Сербии (1245–1276)

Константин Боден принял крестоносцев крестового похода 1101 в Шкодере. После династической борьбы в XII веке Шкодер стал частью Неманич провинции Зета. В 1330 Стефан Урош III назначил своего сына Стефана Душана «молодым королем» и правителем Зеты, сидящего в Шкодере. Согласно исследованию сербского хризобула, датируемого 1330 годом, северная Албания была населена православными сербами, и несколько названий городов свидетельствуют о преобладании сербов: Требо поле, Баджбане, Лузане, Горан, Буляне и т. Д. Хроника священника Дукли, несколько сербских правителей и членов династии Воиславлевичей Дукля были похоронены в церкви Ширдж на реке Бояна, основанная Еленой Анжуйской, королевой-консорт из Сербского королевства (1245–1276), такими как Константин Боден, Михайло I, Доброслав, Владимир и Градиня.

Во время падения Сербской империи (14 век) Шкодер был взят Семья Балшич из Зета, которая сдала город Венеции, чтобы сформировать зону защиты от Османской империи. Во время венецианского правления город принял Статут Скутари, гражданский закон, написанный на венецианском, который также содержал албанские элементы, такие как Besa и Gjakmarrja. Княжество Зета, бывший вассал Османской империи, утратило свой статус независимого государства и в 1499 году вошло в состав Санджака Скутари. В 1514 году эта территория была отделена от Санджака Скутари и учрежден как отдельный санджак в соответствии с правилом Скендербега Црноевича. Когда он умер в 1528 году, Санджак Черногории был повторно включен в Санджак Скутари в качестве уникальной административной единицы (вилайет ) с определенной степенью автономии. Первые османские переписи (1431, 1467 и 1485) показывают такое значительное присутствие славянских топонимов.

Раннее современное

Черногорцы и сербы начали мигрировать во Враку в конце 17 века. Согласно подтвержденным документам, одной из первых семей, поселившихся в районе Враки, в 1705 году были Дурчевичи из села в Кучи. Некий Джерко Дурчевич был единственным из своего клана во Враке, который принял ислам. Его потомки позже стали известны как Ерковичи, которые живут в деревне Штой, недалеко от Улциня.

Современность

Коста Миличевич, начало 20 века Импрессионист художник

В 1828 году в Шкодре открылась сербская школа, которую учился Никола Мусулин.

Вук Стефанович Караджич не был уверен, «насколько далеко сербы живут в Албании и Македонии».

Во время черногорско-османской войны (1876–78) черногорские армии удалось захватить определенные районы и населенные пункты вдоль границы и включить их в состав государства, например, город Подгорица, в котором проживало значительное количество славянских мусульман. Мусульманское население Подгорицы бежало, а славянские мусульмане из города мигрировали и переселились в город Шкодер и его окрестности. С 1878 года существует небольшая мусульманская община, говорящая на черногорском языке недалеко от Шкодера, известная как Подгоричани из-за своего происхождения из Подгорицы в Черногории.

В 1909 году епархия Рашка-Призрен имела 15 протопресвитериатов, последним из которых был Скадар, в составе которых приходы:

  • Скадар: 105 дворов в части города Скадар, приход протоиерея Обрада Поповича, наместника митрополита Скадарского протопресвитериата. 84 в другой части, с деревнями, волость Михайло Штиркича. Церкви в Скадаре: церковь Святого Николая и церковь Святого Александра Невского.
  • Врака: 119 дворов (деревни Нови Борич, Старый Борич, Гриль, Раш, Куле, Омара,) с церковью в Нови-Бориче, посвященной Успению Пресвятой Богородицы, приход Петра Мрековича.
  • Врань: 69 дворов (деревни, город Тузи ), церковь во Вране, посвященная святому Николаю, приход Филипа Майича.

В поздний османский период французский консул в Шкодере обратил внимание на настроения людей Враки хотели объединиться с Черногорией, хотя это было недостижимо из-за удаленности Враки от тогдашней границы.

Согласно Йовану Цвийичу (1865–1927), кроме территорий Поскольку во Враке проживают сербы, он утверждал, что в регионах Эльбасан и Корча находятся деревни, населенные сербами. Цвиджич утверждал, что сербы были «албанизированы» в Черменике, Булкизе, Мокере и на высокогорье Малеси, в то время как наибольшая концентрация сербов, по его словам, была исламизированной, проживавшей в районе Голлобордэ в Албании. Цвиджич заявил, что его ученик записал, что в одной из деревень племени кастрати, Камице, большинство населения составляли православные сербы.

В 1918 году, помимо православных сербов в Скутари, были общины в различные соседние деревни, такие как Врака, Враменица, Деригниат и т. д., а также несколько тысяч славянских мусульман черногорского и боснийско-герцеговинского происхождения. С образованием Югославии почти все этнические сербы были объединены в одно государство, за исключением тех, которые были разбросаны в Венгрии, Румынии и небольшом количестве в Албании. В 1920 г. в следующих деревнях преобладали сербы: «Брч, Басиц, Врака, Стербец, Кадрум», и главным занятием было земледелие.

По данным российского консульства Иван Ястребов По оценкам, опубликованным в 1874 г., в Санджаке Скутари было 80 000 мужчин-католиков, 20 000 мужчин-православных и 9 500 мужчин-мусульман. Большинство населения говорило на албанском языке. Он утверждал, что православные, а также ряд католиков и мусульман говорили на сербском языке.

. В 1939 г. было ок. 4000 сербов к западу от Охрида и несколько деревень были заселены сербскими беженцами.

Согласно Йовану Эрделяновичу в его книге «Старая Црна Гора», все потомки Йована Мартиновича, о котором упоминается с 1687 года, эмигрировали. во Враку.

В межвоенный период отношения между королем Зогом и Югославией были менее проблематичными, а югославско-албанские границы позволяли свободное перемещение населения. Большая часть сербо-черногорской общины прибыла в Албанию из Черногории в межвоенный зогистский период после 1926 года, а затем с 1938 по 1948 год. В то время Врака была бедной землей и все еще оставалась неосвоенной территорией. В отличие от албанских жителей этого района, новое население Черногории умело обращаться с плугом и автомобилями для обработки земли.

Флаг Черногории в Шкодер в Осада Скутари во время Первой балканской войны

Сербское меньшинство в Скутари совершало свою литургию на сербском языке. В нем участвовал сербский митрополит Скутари.

В 1921 году правительство Албании объявило, что греки должны быть зарегистрированы как меньшинство, однако православные сербы должны были зарегистрироваться как албанцы (таким образом, став гражданами Албании) в двухлетний период. Согласно переписи населения Албании, греки насчитывали 15 000 человек, а сербы и болгары - 200 семей. В период 1921-1928 годов сербская община в Албании была укреплена благодаря усилиям Королевства Югославии, которое открыло несколько сербских частных школ в 1923-1924 годах, из которых в школе Враке в 1930 году было 72 ученика. три школы в Шкодере. В Шкодре существовала футбольная команда этнических сербов, которая выступала в албанской лиге. В Шкодре существовали две молодежные организации (Гуслар и). Образование Православной автокефальной церкви Албании ослабило сербов и греков в стране. Действующие 14 церквей и монастырь были постепенно закрыты албанским правительством. Сербская школа во Фраке была разрушена в 1934 году.

Врака известна тем, что была местом, где 23 апреля 1933 года поэт Милош Гьердж Николла стал учителем, и именно в этот период он начал писать прозаические очерки и стихи.

После освобождения балканских государств сербы из Албании начали мигрировать в Сербию и Черногорию. Период миграции произошел между 1925 и 1934 годами. Эта волна ознаменовала возвращение многих черногорских семей в Черногорию, которые оставили свои дома во Враке.

Социалистическая Албания (1944–1992)

В рамках политики ассимиляции во время правления коммунистического режима в Албании сербско-черногорские разрешено иметь сербские имена, особенно фамилии, оканчивающиеся характерным суффиксом «ich». Многие сербы взяли в качестве фамилий простые слова: Друри (дрво, дерево), Арра (орах, орех), Гури (камен, камень), Хекури (гвозде, железо), Кершия (трешня, вишня), Дритарья (прозор, окно).

Энвер Ходжа решил разрушить сербские кладбища и 2 сербских храма. В 1966 году государство отменило религию, а в 1968 году государство заставило родителей называть своих детей современными и революционными (иллирийскими) именами. Правительство Албании насильно изменило фамилии со славянских на албанские в рамках албанизации.

После того, как албанские сербы жаловались на преследования и давление с целью покинуть страну.

Contemporary

Флаг, используемый Ассоциацией Морача-Розафа для представления меньшинства.

В 1990 году большая часть меньшинства Враки уехала в Черногорию. Когда граница открылась, многие члены общины выехали в период с марта по декабрь 1991 года в Черногорию, и Врака, Борич и другие близлежащие районы сильно обезлюдели. За это время, когда в районах бывшей Югославии возникли экономические проблемы и возникла напряженность, около 600 из них вернулись домой в Албанию. Ассоциация Морача-Розафа была основана в 1992 году.

Во время югославских войн имели место случаи насилия в отношении сербско-черногорского меньшинства в таких местах, как Врака, Boriç i Vogël и Boriç i Madh, где албанское правительство пыталось силой отобрать у них землю. Поступали сообщения о том, что албанское правительство также пыталось насильственно переселить сербов-черногорцев и подгоричан из Борич-и-Вогеля, Борич-и-Мадха, Враки и других мест.

В марте 1992 года в рамках государственной политики от Сербии и Черногории для увеличения численности сербов в Косово, почти 3000 человек из сербского меньшинства в Албании эмигрировали в регион после принятия предложения правительства о трудоустройстве и жилье в площадь. Другая волна пришла с войной в Косово.

В начале двадцать первого века община в основном живет за счет торговли с Черногорией, и многие ее члены считают общинные отношения с албанскими жителями хорошими.

По состоянию на 2004 год действует сербская школа, которую возглавляет Светозар Чиракович, который приехал в Албанию после увольнения за отказ преподавать черногорский своим ученикам.

В последние годы представители Сербо-черногорское сообщество и независимые исследователи заявили, что меньшинство все еще сталкивается с дискриминацией и албанизацией.

Известные люди
Стефан Маринович Дордже Берович
См. также
W ikimedia Commons имеет СМИ, связанные с сербами в Албании.
Ссылки

Источники

Книги
Исследования
Symposia
  • Становништво словенског поријекла у Албании / Stanovništvo slovenskog porijekla u Albaniji. Зборник радова са међународног научног скупа одржаног на Цетињу 21, 22. и 23. уна 1990. године.) [1990]. Насељавање Врачана у Метохији, њихов прогон и растур. Становништво словенског поријекла у Албанији. Титоград : Исторический институт СР Црне Горе. Поддержка CS1: ref = harv (ссылка )
  • Драшкович, Александар (1991) [1990]. Nacionalne manjine u Albaniji poslije Drugog svjetskog rata. Становништво словенског поријекла у Албанији. Титоград: Исторический институт СР Црне Горе. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Лакич, Зоран; Джугич, Томислав (1991) [1990]. Положај Жугословенских мањина у Албанији 1945-1990. Становништво словенског поријекла у Албанији. Титоград: Исторический институт СР Црне Горе. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Маркович, Благое В. (1991) [1990]. Врака и Врачани. Становништво словенског пориекла у Албанији. Титоград: Исторический институт СР Црне Горе. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Шчепанович, Слободан (1991) [1990]. Најновији демографски и други подаци о Враки. Становништво словенског поријекла у Албанији. Титоград: Исторический институт СР Црне Горе. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Tomović, Gordana (1991) [ 1990]. Алтин у XIV и XV веку. Становништво словенског поријекла у Албанији. Титоград: Исторический институт СР Црне Горе. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Извештаји руског конзула Ивана Степановича Јастребова из Скадра о словенском живљу и њиховим црквама у Албанији у другој половини XIX века
  • Српско-православна скадарска општина у XIX и почетком XX века
  • Црногорска штампа о словенском становништву у Албанији (1871-1918)
  • Српске школе у ​​Скадру и Враки и албанска просвјетна политика тридесетих года XX вијека
  • Црногорска штампа о словенском становништву у Албании 1918-1938 гг. односи 1945-1948 гг. и наше мањине у НР Албанији
  • Присуство припадника народа из Црне Горе на тлу Албание и проблеми двовласничких имања 1945-1948. године
Отчеты
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 00:38:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте