Монблан | |
---|---|
Вершина Монблана и хребет Босс | |
Наивысшая точка | |
Высота | 4807,81 м (15773,7 футов) |
Известность | 4696 м ↓ у Кубенского озера 11 место |
Родительский пик | гора Эверест |
Изоляция | 2812 км → Купол Куркуртлу [ de ] |
Листинг | Высшая точка страны Ultra Seven Summits |
Координаты | 45°50′0″N 6°52′2″E / 45,83333° с.ш. 6,86722° в.д. / 45,83333; 6.86722 Координаты : 45°50′0″N 6°52′2″E / 45,83333° с.ш. 6,86722° в.д. / 45,83333; 6.86722 |
География | |
Монблан Место расположения Показать карту Альп Монблан Монблан (Франция) Показать карту Франции Монблан Монблан (Италия) Показать карту Италии Монблан Монблан (Европа) Показать карту Европы | |
Место расположения | Долина Аоста, Италия Овернь-Рона-Альпы, Франция |
Страны | Франция и Италия |
Родительский диапазон | Грайские Альпы |
Альпинизм | |
Первое восхождение | 8 августа 1786 г. |
Монблан ( французский : Монблан [mɔ̃ blɑ̃] ; на итальянский : Monte Bianco [ˈmonte ˈbjaŋko], что означает «белая гора») — самая высокая гора в Альпах и Западной Европе, возвышающаяся на 4 807,81 м (15 774 фута) над уровнем моря. Это вторая по высоте гора в Европе после Эльбруса и одиннадцатая по высоте горная вершина в мире. Гора стоит между регионами долины Аоста в Италии и Савойей и Верхней Савойей во Франции. Он дал свое название массиву Монблан, граничащему со Швейцарией и являющемуся частью более крупного хребта, называемого Грайскими Альпами. Расположение вершины Монблана находится на линии водораздела между долинами Ферре и Вени в Италии и долинами Монжуа и Арве во Франции, на границе между двумя странами. Право собственности на вершину долгое время было предметом исторического спора между двумя странами.
Массив Монблан популярен среди любителей активного отдыха, таких как пеший туризм, скалолазание, бег по пересеченной местности и зимние виды спорта, такие как катание на лыжах и сноуборде. Самым популярным маршрутом восхождения на вершину Монблана является маршрут Гутер, который обычно занимает два дня.
Три города и их коммуны, окружающие Монблан: Курмайор в долине Аоста, Италия; и Сен-Жерве-ле-Бен и Шамони в Верхней Савойе, Франция. Последний город был местом проведения первых зимних Олимпийских игр. Канатная дорога поднимается и пересекает горный хребет от Курмайора до Шамони через Коль-дю-Жеан. 11,6 км ( 7+1 ⁄ 4 мили) Тоннель Монблан, построенный между 1957 и 1965 годами, проходит под горой и является основным трансальпийским транспортным маршрутом.
С 1760 года швейцарский натуралист Гораций-Бенедикт де Соссюр стал ездить в Шамони, чтобы наблюдать за Монбланом. Он пытался с курмайорским горным проводником Жаном-Лораном Джорданеем, уроженцем Пре-Сен-Дидье, который сопровождал Де Соссюра с 1774 года на леднике Миаж и на Мон-Краммоне.
Первое зарегистрированное восхождение на Монблан (в то время ни в Италии, ни во Франции) было совершено 8 августа 1786 года Жаком Бальма и врачом Мишелем Паккаром. Это восхождение, инициированное Горацием-Бенедиктом де Соссюром, давшим награду за успешное восхождение, традиционно знаменует начало современного альпинизма. Первой женщиной, достигшей вершины, была Мари Паради в 1808 году.
Монблан из TMBВ настоящее время на вершину ежегодно поднимается в среднем 20 000 туристов-альпинистов. Это можно считать технически легким, но трудным восхождением для человека, хорошо подготовленного и акклиматизированного к высоте. С Эгюий-дю-Миди (где останавливается канатная дорога) Монблан кажется совсем близко, будучи на 1000 м (3300 футов) выше. Но хотя вершина кажется обманчиво близкой, маршрут La Voie des 3 Monts (известный как более техничный и сложный, чем другие, более часто используемые маршруты) требует большего подъема над двумя другими горами высотой 4000 метров (13000 футов), Монблан-дю-Такуль и Мон-Моди., до того, как будет достигнут последний участок подъема и предприняты последние 1000 метров (3300 футов) к вершине.
Каждый год на Монблане происходят смертельные случаи при восхождении, а в самые загруженные выходные, обычно около августа, местная спасательная служба выполняет в среднем 12 миссий, в основном направленных на помощь людям, попавшим в беду на одном из обычных маршрутов горы. Некоторые маршруты требуют знаний высотного альпинизма, гида (или хотя бы опытного альпиниста), и все требуют соответствующей экипировки. Все маршруты длинные и трудные, с деликатными переходами и опасностью камнепада или лавины. Альпинисты также могут страдать высотной болезнью, иногда опасной для жизни, особенно если они не акклиматизируются к ней.
В масштабах массива Монблан граница между Италией и Францией проходит по большей части главного альпийского водораздела, от Эгюий-де-Ледников до Мон-Долана, где доходит до границы со Швейцарией. Однако его точное расположение недалеко от вершин Монблана и близлежащего Дом-дю-Гутер оспаривается с 18 века. Итальянские официальные лица заявляют, что граница проходит по водоразделу, разделяя обе вершины между Италией и Францией, в то время как французские официальные лица утверждают, что граница избегает двух вершин, поэтому обе они находятся только во Франции. Размер этих двух (отдельных) спорных территорий составляет примерно 65 га на Монблане и 10 га на Доме дю Гутер.
Со времен Французской революции обсуждался вопрос о принадлежности вершины. С 1416 по 1792 год вся гора находилась в пределах герцогства Савойского. В 1723 году герцог Савойский Виктор Амадей II приобрел Сардинское королевство. В результате государство Сардиния должно было стать выдающимся в итальянском объединении. В сентябре 1792 года Французская революционная армия Альп под командованием Анн-Пьер де Монтескью-Фезенсак без особого сопротивления захватила Савойю и создала департамент Монблан. По договору от 15 мая 1796 года Виктор Амадей III Сардинии был вынужден уступить Савойю и Ниццу Франции. В статье 4 этого договора говорится: «Граница между Сардинским королевством и департаментами Французской республики будет установлена по линии, определяемой наиболее выдвинутыми точками на пьемонтской стороне, вершинами, вершинами гор и другими места, упомянутые впоследствии, а также промежуточные вершины, зная: начиная с точки, где границы Фосиньи, герцогства Ауст и Вале, до оконечности ледников или Мон-Модит: сначала вершины или плато Альп, к восходящему краю Кол-Майор». В этом законе также говорится, что граница должна быть видна из городов Шамони и Курмайор. Однако ни вершина Монблана не видна из Курмайора, ни вершина Монблана де Курмайор не видна из Шамони, потому что часть гор ниже скрывает их.
После наполеоновских войн Венский конгресс восстановил короля Сардинии в Савойе, Ницце и Пьемонте, его традиционных территориях, отменив Парижский договор 1796 года. Сорок пять лет спустя, после Второй итальянской войны за независимость, он был заменен новым правовым актом. Этот акт был подписан в Турине 24 марта 1860 года Наполеоном III и Виктором Эммануилом II Савойским и касается аннексии Савойи (после нейтралитета Франции на плебисцитах, проведенных в Тоскане, Модене, Парме и Романье, чтобы присоединиться к Королевству Сардиния)., против воли Папы). Соглашение о демаркации, подписанное 7 марта 1861 года, определило новую границу. С образованием Италии Монблан впервые оказался на границе Франции и Италии, вдоль старой границы на водоразделе между департаментом Савойя и департаментом Пьемонт, ранее принадлежавшим Савойскому королевству.
Закон 1860 года и прилагаемые карты по-прежнему имеют юридическую силу как для французского, так и для итальянского правительств. Во второй половине девятнадцатого века по съемкам, проведенным картографом французской армии капитаном Ж.-Ж. Мьёле, во Франции была издана топографическая карта, которая включила вершину в состав французской территории, сделав государственную границу отклонением от линии водораздела., что привело к различиям с картами, изданными в Италии в тот же период.
Современная швейцарская карта, опубликованная Федеральным управлением топографии, изображает область спорной территории (statut de territoire Competitioné) вокруг вершин Монблана и Дом-дю-Гутер. Одна из его интерпретаций франко-итальянской границы помещает обе вершины на линию, проходящую непосредственно вдоль географической линии хребта (водораздела) между Францией и Италией, и, таким образом, делит свои вершины поровну между обоими государствами. Однако вторая интерпретация помещает обе вершины, а также вершину Монблан-де-Курмайор (хотя в последнем случае гораздо менее четко) исключительно во Франции.
Карты НАТО берут данные из итальянского IGM на основе прошлых действующих договоров. Территория, которая простирается от хижины Торино до самой высокой вершины массива Монблан, находится под контролем Guardia di Finanza.
Карта Королевства Сардиния 1832 года с указанием административной границы, проходящей через вершину Монблана. Это была та же карта, которая была приложена к договору 1860 года для определения нынешней границы между Францией и Италией. | Карта капитана Мьеле 1865 года с указанием международной границы к югу от водораздела. | Карта Атласа Сардинии 1869 года, показывающая международную границу на водоразделе. | Национальная карта Швейцарии масштаба 1:50 000, на которой отмечены обе спорные территории. |
Первые профессиональные научные исследования на вершине провел ботаник - метеоролог Жозеф Валло в конце 19 века. Он хотел оставаться на вершине вершины, чтобы проводить подробные исследования, поэтому построил себе постоянную хижину.
В 1890 году Пьер Янссен, астроном и директор Медонской астрофизической обсерватории, рассматривал возможность строительства обсерватории на вершине Монблана. Гюстав Эйфель согласился взяться за проект при условии, что он сможет строить на каменном фундаменте, если он будет найден на глубине менее 12 м (39 футов) подо льдом. В 1891 году швейцарский геодезист Имфельд прорыл два горизонтальных туннеля длиной 23 метра (75 футов) на 12 метров (39 футов) ниже ледяной вершины, но не нашел ничего твердого. Следовательно, проект Eiffel был заброшен.
Несмотря на это, обсерватория была построена в 1893 году. Во время волны холода в январе 1893 года на Монблане была зафиксирована температура -43 ° C (-45 ° F), которая была самой низкой из когда-либо зарегистрированных там.
Рычаги, прикрепленные ко льду, поддерживали обсерваторию. В какой-то степени это работало до 1906 года, когда здание начало сильно наклоняться. Движение рычагов немного скорректировало наклон, но через три года (через два года после смерти Янссена) под обсерваторией начала открываться трещина. Он был заброшен. В конце концов здание рухнуло, и спасти удалось только башню.
Гора была местом двух авиакатастроф со смертельным исходом; Рейс 245 Air India в 1950 году и рейс 101 Air India в 1966 году. Оба самолета приближались к аэропорту Женевы, и пилоты просчитались при снижении; Погибли 48 и 117 человек соответственно. Среди последних пассажиров был ученый- ядерщик Хоми Дж. Бхабха, известный как «отец» ядерной программы Индии.
В 1946 году было начато бурение туннеля через гору. Тоннель Монблан соединит Шамони, Франция, и Курмайор, Италия, и станет одним из основных трансальпийских транспортных маршрутов между двумя странами. В 1965 году туннель длиной 11 611 метров (7,215 миль) был открыт для движения транспортных средств.
В 1999 году в тоннеле под горой загорелся грузовик. В общей сложности 39 человек погибли, когда огонь вышел из-под контроля. Впоследствии туннель был отремонтирован для повышения безопасности водителей. Ремонт включает в себя компьютеризированное оборудование для обнаружения, дополнительные отсеки безопасности, параллельную аварийную шахту и пожарное депо в середине туннеля. В аварийные шахты также поступает чистый воздух через вентиляционные отверстия. Любые люди в отсеках безопасности теперь могут общаться по видеосвязи с центром управления в режиме реального времени. Созданы удаленные площадки для досмотра грузов с каждой стороны: Аоста в Италии и Пасси-Ле Файе во Франции. Здесь все грузовики проверяются перед въездом в туннель. Эти удаленные объекты также используются в качестве плацдармов для управления коммерческим трафиком в часы пик. Отремонтированный туннель вновь открыли через три года после катастрофы.
Рекорд самого молодого человека, поднявшегося на Монблан, был установлен в 2009 году 10-летним Ашером Сильвером ( Великобритания ).
В июле 2014 года американский предприниматель и путешественник Патрик Суини попытался побить рекорд вместе со своим девятилетним сыном Пи Джеем и 11-летней дочерью Шеннон. Они попали в лавину, избежали смерти и решили не продолжать свою попытку.
В августе 2014 года неизвестный австрийский альпинист со своим 5-летним сыном был перехвачен горными жандармами на высоте 3200 метров (10 500 футов) и вынужден развернуться.
5 августа 2017 года 9-летние венгерские близнецы и их мать были спасены на вертолете с высоты 3800 метров (12 500 футов), в то время как их отец и друг семьи продолжали попытку восхождения.
Вершина Монблана представляет собой толстый многолетний купол из льда и снега, толщина которого варьируется. Поэтому невозможно определить точную и постоянную высоту вершины, хотя в определенные даты были сделаны точные измерения. Долгое время его официальная высота составляла 4807 м (15 771 фут). В 2002 году IGN и эксперты-геодезисты с помощью технологии GPS измерили его длину 4 807,40 м (15 772 фута 4 дюйма).
Вид с ледника Боссон, май 2021 г.После сильной жары 2003 года в Европе группа ученых повторно измерила высоту 6 и 7 сентября. В состав группы входили гляциолог Люк Моро, два геодезиста из компании GPS, три человека из IGN, семь опытных геодезистов, четыре горных гида из Шамони и Сен-Жерве и четыре студента из различных институтов Франции. Эта команда отметила, что высота над уровнем моря составляла 4 808,45 м (15 775 футов 9 дюймов), а пик находился на расстоянии 75 см (30 дюймов) от того места, где он был в 2002 году.
После публикации этих результатов было измерено более 500 точек для оценки последствий изменения климата и колебаний высоты горы в разных точках. С тех пор высота горы измеряется каждые два года.
Вершина была снова измерена в 2005 году, и результаты были опубликованы 16 декабря 2005 года. Было обнаружено, что высота составляет 4 808,75 м (15 776 футов 9 дюймов), что на 30 см (12 дюймов) больше, чем предыдущая зарегистрированная высота. Вершина скалы находилась на высоте 4792 м (15 722 фута), примерно в 40 м (130 футов) к западу от покрытой льдом вершины.
В 2007 году высота вершины составляла 4 807,9 м (15 774 фута), а в 2009 году - 4 807,45 м (15 772 фута). В 2013 году высота вершины составляла 4 810,02 м (15 781 фут), а в 2015 году - 4 808,73 м (15 777 футов). С вершины Монблана в ясный день можно увидеть горные хребты Юра, Вогезы, Шварцвальд и Центральный массив, а также главные вершины Альп.
Вид на Монблан с платформы Ребюффа на Эгюий-дю-Миди. Вид с долины Бланш на ледник Жеан и Дент-дю-Геан, вид вниз на ледник Такуль в сторону Гласного моря, с Эгюий-дю-Муан, Ле-Дрю и Эгюий-Верте в центре слева.По оценке 1994 года, всего погибло от 6000 до 8000 альпинистов, больше, чем на любой другой горе. Несмотря на повторяющиеся в СМИ необоснованные заявления о том, что «по некоторым оценкам уровень смертности составляет в среднем 100 туристов в год», фактические ежегодные цифры, по крайней мере, с 1990-х годов, составляют от 10 до 20: в 2017 году четырнадцать человек погибли из 20 000 попыток восхождения. и двое пропали без вести; с 15 в 2018 г. по состоянию на август.
Французское исследование особо опасного « кулуара Гутер, на обычном маршруте на Монблан» и необходимых спасательных операций показало, что в период с 1990 по 2011 год «между убежищем Тет-Рус (3187 м) и убежищем Гутер (3830 м) погибло 74 человека». м)». В 2012–2015 годах их было еще 17, в 2016 году — ни одного, а в 2017 году — 11. Обратите внимание, что эти цифры не включают количество погибших на рейсах 245 и 101 Air India, двух самолетах авиакомпании Air India, которые врезались в Монблан.
На вершину Монблана ведут несколько классических альпинистских маршрутов:
Недавнее повышение температуры и волны тепла, например, летом 2015 и 2018 годов, оказали значительное влияние на многие альпийские маршруты, в том числе на Монблан. Например, в 2015 году маршрут Гранд-Мулет, ранее популярный в 20-м веке, был заблокирован практически непроходимыми расщелинами, а хижина Гутера была закрыта на несколько дней муниципальным указом из-за очень высокой опасности камнепада, а некоторые застрявшие альпинисты были эвакуированы. на вертолете.
В 2016 году на большой высоте открылась трещина, что также указывает на ранее ненаблюдавшиеся движения ледников. Новая трещина образует препятствие, которое должны преодолеть альпинистские группы на заключительной части маршрута к вершине, разделяемой популярным маршрутом Гоутер и Великим маршрутом мулетов.
Массив Монблан выдвигается в качестве потенциального объекта Всемирного наследия из-за его уникальности и культурного значения, считающегося местом рождения и символом современного альпинизма. Для его включения в список потребуется, чтобы три правительства Италии, Франции и Швейцарии обратились в ЮНЕСКО с просьбой.
Монблан является одним из самых посещаемых туристических мест в мире, и по этой причине некоторые считают его находящимся под угрозой исчезновения. Pro-Mont Blanc (международный коллектив ассоциаций по защите Монблана) опубликовал в 2002 году книгу Le versant noir du mont Blanc (Черный склон Монблана), в которой раскрываются текущие и будущие проблемы сохранения этого места.
В 2007 году два самых высоких туалета в Европе (на высоте 4 260 метров, 13 976 футов) были доставлены на вертолете на вершину Монблана. Их также обслуживают вертолеты. Ежегодно они будут обслуживать 30 000 лыжников и туристов, помогая уменьшить выделение мочи и фекалий, которые с весенней оттепелью стекают вниз по склону горы и превращают его в «Мон Маррон».
Глобальное потепление начало таять ледники и вызывать лавины на Монблане, создавая более опасные условия для скалолазания.