Монополия (от греч. μόνος, mónos, «один, один» и πωλεῖν, pōleîn, «продавать»), по описанию Ирвинга Фишера, представляет собой рынок с «отсутствием конкуренции», создающий ситуацию, когда конкретное лицо или предприятие является единственным поставщиком конкретной вещи. Это контрастирует с монопсонией, которая связана с контролем одного лица над рынком для покупки товара или услуги, а также с олигополией и дуополией, когда на рынке доминирует несколько продавцов. Таким образом, монополии характеризуются отсутствием экономической конкуренции при производстве товара или услуги, отсутствием жизнеспособных товаров-заменителей и возможностью высокой монопольной цены, намного превышающей предельные издержки продавца, что приводит к высокой монопольной прибыли. Глагол монополизировать или монополизировать относится к процессу, посредством которого компания получает возможность повышать цены или исключать конкурентов. В экономике монополия — это единственный продавец. По закону монополия — это хозяйствующий субъект, обладающий значительной рыночной властью, то есть правом устанавливать чрезмерно высокие цены, что связано с уменьшением общественного излишка. Хотя монополии могут быть крупными предприятиями, размер не является характеристикой монополии. Малый бизнес может по-прежнему иметь возможность повышать цены в небольшой отрасли (или на рынке).
Монополия может также иметь монопсонический контроль над сектором рынка. Точно так же монополию следует отличать от картеля (формы олигополии), при котором несколько поставщиков действуют вместе для согласования услуг, цен или продажи товаров. Монополии, монопсонии и олигополии — это ситуации, в которых один или несколько субъектов обладают рыночной властью и, следовательно, взаимодействуют со своими клиентами (монополия или олигополия) или поставщиками (монопсония) таким образом, что это искажает рынок.
Монополии могут быть созданы государством, образоваться естественным образом или путем интеграции. Во многих юрисдикциях законы о конкуренции ограничивают монополии из-за обеспокоенности правительства потенциальными неблагоприятными последствиями. Занятие доминирующего положения или монополии на рынке само по себе часто не является незаконным, однако определенные категории поведения могут считаться оскорбительными и, следовательно, влекут за собой юридические санкции, когда бизнес доминирует. Монополия, предоставленная государством или легальная монополия, напротив, санкционируется государством, часто для того, чтобы создать стимул для инвестирования в рискованное предприятие или обогащения группы местных интересов. Патенты, авторские права и товарные знаки иногда используются в качестве примеров монополий, предоставленных государством. Правительство также может зарезервировать предприятие за собой, образуя таким образом государственную монополию, например, с государственной компанией.
Монополии могут возникать естественным образом из-за ограниченной конкуренции, поскольку отрасль является ресурсоемкой и требует значительных затрат для эксплуатации (например, некоторые системы железных дорог).
один | два | несколько | |
продавцы | монополия | дуополия | олигополия |
покупатели | монопсония | дуопсония | олигопсония |
Структура рынка определяется следующими факторами:
В экономике идея монополий важна при изучении управленческих структур, что непосредственно касается нормативных аспектов экономической конкуренции и обеспечивает основу для таких тем, как промышленная организация и экономика регулирования. В традиционном экономическом анализе выделяют четыре основных типа рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Монополия – это структура, при которой один поставщик производит и продает данный товар или услугу. Если на определенном рынке есть единственный продавец и нет близких заменителей продукта, то структура рынка представляет собой «чистую монополию». Иногда в отрасли много продавцов или существует много близких заменителей производимых товаров, но, тем не менее, компании сохраняют некоторую рыночную власть. Это называется «монополистической конкуренцией», тогда как в олигополии компании взаимодействуют стратегически.
В общем, основные результаты этой теории сравнивают методы фиксирования цен в рыночных структурах, анализируют влияние определенной структуры на благосостояние и варьируют технологические предположения или предположения о спросе, чтобы оценить последствия для абстрактной модели общества. Большинство учебников по экономике придерживаются практики тщательного объяснения модели «совершенной конкуренции», главным образом потому, что это помогает понять отклонения от нее (так называемые модели «несовершенной конкуренции»).
Границы того, что составляет рынок, а что нет, являются важными различиями, которые необходимо проводить в экономическом анализе. В контексте общего равновесия товар представляет собой конкретное понятие, включающее географические и временные характеристики. Большинство исследований структуры рынка немного смягчают определение товара, позволяя более гибко определять товары-заменители.
Монополия имеет по крайней мере одну из этих пяти характеристик:
Монополии черпают свою рыночную власть из барьеров для входа – обстоятельств, которые препятствуют или сильно препятствуют способности потенциального конкурента конкурировать на рынке. Существует три основных типа барьеров для входа: экономические, юридические и преднамеренные.
В дополнение к барьерам для входа и конкуренции барьеры для выхода могут быть источником рыночной власти. Барьеры для выхода — это рыночные условия, которые затрудняют или удорожают выход компании из рынка. Высокие затраты на ликвидацию являются основным препятствием для выхода. Выход с рынка и его закрытие иногда являются отдельными событиями. Выходные барьеры не влияют на решение о закрытии или продолжении работы. Компания закроется, если цена упадет ниже минимального уровня средних переменных издержек.
Хотя монополия и совершенная конкуренция характеризуют крайности рыночных структур, между ними есть некоторое сходство. Функции затрат одинаковы. И монополии, и совершенно конкурентные (ПК) компании минимизируют затраты и максимизируют прибыль. Решения по отключению одинаковые. Предполагается, что в обоих случаях рынки факторов совершенной конкуренции. Существуют различия, некоторые из наиболее важных отличий заключаются в следующем:
Наиболее существенное различие между компанией, производящей ПК, и монополией состоит в том, что монополия имеет нисходящую кривую спроса, а не «воспринимаемую» абсолютно эластичную кривую компании, производящей ПК. Практически все упомянутые выше вариации относятся к этому факту. Если имеется нисходящая кривая спроса, то по необходимости имеется отчетливая кривая предельного дохода. Последствия этого факта лучше всего проявляются на линейной кривой спроса. Предположим, что обратная кривая спроса имеет вид x = a − by. Тогда кривая общего дохода имеет вид TR = ay − by 2, а кривая предельного дохода, таким образом, имеет вид MR = a − 2by. Отсюда видно несколько вещей. Во-первых, кривая предельного дохода имеет ту же точку пересечения у, что и обратная кривая спроса. Во-вторых, наклон кривой предельного дохода в два раза больше наклона обратной кривой спроса. В-третьих, точка пересечения x кривой предельного дохода вдвое меньше обратной кривой спроса. Что не столь очевидно, так это то, что кривая предельного дохода находится ниже обратной кривой спроса во всех точках. Поскольку все компании максимизируют прибыль, приравнивая MR и MC, должно быть так, что при максимизирующем прибыль количестве MR и MC меньше цены, что также означает, что монополия производит меньшее количество продукции по более высокой цене, чем если бы рынок был совершенно конкурентным..
Тот факт, что монополия имеет нисходящую кривую спроса, означает, что соотношение между общим доходом и выпуском для монополии сильно отличается от отношения конкурирующих компаний. Общий доход равен цене, умноженной на количество. Конкурентная компания имеет абсолютно эластичную кривую спроса, что означает, что общий доход пропорционален выпуску. Таким образом, кривая совокупного дохода конкурентной компании представляет собой луч с наклоном, равным рыночной цене. Конкурентная компания может продать всю продукцию, которую она пожелает, по рыночной цене. Чтобы монополия увеличила продажи, она должна снизить цену. Таким образом, кривая общего дохода монополии представляет собой параболу, которая начинается в начале координат и достигает максимального значения, а затем непрерывно уменьшается до тех пор, пока общий доход снова не станет равным нулю. Общий доход имеет максимальное значение, когда наклон функции общего дохода равен нулю. Наклон функции общего дохода – это предельный доход. Таким образом, количество и цена, максимизирующие доход, имеют место, когда MR = 0. Например, предположим, что функция спроса монополии равна P = 50 − 2Q. Функция общего дохода будет равна TR = 50Q − 2Q 2, а предельный доход будет равен 50 − 4Q. Приравняв предельный доход к нулю, мы имеем
Таким образом, количество, максимизирующее выручку монополии, составляет 12,5 единиц, а цена, максимизирующая доход, равна 25.
Компания-монополист не испытывает ценового давления со стороны конкурентов, хотя может испытывать ценовое давление со стороны потенциальной конкуренции. Если компания слишком сильно повышает цены, то на рынок могут выйти другие, если они смогут предоставить такой же товар или замену по более низкой цене. Идея о том, что монополии на рынках с легким входом не нуждаются в регулировании, известна как «революция в теории монополий».
Монополист может получить только одну премию, и выход на дополнительные рынки не приносит прибыли. То есть общая прибыль, которую мог бы получить монополист, если бы он стремился использовать свою монополию на одном рынке, монополизировав дополнительный рынок, равна дополнительной прибыли, которую он мог бы получить в любом случае, взимая более высокую плату за сам монопольный продукт. Однако теорема об одной монопольной прибыли неверна, если потребители монопольного товара находятся в затруднительном положении или плохо информированы, или если связанный товар имеет высокие фиксированные затраты.
Чистая монополия обладает той же экономической рациональностью, что и совершенно конкурентные компании, т. е. оптимизирует функцию прибыли при некоторых ограничениях. При допущении увеличения предельных издержек, экзогенных цен на ресурсы и контроля, сосредоточенного в руках одного агента или предпринимателя, оптимальное решение состоит в том, чтобы приравнять предельные издержки и предельный доход от производства. Тем не менее чистая монополия может, в отличие от конкурентной компании, изменять рыночную цену для собственного удобства: сокращение производства приводит к повышению цены. На экономическом жаргоне говорят, что чистые монополии имеют «нисходящий спрос». Важным следствием такого поведения является то, что обычно монополия выбирает более высокую цену и меньший объем выпуска, чем компания, принимающая цену; опять же, меньше доступно по более высокой цене.
Монополия выбирает такую цену, которая максимизирует разницу между общим доходом и общими издержками. Основное правило наценки (измеряемое индексом Лернера ) может быть выражено как, где эластичность спроса по цене, с которым сталкивается фирма. Правила наценки показывают, что соотношение между маржой прибыли и ценой обратно пропорционально эластичности спроса по цене. Смысл этого правила состоит в том, что чем более эластичен спрос на продукт, тем меньшей ценовой властью обладает монополия.
Рыночная власть — это способность повышать цену продукта выше предельных издержек, не теряя при этом всех покупателей. Компании с совершенной конкуренцией (РС) не обладают рыночной властью, когда дело доходит до установления цен. Все компании рынка ПК являются ценополучателями. Цена устанавливается взаимодействием спроса и предложения на рыночном или агрегированном уровне. Отдельные компании просто берут цену, определяемую рынком, и производят такое количество продукции, которое максимизирует прибыль компании. Если бы компания-производитель ПК попыталась поднять цены выше рыночного уровня, все ее клиенты отказались бы от компании и купили бы ее по рыночной цене у других компаний. Монополия обладает значительной, хотя и не неограниченной рыночной властью. Монополия имеет право устанавливать цены или количества, но не то и другое одновременно. Монополия является ценообразователем. Монополия – это рынок, и цены устанавливаются монополистом исходя из обстоятельств, а не взаимодействия спроса и предложения. Двумя основными факторами, определяющими монопольную рыночную власть, являются кривая спроса компании и структура ее затрат.
Рыночная власть — это способность влиять на условия обмена таким образом, чтобы цена продукта устанавливалась одной компанией (цена не навязывается рынком, как в условиях совершенной конкуренции). Хотя рыночная власть монополии велика, она все же ограничена рыночным спросом. Монополия имеет отрицательный наклон кривой спроса, а не абсолютно неэластичную кривую. Следовательно, любое повышение цен приведет к потере части клиентов.
Ценовая дискриминация позволяет монополисту увеличить свою прибыль, взимая более высокие цены за идентичные товары с теми, кто готов или может платить больше. Например, большинство учебников по экономике в США стоят дороже, чем в таких развивающихся странах, как Эфиопия. В этом случае издатель использует предоставленную государством монополию на авторские права для ценовой дискриминации между в целом более богатыми американскими студентами-экономистами и в целом более бедными эфиопскими студентами-экономистами. Точно так же большинство запатентованных лекарств стоят в США дороже, чем в других странах с (предположительно) более бедной клиентской базой. Как правило, указывается высокая общая цена, и различные сегменты рынка получают различные скидки. Это пример фрейминга, призванного сделать процесс взимания с некоторых людей более высоких цен более социально приемлемым. Совершенная ценовая дискриминация позволила бы монополисту взимать с каждого покупателя точную максимальную сумму, которую он был бы готов заплатить. Это позволило бы монополисту извлекать весь потребительский излишек рынка. Внутренним примером может служить стоимость полетов самолетов по отношению ко времени их взлета; чем ближе они к вылету, тем дороже будут стоить билеты на самолет, что является дискриминацией для поздних планировщиков и часто деловых пассажиров. Хотя такая совершенная ценовая дискриминация является теоретической конструкцией, достижения в области информационных технологий и микромаркетинга могут приблизить ее к реальности.
Частичная ценовая дискриминация может привести к исключению с рынка некоторых клиентов, которые неправомерно объединены с клиентами с высокими ценами. Например, бедному учащемуся в США может быть отказано в покупке учебника по экономике по цене в США, который учащийся мог бы купить по цене в Эфиопии. Точно так же богатый студент в Эфиопии может быть в состоянии или готов покупать по цене США, хотя, естественно, будет скрывать этот факт от монополиста, чтобы заплатить сниженную цену третьего мира. Это безвозвратные убытки, уменьшающие прибыль монополиста. Безвозвратные потери считаются вредными для общества и участия в рынке. Таким образом, монополисты имеют существенный экономический интерес в улучшении своей рыночной информации и сегментации рынка.
Существует важная информация, которую следует помнить при рассмотрении приведенной здесь диаграммы модели монополии (и связанных с ней выводов). Результат, когда монопольные цены выше, а выпуск продукции меньше, чем у конкурирующей компании, вытекает из требования, чтобы монополия не назначала разных цен для разных потребителей. То есть монополии запрещено заниматься ценовой дискриминацией (это называется ценовой дискриминацией первой степени, когда со всех клиентов взимается одинаковая сумма). Если бы монополии было разрешено устанавливать индивидуализированные цены (это называется ценовой дискриминацией третьей степени ), объем производства и цена, взимаемая с предельного потребителя, были бы идентичны ценам конкурирующей компании, что устраняло бы безвозвратные потери ; однако все выгоды от торговли (общественное благосостояние) достанутся монополисту, а не потребителю. В сущности, каждому потребителю было бы все равно, остаться ли полностью без товара или услуги или приобрести их у монополиста.
Пока ценовая эластичность спроса для большинства покупателей по абсолютной величине меньше единицы, фирме выгодно повышать цены: она получает больше денег за меньшее количество товаров. С ростом цены ценовая эластичность имеет тенденцию к увеличению, и в вышеприведенном оптимальном случае она будет больше единицы для большинства покупателей.
Компания максимизирует прибыль, продавая товары, при которых предельный доход равен предельным издержкам. Компания, которая не занимается ценовой дискриминацией, будет взимать со всех своих клиентов цену, максимизирующую прибыль, P*. В таких обстоятельствах есть покупатели, готовые заплатить более высокую цену, чем Р*, и те, кто не будет платить Р*, но купит по более низкой цене. Стратегия ценовой дискриминации заключается в том, чтобы взимать с менее чувствительных к цене покупателей более высокую цену, а с более чувствительных к цене покупателей - более низкую цену. Таким образом, дополнительный доход формируется из двух источников. Основная проблема состоит в том, чтобы идентифицировать клиентов по их готовности платить.
Цель ценовой дискриминации состоит в передаче излишка потребителя производителю. Потребительский излишек — это разница между стоимостью товара для потребителя и ценой, которую потребитель должен заплатить на рынке, чтобы купить его. Ценовая дискриминация не ограничивается монополиями.
Рыночная власть — это способность компании повышать цены, не теряя при этом всех своих клиентов. Любая компания, обладающая рыночной властью, может заниматься ценовой дискриминацией. Совершенная конкуренция — единственная рыночная форма, при которой ценовая дискриминация невозможна (совершенно конкурентная компания имеет абсолютно эластичную кривую спроса и не обладает рыночной властью).
Различают три формы ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первой степени взимает с каждого потребителя максимальную цену, которую потребитель готов заплатить. Ценовая дискриминация второй степени связана с количественными скидками. Ценовая дискриминация третьей степени включает в себя группирование потребителей в соответствии с готовностью платить, измеряемой их ценовой эластичностью спроса, и взимание с каждой группы разных цен. Ценовая дискриминация третьей степени является наиболее распространенным типом.
Есть три условия, которые должны быть соблюдены, чтобы компания успешно провела ценовую дискриминацию. Во-первых, компания должна иметь рыночную власть. Во-вторых, компания должна иметь возможность сортировать клиентов по их готовности платить за товар. В-третьих, фирма должна быть в состоянии предотвратить перепродажу.
Чтобы практиковать ценовую дискриминацию, компания должна обладать определенной рыночной властью. Без рыночной власти компания не может взимать больше, чем рыночная цена. Любая рыночная структура, характеризующаяся нисходящей кривой спроса, обладает рыночной властью – монополия, монополистическая конкуренция и олигополия. Единственная рыночная структура, не обладающая рыночной властью, — это совершенная конкуренция.
Компания, желающая практиковать ценовую дискриминацию, должна иметь возможность помешать посредникам или брокерам приобретать потребительский излишек для себя. Компания достигает этого, предотвращая или ограничивая перепродажу. Многие методы используются для предотвращения перепродажи. Например, люди должны предъявить удостоверение личности с фотографией и посадочный талон перед посадкой в самолет. Большинство путешественников считают, что эта практика строго связана с безопасностью. Однако основной целью запроса удостоверения личности с фотографией является подтверждение того, что покупатель билета — это человек, собирающийся сесть в самолет, а не тот, кто выкупил билет у покупателя со скидкой.
Неспособность предотвратить перепродажу является самым большим препятствием для успешной ценовой дискриминации. Однако компании разработали множество методов предотвращения перепродажи. Например, университеты требуют, чтобы студенты предъявили удостоверение личности перед входом на спортивные мероприятия. Правительство может объявить незаконной перепродажу билетов или товаров. В Бостоне билеты на бейсбол Red Sox могут быть перепроданы только команде на законных основаниях.
Три основные формы ценовой дискриминации – ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени. При ценовой дискриминации первой степени компания устанавливает максимальную цену, которую готов заплатить каждый покупатель. Максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за единицу товара, называется резервной ценой. Таким образом, для каждой единицы продавец пытается установить цену, равную резервной цене потребителя. Прямая информация о готовности потребителя платить редко доступна. Продавцы склонны полагаться на вторичную информацию, например, где живет человек (почтовые индексы); например, розничные продавцы каталогов могут отправлять дорогие каталоги по почте на почтовые индексы с высоким доходом. Ценовая дискриминация первой степени чаще всего имеет место в отношении профессиональных услуг или в сделках, предполагающих прямые переговоры между покупателем и продавцом. Например, бухгалтер, подготовивший налоговую декларацию потребителя, имеет информацию, которую можно использовать для выставления счетов клиентам на основе оценки их платежеспособности.
При ценовой дискриминации второй степени или количественной дискриминации с клиентов взимается разная цена в зависимости от того, сколько они покупают. Существует единая прейскурантная схема для всех потребителей, но цены варьируются в зависимости от количества приобретаемого товара. Теория ценовой дискриминации второй степени заключается в том, что потребитель готов купить только определенное количество товара по данной цене. Компании знают, что готовность потребителей покупать снижается по мере приобретения большего количества единиц товара. Задача продавца состоит в том, чтобы определить эти ценовые точки и снизить цену, как только она будет достигнута, в надежде, что сниженная цена вызовет дополнительные покупки со стороны потребителя. Например, продавайте блоками, а не отдельными единицами.
При ценовой дискриминации третьей степени или многорыночной ценовой дискриминации продавец делит потребителей на различные группы в соответствии с их готовностью платить, измеряемой их ценовой эластичностью спроса. Каждая группа потребителей фактически становится отдельным рынком со своей кривой спроса и кривой предельного дохода. Затем фирма пытается максимизировать прибыль в каждом сегменте, уравнивая MR и MC. Обычно компания взимает более высокую цену с группы с более неэластичным спросом по цене и относительно меньшую цену с группы с более эластичным спросом. Примеров ценовой дискриминации третьей степени предостаточно. Авиакомпании взимают более высокие цены с деловых путешественников, чем с отдыхающих. Причина в том, что кривая спроса для путешественников относительно эластична, в то время как кривая спроса для деловых путешественников относительно неэластична. Любой детерминант ценовой эластичности спроса может быть использован для сегментации рынков. Например, спрос на фильмы у пожилых людей более эластичен, чем у молодых людей, потому что у них обычно больше свободного времени. Таким образом, театры будут предлагать пенсионерам билеты со скидкой.
Предположим, что при единой системе ценообразования монополист продаст пять единиц товара по цене 10 долларов за единицу. Предположим, что его предельные издержки равны 5 долл. на единицу продукции. Общий доход составит 50 долларов, общие затраты — 25 долларов, а прибыль — 25 долларов. Если бы монополист практиковал ценовую дискриминацию, он продал бы первую единицу за 50 долларов, вторую единицу за 40 долларов и так далее. Общий доход составит 150 долларов, общие затраты — 25 долларов, а прибыль — 125 долларов. Стоит отметить несколько вещей. Монополист получает весь потребительский излишек и устраняет практически все безвозвратные потери, потому что он готов продавать каждому, кто готов заплатить хотя бы предельные издержки. Таким образом ценовая дискриминация способствует эффективности. Во-вторых, по схеме ценообразования цена = средней выручке и равна предельной выручке. То есть монополист ведет себя как совершенно конкурентная компания. В-третьих, дискриминирующий монополист производит большее количество товара, чем монополист, работающий по единой схеме ценообразования.
Qд | Цена |
---|---|
1 | 50 |
2 | 40 |
3 | 30 |
4 | 20 |
5 | 10 |
Успешная ценовая дискриминация требует, чтобы компании разделяли потребителей в соответствии с их готовностью покупать. Определить готовность покупателя купить товар сложно. Спрашивать потребителей напрямую бесполезно: потребители не знают, а если и знают, то неохотно делятся этой информацией с маркетологами. Двумя основными методами определения готовности к покупке являются наблюдение за личностными характеристиками и потребительскими действиями. Как уже отмечалось, информация о том, где человек живет (почтовые индексы), как он одевается, какую машину он или она водит, род занятий, а также структуру доходов и расходов, может быть полезной для классификации.
Цена монополии во всех случаях самая высокая, которую можно получить. Естественная цена или цена свободной конкуренции, напротив, есть самая низкая, которую можно брать, правда, не при каждом случае, но в течение любого значительного времени вместе. Один всегда самый высокий, который можно выжать из покупателей или который, как предполагается, они согласятся дать; другой — самый низкий, который продавцы обычно могут позволить себе брать, продолжая в то же время свой бизнес.
...Кроме того, монополия - великий враг хорошего менеджмента.
- Адам Смит (1776 г.), Богатство народов.
Согласно стандартной модели, в которой монополист устанавливает единую цену для всех потребителей, монополист будет продавать меньшее количество товаров по более высокой цене, чем компании в условиях совершенной конкуренции. Поскольку монополист в конечном итоге отказывается от сделок с потребителями, которые ценят продукт или услугу выше их цены, монопольное ценообразование создает безвозвратные убытки, связанные с потенциальными выгодами, которые не достались ни монополисту, ни потребителям. Безвозвратные потери — это цена для общества, потому что рынок не находится в равновесии, он неэффективен. При наличии этой безвозвратной потери совокупный излишек (или богатство) монополиста и потребителей обязательно меньше, чем общий излишек, полученный потребителями в результате совершенной конкуренции. Там, где эффективность определяется общими выгодами от торговли, монополия менее эффективна, чем совершенная конкуренция.
Часто утверждается, что монополии со временем становятся менее эффективными и менее инновационными, становясь «самодовольными», потому что им не нужно быть эффективными или инновационными, чтобы конкурировать на рынке. Иногда сама эта потеря психологической эффективности может увеличить ценность потенциального конкурента настолько, чтобы преодолеть барьеры входа на рынок или создать стимул для исследований и инвестиций в новые альтернативы. Теория состязательных рынков утверждает, что в некоторых обстоятельствах (частные) монополии вынуждены вести себя так, как если бы существовала конкуренция, из-за риска потери своей монополии новыми участниками. Это может произойти, когда барьеры для входа на рынок низкие. Это также может быть связано с наличием в долгосрочной перспективе заменителей на других рынках. Например, монополия на канал, которая стоила очень много в конце 18 века в Соединенном Королевстве, стоила гораздо меньше в конце 19 века из-за введения железных дорог в качестве замены.
Вопреки распространенному заблуждению, монополисты не пытаются продавать товары по максимально возможной цене и не пытаются максимизировать прибыль на единицу, а пытаются максимизировать общую прибыль.
Естественная монополия — это организация, которая испытывает возрастающую отдачу от масштаба в соответствующем диапазоне выпуска и относительно высоких постоянных затратах. Естественная монополия возникает, когда средняя стоимость производства «снижается во всем соответствующем диапазоне спроса на продукт». Релевантный диапазон спроса на продукт находится там, где кривая средних издержек находится ниже кривой спроса. Когда возникает такая ситуация, одна крупная компания всегда эффективнее снабжает рынок, чем несколько более мелких компаний; на самом деле, отсутствие государственного вмешательства в такие рынки естественным образом превратится в монополию. Часто естественная монополия является результатом первоначального соперничества между несколькими конкурентами. Ранний выход на рынок, который использует структуру затрат и может быстро расширяться, может исключить вход на рынок более мелких компаний и может вытеснить или выкупить другие компании. Естественная монополия страдает от той же неэффективности, что и любая другая монополия. Предоставленная самой себе, стремящаяся к прибыли естественная монополия будет производить продукцию, предельный доход которой равен предельным издержкам. Регулирование естественных монополий проблематично. Фрагментация таких монополий по определению неэффективна. Наиболее распространенными методами борьбы с естественными монополиями являются государственное регулирование и общественная собственность. Государственное регулирование обычно состоит из регулирующих комиссий, на которые возложена основная обязанность устанавливать цены. Естественные монополии являются синонимами так называемого «единичного предприятия» — термина, который использовался в книге « Социальная экономика », написанной Фридрихом фон Визером в 1914 году. Как уже упоминалось, государственное регулирование часто используется естественными монополиями для контроля над ценами. Пример, который может проиллюстрировать это, можно найти, взглянув на Почтовую службу США, которая имеет монополию на типы почты. По словам Визера, идея конкурентного рынка в почтовой отрасли привела бы к экстремальным ценам и ненужным расходам, и это показало, почему государственное регулирование в форме контроля над ценами необходимо, поскольку оно помогает эффективному рынку.
Для снижения цен и увеличения выпуска регулирующие органы часто используют ценообразование по средним издержкам. При ценообразовании по средним издержкам цена и количество определяются пересечением кривой средних издержек и кривой спроса. Эта схема ценообразования исключает любую положительную экономическую прибыль, поскольку цена равна средним издержкам. Ценообразование средней стоимости не является совершенным. Регулирующие органы должны оценивать средние затраты. У компаний меньше стимулов к снижению затрат. Регулирование такого типа не ограничивалось естественными монополиями. Ценообразование по средней стоимости также имеет некоторые недостатки. Если установить цену равной пересечению кривой спроса и кривой средних общих затрат, выпуск фирмы будет аллокационно неэффективным, поскольку цена меньше предельных издержек (которые представляют собой объем выпуска для совершенно конкурентного и аллокационно эффективного рынка).
В 1848 году Дж. С. Милль был первым, кто описал монополии прилагательным «естественные». Он использовал его как синоним слова «практический». В то время Милль привел следующие примеры естественных или практических монополий: газоснабжение, водоснабжение, дороги, каналы и железные дороги. В своей « Социальной экономике » Фридрих фон Визер продемонстрировал свой взгляд на почтовую службу как на естественную монополию: «Перед лицом [такого] единоличного управления принцип конкуренции становится совершенно бесплодным. Параллельная сеть другой почтовой организации, помимо тот, который уже работает, был бы экономически абсурден; огромные суммы денег для завода и управления должны были бы быть потрачены впустую». В целом, большинство монополий являются монополиями, созданными руками человека, или неестественными монополиями, а не естественными.
Государственная монополия (также называемая « монополией де-юре ») — это форма принудительной монополии, при которой правительство предоставляет исключительную привилегию частному лицу или компании быть единственным поставщиком товара. Монополия может быть предоставлена явно, например, когда потенциальные конкуренты исключаются с рынка конкретным законом, или имплицитно, например, когда требования административного регламента могут быть выполнены только одним участником рынка, или через какой-либо другой правовой или процессуальный механизм., такие как патенты, товарные знаки и авторские права. Эти монополии также могут быть результатом «погони за рентой», когда фирмы будут пытаться получить приз от обладания монополией и увеличения прибыли от ее приобретения на конкурентном рынке в своем секторе.
Монополист должен закрыться, когда цена ниже средних переменных издержек для каждого уровня выпуска, другими словами, когда кривая спроса находится полностью ниже кривой средних переменных издержек. В этих условиях при максимальном для прибыли уровне выпуска (MR = MC) средний доход был бы меньше, чем средние переменные издержки, и монополистам было бы выгоднее закрыться в краткосрочной перспективе.
На нерегулируемом рынке монополии потенциально могут быть уничтожены новой конкуренцией, отколовшимися предприятиями или потребителями, ищущими альтернативы. На регулируемом рынке правительство часто либо регулирует монополию, превращая ее в монополию, находящуюся в государственной собственности, либо принудительно фрагментирует ее (см. Антимонопольное законодательство и нарушение траста). Коммунальные предприятия, часто эффективно работающие только с одним оператором и, следовательно, менее подверженные эффективному распаду, часто строго регулируются или находятся в государственной собственности. American Telephone amp; Telegraph (ATamp;T) и Standard Oil часто приводят в качестве примеров разрушения частной монополии государством. Bell System, позже ATamp;T, была защищена от конкуренции сначала Кингсберийским обязательством, а затем серией соглашений между ATamp;T и федеральным правительством. В 1984 году, спустя десятилетия после того, как ATamp;T получила монопольную власть в силу закона, она была разделена на различные компоненты, MCI, Sprint, которые смогли эффективно конкурировать на рынке междугородних телефонов. Эти разрывы связаны с безвозвратными потерями и неэффективностью монополистического рынка, что заставляет правительство вмешиваться от имени потребителей и общества, чтобы разжечь конкуренцию. В то время как мнение регулирующих органов и судей в целом рекомендовало, чтобы разрывы не были средством защиты от антимонопольного законодательства, недавние исследования показали, что эта враждебность администраторов по отношению к разрывам в значительной степени необоснованна.На самом деле, некоторые ученые утверждают, что разрывы отношений, даже если они были неправильно нацелены, все же могут способствовать сотрудничеству, инновациям и эффективности.
Закон, регулирующий доминирующее положение в Европейском союзе, регулируется статьей 102 Договора о функционировании Европейского союза, целью которой является повышение благосостояния потребителей, а также повышение эффективности распределения ресурсов путем защиты конкуренции на вторичном рынке. Существование очень высокой доли рынка не всегда означает, что потребители платят завышенные цены, поскольку угроза появления на рынке новых участников может сдерживать рост цен компании с высокой долей рынка. Закон о конкуренции объявляет незаконным не просто наличие монополии, а скорее злоупотребление властью, которую монополия может предоставлять, например, посредством запретительных практик (т. е. высоких цен только потому, что она единственная поблизости). Можно также отметить, что незаконно попытаться получить монополию с помощью практики выкупа конкуренции или равной практики. Если это происходит естественным образом, например, уход конкурента из бизнеса или отсутствие конкуренции, это не является незаконным до тех пор, пока владелец монополии не злоупотребляет властью.
Во-первых, необходимо определить, является ли компания доминирующей или же она ведет себя «в значительной степени независимо от своих конкурентов, клиентов и, в конечном счете, от своего потребителя». Установление доминирования — это двухэтапный тест. Первое, что нужно учитывать, — это определение рынка, которое является одним из решающих факторов теста. Он включает соответствующий товарный рынок и соответствующий географический рынок.
Поскольку определение рынка касается взаимозаменяемости, если товары или услуги считаются взаимозаменяемыми, то они находятся на одном товарном рынке. Например, в деле United Brands против Комиссии утверждалось, что бананы и другие свежие фрукты находились на одном и том же товарном рынке, а позже было обнаружено доминирование, поскольку особые свойства банана, из которого он сделан, могли быть взаимозаменяемы только с другие свежие фрукты в ограниченном количестве и прочее и подвергается их конкуренции едва заметным образом. Взаимозаменяемость спроса на товары и услуги поможет в определении товарного рынка, и к нему можно получить доступ с помощью теста «гипотетического монополиста» или теста «ССНИП».
Его необходимо определить, поскольку некоторые товары могут поставляться только в пределах узкой области по техническим, практическим или юридическим причинам, и это может помочь указать, какие предприятия налагают конкурентные ограничения на другие рассматриваемые предприятия. Поскольку некоторые товары слишком дороги для перевозки туда, где их продажа на отдаленные рынки может оказаться невыгодной по сравнению с их стоимостью, поэтому стоимость транспортировки здесь является решающим фактором. Другими факторами могут быть юридические меры, которые ограничивают предприятие в государствах-членах от экспорта товаров или услуг в другое государство.
Определение рынка может быть трудно измерить, но оно важно, потому что, если оно определено слишком широко, предприятие с большей вероятностью будет признано доминирующим, а если оно определено слишком узко, тем меньше вероятность того, что оно будет признано доминирующим.
Как и в случае сговора, рыночные доли определяются с учетом конкретного рынка, на котором продаются рассматриваемая компания и продукт. Сам по себе он не определяет, является ли предприятие доминирующим, но служит индикатором состояния существующей конкуренции на рынке. Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) иногда используется для оценки конкурентоспособности отрасли. Он суммирует квадраты индивидуальных рыночных долей всех конкурентов на рынке. Чем ниже общая сумма, тем менее концентрированный рынок, а чем выше общая сумма, тем более концентрированный рынок. В США правила слияния гласят, что HHI после слияния ниже 1000 считается неконцентрированным, в то время как HHI выше этого значения потребует дальнейшего пересмотра.
Согласно законодательству Европейского Союза, очень большие доли рынка вызывают предположение о том, что компания является доминирующей, что может быть опровергнуто. Доля рынка в 100% может быть очень редкой, но ее все же можно найти, и фактически она была выявлена в некоторых случаях, например, в деле AAMS против Комиссии. Предприятия с долей рынка менее 100%, но более 90% также были признаны доминирующими, например, дело Microsoft против Комиссии. В деле АКЗО против Комиссии предприятие считается доминирующим, если его доля рынка составляет 50%. Есть также результаты доминирования с долей рынка ниже 50%, например, United Brands против Комиссии, у которой была только рыночная доля от 40% до 45%, и она все еще должна быть признана доминирующей с другими факторами. Самая низкая рыночная доля компании, считающейся «доминирующей» в ЕС, составляла 39,7%. Если компания занимает доминирующее положение, то существует особая ответственность не допускать, чтобы ее поведение наносило ущерб конкуренции на общем рынке, однако все это исчезнет, если она не будет занимать доминирующее положение.
При рассмотрении вопроса о том, является ли предприятие доминирующим, необходимо учитывать сочетание факторов. Каждое из них нельзя брать отдельно, как если бы они были, они не будут столь определяющими, как в сочетании. Кроме того, в тех случаях, когда предприятие ранее было признано доминирующим, по-прежнему необходимо заново определить рынок и провести совершенно новый анализ условий конкуренции на основе имеющихся данных в соответствующее время.
Согласно Руководству, необходимо рассмотреть еще три вопроса. Это фактические конкуренты, связанные с рыночным положением доминирующего предприятия и его конкурентов, потенциальные конкуренты, связанные с расширением и выходом на рынок, и, наконец, уравновешивающая покупательная способность.
Доля рынка может быть ценным источником информации о структуре рынка и положении на рынке, когда речь идет о доступе к нему. Динамика рынка и степень дифференциации товаров и услуг имеют значение в этой области.
Речь идет о конкуренции со стороны других предприятий, которые еще не работают на рынке, но выйдут на него в будущем. Таким образом, доли рынка могут оказаться бесполезными для получения доступа к конкурентному давлению, оказываемому на предприятие в этой области. Необходимо принимать во внимание потенциальный вход новых фирм и расширение предприятия, поэтому барьеры для входа и барьеры для расширения являются здесь важным фактором.
Конкурентные ограничения не всегда могут исходить от реальных или потенциальных конкурентов. Иногда это может также исходить от влиятельных клиентов, которые имеют достаточную переговорную силу, которая обусловлена его размером или его коммерческой значимостью для доминирующей фирмы.
Существует три основных типа злоупотреблений: эксплуататорские злоупотребления, эксклюзивные злоупотребления и злоупотребления на одном рынке.
Он возникает, когда монополист обладает такой значительной рыночной властью, что может ограничивать выпуск продукции, повышая при этом цену выше конкурентного уровня, не теряя клиентов. Этот тип менее обеспокоен Комиссией, чем другие типы.
Это вызывает наибольшую обеспокоенность у комиссий, поскольку может нанести долгосрочный ущерб потребителю и, скорее всего, помешает развитию конкуренции. Примером этого являются эксклюзивные дилерские соглашения.
Он возникает, когда доминирующее предприятие устанавливает завышенные цены, которые не только имеют эксплуататорский эффект, но и препятствуют параллельному импорту и ограничивают внутрибрендовую конкуренцию.
Несмотря на широкое согласие в отношении того, что вышеперечисленное представляет собой злоупотребление служебным положением, ведутся споры о том, должна ли существовать причинно-следственная связь между доминирующим положением компании и ее фактическим злоупотреблением. Кроме того, были некоторые соображения о том, что происходит, когда компания просто пытается злоупотребить своим доминирующим положением.
Чтобы привести более конкретный пример, ученый-экономист и философ Адам Смит цитирует, что торговля с Ост-Индской компанией по большей части осуществлялась исключительной компанией, такой как английская или голландская. Монополии, подобные этим, обычно устанавливаются против нации, из которой они возникли. Глубокий экономист продолжает утверждать, что существуют два типа монополий. Первый тип монополии — это тот, который имеет тенденцию всегда привлекать к конкретной торговле, где монополия была задумана, большую долю капитала общества, чем та, которая первоначально предназначалась для этой торговли. Второй тип монополии имеет тенденцию время от времени привлекать акции к той конкретной отрасли, где они были задуманы, а иногда отталкивать их от этой торговли в зависимости от различных обстоятельств. Богатые страны, как правило, отталкивали, в то время как более бедные страны были привлечены к этому. Например, голландская компания избавлялась от любых излишков товаров, не вывезенных на рынок, чтобы сохранить свою монополию, в то время как англичане продавали больше товаров по более выгодным ценам. Обе эти тенденции были чрезвычайно разрушительными, что можно увидеть в трудах Адама Смита.
Термин «монополия» впервые появляется в « Политике » Аристотеля. Аристотель описывает монополию Фалеса Милетского на рынке оливковых прессов ( μονοπώλιον). Еще одно раннее упоминание концепции «монополии» в коммерческом смысле появляется в трактате Демаи Мишны ( 2 век н.э.) в отношении покупки сельскохозяйственных товаров у торговца, имеющего монополию на продукцию (главы 5; 4). Значение и понимание английского слова «монополия» с годами изменилось.
Торговля поваренной солью ( хлоридом натрия ) исторически была естественной монополией. До недавнего времени сочетание сильного солнечного света и низкой влажности или расширение торфяных болот было необходимо для производства соли из моря, самого богатого источника. Изменение уровня моря периодически вызывало солевой « голод », и общины были вынуждены зависеть от тех, кто контролировал скудные внутренние шахты и соляные источники, которые часто находились во враждебных районах (например, в пустыне Сахара ), требуя хорошо организованной безопасности для транспортировки, хранения и хранения. распределение.
Соляная комиссия была законной монополией в Китае. Созданная в 758 году, Комиссия контролировала производство и продажу соли с целью увеличения налоговых поступлений для династии Тан.
" Габель " был заведомо высоким налогом на соль во французском королевстве. Ненавистный сбор сыграл свою роль в начале Французской революции, когда строгий правовой контроль определял, кому разрешалось продавать и распределять соль. Впервые учрежденный в 1286 году, Габель не был окончательно упразднен до 1945 года.
Робин Голлан в своей книге «Шахтеры Нового Южного Уэльса» утверждает, что антиконкурентная практика развилась в угольной промышленности австралийского Ньюкасла в результате делового цикла. Монополия была порождена официальными собраниями местного руководства угольных компаний, договорившимися установить минимальную цену для продажи в доке. Этот сговор был известен как «Продажа». Венд закончился и неоднократно реформировался в конце 19 века, закончившись спадом в деловом цикле. «Венд» смог сохранить свою монополию благодаря помощи профсоюзов и материальным преимуществам (в первую очередь угольной географии). В начале 20 века, в результате аналогичной монополистической практики в австралийском каботажном судоходстве, венд превратился в неформальный и незаконный сговор между владельцами пароходов и угольной промышленностью, что в конечном итоге привело к рассмотрению дела в Высоком суде Adelaide Steamship Co. Ltd. против Р. и АГ.
В 17 веке шах Аббас основал Новую Джульфу (пригород столицы Исфахана) для концентрации армянского финансового капитала в Иране. Соответственно, он предоставил армянам различные привилегии, в том числе монополию на торговлю персидским филоселле (шелк-сырец). Армяне экспортировали его по всему миру, включая Азию, Европу и Америку. К 1750-м годам Армения уже контролировала 75% всей торговли шелком в этом районе. Это привело к буму армянской торговли, который продлился следующие 150 лет.
Standard Oil — американская компания по добыче, транспортировке, переработке и сбыту нефти . Основанная в 1870 году, она стала крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом в мире. Джон Д. Рокфеллер был основателем, председателем и основным акционером. Компания была новатором в развитии делового треста. Трест Standard Oil оптимизировал производство и логистику, снизил затраты и подорвал позиции конкурентов. Критики « подрыва доверия » обвинили Standard Oil в использовании агрессивного ценообразования для уничтожения конкурентов и создания монополии, угрожающей потребителям. Его неоднозначная история как одной из первых и крупнейших в мире транснациональных корпораций закончилась в 1911 году, когда Верховный суд США постановил, что Standard является незаконной монополией. Трест Standard Oil был распущен на 33 более мелкие компании; две из его выживших «дочерних» компаний - это ExxonMobil и Chevron Corporation.
US Steel обвиняют в том, что она является монополистом. Дж. П. Морган и Элберт Х. Гэри основали US Steel в 1901 году, объединив Carnegie Steel Company Эндрю Карнеги с Federal Steel Company Гэри и National Steel Company Уильяма Генри «Джаджа» Мура. В свое время US Steel была крупнейшим производителем стали и крупнейшей корпорацией в мире. За первый полный год работы US Steel произвела 67 процентов всей стали, произведенной в Соединенных Штатах. Однако к 1911 году доля US Steel на расширяющемся рынке упала до 50 процентов, и антимонопольное преследование в том же году потерпело неудачу.
De Beers урегулировала обвинения в фиксировании цен в торговле алмазами в 2000-х годах. De Beers хорошо известна своей монопольной практикой на протяжении 20-го века, когда она использовала свое доминирующее положение для манипулирования международным алмазным рынком. Компания использовала несколько методов для осуществления этого контроля над рынком. Во-первых, она убедила независимых производителей присоединиться к своей монопольной монополии, она наводнила рынок бриллиантами, аналогичными алмазам тех производителей, которые отказались присоединиться к картелю, и, наконец, она закупала и накапливала алмазы, произведенные другими производителями, чтобы контролировать цены путем ограничения поставлять.
В 2000 году бизнес-модель De Beers изменилась из-за таких факторов, как решение производителей в России, Канаде и Австралии распространять алмазы за пределами канала De Beers, а также рост осведомленности о кровавых алмазах, который вынудил De Beers «избегать риска». плохой репутации», ограничив продажу своей продукции. Доля рынка De Beers в стоимостном выражении упала с 90% в 1980-х годах до менее 40% в 2012 году, что привело к более фрагментированному алмазному рынку с большей прозрачностью и большей ликвидностью.
В ноябре 2011 года семья Оппенгеймер объявила о своем намерении продать все свои 40% акций De Beers компании Anglo American plc, тем самым увеличив долю Anglo American в компании до 85%.[30] Сделка стоила 3,2 миллиарда фунтов стерлингов (5,1 миллиарда долларов) наличными и положила конец 80-летнему владению De Beers династией Оппенгеймеров.
Коммунальное предприятие (или просто « коммунальное предприятие») — это организация или компания, которая поддерживает инфраструктуру государственной службы или предоставляет набор услуг для общественного потребления. Типичными примерами коммунальных услуг являются электричество, природный газ, вода, канализация, кабельное телевидение и телефон. В Соединенных Штатах коммунальные предприятия часто являются естественными монополиями, потому что инфраструктура, необходимая для производства и доставки таких продуктов, как электричество или вода, очень дорога в строительстве и обслуживании.
В конце 19 века Western Union критиковали как монополию по взвинчиванию цен. American Telephone amp; Telegraph была телекоммуникационным гигантом. ATamp;T была разделена в 1984 году. В случае с Telecom New Zealand разделение абонентских линий проводилось центральным правительством.
Telkom — полуприватизированная южноафриканская телекоммуникационная компания, частично принадлежащая государству. Deutsche Telekom — бывшая государственная монополия, до сих пор частично принадлежащая государству. Deutsche Telekom в настоящее время монополизирует высокоскоростную широкополосную сеть VDSL. Управление электроснабжения Лонг-Айленда (LIPA) предоставило электроэнергию более чем 1,1 миллионам клиентов в округах Нассау и Саффолк в Нью-Йорке, а также на полуострове Рокавей в Квинсе.
Comcast Corporation является крупнейшей в мире компанией в области средств массовой информации и коммуникаций по размеру выручки. Это крупнейшая кабельная компания и поставщик услуг домашнего Интернета в Соединенных Штатах, а также третий по величине поставщик услуг домашней телефонной связи в стране. Comcast владеет монополией в Бостоне, Филадельфии и многих других небольших городах США.
United Aircraft and Transport Corporation была холдинговой компанией по производству самолетов, которая была вынуждена отказаться от авиакомпаний в 1934 году.
Iarnród Éireann, Управление железных дорог Ирландии, в настоящее время является монополистом, поскольку Ирландия не имеет размера для большего количества компаний.
Железная дорога Лонг-Айленда (LIRR) была основана в 1834 году и с середины 1800-х годов обеспечивала железнодорожное сообщение между Лонг-Айлендом и Нью-Йорком. В 1870-х годах LIRR стала единственной железной дорогой в этом районе благодаря серии приобретений и объединений. В 2013 году система пригородных поездов LIRR является самой загруженной пригородной железной дорогой в Северной Америке, ежедневно обслуживающей около 335 000 пассажиров.
Голландская Ост-Индская компания была создана как законная торговая монополия в 1602 году. Vereenigde Oost-Indische Compagnie получала огромные прибыли от своей монополии на специи на протяжении большей части 17 века.
Британская Ост-Индская компания была создана как законная торговая монополия в 1600 году. Ост-Индская компания была создана для ведения торговли с Ост-Индией, но в конечном итоге торговала в основном с Индийским субконтинентом, Северо-Западной пограничной провинцией и Белуджистаном. Компания торговала основными товарами, в том числе хлопком, шелком, краской индиго, солью, селитрой, чаем и опиумом.
Высшая лига бейсбола пережила антимонопольный судебный процесс в США в 1922 году, хотя по состоянию на 2009 год его особый статус все еще оспаривается.
Национальная футбольная лига пережила антимонопольный иск в 1960-х годах, но была признана виновной в незаконной монополии в 1980-х годах.
Американский экономист Милтон Фридман считал, что законы против монополий приносят больше вреда, чем пользы, но ненужным монополиям следует противодействовать путем отмены тарифов и других правил, поддерживающих монополии.
Монополия редко может быть установлена внутри страны без явной или скрытой государственной помощи в виде тарифа или какого-либо другого средства. Сделать это в мировом масштабе практически невозможно. Алмазная монополия De Beers — единственная известная нам компания, которая, похоже, преуспела (и даже De Beers защищена различными законами от так называемой «незаконной» торговли алмазами). – В мире свободной торговли международные картели исчезли бы еще быстрее.
— Милтон Фридман, Свобода выбора, с. 53–54Однако экономист Стив Х. Ханке считает, что хотя частные монополии, по его мнению, более эффективны, чем государственные, часто в два раза, иногда частные естественные монополии, такие как местное водораспределение, должны регулироваться (не запрещаться), например, цена аукционов.
Однако Томас ДиЛоренцо считает, что на заре существования коммунальных предприятий, где регулирование было слабым, не было естественных монополий и существовала конкуренция.
Батен, Бьянки и Мозер провели исследование, утверждая, что монополии, защищенные патентным законодательством, могут оказывать неблагоприятное воздействие на создание инноваций в экономике. Они утверждают, что при определенных обстоятельствах принудительное лицензирование, которое позволяет правительствам лицензировать патенты без согласия владельцев патентов, может быть эффективным средством продвижения изобретения, увеличивая угрозу конкуренции в областях с ранее существовавшим низким уровнем конкуренции.