Монитор IBM 5151, управляемый адаптером монохромного дисплея (MDA) | |
Дата выхода | 1981 ; 40 лет назад ( 1981) |
---|---|
Архитектура | Motorola 6845 |
Карты | |
Начальный уровень | IBM MDA, Control Systems Artist 1, Hitachi HD6845SP, UMC UM6845 |
История | |
Преемник | Графическая карта Hercules, усовершенствованный графический адаптер |
Monochrome Display Adapter ( MDA, а также МД карта, монохромный дисплей и принтер адаптер, ГУИН) является IBM «s стандартного дисплея видеоадаптера и стандартный дисплей компьютера для компьютера, введенным в 1981. MDA не имеет пиксельную адресацию графических режимов, только один монохромный текстовый режим, который может отображать 80 столбцов на 25 строк текстовых символов с высоким разрешением или символов, полезных для рисования форм.
Первоначальный IBM MDA представлял собой 8-битную карту ISA с контроллером дисплея Motorola 6845, 4 КБ ОЗУ, выходным портом DE-9, предназначенным для использования с монохромным монитором IBM, и параллельным портом для подключения принтера, избегая необходимо приобрести отдельную карту.
MDA был основан на системе отображения IBM Datamaster и был предназначен для поддержки бизнеса и обработки текстов с его четкими символами с высоким разрешением. Каждый символ отображается в поле размером 9 × 14 пикселей, из которых 7 × 11 отображает сам символ, а другие пиксели обеспечивают пространство между столбцами и строками символов. Некоторые символы, такие как строчная буква «m», отображаются в ширину в восемь пикселей.
Теоретическое полное разрешение экрана MDA составляет 720 × 350 пикселей, если сложить размеры всех символьных ячеек, но MDA не может адресовать отдельные пиксели, чтобы в полной мере использовать это разрешение. Каждая символьная ячейка может быть установлена на один из 256 битовых символов, хранящихся в ПЗУ на карте, и этот набор символов не может быть изменен с помощью встроенной аппаратной кодовой страницы 437. Единственный способ имитировать "графику" - это искусство ASCII.
Кодовая страница 437 имеет 256 символов (0–255), включая стандартные 95 печатаемых символов ASCII из (32–126), а 33 управляющих кода ASCII (0–31 и 127) заменены на печатные графические символы. Он также включает в себя еще 128 символов (128-255), подобных вышеупомянутым символам для рисования форм. Некоторые из этих фигур отображаются в Юникоде как символы рисования прямоугольников.
Есть несколько значений атрибутов - битовых флагов, которые можно установить для каждого символа на экране. Это невидимое, подчеркнутое, нормальное, яркое (жирное), обратное видео и мигающее. Обратное видео меняет местами цвета переднего плана и фона, в то время как мигание вызывает периодическое мигание текста. Некоторые из этих атрибутов можно комбинировать, чтобы можно было отобразить, например, яркий подчеркнутый текст.
|
Ранние версии платы MDA имеют оборудование, способное выводить красный, зеленый и синий сигналы TTL на обычно неподключенные контакты видеоразъема, что теоретически позволяет отображать 8-ми цветов с подходящим монитором. Регистры также позволяют включать и выключать монохромный режим. Не существует (широко) опубликованного программного обеспечения для фактического управления этой функцией.
MDA был выпущен вместе с IBM Color Graphics Adapter и фактически мог быть установлен вместе с CGA на том же компьютере. Команда, входящая в состав PC-DOS, позволяла переключать основной дисплей между картами CGA и MDA.
Из-за отсутствия графики с пиксельной адресацией владельцы MDA не могли играть в компьютерные игры, выпущенные с поддержкой графики. Однако для ПК были выпущены текстовые игры (включая текстовые приключения ), и по крайней мере для одной игры, IBM's One Hundred And One Monochrome Mazes, требуется MDA. Рисованные в коробках персонажи сделали создание элементарной графики практичным для ранних игр для ПК, включая игры BBS Door или такие игры, как Castle Adventure.
Другое использование MDA было в качестве дополнительного дисплея для отладки. Такие приложения, как SoftICE и отладчик Windows, допускали одновременное использование MDA и другой видеокарты, при этом MDA отображал интерфейс отладчика, в то время как другая карта отображала основной дисплей.
MDA был более популярен, чем IBM Color Graphics Adapter для бизнес-приложений. Более высокое разрешение текста MDA и наличие порта для принтера сделали его более привлекательным для бизнес-приложений, которые были в центре внимания оригинального ПК. Однако неудовлетворенность его ограничениями быстро привела к тому, что третьи стороны выпустили конкурирующее оборудование.
Хорошо известным примером была видеокарта Hercules. Представленный в 1982 году, он предлагал как MDA-совместимый текстовый режим с высоким разрешением, так и монохромный графический режим. Он мог адресовать отдельные пиксели и отображать черно-белое изображение размером 720 × 348 пикселей. Это разрешение было лучше, чем у карты CGA, но при этом предлагалось пиксельно-адресуемая графика, поэтому, несмотря на отсутствие цветовых возможностей, предложение адаптера Hercules растровой графики высокого разрешения в сочетании с качеством текста уровня MDA сделало его популярным выбором, который даже поставлялся со многими клоны.
Штырь | Функция |
---|---|
1 | Земля |
2 | Земля |
3 | Не используется |
4 | Не используется |
5 | Не используется |
6 | Интенсивность |
7 | видео |
8 | Горизонтальная синхронизация (+) |
9 | Вертикальная синхронизация (-) |
Тип | Цифровой, TTL |
---|---|
разрешение | 720х × 350в |
H-частота | 18,432 кГц |
V-частота | 50 Гц |
Цвета | 1 |
Цветовая интенсивность | 2-4 |
Другие платы предлагают совместимость с MDA, хотя и с различиями в том, как отображаются атрибуты или используемый шрифт.