Пара моно, живущая недалеко от Нортфорка, Калифорния, ок. 1920 г. | |
Всего населения | |
---|---|
примерно 2300 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
США ( Калифорния и Невада ) | |
Языки | |
Моноязык «Ним», английский язык | |
Религия | |
Традиционная племенная религия, христианство | |
Родственные этнические группы | |
Северный пайют, шошоны |
Mono / м oʊ п oʊ / являются Индеец люди, которые традиционно живут в центральной Сьерра - Невада, Восточной Сьерра ( как правило, к югу от Бриджпорт ), в Моно бассейна и прилегающих районов Большого Бассейна. Они часто группируются под историческим названием « пайют » вместе с северным пайютом и южным пайютом, но эти три группы, хотя и связаны в нумической группе уто-ацтекских языков, не образуют единой, уникальной, объединенной группы Большого бассейна. племена.
Сегодня многие граждане и потомки племени Моно населяют город Норт-Форк (отсюда и название «Нортфорк Моно») в графстве Мадера. Люди племени моно также распространены по всей Калифорнии: в долине реки Оуэнс ; в долине Сан - Хоакин и предгорные районы, особенно Фресно округа ; и в районе залива Сан-Франциско.
«Моно» жили по обе стороны Сьерра-Невады и делятся на две региональные племенные / диалектные группы, примерно основанные на гребне Сьерра:
Исторически сложилось так, что в большинстве учебников и по сей день «моно-группы» называются либо пайютом долины Оуэнса (и обычно считаются северным пайютом ), либо моно / монаше, но оба образуют общую этническую группу «моно».
Нынешнее племенное название «Моно» - это заимствованное из йокутсанцев слово от западных соседей племени, йокутов, которые, тем не менее, обозначили самую южную группу северных пайутов, живущих вокруг озера Моно, как monachie / monoache (« летающие люди»), потому что личинки мух были их основной пищей. основная и торговая статья, а не «Моно». Этот « северный пайютский отряд Кукадикади », чье самоназвание Kutsavidökadö / Kutzadika'a означает «пожиратели куколок морской мухи », также известен как Моно Лейк Пайуте или Моно Бассейн Пайуте, пережиток ранней антропологической литературы, и его часто путают с не-северный пайютский этнос "моно".
«Восточные моно» называли себя Numa / Nuumu или Nüümü («Люди») на своем моноязычном диалекте, а своих родственников на западе - Panan witü / Pana witü ( люди «западного места»); «Западные моно» называли себя Нийхми / Ними или Ним / Ниум («Люди»); чистокровного человека из западного моно звали cawu h nyyhmy.
Моно индийцы стоят рядом с их Acorn кэш в Фресно, штат Калифорния, примерно 1920. Индейцы моно использовали желуди для хлеба, и семьи обычно имеют 8 или 9 корзин такого размера с желудями.Неправильно названные пайюты долины Оуэнс или восточные моно живут на границе Калифорнии и Невады, они раньше располагались на восточной стороне южной Сьерра-Невады через долину Оуэнс вдоль рек Оуэнс от Лонг-Вэлли на севере до озера Оуэнс на юге, и от гребня Сьерра-Невады на западе до гор Уайт и Иньо, включая Фиш-Лейк и Долины Дип-Спрингс на востоке. Они были преимущественно оседлыми и селились в постоянных поселениях вдоль рек или источников (или искусственных каналов). Более интенсивное земледелие с помощью частично искусственного орошения позволило им накопить запасы пищи и, таким образом, в отличие от «западных монополий», прокормить более крупные группы. Оседлым образ жизнь также находит свое отражение в их общественно-политической организации в разных «округах» (каждый с коммунистической охотой и правами семенных, политическим единством и ряде сел), имя которого в основном закончились «Пат / WiTu», что означает «место» или «земля»; каждый «округ» находился под командованием старосты или похенаба.
Некоторые районы «Восточного Моно»:
Племенные районы «восточных моно-банд» граничили на северо-западе с областями враждебной южной Сьерра-Мивок, с которыми он часто вступал в конфликты, на северо-востоке мигрировали несколько северных пайютских банд, на юго-востоке и юге - тимбиша шошонов и западных. Группы шошонов, на юго-западе - тюбатулабал (также: индейцы реки Керн) и на западе - «западные моно-группы».
Они также были более агрессивны и враждебны по отношению к соседним индейским племенам - совсем недавно они сражались с американцами в « войне индейцев в долине Оуэнс » (1862–1863 гг.) Вместе с союзными шошонами, кавайису и тюбатулабалом, чтобы защитить свои возделываемые земли. Обычно они поддерживали дружеские отношения с соседними северными пайютами, которые укреплялись взаимным браком; поэтому многие члены «восточного моно» были двуязычными (восточное моно и северное пайуте).
Их самоназвание - Numa, Nuumu или Nüümü, что означает «люди», или Nün'wa Paya Hup Ca'a 'Otuu'mu - «дети койота, живущие в канаве».
Также в этом районе расположены ранчо индейцев моно Колд-Спрингс, председатель Кэрол Билл и ранчо индейцев моно индейцев Биг-Сэнди, председатель Элизабет Кипп, в которых оба также являются признанными на федеральном уровне племенами.
«Западные моно-полосы» в южных предгорьях Сьерра-Невады возле озера Моно, а также в бассейне Моно и в долине Сан-Хоакин ( река Сан-Хоакин называлась типичи-хуу ' - «важная, великая река»), Кингс-Ривер и Река Кавеа (в сегодняшних графствах Мадера, Фресно и Туларе) жили в основном как типичные полукочевые охотники и собиратели рыболовства, охоты и собирательства, а также сельского хозяйства. Зимой несколько семей спускались в долины рек и вместе строили постоянные поселения, большинство из которых использовалось в течение нескольких лет. Летом зимние поселения были заброшены, и семейные группы мигрировали в качестве охотников и собирателей в более защищенные и прохладные высоты в горах. Поэтому эти более мелкие группы иногда рассматриваются социально-политически не как банды, а как местные группы.
Племенные районы «западного моно» граничили (в основном) с враждебной южной Сьерра-Мивок на севере, «восточное моно» обосновалось на востоке, тюбатулабал на юго-востоке и предгорные йокуты на западе.
Некоторые «западные моно-группы» сформировали двуязычные группы или группы с «предгорьями йокутов» и частично переняли их культуру, так что сегодня - за исключением одной - каждая «западная моно-группа» известна только под своим именем «йокутс». Даже в этнологической литературе первоначальная этническая классификация перечисленных ниже групп вызывает споры; частично они перечислены как «группы предгорья йокутов» (которые приняли «моно язык» и культуру через иммиграцию «западного моно» и вскоре стали двуязычными) или как «западные моно-группы» (которые приняли язык доминанта «Предгорные йокуты»). В частности, классификация двух полос Кингс-Ривер - Michahai / Michahay и Entimbich - затруднительна.
Самоназвание западного моно - это Nyyhmy, Nimi, Nim или Nium, что означает «Люди» или cawu h nyyhmy.
При контакте с европейцами можно было выделить следующие группы (или местные группы) (с севера на юг):
Если Entimbich и Michahai считаются « Йокутами Kings River», то рядом с вышеупомянутыми полосами иногда указываются следующие группы:
Два клана Племени Норт Форк Моно представлены беркутом и койотом. Моно-традиции, которые все еще практикуются сегодня, включают рыбалку, охоту, сбор желудей, приготовление пищи, исцеление, изготовление корзин и игры. Достопочтенный Рон Гуд является председателем племени North Fork Mono Tribe, которое не является признанным на федеральном уровне племенем. Ранчо индейцев Норт-Форк является признанным на федеральном уровне племенем в Норт-Форке, и их председателем является Элейн Финк.
Церемонии проводятся в музее Сьерра-Моно в Норт-Форке, Калифорния, а ежегодный фестиваль Indian Fair Days проводится в первые выходные августа каждого года, чтобы возродить многие традиции и ритуалы для племенных родственников и туристов.
Моно говорят на языке моно, который вместе с языком северных пайутов ( диалектный континуум ) образует западную нумическую ветвь уто-ацтекской языковой семьи. Из-за географического разделения, а также взаимодействия с соседними племенами и народами (использование заимствованных слов и / или частое двуязычие ) со временем развились два очень разных диалекта, которые трудно понять друг другу. Родной язык народа моно называется ним.
Mun a hoo e boso. Mun a hoo e num. Mun a hoo to e hun noh pa teh можно перевести как «Привет моим друзьям. Привет людям Mono. Привет людям отовсюду».
Сегодня «моноязык (ним)» (включая два его диалекта) находится под угрозой исчезновения. Среди примерно 1300 «западных моно (моно или монаше) людей» только около 20 активных говорящих и 100 половинных говорящих говорят на «западном / западном моно» или диалекте «монахи / монаше» (более известном как «моно / монаше» или « Озеро Моно Паюте »). Из 1000 «пайютов долины Оуэнс» (восточно-моно) осталось только 30 активных носителей диалекта «восточно-восточный моно» или «пайют долины Оуэнс».
Оценки численности населения большинства коренных жителей Калифорнии до контакта существенно различаются. (См. « Население коренных жителей Калифорнии». ) Альфред Л. Крёбер (1925: 883) предположил, что население Моно в 1770 году составляло 4000 человек. Шербурн Ф. Кук (1976: 192) установил, что население только Западного Моно составляет около 1800 человек.
Крёбер сообщил, что в 1910 году население Моно составляло 1500 человек.
Сегодня насчитывается около 2300 зачисленных моно-индейцев. Моно Холодных Источников насчитывает 275 членов племени. Число учащихся Northfork Mono составляет 1800 человек, что делает их одним из крупнейших коренных племен Калифорнии. В Big Sandy Mono около 495 участников. В Big Pine Band 462 члена племени, но трудно определить, сколько из них - моно.