Часть серии о | ||||||
Теизм | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Типы веры | ||||||
Конкретные концепции | ||||||
В частности религии
| ||||||
Атрибуты | ||||||
| ||||||
похожие темы
| ||||||
|
Монизм приписывает единство или единство (греч. Μόνος ) понятию, например, существованию. Можно выделить разные виды монизма:
Есть два вида определений монизма:
Хотя термин « монизм» произошел от западной философии для обозначения позиций в проблеме разума и тела, он также использовался для обозначения религиозных традиций. В современном индуизме термин «абсолютный монизм» используется для обозначения Адвайта Веданты.
Термин монизм был введен в 18 веке Кристианом фон Вольфом в его работе « Логика» (1728) для обозначения типов философской мысли, в которых была сделана попытка устранить дихотомию тела и разума и объяснить все явления одним объединяющим принципом. или как проявления одного вещества.
Проблема разума и тела в философии исследует отношения между разумом и материей, в частности, отношения между сознанием и мозгом. Проблема была рассмотрена Рене Декартом в 17 веке, что привело к картезианскому дуализму, и доаристотелевскими философами в философии Авиценниана, а также в более ранних азиатских и, в частности, индийских традициях.
Позже это было также применено к теории абсолютной идентичности, выдвинутой Гегелем и Шеллингом. После этого этот термин стал использоваться более широко для любой теории, постулирующей объединяющий принцип. Тезис оппонента о дуализме также был расширен и теперь включает плюрализм. Согласно Урмсону, в результате такого широкого использования термин «систематически неоднозначен».
Согласно Джонатану Шафферу, монизм потерял популярность из-за появления в начале двадцатого века аналитической философии, восставшей против неогегельянцев. Карнап и Айер, которые были убежденными сторонниками позитивизма, «высмеивали весь вопрос как бессвязный мистицизм ».
Проблема разума и тела вновь возникла в социальной психологии и смежных областях, с интересом к взаимодействию разума и тела и отказом от картезианского дуализма разума и тела в тезисе тождества, современной форме монизма. Монизм также по-прежнему актуален для философии разума, где отстаиваются различные позиции.
К различным типам монизма относятся:
Взгляды, контрастирующие с монизмом:
Монизм в современной философии разума можно разделить на три широкие категории:
Определенные позиции не легко вписываются в вышеперечисленные категории, такие как функционализм, аномальный монизм и рефлексивный монизм. Более того, они не определяют значение слова «настоящий».
Хотя из-за отсутствия информации в некоторых случаях трудно быть уверенным в деталях, следующие досократические философы мыслили монистическими терминами:
Пантеизм - это вера в то, что все составляет всеобъемлющего, имманентного Бога или что вселенная (или природа ) тождественна божественности. Таким образом, пантеисты не верят в личного или антропоморфного бога, но считают, что интерпретации этого термина различаются.
Пантеизм был популяризирован в современную эпоху как богословие и философия, основанные на трудах философа 17-го века Баруха Спинозы, этика которого была ответом на знаменитую дуалистическую теорию Декарта о том, что тело и дух разделены. Спиноза считал, что это одно и то же, и этот монизм является фундаментальным качеством его философии. Он был описан как «человек, опьяненный Богом», и использовал слово Бог, чтобы описать единство всей субстанции. Хотя термин «пантеизм» появился только после его смерти, Спиноза считается его самым известным защитником.
HP Owen утверждал, что
Пантеисты - «монисты»... они верят, что существует только одно Существо, и что все другие формы реальности являются либо его формами (или проявлениями), либо тождественны ему.
Пантеизм тесно связан с монизмом, поскольку пантеисты тоже верят, что вся реальность - это одна субстанция, называемая Вселенной, Богом или Природой. Панентеизм, немного другая концепция (поясняемая ниже), однако, дуалистична. Некоторые из самых известных пантеистов - стоики, Джордано Бруно и Спиноза.
Панентеизм (от греческого πᾶν (pân) «все»; ἐν (en) «в»; и θεός (theós) «Бог»; «все-в-Боге») - это система верований, которая утверждает, что божественное (будь то монотеистический Бог, политеистические боги или вечная космическая животворящая сила) пронизывает каждую часть природы, но не является единым целым с природой. Панентеизм отличается от пантеизма, который утверждает, что божественное является синонимом вселенной.
В панентеизме есть два типа субстанции: «пан» вселенная и Бог. Вселенная и божественное онтологически не эквивалентны. Бог рассматривается как вечная оживляющая сила во вселенной. В некоторых формах панентеизма космос существует внутри Бога, который, в свою очередь, « превосходит », «проникает» или находится «в» космосе.
В то время как пантеизм утверждает, что «Все есть Бог», панентеизм утверждает, что Бог одушевляет всю вселенную, а также превосходит вселенную. Кроме того, некоторые формы указывают на то, что вселенная содержится в Боге, как в иудейской концепции Цимцум. Многие индуистские мысли в высшей степени характеризуются панентеизмом и пантеизмом.
Пол Тиллих выступал за такую концепцию в христианском богословии, как и либеральный библеист Маркус Борг и мистический богослов Мэтью Фокс, епископальный священник.
Пандеизм или пандеизм (от древнегреческого : πᾶν, романизированный : пан, буквально «все» и латинский : deus, означающий « бог » в смысле деизма ), это термин, описывающий верования, последовательно включающие или смешивающие логически согласованные элементы пантеизма. (что «Бог» или метафизически эквивалентное божество-создатель идентично Природе ) и классический деизм (что бог-создатель, спроектировавший вселенную, больше не существует в статусе, в котором он может быть достигнут, и вместо этого может быть подтвержден только причина). Следовательно, это в первую очередь вера в то, что создатель вселенной фактически стал вселенной и, таким образом, перестал существовать как отдельная сущность.
Посредством этой синергии пандеизм утверждает, что отвечает на основные возражения против деизма (почему Бог создал, а затем не взаимодействует со вселенной?) И пантеизма (как возникла вселенная и какова ее цель?).
Центральной проблемой азиатской (религиозной) философии является не проблема тела и разума, а поиск неизменного Реального или Абсолюта за пределами мира явлений и изменяющихся явлений, а также поиск освобождения от дуккхи и освобождения от цикла перерождений.. В индуизме преобладает онтология субстанции, рассматривающая Брахман как неизменную реальность за пределами мира явлений. В буддизме преобладает онтология процесса, которая рассматривает реальность как пустую от неизменной сущности.
Для различных азиатских религий характерно различение уровней истины, акцент на интуитивно-эмпирическом понимании Абсолюта, такого как гьяна, бодхи и кеншо, и акцент на интеграции этих уровней истины и ее понимания.
Веданта - это исследование и систематизация Вед и Упанишад с целью согласования различных и противоположных идей, которые можно найти в этих текстах. В Веданте существуют разные школы:
Монизм наиболее четко обозначен в Адвайта Веданте, хотя Ренар указывает, что это может быть западная интерпретация, минуя интуитивное понимание недвойственной реальности.
В Адвайта Веданте Брахман - это вечная, неизменная, бесконечная, имманентная и трансцендентная реальность, которая является Божественной Основой всей материи, энергии, времени, пространства, бытия и всего, что находится за пределами этой Вселенной. Природа Брахмана описывается различными философскими школами как надличностная, личная и безличная.
Адвайта Веданта предлагает тщательно продуманный путь к достижению мокши. Это влечет за собой нечто большее, чем самоисследование или простое понимание своей истинной природы. Практика, особенно джняна-йога, необходима, чтобы «разрушить свои склонности (vAasanA-s) », прежде чем можно будет достичь настоящего постижения.
Адвайта перенял у Мадхьямики идею уровней реальности. Обычно упоминаются два уровня, но Шанкара использует снятие в качестве критерия для постулирования онтологической иерархии из трех уровней:
Все школы вайшнавов панентеистичны и рассматривают вселенную как часть Кришны или Нараяны, но видят множество душ и субстанций внутри Брахмана. Монистический теизм, который включает в себя концепцию личного бога как универсального, всемогущего Верховного Существа, которое одновременно имманентно и трансцендентно, также преобладает во многих других школах индуизма.
Тантра рассматривает Божественное как имманентное и трансцендентное. Божественное можно найти в конкретном мире. Практики направлены на преобразование страстей, а не на их преодоление.
Колонизация Индии британцами оказала большое влияние на индуистское общество. В ответ ведущие индуистские интеллектуалы начали изучать западную культуру и философию, интегрировав несколько западных понятий в индуизм. Этот модернизированный индуизм, в свою очередь, приобрел популярность на Западе.
В 19 веке Свами Вивекананда сыграл важную роль в возрождении индуизма и распространении Адвайта Веданты на запад через Миссию Рамакришны. Его интерпретация Адвайта Веданты получила название Неоведанта. В Адвайте Шанкара предлагает медитацию и Нирвикальпа Самадхи как средства познания уже существующего единства Брахмана и Атмана, а не высшую цель как таковую:
[Й] ога - это медитативное упражнение по удалению от частного и отождествление с универсальным, ведущее к созерцанию самого себя как самого универсального, а именно Сознания. Этот подход отличается от классической Йоги полного подавления мыслей.
Вивекананда, согласно Гэвину Фладу, был «фигурой, имеющей огромное значение в развитии современного индуистского самопонимания и в формулировании взглядов Запада на индуизм». Центральным в его философии является идея о том, что божественное существует во всех существах, что все люди могут достичь единства с этой «врожденной божественностью» и что видение этого божественного как сущности других будет способствовать любви и социальной гармонии. Согласно Вивекананде, в индуизме есть существенное единство, которое лежит в основе разнообразия его многочисленных форм. Согласно Флуду, взгляд Вивекананды на индуизм сегодня является наиболее распространенным среди индуистов. Этот монизм, согласно Флуду, лежит в основе ранних Упанишад, теософии в поздней традиции Веданты и в современном неоиндуизме.
Согласно палийскому канону, плюрализм ( nānatta) и монизм ( ekatta) являются спекулятивными взглядами. В комментарии Тхеравады отмечается, что первое похоже на нигилизм ( ucchēdavāda) или связано с ним, а второе похоже на этернализм ( sassatavada ) или связано с ним.
В школе мадхьямаки буддизма Махаяны высшая природа мира описывается как шуньята, или «пустота», неотделимая от чувственных объектов или чего-либо еще. Это кажется монистической позицией, но взгляды Мадхьямаки - включая такие вариации, как рангтонг и шентонг - воздерживаются от утверждения какой-либо в конечном итоге существующей сущности. Вместо этого они деконструируют любые подробные или концептуальные утверждения о конечном существовании как приводящие к абсурдным последствиям. Точка зрения Йогачара, школа меньшинства, которая сейчас встречается только среди махаяны, также отвергает монизм.
В буддизме можно найти множество философских и педагогических моделей. Различные школы буддизма различают уровни истины:
В Праджняпарамите-сутра и Мадъямак подчеркивают недвойственность формы и пустот: «форма есть пустота, пустота есть форма», как сердце сутра говорит. В китайском буддизме это понималось как то, что высшая реальность не является трансцендентным царством, но равна повседневному миру относительной реальности. Эта идея вписалась в китайскую культуру, которая подчеркивала мирской мир и общество. Но это не говорит о том, как абсолют присутствует в относительном мире:
Отрицать двойственность сансары и нирваны, как это делает Совершенство Мудрости, или логически демонстрировать ошибку дихотомической концептуализации, как это делает Нагарджуна, не означает обращаться к вопросу о взаимоотношениях между сансарой и нирваной, или, в более философских терминах., между феноменальной и абсолютной реальностью [...] Каковы же тогда отношения между этими двумя сферами?
Ответ на этот вопрос дает такие схемы, как «Пять рангов Тодзана», «Изображения Оксердинга» и «Четыре способа познания» Хакуина.
Сикхизм соответствует концепции приоритетного монизма. Философия сикхов утверждает, что все, что постигают наши чувства, является иллюзией; Бог - единственная реальность. Формы, подверженные влиянию времени, исчезнут. Только Реальность Бога вечна и непреходяща. Мысль заключается в том, что Атма (душа) рождается и является отражением Параматмы (Высшей Души) и «снова сольется с ней», по словам пятого гуру сикхов, Гуру Арджана Дев Джи, «точно так же, как вода снова сливается с водой ".
ਜਿਉ ਜਲ ਮਹਿ ਜਲੁ ਆਇ ਖਟਾਨਾ॥ Джио Джал Мехи Джал Ае Хаттаанаа || Когда вода смешивается с водой, ਤਿਉ ਜੋਤੀ ਸੰਗਿ ਜੋਤਿ ਸਮਾਨਾ॥ Тио Джоти Пел Джот Саманаа || Его свет сливается со Светом.
- SGGS. Стр. 278, https://www.searchgurbani.com/guru-granth-sahib/ang-by-angБог и Душа принципиально одно и то же; идентичны так же, как Огонь и его искры. «Атам мех Рам, Рам мех Атам», что означает «Абсолютная Вечная реальность пребывает в Душе, а Душа содержится в Нем». Как из одного потока возникают миллионы волн, и все же волны, сделанные из воды, снова становятся водой; таким же образом все души произошли из Универсального Существа и снова сольются с ним.
Еврейская мысль рассматривает Бога как отдельного от всего физического, сотворенного мира и существующего вне времени.
Согласно Маймониду, Бог - бестелесное существо, которое породило все остальное существование. Согласно Маймониду, признание телесности Бога равносильно признанию сложности Бога, что противоречит Богу как Первопричине и составляет ересь. Хотя хасидские мистики считали существование физического мира противоречием Божьей [[ простоте], Маймонид не видел противоречия.
Согласно хасидской мысли ( в частности, как выдвинутая в 18 веке, основатель начале 19-го века Хабад, Шнеур Залман из Ляды ), Бог проводится быть имманентно в создании двух взаимосвязанных причин:
Гаон был очень против этой философии, потому что он чувствовал, что это привело бы к пантеизму и ереси. По мнению некоторых, это основная причина запрета Гаоном хасидизма.
Христианство решительно поддерживает различие между творцом и творением как фундаментальное. Христиане утверждают, что Бог создал вселенную ex nihilo, а не из своей собственной субстанции, так что творца не следует путать с творением, а скорее превосходит его (метафизический дуализм) (ср. Бытие ). Хотя растет движение за «христианский панентеизм». Еще более имманентные концепции и богословия должны быть определены вместе с Божьим всемогуществом, вездесущностью и всеведением из-за стремления Бога к тесному контакту со своим собственным творением (ср. Деяния 17:27). Другое использование термина «монизм» - в христианской антропологии для обозначения врожденной природы человечества как целостной, в отличие от двухсторонних и трехсторонних взглядов.
В свободном выборе воли, Августин утверждал, в контексте проблемы зла, что зло не является противоположность добра, а просто отсутствие добра, то, что не существует сам по себе. Точно так же К.С. Льюис описал зло как «паразита» в простом христианстве, поскольку он рассматривал зло как нечто, что не может существовать без добра, обеспечивающего его существование. Льюис продолжал выступать против дуализма на основе морального абсолютизма и отвергал дуалистическое представление о том, что Бог и сатана - противоположности, утверждая вместо этого, что у Бога нет равных, а следовательно, и нет противоположности. Льюис скорее рассматривал сатану как противоположность архангела Михаила. Из-за этого Льюис вместо этого выступал за более ограниченный тип дуализма. Другие богословы, такие как Грег Бойд, более глубоко утверждали, что библейские авторы придерживались «ограниченного дуализма», означающего, что Бог и сатана действительно участвуют в реальной битве, но только благодаря свободной воле, данной Богом, на время, пока Бог позволяет.
В Исаии 45: 5–7 ( KJV ) говорится:
Я - ЛОРД, и никого другого нет, кроме меня нет Бога: Я препоясал тебя, хотя ты меня не знал: Чтобы они знали по восходу солнца и с запада, что нет никого. рядом со мной. Я L ORD, и больше никого нет. Я формирую свет и создаю тьму: я заключаю мир и творю зло: Я, ЛОРД, все это делаю.
В римском католицизме и восточном православии, хотя люди онтологически не тождественны Творцу, они, тем не менее, способны соединиться с его Божественной природой через обожение и особенно через благочестивое принятие Святой Евхаристии. Это сверхъестественный союз, сверх того естественного союза, о котором святой Иоанн Креста говорит: «Необходимо знать, что Бог обитает и присутствует существенно в каждой душе, даже в душе величайшего грешника в мире, и этот союз естественен ». Джулиан Норвичский, поддерживая ортодоксальную двойственность Создателя и творения, тем не менее говорит о Боге как об «истинном Отце и истинной Матери» всех естеств; таким образом, он существенно пребывает в них и, таким образом, предохраняет их от уничтожения, поскольку без этого поддерживающего обитания все перестало бы существовать.
Однако в восточном православии творение соединяется с Богом по благодати, а не по природе. Это называется различением Сущности и Энергии ; Православные христиане верят, что человеческая личность сохраняет свою индивидуальность и не поглощается Монадой в союзе с Богом.
Некоторые христианские богословы являются общепризнанными монистами, например Пол Тиллих. Поскольку Бог - это Тот, «в Котором мы живем, и движемся, и существуем» ( Книга Деяний 17.28), отсюда следует, что все сущее причастно Богу.
Мормонское богословие также выражает форму монизма через материализм и этернализм, утверждая, что творение было ex materia (в отличие от ex nihilo в традиционном христианстве), как это выразил Парли Пратт и поддержал основатель движения Джозеф Смит, не делая различия между духовное и материальное, причем они не просто одинаково вечны, но, в конечном счете, являются двумя проявлениями одной и той же реальности или субстанции.
Боже, отец материален. Иисус Христос материален. Ангелы материальны. Духи материальны. Мужчины материальны. Вселенная материальна... Не существует ничего нематериального ».
- Парли ПраттВинсент Корнелл утверждает, что Коран представляет собой монистический образ Бога, описывая реальность как единое целое, при этом Бог является единой концепцией, которая описывает или приписывает все существующие вещи.
Но большинство утверждают, что авраамические религиозные писания, особенно Коран, рассматривают творение и Бога как два отдельных существования. Он объясняет, что все было создано Богом и находится под его контролем, но в то же время отличает творение как зависимое от существования Бога.
Некоторые суфийские мистики защищают монизм. Один из самых известных - персидский поэт XIII века Руми (1207–12073 гг.) В своей дидактической поэме Маснави исповедовал монизм. Руми говорит в Маснави :
В магазине для Единства (вахдат); все, что вы видите там, кроме Единого, является идолом.
Однако другие суфийские мистики, такие как Ахмад Сирхинди, поддерживали дуалистический монотеизм (разделение Бога и Вселенной).
Наиболее влиятельным из исламских монистов был суфийский философ Ибн Араби (1165–1240). Он разработал концепцию «единства бытия» (арабский: waḥdat al-wujūd ), которая, по мнению некоторых, является монистической философией. Родившись в Аль-Андалусе, он оказал огромное влияние на мусульманский мир, где был коронован «великим мастером». В течение столетий после его смерти его идеи становились все более противоречивыми. Ахмад Сирхинди подверг критике монистическое понимание «единства бытия», отстаивая дуалистически совместимое «единство свидетеля» (араб. Вахдат аш-шухуд ), поддерживая разделение творца и творения. Позже шах Валиулла Дехлави примирил эти две идеи, утверждая, что их различия являются семантическими различиями, утверждая, что универсальное существование (которое отличается в творении от создателя) и божественная сущность различны и что универсальное существование исходит (в неплатоническом смысле).) от божественной сущности и что отношения между ними подобны отношениям между числом четыре и числом, являющимся четным.
Доктрина вадат аль-вуджуд также пользуется большим успехом в рационалистической философии шиизма двунадесятников, самым известным современным приверженцем является Рухолла Хомейни.
Хотя учение о Вере Бахаи имеют сильный акцент на социальных и этических проблем, существует целый ряд основополагающих текстов, которые были описаны как мистическое. Некоторые из них включают утверждения монистического характера (например, «Семь долин» и « Скрытые слова» ). Различия между дуалистическими и монистическими взглядами примиряются учением о том, что эти противоположные точки зрения вызваны различиями в самих наблюдателях, а не в том, что наблюдается. Это не позиция «высшая истина / низшая истина». Бог непознаваем. Для человека невозможно получить какое-либо прямое знание о Боге или Абсолюте, потому что любое знание, которое он имеет, относительно.
Согласно недвойственности, многие формы религии основаны на эмпирическом или интуитивном понимании «Реального». Недуализм, современная интерпретация этих религий, предпочитает термин «недвойственность» вместо монизма, потому что это понимание «неконцептуально», «непостижимо в идее».
К этим недвойственным традициям относятся индуизм (включая веданту, некоторые формы йоги и определенные школы шиваизма ), даосизм, пантеизм, растафари и подобные системы мысли.