Монго Бети

редактировать

Александр Бийиди Авала (30 июня 1932 - 8 октября 2001), известный как Монго Бети или Эза Бото, был камерунским писателем.

Бети провел большую часть своей жизни во Франции, учился в Сорбонне и стал профессором Lycée Pierre Corneille.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 жизнь
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Раннее письмо и изгнание
    • 1.3 Более поздняя карьера
    • 1.4 Заключительные годы
  • 2 Работа
  • 3 Примечания
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки
Жизнь

Несмотря на то, что он жил в изгнании в течение многих десятилетий, жизнь Бети свидетельствует о неослабевающей приверженности делу улучшения своей родной страны. Как написал один критик после его смерти: «Воинственный путь этого эссеиста, летописца и романиста был обусловлен одной навязчивой идеей: стремлением к достоинству африканского народа».

Ранние годы

Александр, сын Оскара Авалы и Режина Аломо, родился в 1932 году в Акометане, небольшой деревне в 10 км от Мбальмайо, в 45 км от Яунде, столицы Камеруна. (Название села происходит от аком «скала» и этам «источник»: на старых картах района название написано в двух частях).

С раннего возраста Бети находился под влиянием течений восстания, охватившего Африку после Второй мировой войны. Его отец утонул, когда Бети было семь лет, и его воспитывала мать и большая семья. Бети вспоминает, как спорил с матерью о религии и колониализме; он также вспоминает, как вначале познакомился с мнениями и анализом лидера независимости Рубена Ум Ньобе как в деревнях, так и в частной резиденции Ньобе. Он принес эти взгляды в класс и в конце концов был исключен из миссионерской школы в Мбалмайо за свою откровенность. В 1945 году он поступил в лицей Леклерк в Яунде. Окончив его в 1951 году, он приехал во Францию, чтобы продолжить свое высшее литературное образование, сначала в Экс-ан-Провансе, затем в Сорбонне в Париже.

Раннее письмо и изгнание

К началу 1950-х годов Бети обратилась к письму как к средству протеста. Он регулярно писал для журнала Présence Africaine ; среди его работ - рецензия "Afrique noire, littérature rose" на роман Камары Лэй " Темное дитя". «Он обвиняет Лэя в том, что он потворствует французским столичным читателям ложными образами Африки, которые стирают колониальную несправедливость». Бети начал свою карьеру в художественной литературе с рассказа «Sans haine et sans amour» («Без ненависти и любви»), опубликованного в журнале Présence Africaine под редакцией Алиуна Диопа в 1953 году. Первый роман Бети « Ville cruelle» («Жестокий город») ") под псевдонимом Эза Бото, а затем в 1954 году опубликовал несколько выпусков Présence Africaine.

Однако именно в 1956 году он приобрел широкую известность; Публикация романа Le pauvre Christ de Bomba («Бедный Христос из Бомбы») вызвала скандал из-за его сатирического и едкого описания миссионерского и колониального мира. Под давлением религиозной иерархии колониальный администратор Камеруна запретил роман в колонии. За этим последовали Mission terminée, 1957 (обладатель Prix ​​Sainte Beuve 1958) и Le Roi miraculé, 1958. Он также работал в это время над обзором Preuves, для которого он писал из Африки. Он также работал заместителем учителя в лицее Рамбуйе.

В 1959 году он был назначен дипломированным профессором лицея Анри Авриля в Ламбале. В 1966 году он сдал экзамен Agrégation de Lettres classiques и преподавал в Lycée Pierre Corneille в Руане. с этой даты до 1994 года. Однако после убийства Ньобе французскими войсками в 1958 году Бети замолчал как писатель более десяти лет, оставаясь в изгнании со своей родины. После его смерти Одиль Тобнер отметила, что изгнание далось Бети нелегко; его по-прежнему мучила забота о своей стране, находящейся в состоянии боевых действий.

Более поздняя карьера

В 1972 году он снова вошел в литературный мир. Его книга Main basse sur le Cameroun («Жестокая рука в Камеруне, вскрытие деколонизации») была подвергнута цензуре после публикации Министерством внутренних дел Франции Раймоном Марселленом по просьбе, представленной Жаком Фоккаром, правительства Камеруна. в Париже послом Фердинандом Ойоно. В эссе, представляющем собой критическую историю недавнего Камеруна, утверждалось, что Камерун и другие колонии остаются под французским контролем во всем, кроме названия, и что политические элиты после обретения независимости активно способствовали этой продолжающейся зависимости. Бети был вдохновлен на написание отчасти казнью Эрнеста Уанди правительством Камеруна. В 1974 году он опубликовал « Перпетю и помни Рубена» ; последний был первым в трилогии, исследующей жизнь и влияние Ньобе. После долгого судебного разбирательства Монго Бети и его редактор Франсуа Масперо наконец добились отмены запрета на публикацию Main basse в 1976 году.

Бети вернулся к критическому и политическому писательству одновременно с художественной литературой. В 1978 году он и его жена Одиль Тобнер запустили выходящий раз в два месяца обзор « Peuples Noirs». Peuples africains (« Черные люди. Африканцы »), публиковавшаяся до 1991 года. В этом обзоре без устали описывались и осуждались беды, принесенные Африке неоколониальными режимами. В этот период были опубликованы романы La ruine presque cocasse d'un polichinelle (1979), Les deux mères de Guillaume Ismaël Dzewatama futur camionneur (1983), La revanche de Guillaume Ismaël Dzewatama (1984), а также Lettre ouverte aux Camerounaisme ou la deuxi. Mort de Ruben Um Nyobé (1984) и Dictionnaire de la négritude (1989, с Одиль Тобнер). Разочарованный тем, что он считал неспособностью правительств после обретения независимости обеспечить подлинную свободу в Африке, Бети принял в своих работах более радикальную точку зрения.

В изгнании Бети оставался жизненно связанным с борьбой в Камеруне. В семидесятые и восьмидесятые годы знакомство с Бети или его творчеством могло стать проблемой для гражданина Камеруна; Во многих случаях Бети использовал свои связи во Франции, чтобы спасти одного из своих юных читателей, многие из которых знали его по его периодическим изданиям и полемическим эссе. Амбруаз Ком, арестованный только за подписку на Peuples noirs, был спасен от ареста действиями Бети во Франции от его имени.

Последние годы

В 1991 году Монго Бети вернулся в Камерун после 32 лет добровольного изгнания. В 1993 году он опубликовал «Франс против Африки, возвращаясь в Камерун» ; в этой книге рассказывается о его визитах на родину. После ухода с преподавательской деятельности в 1994 году он навсегда вернулся в Камерун. Различные деловые начинания в Бетиланде потерпели неудачу; в конце концов, он открыл в Яунде Librairie des Peuples noirs (Книжный магазин черных народов) и организовал сельскохозяйственную деятельность в своей деревне Акометам. Целью книжного магазина было поощрение вовлеченной грамотности в столице, а также обеспечение выхода критических текстов и авторов.

В этот период Бети также поддерживал Джона Фру Нди, лидера англоязычной оппозиции. Он создал ассоциации защиты граждан и опубликовал в прессе многочисленные статьи протеста. Правительство пыталось воспрепятствовать его деятельности. Когда он впервые вернулся в Камерун, полиция не позволила ему выступить на запланированной конференции; Вместо этого Бети обратилась к толпе у запертого конференц-зала. В январе 1996 года он подвергся агрессии полиции на улицах Яунде. Ему бросили вызов на демонстрации в октябре 1997 года. В ответ он опубликовал несколько романов: L'histoire du fou в 1994 году, затем два первых тома Trop de soleil tue l'amour (1999) и Branle-bas en noir et blanc (2000). трилогии, которая так и осталась незавершенной.

1 октября 2001 года он был госпитализирован в Яунде из-за острой печеночной и почечной недостаточности, которую не лечили из-за отсутствия диализа. Его доставили в больницу в Дуале 6 октября, где он скончался 8 октября 2001 года. Некоторые критики отмечали сходство его смерти со смертью его героини Перпетуа, которая также умерла в ожидании лечения в одной из перегруженных больниц страны.

Работа

С начала и до конца работа Бети основывалась на двух принципах. По стилю он был реалистом. В критическом заявлении, опубликованном в 1955 году, он утверждал, что «с учетом современных представлений о прекрасном в литературе и, по крайней мере, этих основных концепций, если произведение реалистично, оно имеет много шансов стать хорошим; если нет, то даже если предположить, что у него есть формальные качества, он рискует потерять резонанс, глубину, в которой вся литература больше всего нуждается - человек; из чего следует, что у него гораздо меньше шансов быть хорошим - если бы у него были некоторые - чем у реалистического произведения. " Художественная литература Бети остается верной этому кредо. Тематически работу Бети объединяет непоколебимая приверженность борьбе с колониализмом, как открытым, так и скрытым. Целью Бети всегда, даже в его резкой критике правительства Камеруна, было укрепление африканской автономии и процветания.

"Sans haine et sans amour" (1953) - это рассказ и первое значительное произведение Бети.

Ville Cruelle

1954: Как и многие первые романы африканских писателей, в первом романе Бети рассказывается о юном герое, оказавшемся между европейской и африканской культурами. Банда, главный герой романа, пытается жениться на женщине по своему выбору; он может сделать это благодаря череде невероятных совпадений. Роман сейчас мало читается; Бети опубликовал его под псевдонимом Эза Бото, псевдонимом, который он позже не использовал, чтобы отмежеваться от работы. Тем не менее, роман получил похвалу от некоторых критиков, таких как Дэвид Диоп, которые высоко оценили его строгое изображение ущерба, нанесенного колониализмом.

Le pauvre Christ de Bomba

1956. Революционный успех Бети. Написанный как дневник молодого помощника священника, роман рассказывает историю миссионера 1930-х годов. Священник постепенно осознает тщетность и бессмысленность попыток обратить африканцев, которые, как он заключает, уже поклонялись Богу по-своему. Джеральд Мур отмечает, что в этом романе Бети научился использовать наивность своего главного героя как инструмент сатиры: упрощенные размышления ученика о своем опыте со священником «становятся чистым зеркалом, через которое мы видим жадность, глупость и трагедию. недопонимания целой эпохи в истории Африки ».

Завершение миссии

Дополнительная информация: Миссия на Кале.

1957: Комический роман, описывающий визит молодого камерунца с западным образованием в деревню во внутренних районах. Жан-Мари Медза, главный герой, только что провалил экзамен на бакалавриат. Он возвращается домой в ожидании унижения. Вместо этого ему поручено отправиться в Калу, отдаленную деревню, чтобы обеспечить возвращение молодой женщины, сбежавшей от жестокого и властного мужа. В Кале Медза встречается с группой друзей своего возраста. Основная часть романа изображает серию фарсовых злоключений, которые позволяют Медзе глубже понять свою культуру и самого себя. Английский перевод называется « Миссия на Кале».

Роман был хорошо принят, получив премию Сент-Бев в 1958 году. Воле Сойинка похвалил его реализм, написав: «Идеализация - это пародия на литературную правду; что еще хуже, она выдает лишь незрелые стремления к творческому импульсу». Роман также получил несколько противоречивую критику; Чинуа Ачебе упрекнул Бети в романтизировании доколониального прошлого, а Донатус Нвога раскритиковал «цинизм» Бети по той же теме.

Le roi miraculé: chronique des Essazam

1958: описывает преобразование вымышленного африканского города капитализмом, христианством и колониализмом. Герой здесь, Ле Гуен, был второстепенным персонажем в «Бедном Христе из Бомбы» ; действие этого романа происходит вскоре после Второй мировой войны. Ле Гуэн пользуется преимуществом, казалось бы, чудесного выздоровления после смерти, чтобы убедить местного вождя Эссазама принять христианство. Вождь делает это рьяно, но его отказ от своих многочисленных жен приводит к хаосу, поскольку каждый жокеи борется за право быть своей единственной «настоящей» женой. Этот хаос тревожит и Церковь, и колониальную администрацию; в конце Ле Гуэн переводится, а Эссазам возвращается к своему традиционному образу жизни.

Main basse sur le Cameroun и Les procès du Cameroun

оба 1972 года; эти длинные эссе ознаменовали возвращение Бети к публичному писательству. Оба были вдохновлены недовольством Бети правлением Ахмаду Ахиджо после обретения независимости ; это недовольство было вызвано арестом и окончательной казнью активиста СКП Эрнеста Уанди и епископа Альберта Ндонгмо по обвинению в заговоре с целью свержения правительства. Работы, которые придерживались твердой линии против неоколониализма, были запрещены как в Камеруне, так и во Франции, пока судебный иск Бети не оказался успешным в 1976 году. Бети пересмотрел и переиздал их в начале 1980-х годов.

Perpétue et l'habitude du malheur

1974. Первый роман Бети со времен «Чудесного короля». Иногда его считают частью трилогии, в которую также входят « Помни Рубена» и « Помни Рубена 2» ; однако и по тематике, и по трактовке она заметно различается. Роман повествует о расследовании обстоятельств смерти сестры Эссолы. Он обнаруживает, что его жадные родители принудили ее к без любви и неподходящему браку; жестокое обращение с ней со стороны мужа положило начало цепочке событий, которые привели к ее смерти. Роман является одновременно реалистичным описанием постколониальных условий в стране и аллегорией: Перпетуя развивается как символ нации, а ее несоответствующий брак символизирует жалкое и неполное освобождение страны в целом.

  • Peuples noirs, люди Африки, 1978 - 1991.
  • Les langues africaines et le néo-columnsialisme en Afrique francophone, 1982.
  • Les deux mères de Guillaume Ismaël Dzewatama, futur camionneur, 1983.
  • La revanche de Guillaume Ismaël Dzewatama, 1984.
  • Lettre ouverte aux Camerounais, или La deuxième mort de Ruben Um Nyobé, 1986.

Dictionnaire de la négritude

1989; Отредактировано с Одиль Тобнер и участниками обзора Peuples noirs - Peuples africains. В этой работе Бети намеревалась прояснить (и в значительной степени отвергнуть) доктрину негритюдности. Его заявленная цель состояла в том, чтобы переместить концепцию из ее истоков в расовой мифологии в место в истории. Он считал, что в этой новой позиции негритянство можно использовать как концептуальный инструмент для понимания не только африканского опыта, но и роли колониализма в формировании этого опыта. Записи охватывают опыт африканцев как в Африке, так и во всем мире (первая запись - Ральф Абернати ).

La France contre l'Afrique: возвращение в Камерун

1993. Это журналистское произведение рассказывает о возвращении Бети в Камерун в 1991 году. Он рассматривает не только свой собственный опыт, включая давно откладывающиеся воссоединения и преследования со стороны полиции, но и свои впечатления от того, что сделали более двух десятилетий номинальной независимости и автократического правления. к материальному и психологическому положению его соотечественников.

  • L'histoire du fou, 1994.
  • Trop de soleil tue l'amour, 1999.
  • Бранль-бас-эн-нуар и блан, 2000.
Примечания
использованная литература
  • Епископ, Рэнд. Африканская литература, африканские критики. Нью-Йорк: Greenwood Press, 1988.
  • Брайтингер, Экчардт. «Патриотические причитания: писатели, цензоры и политика в Камеруне». Африканские дела 92 (1993): 557–575.
  • Гиканди, Саймон. Энциклопедия африканской литературы. Нью-Йорк: Рутледж, 2002.
  • Kimedjio, Cilas. «Помни Монго Бети». Исследования в африканской литературе 37 (2006): 446–50.
  • Мур, Джеральд. Семь африканских писателей. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 1962.
  • Сойинка, Воле. «Из общей спинки: переоценка африканского литературного образа». Американский ученый 32 (1963): 387–96.
  • Тауа, Филлис. «Антиколониальный архив: Франция и незаконченное дело Африки». SubStance 32 (2003): 146–64.
  • Тауа, Филлис. Формы протеста. Антиколониализм и авангард в Африке, Карибском бассейне и Франции. Портсмут, Нью-Хэмпшир: Heinemann, Исследования африканской литературы, 2002.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-21 04:13:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте