Мола (художественная форма)

редактировать
Для использования в других целях, см Мола. Женщина куна продает молас в Панама-Сити

Мол или Молас является ручным текстилем, который является составной частью традиционного женской одежды коренных гун людей из Панамы, Центральная Америки и Колумбии, Южная Америки. Полный костюм включает в себя обернутую узорчатую юбку (сабурет), красно-желтый платок (musue), бусы на руки и ноги (wini), золотое кольцо в носу (olasu) и серьги в дополнение к блузке mola (dulemor).

На Дулегайе, родном языке гуны, «мола» означает «рубашка» или «одежда». Мола возникла из традиции, когда женщины-гуна раскрашивали свои тела геометрическими узорами, используя доступные естественные цвета; в последующие годы те же самые узоры ткались из хлопка, а позже шились из ткани, купленной у европейских поселенцев Панамы.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Развитие стиля
  • 2 Строительство
  • 3 Моласа в культуре гуны
  • 4 Запрет Моласа
  • 5 ссылки
  • 6 Дальнейшее чтение
  • 7 Внешние ссылки

Развитие стиля

Женщина-гуна выставляет на продажу несколько молас в своем доме на островах Сан-Блас.

Молас берет свое начало в росписи по телу. Только после колонизации испанцами и контактов с миссионерами гуна начали переносить свои традиционные геометрические узоры на ткань, сначала рисуя прямо на ткани, а затем используя технику обратной аппликации. Доподлинно неизвестно, когда впервые была применена эта техника. Похоже, что он возник во второй половине девятнадцатого века.

В качестве вдохновения для своих дизайнов Guna сначала использовали геометрические узоры, которые раньше использовались для росписи тела. За последние 50 лет они также изображали реалистичные и абстрактные рисунки цветов, морских животных и птиц, а также популярную культуру.

В зависимости от традиций каждого острова, женщины-гуна начинают изготовление молы либо после достижения половой зрелости, либо в гораздо более молодом возрасте. Женщины, которые предпочитают одеваться в западном стиле, находятся в меньшинстве, как и в общинах в Панама-Сити.

Строительство

Молы изготовлены вручную в технике обратной аппликации. Несколько слоев (обычно от двух до семи) ткани разного цвета (обычно хлопка) сшиваются; Затем дизайн формируется путем вырезания частей каждого слоя. Затем края слоев загибают и сшивают. Часто швы почти незаметны. Это достигается за счет использования нити того же цвета, что и прошиваемый слой, выполнения потайных стежков и выполнения крошечных стежков. Тончайшие молы имеют очень тонкую строчку, сделанную с помощью крошечных иголок.

На этом крупном плане молы Венансио Рестрепо показаны слои ткани разных цветов и тонкая строчка.

Самый большой узор обычно вырезается из верхнего слоя, а узоры постепенно уменьшаются из каждого последующего слоя, таким образом раскрывая цвета нижних слоев в последующих слоях. Эту базовую схему можно изменять, разрезая сразу несколько слоев, изменяя, следовательно, последовательность цветов; некоторые молы также включают в себя участки контрастного цвета, которые в определенных местах включены в дизайн, чтобы ввести дополнительные вариации цвета.

Молас сильно различается по качеству, и цены для покупателей соответственно меняются. Большее количество слоев обычно является признаком более высокого качества; двухслойные молы являются обычным явлением, но образцы с четырьмя и более слоями требуют более высокой цены. Качество шитья также является важным фактором, поскольку шитье на лучших молах почти незаметно. Хотя некоторые молы в некоторой степени полагаются на вышивку для улучшения дизайна, те, которые сделаны с использованием только чистой техники обратной аппликации (или почти так), считаются лучшими.

Молас часто можно найти в продаже со следами использования, такими как следы стежков по краям; такие недостатки указывают на то, что мола была создана для использования, а не просто для продажи туристам. На изготовление молы может уйти от двух недель до шести месяцев, в зависимости от сложности дизайна.

Молас в культуре гуны

Эта традиционная мола представляет собой оласу, кольцо в носу, которое носят женщины гуна.

Традиционный костюм женщины-гуна состоит из узорчатой ​​синей юбки, обтянутой хлопком, красно-желтого платка, бусинок на руках и ногах, золотых колец в носу и сережек, а также многослойной и тонко сшитой блузки с панелями мола.

Артистизм молы отражает синтез традиционной культуры гуны с влияниями современного мира. Искусство мола развилось, когда женщины-гуна получили доступ к купленным в магазине товарам. Дизайн Mola часто вдохновлен современной графикой, такой как политические плакаты, этикетки, изображения из книг и мультфильмов, а также традиционные темы из легенд и культуры Гуны.

Геометрические молы являются наиболее традиционными, они возникли из древних рисунков на теле. Чтобы создать прекрасную молу, требуется много часов тщательного шитья. Способность делать выдающуюся молу - источник статуса среди женщин гуна.

Качество молы определяется такими факторами, как количество слоев, тонкость вышивки, ровность и ширина вырезов, добавление деталей, таких как зигзагообразные границы, решетка или вышивка, а также общие художественные достоинства дизайна и цвета. комбинация.

Когда женщинам Гуны надоедает определенная блузка, они разбирают ее и продают молас коллекционерам. Поскольку панели мола носили как часть традиционной одежды женщины-гуна, на них часто видны следы износа, такие как выцветание и следы стежков по краям панелей. Эти «недостатки» указывают на то, что мола является подлинной и сделана не только для продажи туристам.

Молы часто продаются парами, состоящими из задних и передних панелей блузки. Две молы - это обычно две вариации одной темы. Соответствующие молы дополняют друг друга и должны отображаться или использоваться вместе для наибольшего воздействия.

Панели Mola имеют множество применений. Их можно оформить в обрамлении или превратить в подушки, коврики или гобелены. Некоторые люди даже делают из них покрывала или используют их в проектах по лоскутному шитью.

Молас очень прочный и хорошо сшитый. Настоящая мола уже много раз стиралась, и ее можно смело стирать вручную в теплой воде.

Молас можно купить в Панаме или Колумбии.

Запрет Моласа

В 1919 году президент Белисарио Поррас начал политику принудительной ассимиляции, запретив носить одежду молы и пирсинг носа женщинам. Правительство представило эти законы вестернизированному обществу гуны и установило контроль.

Между традиционной одеждой и культурой и самобытностью гун существует тесная связь. Молас имеют такое значение для народа гуна и его традиционной идентичности, что их можно считать ответственными за независимый статус комарка- куна-яла.

После попытки панамского правительства "вестернизовать" гуну, гуна резко возражали против контроля над их культурной одеждой и этнической идентичностью и продемонстрировали большую силу в своей реакции на введенные правительством запреты, приведшие к революции Гуны..

В 1925 году в течение трех лет после революции от женщин снова потребовали принять традиционную одежду в качестве формы восстания против правительства. Женщин на Наргане и других более прогрессивных островах заставляли носить молу, даже если они никогда не носили эту традиционную одежду, а их носы приходилось протыкать силой.

использованная литература

дальнейшее чтение

  • Гюнтер Хартманн, Молакана: Volkskunst der Cuna, Панама, Museum für Voelkerkunde, Берлин, 1980 ISBN   3-88609-001-9.
  • Кит С. Капп, Искусство Мола с островов Сан-Блас, 1972.
  • Клайд Э. Киллер, Тайны матери-земли Куна: сравнительное исследование древних религий, иллюстрированное, Нью-Йорк: Exposition Press, 1960.
  • Энн Паркер и Эйвон Нил, Молас: Народное искусство индейцев куна, Нью-Йорк: Издательство Барре, 1977 г. ISBN   0-517-52911-4.
  • Мишель Перрен, Великолепный Молас: Искусство индейцев куна, Париж, Фламмарион, 1999. ISBN   978-2-08-013674-9.
  • Сальвадор, Мари Лин. Искусство женщин Куна: Молас, значения и рынки. Ремесленный пол: женщины и народное искусство в Латинской Америке и Карибском бассейне. Эли Барта (ред). Дарем, Северная Каролина: издательство Duke University Press. 2003 г.

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-21 03:36:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте