Часть серии по |
Буддизм махаяны |
---|
Уникальные доктрины |
Ключевые сутры
|
Основные школы |
Фигуры-основатели |
Региональные традиции |
|
Mohe zhǐguān ( китайский :摩訶止観; пиньинь : Mohe Zhǐguān ; Wades-Жиль : Мо-хи Ч-гуаньте, Romanji : Makashikan; Санскритский : Мах Шаматх - випашьян ) является одним из основных Буддийского доктринального трактата на основе лекций китайских Тяньтай патриарх Zhiyi (538-597 н.э.) в 594. Эти лекции были собраны и отредактированы Zhiyi's ученик Guanding (561-632) на семь глав в десяти брошюрах.
Объемный « Мохэ Чжигуань» - это всеобъемлющая буддийская доктринальная сумма, в которой обсуждаются медитация и различные ключевые буддийские доктрины, которые оказали большое влияние на развитие буддийской медитации и буддийской философии в Китае. Это один из центральных текстов китайского тяньтайского (и японского тэндайского ) буддизма.
Основное внимание в Móhē zhguān уделяется практике samatha (止zhǐ, успокаивающая или стабилизирующая медитация) и vipassana (觀guān, ясное видение или прозрение). Чжии учит двум типам чигуань - сидячей медитации и «реагированию на объекты в соответствии с условиями» или осознанной практике в повседневной жизни. Чжии использует цитаты из всех буддийских сутр, доступных в Китае в то время, и пытается включить все доктрины в свою систему медитации. Текст твердо основан на Священных Писаниях, каждое ключевое утверждение текста подкреплено цитатами сутры. В Móhē zhguān Чжии также обсуждает несколько ключевых буддийских доктрин в своем изложении медитативной практики. Главный доктринальный взгляд на эту работу заключается в превосходстве практики «внезапной» саматха-випасьяны, которая видит абсолютную реальность, присутствующую в самом начале практики.
Чжии делит свою систему медитации на три основных набора: «двадцать пять умелых приемов», «четыре самадхи » ( sizhǒng sānmèi四種) и «десять способов созерцания».
«Двадцать пять умелых приемов» - это подготовительные практики, которые включают соблюдение пяти заповедей, пребывание в тихом месте, регулировку приема пищи и позы, а также сдерживание желания в пяти чувствах и сдерживание пяти препятствий.
Четыре самадхи предназначены для начинающих, желающих интенсивно практиковать медитацию. Они есть:
После того, как медитирующий практикует четыре самадхи, он переходит к созерцанию «десяти объектов»:
Ядро экспозиции занимают скандхи, аятаны и дхату, которые следует рассматривать в десяти «режимах»:
Концепция трех истин - ключевой элемент в изложении практики созерцания Чжии. «Совершенно интегрированная тройственная истина» Чжи является продолжением учения Нагарджуны о двух истинах. Эта «круглая и всеобъемлющая» истина состоит из пустоты, условного существования и среднего пути между первыми двумя, одновременного и целостного утверждения обоих. Созерцание мысленного момента относительно этой истины или «тройственного созерцания в течение одного момента умственной активности» (исинь сангуань) рассматривается как высшая форма созерцания и как высшая форма реализации. Это ведет к всеобщему спасению (du zhongsheng), потому что, преобразуя себя, можно преобразовать других.
По словам преподобного Джикаи Дена, основные комментарии к этому тексту в традиции Тендай следующие:
Первый - это китайский комментарий шестого патриарха Тяньтая; последние три - японские работы.