Modus (средневековая музыка)

редактировать

В теории средневековой музыки латинский термин « модус» (означающий «мера», «стандарт измерения», «количество», «размер», «длина» или, переводя английский язык, « мода» ) может использоваться во множестве различных чувства. Наиболее часто используемое значение сегодня относится к организации высоты звука в гаммах. Другие значения относятся к обозначениям ритмов.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Модальные шкалы
  • 2 Modus (модальное обозначение)
  • 3 Modus (мензуральная нотация)
  • 4 ссылки

Модальные весы

Основные статьи: режим (музыка) и григорианский режим

При описании тональности старинной музыки термин «режим» (или «тон») относится к любому из восьми наборов интервалов высоты звука, которые могут образовывать музыкальную гамму, представляющую тональность пьесы и связанную с характерными мелодическими формами ( тона псалма). ) в григорианском пении. Средневековые режимы (также называемые григорианским режимом или церковными режимами ) были пронумерованы либо от 1 до 8, либо от 1 до 4 попарно ( аутентичный / плагальный ), и в этом случае они обычно назывались protus (первый), deuterus (второй), tertius (третий) и tetrardus (четвертый), но иногда также названный в честь древнегреческого tonoi (с которым, однако, они не идентичны).

Аутентичные режимы Плагальные режимы
Я. Дориан II. Гиподорианец
III. Фригийский IV. Гипофригийский
В. Лидийский VI. Гиполидиец
VII. Миксолидийский VIII. Гипомиксолидиан
Восемь музыкальных режимов. f означает «окончательный».

Modus (модальное обозначение)

Основная статья: Ритмический режим

В средневековой теории ритмической организации режим понимался как шаблонная последовательность длинных и коротких значений. Выражения «ритмический режим» и «модальный ритм», однако, являются современными названиями, применяемыми к средневековой концепции. Не совсем ясно, какие отношения могли существовать с метрической ногой в древней или средневековой поэзии или поэтической теории. Ритмические режимы были впервые использованы школой Нотр-Дам в соответствии с классификацией, пронумерованной от 1 до 6. Все шаблоны являются троичными, и их количество варьируется (в зависимости от предпочтений теоретиков) от четырех до девяти. Шесть наиболее часто описываемых, образующих ядро ​​системы:

  1. Длинно-короткие ( хореи )
  2. Короткие-длинные ( ямб )
  3. Длинно-коротко-короткое ( дактиль )
  4. Короткие-короткие-длинные ( анапест )
  5. Длинный-длинный ( спонди )
  6. Коротко-короткие ( пиррова )

Ритмические режимы были основой техники нотной записи модальной нотации, первой системы в европейской музыке, которая записывала музыкальные ритмы и тем самым делала возможной нотацию сложной полифонической музыки, которая была разработана около 1200 года нашей эры и позже заменена более сложной мензуральной нотацией. Модальная нотация указывает режимы путем объединения нот в лигатуры - один письменный символ, представляющий две или более нот. Лигатура из трех нот, за которой следует последовательность двойных лигатур, указывала на режим 1; обратная сторона - последовательность двойных лигатур, оканчивающихся включенной тройной лигатурой, - обозначен режим 2; одиночная нота, за которой следует серия тройных лигатур, обозначает режим 3 и обратный режим 4; однородные тройные лигатуры означают режим 5, а лигатура из четырех нот, за которой следует цепочка тройных лигатур, означает указанный режим 6.

Modus (мензуральная нотация)

Основная статья: Менсуральная нотация

В системе нотной записи (после 1300 г.) и примерно за столетие до изобретения этой системы термин « модус» использовался для описания части общей метрической организации пьесы, сравнимой с современной. время подписи, а к тому, что иногда называют hypermeter -организация мероприятий в обычные группы двое или трое. Он относился к разделению ноты, называемой longa, на три ( modus perfectus ) или два ( modus imperfectus ) breves, по этой причине он получил название modus longarum. Подобные подразделения на последующих более низких уровнях описывались терминами tempus (соответствует современной концепции меры или бара и относится к разделению breves на два или три полубрева ) и prolatio (разделение полубрезов на два или три минимума ). Модус longarum применил в основном на куски на основе кантус Firmus тенор части в длинных значениях банкнота. Еще более длинной временной единицей был modus maximarum, но он не имел большого практического значения за пределами 13 века.

Рекомендации

Источники

  • Апель, Вилли (1961). Нотация полифонической музыки, 900–1600, пятое издание, переработанное и с комментариями. Публикации Средневековой академии Америки, № 38. Кембридж, Массачусетс: Средневековая академия Америки.
  • Кертис, Лиана (1998). "Режим". В « Компаньоне к музыке средневековья и эпохи Возрождения» под редакцией Тесс Найтон и Дэвида Фэллоуса. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN   0-520-21081-6.
  • Риз, Гюстав (1940). Музыка в средние века: введение в музыку древних времен. Нью-Йорк: У.В. Нортон. ISBN   0-393-09750-1.
  • Рознер, Эдвард Х. (2001). «Ритмические режимы [Модальный ритм]». Словарь музыки и музыкантов New Grove, второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Макмиллан.
Последняя правка сделана 2023-04-13 07:06:52
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте