В теории средневековой музыки латинский термин « модус» (означающий «мера», «стандарт измерения», «количество», «размер», «длина» или, переводя английский язык, « мода» ) может использоваться во множестве различных чувства. Наиболее часто используемое значение сегодня относится к организации высоты звука в гаммах. Другие значения относятся к обозначениям ритмов.
При описании тональности старинной музыки термин «режим» (или «тон») относится к любому из восьми наборов интервалов высоты звука, которые могут образовывать музыкальную гамму, представляющую тональность пьесы и связанную с характерными мелодическими формами ( тона псалма). ) в григорианском пении. Средневековые режимы (также называемые григорианским режимом или церковными режимами ) были пронумерованы либо от 1 до 8, либо от 1 до 4 попарно ( аутентичный / плагальный ), и в этом случае они обычно назывались protus (первый), deuterus (второй), tertius (третий) и tetrardus (четвертый), но иногда также названный в честь древнегреческого tonoi (с которым, однако, они не идентичны).
Аутентичные режимы | Плагальные режимы | ||
---|---|---|---|
Я. | Дориан | II. | Гиподорианец |
III. | Фригийский | IV. | Гипофригийский |
В. | Лидийский | VI. | Гиполидиец |
VII. | Миксолидийский | VIII. | Гипомиксолидиан |
В средневековой теории ритмической организации режим понимался как шаблонная последовательность длинных и коротких значений. Выражения «ритмический режим» и «модальный ритм», однако, являются современными названиями, применяемыми к средневековой концепции. Не совсем ясно, какие отношения могли существовать с метрической ногой в древней или средневековой поэзии или поэтической теории. Ритмические режимы были впервые использованы школой Нотр-Дам в соответствии с классификацией, пронумерованной от 1 до 6. Все шаблоны являются троичными, и их количество варьируется (в зависимости от предпочтений теоретиков) от четырех до девяти. Шесть наиболее часто описываемых, образующих ядро системы:
Ритмические режимы были основой техники нотной записи модальной нотации, первой системы в европейской музыке, которая записывала музыкальные ритмы и тем самым делала возможной нотацию сложной полифонической музыки, которая была разработана около 1200 года нашей эры и позже заменена более сложной мензуральной нотацией. Модальная нотация указывает режимы путем объединения нот в лигатуры - один письменный символ, представляющий две или более нот. Лигатура из трех нот, за которой следует последовательность двойных лигатур, указывала на режим 1; обратная сторона - последовательность двойных лигатур, оканчивающихся включенной тройной лигатурой, - обозначен режим 2; одиночная нота, за которой следует серия тройных лигатур, обозначает режим 3 и обратный режим 4; однородные тройные лигатуры означают режим 5, а лигатура из четырех нот, за которой следует цепочка тройных лигатур, означает указанный режим 6.
В системе нотной записи (после 1300 г.) и примерно за столетие до изобретения этой системы термин « модус» использовался для описания части общей метрической организации пьесы, сравнимой с современной. время подписи, а к тому, что иногда называют hypermeter -организация мероприятий в обычные группы двое или трое. Он относился к разделению ноты, называемой longa, на три ( modus perfectus ) или два ( modus imperfectus ) breves, по этой причине он получил название modus longarum. Подобные подразделения на последующих более низких уровнях описывались терминами tempus (соответствует современной концепции меры или бара и относится к разделению breves на два или три полубрева ) и prolatio (разделение полубрезов на два или три минимума ). Модус longarum применил в основном на куски на основе кантус Firmus тенор части в длинных значениях банкнота. Еще более длинной временной единицей был modus maximarum, но он не имел большого практического значения за пределами 13 века.
Источники