Современный южноаравийский | |
---|---|
Географическое распространение | Йемен, Оман, Кувейт |
Лингвистическая классификация | Афро-азиатский
|
Подразделения | |
Glottolog | режим1252 |
Современный южноаравийский, или Восточной Южной семитских языков, представляют собой группу вымирающих языков, на которых говорят небольшими популяциями, населяющими Аравийский полуостров, в Йемене и Омане, и острова Сокотра. Вместе с современными эфиопскими семитскими языками, в западной ветви, они образуют Южную семитскую суб-ветвь Языка по Афразийским семьи семитской ветви.
В своей классификации, основанной на глоттохронологии, Александр Милитарев представляет современные южноаравийские языки как южно-семитскую ветвь, противоположную северной семитской ветви, которая включает все другие семитские языки. Они больше не считаются потомками древнеаравийского языка, как когда-то считалось, а вместо этого считаются «племянниками».
Современные южноаравийские языки известны своими очевидными архаическими семитскими чертами, особенно в их системе фонологии. Например, они сохраняют боковые щелевые из прасемитских.
Кроме того, Милитарев определил кушитский субстрат в современном южноаравийском языке, что, по его мнению, является свидетельством того, что кушитские спикеры изначально населяли Аравийский полуостров вместе с семитскими носителями (Милитарев 1984, 18-19; см. Также Белова 2003). По словам Вацлава Блажека, это предполагает, что семитские народы ассимилировали своих первоначальных кушитских соседей на юге, которые позже не эмигрировали на Африканский Рог. Он утверждает, что Левант, таким образом, был бы протоафро-азиатским Урхейматом, откуда впоследствии разошлись различные ветви афро-азиатской семьи. В подтверждение этого Блажек цитирует анализ наскального искусства в Центральной Аравии, выполненный Анати (1968, 180-84), в котором отмечается связь между несущими щит "овальными головами" людей, изображенных на наскальных рисунках, и арабскими кушитами с древних времен. Ветхий Завет, которые также были описаны как несущие особые щиты.
Протомодернистские южноаравийские реконструкции Роджера Бленча (2019):
Глянец | sg. | пл. |
---|---|---|
один | * taad, * tʕiit | |
два | * ṯrooh, * ereṯ | |
три | * ahṯayt | |
четыре | * Orbac, * raboot | |
пять | * xəmmoh | |
шесть | м. * ʃɛɛt, ф. * ʃətəət | |
Семь | м. * ʃoobeet, ф. * ʃəbət | |
восемь | м. θəmoonit, ф. θəлуна | |
девять | м. * saʕeet, ф. * saaʕet | |
10 | м. * ʕɔ́ɬər, ф. * iireet | |
голова | * reeh | |
глаз | * Aayn | * Aayəəntən |
ухо | * Eyðeen | * ʔiðānten |
нос | * nəxreer | * nəxroor |
рот | * хах | * xwuutən |
волосы | * ɬəфуты | * éef |
рука / рука | * ayd | * ḥaadootən |
нога | * faaʕm | * fʕamtən |
ступня | * géedəl | * (ха-) гдул |
кровь | *дверь | * iiriín |
грудь | * θɔɔdɛʔ | * θədií |
живот | * hóofəl | * дурак |
море | * rɛ́mrəm | * roorəm |
путь, дорога | * ḥóorəm | * iiraám |
гора | * krmām | * kərəəmoom |
камень, камень | * ar (фет) | * Шереф |
камень, камень | * ṣəwər (фет) | * ṣəfáyr |
камень, камень | * ʔoobən | |
камень, камень | * fúdún | |
рыба | * Лодзь | * yood |
гиена | * θəbiiriin | |
черепаха | * ameseh | * ḥoms (tə) |
вошь | * kenemoot | * кенум |
человек | * ayg | * ɣəyuug |
женщина | * тройник | |
ребенок мужского пола | * ɣeg | |
ребенок | * мбер | |
воды | * мух | |
Огонь | * weeṭ | * ɬewṭeen |
молоко | * ɬxoof | * ɬxefən |
поваренная соль | * мəɮḥɔ́т | |
ночь | * Aeer | * лейли |
день | * ḥəyoomet | PWMSA * yiim |
сеть | PWMSA * liix | * leyuux |
ветер | * mədenut | * medáyten |
Я, мы | * хо | * nəhan |
ты, м. | * heet | * ʔəteem |
ты, ф. | * привет | * ʔeteen |
он, они м. | * хе | * хм |
она, они ж. | * смотри | *видимый |