Мизрах (Иврит : מִזְרָח, Модерн : mizrāḥ, тиберийский : mizr, восток) на иврите означает «восток» и направление, которое евреи в диаспоре к западу от Лицо Израиля во время молитвы. Фактически, евреи во время молитвы будут смотреть на город Иерусалим, а те, кто находится к северу, востоку или югу от Иерусалима, смотрят на юг, запад и север соответственно.
В европейских и средиземноморских общинах на западе Святой Земли слово «мизрах» также относится к стене синагоги, обращенной на восток, где места зарезервированы для раввина и других высокопоставленных лиц. Кроме того, «мизрах» относится к декоративной настенной доске, используемой для указания направления молитвы в еврейских домах.
В Талмуде говорится, что еврей, молящийся в диаспоре, должен направиться к Земля Израиля ; в Израиле, в сторону Иерусалима ; в Иерусалиме, к Храму ; и в Храме, в сторону Святая Святых. То же правило встречается в Мишне ; однако это предписано только для индивидуальных молитв, а не для общих молитв в синагоге. Таким образом, если человек находится к востоку от Храма, он должен повернуть на запад; если на западе, то на восток; на юге, на севере; а если на севере, то на юг.
Обычай основан на молитве Соломона (I Царств 8:33, 44, 48; II Лет. 6:34). Другой отрывок, подтверждающий это правило, находится в Книге Даниила, в которой говорится, что в верхней комнате дома, где Даниил молился три раза в день, окна были открыты в сторону Иерусалима. (Дан. 6:10).
Тосефта требует, чтобы вход в синагогу был с восточной стороны, а прихожане смотрели на запад. Требование, вероятно, основано на ориентации палатки собрания, ворота которой были на восточной стороне (Числ 2: 2–3; 3:38), или Храм Соломона, врата которого находились на востоке (Иезек. 43: 1–4). Маймонид попытался согласовать положение Тосефты с требованием молиться в сторону Иерусалима, заявив, что двери синагоги должны быть обращены на восток, а Ковчег должен быть помещен «в том направлении, в котором люди молятся в том городе, «т. е. в сторону Иерусалима. Шулхан Арух записывает то же правило, но также рекомендует повернуть на юго-восток, а не на восток, чтобы избежать подобия поклонения солнцу.
Если человек не может определить стороны света, ему следует направить свое сердце в сторону Иерусалима.
Раскопки древних синагог показывают, что их дизайн в целом соответствовал талмудическим и традиционным правилам направления молитв. Синагоги, раскопанные к западу от Эрец-Исраэль в Милете, Приене и Эгине, ориентированы на восток. Иосиф в своей работе Против Апиона записал, что то же самое было и с египетскими синагогами. Синагоги к северу от Иерусалима и к западу от реки Иордан, как в Бет Альфа, Капернаум, Хаммат и Хоразин, все обращены на юг, а молитвенные дома - на восток. Иордана все обращены на запад. На юге синагога, раскопанная в Масаде, выходит на северо-запад в сторону Иерусалима. Постановление Тосефты о том, что вход в синагогу должен быть с восточной стороны, а ориентация здания - на запад, соблюдались только в синагоге в Ирбиде.
Изначально стена мизрах в синагогах была на сторона входа. Однако остатки синагоги Дура-Европос на Евфрате показывают, что к III веку н.э. двери были с восточной стороны и противоположной стены, в которой была особая ниша. Свитки помещали во время поклонения лицом к Иерусалиму. В Эрец-Исраэль стена напротив Храма была изменена со стороны входа на сторону Ковчега в V или VI веке. Это изменение обнаружено в синагогах в Нааран, рядом с Иерихоном и Бейт Альфа. Прихожане прошли через порталы и сразу же столкнулись как со свитками, так и с Иерусалимом.
В традиционных еврейских домах принято отмечать стену в направлении мизры, чтобы облегчить правильную молитву. Для этой цели люди используют художественные настенные таблички с надписью со словом mizrah и отрывки из Священных Писаний, например: «От восхода (mi-mizrah) солнца до его заката имя Господа превозносится» (Пс. 113: 3), каббалистические надписи или изображения святых мест. Эти таблички обычно размещают в комнатах, в которых люди молятся, например, в гостиной или спальнях.
Подобно иудеям, мусульмане использовали Иерусалим как свою киблу (арабский : قِـبْـلَـة, Direction of Молитва), прежде чем он был окончательно изменен во втором году хиджры (624 г. н.э.) на Мекка.