Чудо Чили

редактировать
Чилийский (синий) и средний латиноамериканский (оранжевый) ВВП на душу населения (1980–2017) чилийский (оранжевый) и средний латиноамериканский (синий): темпы роста ВВП (1971–2007)

«чудо Чили » было термин, используемый экономистом Милтоном Фридманом для описания переориентации чилийской экономики в 1980-е годы и последствий экономической политики, проводимой большой группой чилийских экономистов, которые в совокупности стали известны как Chicago Boys, которые учились в Университете Чикаго, где преподавал Фридман. Он сказал, что «чилийская экономика преуспела, но, что более важно, в конце концов центральное правительство, военная хунта, было заменено демократическим обществом. Итак, действительно важная вещь о чилийский бизнес состоит в том, что свободные рынки действительно сделали свой вклад в создание свободного общества ». Хунта, о которой говорит Фридман, была военным правительством, пришедшим к власти в результате государственного переворота 1973 года, который закончился в 1990 году после демократического плебисцита 1988 года снял Аугусто Пиночета с поста президента.

Экономические реформы, осуществленные Chicago Boys, преследовали три основные цели: экономическая либерализация, приватизация государственных компаний и стабилизация инфляции. Первые реформы проводились в три раунда - 1975–82, 1985 – настоящее время. Реформы были продолжены и усилены после 1990 г. постпиночетским центром правительством христианских демократов Патрисио Эйлвина. Однако левоцентристское правительство Эдуардо Фрей Руис-Тагле также взяло на себя обязательство по сокращению бедности. В 1988 году 48% чилийцев жили за чертой бедности. К 2000 году этот показатель снизился до 20%. В отчете Всемирного банка за 2004 год 60% сокращения бедности в Чили в 1990 году объясняется экономическим ростом и утверждается, что остальная часть приходится на правительственные программы, направленные на сокращение бедности.

Эрнан Бучи, министр финансов при Пиночете с 1985 по 1989 год, написал книгу, подробно описывающую процесс проведения экономических реформ во время своего пребывания в должности. Сменявшие друг друга правительства продолжали эту политику. В 2002 году Чили подписала соглашение об ассоциации с Европейским Союзом (включающее свободную торговлю, а также политические и культурные соглашения), в 2003 году - обширное соглашение о свободной торговле с Соединенными Штатами, а в 2004 году с Южной Кореей, ожидая бум импорта и экспорта местной продукции и превратившись в региональный торговый центр. Продолжая стратегию свободной торговли коалиции, в августе 2006 года президент Бачелет обнародовал соглашение о свободной торговле с Китайской Народной Республикой (подписанное при предыдущей администрации Рикардо Лагоса ), первое китайское соглашение о свободной торговле с латиноамериканской страной; аналогичные сделки с Японией и Индией были обнародованы в августе 2007 года. В 2010 году Чили была первой страной в Южной Америке, получившей членство в Организации экономического сотрудничества и развития, организации, доступной только для самых богатых стран мира.

Некоторые экономисты (например, лауреат Нобелевской премии Амартия Сен ) утверждали, что опыт Чили в этот период указывает на несостоятельность экономического либерализма, утвержденного такими мыслителями, как Фридман, утверждающими, что существовал небольшой чистый экономический рост с 1975 по 1982 год (во время так называемого «чистого монетаристского эксперимента»). После катастрофического банковского кризиса 1982 года государство контролировало большую часть экономики, чем оно имело при предыдущем социалистическом режиме, и устойчивый экономический рост наступил только после более поздних реформ, приватизировавших экономику, в то время как социальные показатели оставались плохими. Диктатура Пиночета сделала возможной непопулярную экономическую переориентацию, подавив оппозицию ей. Вместо триумфа свободного рынка экономист из ОЭСР Хавьер Сантисо описал эту переориентацию как «сочетание неолиберальных швов и интервенционистских методов лечения». К моменту устойчивого роста чилийское правительство «охладило неолиберальную идеологическую лихорадку», «контролировало свои позиции на мировых финансовых рынках и сохранило свою эффективную медную компанию в государственных руках».

Содержание
  • 1 Общие сведения
  • 2 Реформы
    • 2.1 Соглашения о свободной торговле
  • 3 Эффективность по экономическим и социальным показателям
  • 4 Милтон Фридман
  • 5 Демократия
  • 6 Текущая чилийская экономика
  • 7 См. также
  • 8 Источники
  • 9 Источники
История вопроса

В 1972 году инфляция в Чили составляла 150%. По словам Эрнана Бючи, эти экономические проблемы были вызваны несколькими факторами, такими как экспроприация, контроль над ценами и протекционизм. В то же время Соединенные Штаты провели кампанию по углублению инфляционного кризиса. Центральный банк увеличил денежную массу, чтобы покрыть растущий дефицит. Бючи ​​заявляет, что это увеличение было основной причиной инфляции.

В правительственных документах Соединенных Штатов сообщается об антагонистической внешнеэкономической политике по отношению к правительству Альенде, которая была «сформулирована на самом высоком уровне» в то время. Вскоре после того, как Сальвадор Альенде был избран президентом, но прежде, чем он вступил в должность, тогдашний директор ЦРУ Ричард Хелмс встретился с президентом Ричардом Никсоном и обсудил ситуацию в Чили. В записях Хелмса с его встречи 15 сентября 1970 г. содержится указание: «Заставить экономику кричать». Неделю спустя посол Эдвард Корри сообщил, что через своего министра обороны Эдуардо Фрей Монтальва сообщил уходящему президенту Чили Фрей Монтальва, что «ни гайке, ни болту не будет позволено добраться до Чили при Альенде». К концу 1972 года министерство экономики Чили подсчитало, что почти треть грузовиков с дизельным двигателем, 30 процентов частных городских автобусов, 21 процент всех такси и 33 процента государственных автобусов в Чили не могли работать. из-за отсутствия запчастей или шин. В целом стоимость машин и транспортного оборудования из США, экспортированных в Чили американскими фирмами, снизилась со 153 млн долларов в 1970 году до 110 млн долларов в 1971 году.

Сразу после чилийского переворота 1973 года Аугусто Пиночет был осведомлен о конфиденциальном экономическом плане, известном как Эль ладрильо (буквально «кирпич»), названный так потому, что отчет был «толщиной как кирпич». План был тихо подготовлен в мае 1973 года экономистами, выступавшими против правительства Сальвадора Альенде, с помощью группы экономистов, которых пресса называла Chicago Boys, потому что они были преимущественно выпускники Чикагского университета. Документ содержал основу того, что впоследствии стало экономической политикой Чили. Согласно отчету 1975 г. о расследовании комитета Сената США по разведке, чилийский экономический план был подготовлен в сотрудничестве с ЦРУ.

План рекомендовал ряд экономических реформ, которые включали дерегулирование и приватизация. Среди других реформ они сделали центральный банк независимым, снизили тарифы, приватизировали контролируемую государством пенсионную систему, государственные предприятия и банки, а также снизили налоги. Заявленная цель Пиночета состояла в том, чтобы «сделать Чили не нацией пролетариев, а нацией предпринимателей ".

реформ

Первые реформы проводились в три этапа: 1974–1983 гг., 1985 и 1990.

Правительство приветствовало иностранные инвестиции и устранило протекционистские торговые барьеры, вынудив чилийские предприятия конкурировать с импортом на равное положение, иначе выйти из бизнеса. Основная медная компания Codelco осталась в руках правительства из-за национализации меди, завершенной Сальвадором Альенде, однако частным компаниям было разрешено исследовать и разрабатывать новые рудники. Однако ресурсы меди были объявлены "неотъемлемыми" Конституцией 1980 года.

Министр финансов Серджио де Кастро, отказавшись от поддержки Фридмана в отношении свободно плавающих обменных курсов, было принято решение о привязанном обменном курсе в размере 39 песо за доллар в июне 1979 г., под предлогом обеспечения безудержного роста Чили инфляция до пятки. Однако в результате возникла серьезная проблема с торговым балансом, из-за которой Милтон Фридман критиковал де Кастро и фиксированный обменный курс в своих воспоминаниях («Глава 24: Чили», 1998). Поскольку чилийское песо инфляция продолжала опережать инфляцию в долларах США, каждый год покупательная способность чилийских иностранных товаров возрастала. Когда в конце 1982 г. пузырь наконец лопнул, Чили погрузилась в серьезную рецессию, которая длилась более двух лет.

Эта глубокая экономическая рецессия 1982–1983 годов была второй в Чили за восемь лет. (В 1975 году, когда ВВП упал на 13 процентов, промышленное производство упало на 27 процентов, а безработица выросла до 20 процентов). Вдобавок инфляция достигла 375 процентов в 1974 году - самого высокого уровня в мире и почти вдвое превышала максимальный уровень при Альенде. Во время рецессии 1982–1983 годов реальный объем производства снизился на 19%, причем большая часть восстановления и последующего роста произошла после ухода Пиночета с поста, когда рыночная экономическая политика была дополнительно усилена.

Начиная с 1985 года, с Эрнаном Бючи на посту министра финансов акцент экономической политики сместился в сторону финансовой платежеспособности и экономического роста. Экспорт быстро рос, а безработица снижалась, однако бедность по-прежнему представляла серьезную проблему: 45 процентов населения Чили находилось ниже черты бедности в 1987 году. Бючи написал о своем опыте в этот период в своей книге La transformación económica de Chile: el modelo del progreso. В 1990 году вновь избранное правительство Патрисио Эйлвина предприняло программу «роста на основе справедливости», сделав упор как на продолжающуюся экономическую либерализацию, так и на сокращение бедности. В период с 1990 по 2000 год бедность сократилась с 40 процентов населения до 20 процентов. 60 процентов этого сокращения можно отнести к росту ВВП, а оставшиеся 40 процентов - к социальной политике.

Соглашения о свободной торговле

Сменявшие друг друга чилийские правительства активно следовали соглашениям о либерализации торговли. Процесс начался в 1970-х годах, когда Пиночет снизил импортные пошлины до 10%. До этого Чили была одной из самых протекционистских стран в мире, занимая 71 место из 72 в годовом отчете института Катона и института Фрейзера за 1975 год. В течение 1990-х Чили подписала соглашения о свободной торговле (FTA) с Канадой, Мексикой и Центральной Америкой. Чили также заключила преференциальные торговые соглашения с Венесуэлой, Колумбией и Эквадором. Соглашение об ассоциации с МЕРКОСУР - Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем - вступило в силу в октябре 1996 года. Продолжая свою экспортно-ориентированную стратегию развития, Чили завершила в 2002 году знаковые соглашения о свободной торговле с Европейским союзом и Южной Кореей. Чили, как член организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), стремится укрепить торговые связи с азиатскими рынками. С этой целью в последние годы он подписал торговые соглашения с Новой Зеландией, Сингапуром, Брунеем, Индией, Китаем и совсем недавно с Японией. В 2007 году Чили провела торговые переговоры с Австралией, Таиландом, Малайзией и Китаем. В 2008 году Чили надеется заключить ССТ с Австралией и завершить расширенное соглашение (охватывающее торговлю услугами и инвестиции) с Китаем. P4 (Чили, Сингапур, Новая Зеландия и Бруней) также планируют расширить связи, добавив в существующее соглашение P4 главу о финансах и инвестициях. Торговые переговоры Чили с Малайзией и Таиландом также планируется продолжить в 2008 году.

Результаты по экономическим и социальным показателям
ВВП на душу населения в Чили и Латинской Америке (1950-2010)

Амартия Сен в своей книге «Голод и общественные действия» исследует эффективность Чили по различным экономическим и социальным показателям. Из обзора литературы в этой области он приходит к выводу:

Так называемый «монетаристский эксперимент», продолжавшийся до 1982 года в чистом виде, был предметом множества споров, но мало кто утверждал, что он был успешным.... Наиболее заметной чертой периода после 1973 года является значительная нестабильность... отсутствие устойчивой и последовательной тенденции к росту (мягко говоря).

Безработица в Чили и Южной Америке (1980–1990).

Заработная плата снизилась на 8%. Семейные пособия в 1989 г. составляли 28% от того, что было в 1970 г., а бюджеты на образование, здравоохранение и жилье упали в среднем более чем на 20%

Нобелевский лауреат и экономист Гэри Беккер заявляет, что «ежегодный рост Чили в Реальный доход на душу населения с 1985 по 1996 год составлял в среднем замечательные 5 процентов, что намного выше, чем в остальной части Латинской Америки ». С тех пор экономика ежегодно росла на 3%.

В отношении младенческой смертности и продолжительности жизни наблюдались очень положительные изменения - уровень младенческой смертности снизился настолько, что Чили достигла самого низкого уровня детской смертности в Латинской Америке. Уровень младенческой смертности в Чили упал с 76,1 на 1000 до 22,6 на 1000 с 1970 по 1985 год. В 1988 году военное правительство приняло закон, запрещающий аборты. По состоянию на 19 июля 2017 г. был принят закон, разрешающий аборты при определенных обстоятельствах (если беременность ставит под угрозу жизнь женщины, если плод нежизнеспособен или если беременность наступила в результате изнасилования).

Однако Сен утверждает, что это улучшение произошло не из-за политики «свободного рынка», а из-за активного вмешательства общественности и государства. В Чили существует очень давняя традиция общественных действий по улучшению ухода за детьми, которые в значительной степени сохранились после переворота Пиночета:

... нет особых разногласий относительно того, что вызвало наблюдаемое улучшение в области здоровья и питания детей... Трудно объяснить впечатляюще устойчивое снижение детской смертности... (несмотря на несколько крупных экономических спадов)... чем-либо иным, кроме сохранения масштабных мер государственной поддержки

Эффективность экономических показателей по сравнению с теми же других чилийских президентов:

ПрезидентствоАлессандри (1959–64)Фрей-Монтальва (1965–70)Альенде (1971–73)Пиночет (1974–89)Эйлвин (1990–93)Фрей Руис-Тагле (1994–99)Лагос (2000)
Экономический рост (% ВВП)3,74,01,22,97,75,65,4
Темп роста экспорта6,22,3-4,210,69,69,47,5
Уровень безработицы (Работники в программах создания рабочих мест считаются безработными)5,25,94,718,17,37,410,0
Реальная заработная плата (1970 = 100)62,284,289,781,999,8123,4134,4
Уровень инфляции26,626,3293,879,917,76,14,5
Милтон Фридман

Милтон Фридман прочитал несколько лекций в защиту свободной рыночной экономики политики Католического университета Чили. В 1975 году, через два года после переворота, он встретился с Пиночетом в течение 45 минут, где генерал «действительно очень мало говорил о своих собственных чувствах или чувствах правительства», и президент попросил Фридмана написать ему письмо с изложением того, что, по его мнению, составляет экономическая ситуация в Чили. политика должна быть, что он и сделал. Чтобы остановить инфляцию, Фридман предложил сократить государственный дефицит, который увеличился за последние годы, и твердое обязательство правительства, что через шесть месяцев оно больше не будет финансировать государственные расходы за счет создания денег. Он предлагал облегчить тяжелые ситуации среди самых бедных слоев населения. В октябре 1975 года обозреватель New York Times Энтони Льюис заявил, что «экономическая политика чилийской хунты основана на идеях Милтона Фридмана... и его чикагской школы».

Фридман задавался вопросом, почему некоторые нападают на него за то, что он дал лекция в Чили: «Должен сказать, это такой замечательный пример двойных стандартов, потому что я провел время в Югославии, которая была коммунистической страной. Позже я прочитал серию лекций в Китае. Когда я вернулся из коммунистического Китая, Я написал письмо в газету Stanford Daily, в котором сказал: «Это любопытно. Я читал в Китае точно такие же лекции, как и в Чили. У меня было много демонстраций против меня за то, что я сказал в Чили. Никто не выступал. есть возражения против того, что я сказал в Китае. Как так? »Он отметил, что его визит не был связан с политической стороной режима и что во время своего визита в Чили он даже заявил, что следование его советам по экономической либерализации поможет добиться политической свобода и крушение re gime.

Демократия

Комментируя свое заявление о «Чуде», Фридман говорит, что «акцент в этом разговоре был сделан на том, что свободные рынки подорвут политическую централизацию и политический контроль». Фридман заявил, что «настоящее чудо в Чили заключается не в том, что эти экономические реформы сработали так хорошо, а в том, что Адам Смит сказал, что они будут делать именно это. Чили, несомненно, является сегодня лучшим экономическим успехом в Латинской Америке. Настоящее чудо состоит в том, что военная хунта была готова позволить им это сделать ». Фридман сказал, что «чилийская экономика преуспела, но, что более важно, в конце концов центральное правительство, военная хунта, было заменено демократическим обществом. Таким образом, действительно важным моментом в чилийском бизнесе является то, что свободные рынки действительно сработали. создание свободного общества ».

По мнению чилийских ученых Хавьера Мартинеса и Альваро Диаса, ошибочно считать, что возвращение к демократии в Чили было результатом реформ свободного рынка. Вопреки этому аргументу, возвращение демократии потребовало поражения режима Пиночета. Существенный вклад внесли глубокие массовые восстания и, наконец, старые партийные элиты, использующие институциональные механизмы для восстановления демократии.

Текущая чилийская экономика

Согласно Индексу экономической свободы 2015 года (Фонд «Наследие», Институт Фрейзера и WSJ), экономика Чили занимает седьмое место среди самых свободных. Чили занимает 1-е место из 29 стран в Северной и Южной Америке и является лидером в регионе более десяти лет. Годовой рост ВВП Чили составлял 3,2% в 2008 году, а с 2004 по 2008 год в среднем составлял 4,8%.

Процент общего дохода, полученного 20% самых богатых чилийского населения в 2006 году, составлял 56,8%, в то время как процент от общего дохода общий доход беднейших 20% чилийского населения составил 4,1%, в результате чего сильный средний класс зарабатывает 39,1% от общего дохода. Индекс Джини Чили (показатель распределения доходов) в 2006 году составил 52,0 по сравнению с 24,7 в Дании (наиболее равномерно распределены) и 74,3 в Намибии (наиболее неравномерно распределены). В Чили самый большой разрыв в неравенстве среди всех стран ОЭСР.

См. Также
Ссылки
Источники
Последняя правка сделана 2021-05-30 14:20:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте