Мир ешива. מיר ישיבה | |
---|---|
Местоположение | |
Мир. Беларусь | |
Информация | |
Религиозная принадлежность | Ортодоксальный иудаизм |
Дата основания | 1815 или 1817 |
Основатель | Раввин Шмуэль Тикутинский |
Президент | Раввин Авраам Кальмановиц |
Факультет | Раввин Элиэзер Иегуда Финкель. Раввин Йерухом Левови tz |
Набор | 250-400 (1920-е годы) |
Мир ешива (иврит : ישיבת מיר, ешивас мир), широко известный как Зеркальная иешива или Мир, была литовская иешива, расположенная в городе Мир, Российская Империя ( сейчас Беларусь ). После нескольких переездов во время Второй мировой войны, он превратился в три ешивы, одну в Иерусалим, с дополнительным кампусом в Брахфельде, Модиин Иллит и два других в Бруклине, Нью-Йорке : Мирская иешива и Байс Хаталмуд.
Иешива Зеркала была Основана в 1815 году, через 12 лет после основания Воложинской иешивы, одним из видных жителей небольшого городка Мир (тогда в Белой Руси Российской Империи ), раввином. После смерти рава Шмуэля его младший сын рабби был назначен рош ешивой. Его сменил его сын рав Аврохом, который привел раввина в ешиву. Во время правления рабби Камаи направление ешивы колебалось между теми, кто хотел ввести изучение мусара, и теми, кто был против него.
В 1903 году дочь раввина Камая Малка вышла замуж за раввина Элиэзера Иегуду Финкеля, сына легендарного раввина Носона Цви Финкеля, Алтаря Слабодки, который поступил на факультет ешивы в конце 1906 г. Под его влиянием ешива окончательно присоединилась к движению мусар, и раввин Залман Долинский из Радина был назначен его первым машгиахом.
С началом Первой мировой войны в 1914 году ешива переехала из Мира в Полтаву, Украину. После смерти раввина Камая в 1917 году рав Элиэзер Иегуда был назначен рош-ешивой, что положило начало золотому веку ешивы. В 1921 году ешива вернулась в свои первоначальные помещения в Мире, где она расцвела, привлекая сливки студентов ешивы. Репутация ешивы росла, привлекая студентов не только со всей Европы, но также из Америки, Южной Африки и Австралии, а также студентов тело выросло почти до 500. К тому времени, как разразилась Вторая мировая война, в литовской школе почти не было рош-ешивы, не учившейся в Мире. В этот период раввин Йерухом Левовиц присоединился к ешиве в качестве машгиаха после раввина Залмана Долинского.
В 1929 году один из самых одаренных учеников ешивы Хаим Лейб Шмулевиц («Хаим Штучинер») женился на дочери раввина Элиэзера Иегуды Финкеля. Раввин Хаим был назначен на факультет в 1935 году.
вторжение в Польшу в 1939 году нацистской Германией с запада и Красная Армия с востока означало, что ешива не могла оставаться в Мире, который теперь находился под советским коммунистическим правлением. Многие студенты иностранного происхождения уехали, но основная часть ешивы переехала в Литву, которая была захвачена Советской Россией, но еще не советизирована. Ешива была восстановлена сначала в Вильно, а затем в Кейдане, Литва. Прошло не так много месяцев, прежде чем Литва была фактически аннексирована Советской Россией, и будущее ешивы снова оказалось в опасности. Ешива была разделена на четыре части: «Первое подразделение» под руководством раввина Хаима Лейба Шмуелевица как рош ешива и раввина Йехезкеля Левенштейна как машгиаха, переехало в Кракинова ; остальные три дивизии вошли в три небольших города: Рамигола, Шат и Крак. Однако было очевидно, что такая договоренность была лишь временным решением и что в конечном итоге ешиве нужно будет бежать из оккупированной Советским Союзом Литвы, чтобы выжить. Летом 1940 года несколько студентов ешивы во главе с гражданином Нидерландов Натаном Гутвиртом узнали, что голландский посол в Литве готов предоставить им визы на Карибский остров Кюрасао. Одновременно стало известно, что японский консул в Литве Чиуне Сугихара согласился выдать транзитные визы беженцам, которые хотели бежать через оккупированный японцами Тихий океан. В результате этих случайных событий (которые многие по сей день считают актами божественного провидения) большинство студентов ешивы запросили и получили несколько тысяч транзитных виз из Сугихары, позволяющих им отправиться на Дальний Восток.
Осенью 1940 года студенты ешивы по Транссибирской магистрали проехали до Владивостока, Россия; а затем кораблем в Цуруга, Япония. Ешива вновь открылась в Кобе, Япония, в марте 1941 года.
Когда ешива находилась в Кобе, возник спор о том, когда следует соблюдать субботу. Были запрошены мнения Хазон Иш и рав Йехиэль Мишель Токачинский. В конце концов, студенты воздержались от нарушения библейской субботы в течение двух дней, но полностью соблюдали ее только в один из дней.
Нескольким меньшим ешивам удалось сбежать вместе с ешивой Зеркала, и, несмотря на связанные с этим трудности, лидеры ешивы взяли на себя всю ответственность за их поддержку, распределяя средства (в основном полученные от Американского еврейского объединенного распределительного комитета ) и обеспечение жильем и едой для всех студентов.
Вскоре Япония изгнала евреев с материка, и ешива снова переехала в (контролируемый японцами ) Шанхай, Китай, где они оставались до 1947 года. В Шанхае раввин Меир Ашкенази, Любавич хасид, который был духовным лидером еврейских беженцев, организовал иешиву, чтобы занять синагогу Бет-Аарон, построенную в 1920 году известным еврейским шанхайским бизнесменом Сайласом Аароном Хардун. В течение первых нескольких недель, пока не были получены средства на продовольствие, община ешивы страдала от недоедания.
После окончания войны большинство еврейских беженцев из шанхайского гетто уехали в Эрец Исраэль и США. Двум деканам Мирской ешивы, раввину Элиэзеру Иегуда Финкель и раввину Аврааму Калмановичу, удалось бежать из Европы до войны в 1939 году, и они не поехали с ешивой в Шанхай.
Раввин Финкель не мог сопровождать ешиву из-за проблем со здоровьем, поэтому он путешествовал на корабле через Одессу и Турцию в Эрец-Исраэль, где основал Зеркальную ешиву в Иерусалиме, Израиль. Его сын, раввин Хаим Зев Финкель, служил машгиахом.
Раввин Кальмановиц отправился в Соединенные Штаты, где неустанно трудился, чтобы помочь евреям в Европе и Шанхае. Ему приписывают отправку денег, а также сотни гемар. В Америке он основал Центральный институт ешивы Миррер в Рокавее, а затем переместил его в Бруклин, Нью-Йорк. Лидеры ешивы раввин Шмуелевиц и раввин Левенштейн в начале 1947 года уехали из Шанхая в Нью-Йорк с последним контингентом студентов. Три месяца спустя раввин Шмуелевиц отплыл в Эрец-Исраэль, где он поступил на работу в Зеркальную ешиву, основанную раввином Финкелем. Раввин Левенштейн тоже уехал вскоре после своего прибытия в Израиль, где он был назначен машгиахом Поневежской ешивы.
. После прибытия в Нью-Йорк из Шанхая некоторые из старших и наиболее уважаемых учеников ешивы основали Бет Хаталмуд. Раввинский колледж в Бруклине, Нью-Йорк, чтобы служить продолжением первоначальной ешивы, которая перешла в Шанхай.
Координаты : 31 ° 47′19 ″ N 35 ° 13′25 ″ E / 31,7885 ° N 35,2237 ° E / 31,7885; 35.2237