Минский протокол

редактировать
(Перенаправлен из Минска II )

Минский протокол
Длинное имя:
Минский протокол.svg Карта буферной зоны, установленной меморандумом о выполнении Минского протокола
Контекст Война в Донбассе
Подписано 5 сентября 2014 г. ( 2014-09-05)
Расположение Минск, Беларусь
Посредники
Первоначальные подписанты
Язык русский

Протокол об итогах консультаций Трехсторонней контактной группы, или широко известной как Минск протокол, является соглашением, чтобы остановить войну в Донбассе в Украине, подписанное представителями этой страны, Россия Федерации, в Донецком Народной Республике (ДНР), Луганской Народной Республики (ЛНР) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) 5 сентября 2014 года. Он был подписан после длительных переговоров в Минске, Беларусь, под эгидой ОБСЕ. Соглашение, которое последовало за несколькими предыдущими попытками остановить боевые действия в Донбассе, предусматривало немедленное прекращение огня. Ему не удалось остановить боевые действия в Донбассе, и за ним последовал новый пакет мер, названный « Минск-2», согласованный 12 февраля 2015 года. Это тоже не остановило боевые действия, но Минские соглашения остаются основой для любого будущего. разрешение конфликта, как было согласовано на встрече в нормандском формате.

Содержание

  • 1 Минский протокол
    • 1.1 Минский процесс и разработка
    • 1.2 Протокол
    • 1.3 Последующий меморандум
    • 1.4 Эффективность
      • 1.4.1 Свернуть
  • 2 Минск II
    • 2.1 Саммит и редактирование
      • 2.1.1 Реакции
    • 2.2 Меры
      • 2.2.1 Примечания
      • 2.2.2 Подписавшие стороны
    • 2.3 Эффективность
      • 2.3.1 Выборы в ДНР и ЛНР
  • 3 См. Также
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Минский протокол

Минский процесс и разработка

Соглашение было составлено Трехсторонней контактной группой по Украине, в которую вошли представители Украины, России и ОБСЕ. Группа была создана в июне для облегчения диалога и разрешения конфликтов на востоке и юге Украины. Встречи группы вместе с неформальными представителями самопровозглашенных Донецкой и Луганской Народных Республик состоялись 31 июля, 26 августа, 1 сентября и 5 сентября 2014 года. Детали соглашения, подписанного 5 сентября 2014 года, во многом напоминали украинские. « Мирный план из пятнадцати пунктов » президента Петра Порошенко от 20 июня. Документ подписали следующие представители:

Протокол

Текст протокола состоит из двенадцати пунктов:

  1. Обеспечить немедленное двустороннее прекращение огня.
  2. Обеспечить мониторинг и проверку прекращения огня со стороны ОБСЕ.
  3. Децентрализация власти, в том числе посредством принятия Закона Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
  4. Обеспечить постоянный мониторинг украинско-российской границы и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зон безопасности в приграничных регионах Украины и Российской Федерации.
  5. Немедленное освобождение всех заложников и незаконно задержанных лиц.
  6. Закон, запрещающий преследование и наказание лиц в связи с событиями, произошедшими в некоторых районах Донецкой и Луганской областей.
  7. Продолжить инклюзивный национальный диалог.
  8. Принять меры по улучшению гуманитарной ситуации в Донбассе.
  9. Обеспечить досрочные местные выборы в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».
  10. Для вывода незаконных вооруженных формирований и военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины.
  11. Принять программу восстановления и реконструкции экономики Донбасса.
  12. Обеспечить личную безопасность участников консультаций.

Меморандум о последующих действиях

В течение двух недель после подписания Минского протокола обе стороны конфликта часто нарушали режим прекращения огня. Переговоры продолжились в Минске, и 19 сентября 2014 года были согласованы меры по выполнению Минского протокола. Этот меморандум внес ясность в выполнение Протокола. Среди согласованных миротворческих мер были:

  • Запретить полеты боевой авиации над зоной безопасности
  • Вывести всех иностранных наемников из зоны конфликта.
  • Запретить наступательные операции
  • Отвести тяжелое вооружение на 15 километров (9,3 мили) назад с каждой стороны от линии соприкосновения, создав 30-километровую буферную зону.
  • Создать миссию ОБСЕ по мониторингу выполнения Минского протокола

Эффективность

После подписания меморандума разразилась Вторая битва за Донецкий аэропорт, и обе стороны продолжали обвинять друг друга в нарушениях режима прекращения огня. В конце октября премьер-министр ДНР и подписавший Минский протокол Александр Захарченко заявил, что его войска вернут территорию, которую они потеряли украинскими войсками в ходе наступления в июле 2014 года, и что силы ДНР будут готовы вести за это «тяжелые бои». Впоследствии Захарченко заявил, что его неверно процитировали и что он имел в виду, что эти районы будут взяты «мирными средствами». В ходе предвыборной агитации в преддверии выборов 2 ноября, проведенных ДНР и ЛНР в нарушение Протокола, Захарченко сказал: «Это исторические времена. Мы создаем новую страну! Это безумная цель». Председатель ОБСЕ Дидье Буркхальтер подтвердил, что выборы «противоречат букве и духу Минского протокола», и сказал, что они «еще больше осложнят его выполнение».

Выступая 5 декабря, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что выборы в ДНР и ЛНР 2 ноября были «точно в пределах того диапазона, в котором они были согласованы в Минске», и что украинский парламент должен был принять закон об амнистии для ДНР и Лидеры ЛНР после парламентских выборов в Украине в конце октября. По словам Лаврова, более тщательный мониторинг российско-украинской границы, как это предусмотрено Минским протоколом, может иметь место только после принятия такого закона об амнистии. Он отметил, что, по его мнению, указ президента Украины о запрете преследования комбатантов сепаратистов Донбасса был издан 16 сентября, но сказал, что «в настоящее время подан законопроект об отмене» указа.

Свернуть

К январю 2015 г. прекращение огня по Минскому протоколу было полностью нарушено. После победы сепаратистов в международном аэропорту Донецка вопреки Протоколу официальный представитель ДНР Эдуард Басурин заявил, что «Минский меморандум не будет рассматриваться в том виде, в котором он был принят». Позже в тот же день лидер ДНР Александр Захарченко заявил, что ДНР «больше не будет предпринимать никаких попыток переговоров о прекращении огня», и что его войска собираются «атаковать вплоть до границ Донецкой области». The New York Times сообщила, что прекращение огня «почти исчезло».

На фоне роста насилия в зоне боевых действий 31 января был назначен очередной раунд Минских переговоров. Члены Трехсторонней контактной группы отправились в Минск для встречи с представителями ДНР и ЛНР. ДНР и ЛНР, подписавшие Протокол, не присутствовали, а те представители, которые присутствовали, не смогли обсудить выполнение Протокола или меморандума. Эти представители попросили пересмотреть протокол и меморандум. Заседание было отложено безрезультатно.

Минск II

Лидеры Беларуси, России, Германии, Франции и Украины на саммите 11–12 февраля в Минске Для использования в других целях, см Минск II (значения).

Новый пакет мер по прекращению боевых действий в Донбассе под названием « Минск-2» был согласован 12 февраля 2015 года. Он был разработан на саммите в Минске 11 февраля 2015 года лидерами Украины, России, Франции и Германии. Переговоры, приведшие к заключению сделки, проходили под контролем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Как сообщило 27 декабря 2018 года украинское информационное агентство УНИАН, ни одно положение Минской сделки не было выполнено в полном объеме.

Саммит и редактирование

Последовательные попытки урегулировать продолжающуюся войну в Донбассе на Украине к началу февраля 2015 года не дали результата. Хотя Минский протокол от 5 сентября 2014 года действительно значительно сократил боевые действия в зоне конфликта на многие месяцы, мелкие стычки продолжались. В начале января 2015 года сепаратистские силы Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР) начали новое наступление на контролируемые Украиной территории, что привело к полному нарушению режима прекращения огня по Минскому протоколу. После тяжелых боев силы ДНР 21 января захватили символически важный Донецкий международный аэропорт, последнюю часть города Донецка, находившуюся под контролем Украины. После этой победы в конце января силы сепаратистов продолжили наступление на важном железнодорожном и автодорожном узле Дебальцево. Эти возобновившиеся ожесточенные бои вызвали серьезную обеспокоенность международного сообщества. 7 февраля президент Франции Франсуа Олланд и канцлер Германии Ангела Меркель выдвинули новый мирный план. Франко-германский план, разработанный после переговоров с президентом Украины Петром Порошенко и президентом России Владимиром Путиным, рассматривался как возрождение Минского протокола. Президент Олланд сказал, что этот план был «последним шансом» для разрешения конфликта. План был выдвинут в ответ на американские предложения направить вооружение правительству Украины, что, по словам канцлера Меркель, приведет только к обострению кризиса.

Саммит, посвященный реализации франко-германского дипломатического плана, прошел 11 февраля во Дворце Независимости в Минске, столице Беларуси. В нем приняли участие президент России Владимир Путин, президент Украины Петр Порошенко, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Франции Франсуа Олланд, лидер ДНР Александр Захарченко и лидер ЛНР Игорь Плотницкий. Переговоры продолжались в течение ночи шестнадцать часов. По итогам переговоров 12 февраля было объявлено, что стороны конфликта согласовали новый пакет миротворческих мер. Среди согласованных мер были соблюдение ОБСЕ безоговорочного прекращения огня с 15 февраля, вывод тяжелого вооружения с линии фронта, освобождение военнопленных и конституционная реформа на Украине.

Реакции

Новый пакет, обычно именуемый «Минск-2», подвергался критике за «очень сложный» и «чрезвычайно хрупкий», а также за то, что он очень похож на неудавшийся Минский протокол. The New York Times сообщила, что план «включал некоторые растяжки», такие как отказ от разграничения контроля над городом Дебальцево, который был местом самых ожесточенных боев на момент составления плана. После переговоров в Минске канцлер Меркель, президент Олланд и президент Порошенко приняли участие в саммите Европейского союза (ЕС) в Брюсселе. На саммите минские участники проинформировали руководство Евросоюза о переговорах. Во время брифинга они заявили, что президент Путин пытался отсрочить выполнение режима прекращения огня на десять дней, чтобы заставить украинские войска в Дебальцево сдать свои позиции. Со своей стороны, президент Путин заявил, что защитники Дебальцево окружены, и что сепаратисты ожидают, что они «сложат оружие и прекратят сопротивление». Корреспондент « Коммерсанта » Андрей Колесников писал, что соблюдение режима прекращения огня в Дебальцево зависит от того, действительно ли украинские силы окружены: «Прежде всего, существует оно или нет?» Владимир Путин настаивал на том, что оно [окружение] существует и что в случае прекращения огня договоренность будет достигнута, будет странно, если она не будет нарушена: те, кто в чайнике, непременно попытаются выбраться оттуда; те, кто вскипятил этот чайник, попытаются собрать пену ».

Государственный департамент США пресс - секретарь Псаки заявил 13 февраля, что Вооруженные силы России активно развертывается вокруг Дебальцево, чтобы помочь сепаратистам в вытеснении украинских войск до начала прекращения огня, 15 февраля. Россия отрицала это, а официальный представитель российского правительства Дмитрий Песков заявил, что Россия не может помочь в реализации Минска-2, потому что она «не участвует» в конфликте.

Лидер « Правого сектора» Дмитрий Ярош заявил, что оставляет за собой право продолжать боевые действия и что «Минск-2» является неконституционным. Он сказал, что его украинский добровольческий корпус будет продолжать боевые действия «до полного освобождения украинских земель от российских оккупантов», и пообещал «смерть российским террористам-оккупантам». Лидер ДНР Александр Захарченко заявил, что прекращение огня не распространяется на Дебальцево, и что боевые действия там будут продолжаться.

Меры

Полный текст соглашения выглядит следующим образом:

  1. Немедленное и полное прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины и его строгое выполнение с 00:00 00:00 по восточноевропейскому времени 15 февраля 2015 года.
  2. Вывод всего тяжелого вооружения обеими сторонами на равное расстояние с целью создания зоны безопасности на расстоянии не менее 50 километров (31 миль) друг от друга для артиллерии калибра 100 мм и более и зоны безопасности 70 километров (43 мили) для реактивных систем залпового огня (РСЗО) и 140 км (87 миль) для тактических ракетных комплексов РСЗО Торнадо-С, Ураган, Смерч и Точка У :
    • для украинских войск - от прямой линии соприкосновения;
    • для вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины от линии соприкосновения в соответствии с Минским меморандумом от 19 сентября 2014 г.Отвод вышеупомянутого тяжелого вооружения должен начаться не позднее второго дня после начала прекращения огня и закончиться в течение 14 дней. ОБСЕ будет содействовать этому процессу при поддержке Трехсторонней контактной группы.
  3. Эффективный мониторинг и проверка режима прекращения огня и вывода тяжелых вооружений со стороны ОБСЕ будет обеспечиваться с первого дня вывода с использованием всех необходимых технических средств, таких как спутники, дроны, системы радиолокации и т. Д.
  4. В первый день после вывода начнется диалог о порядке проведения местных выборов в соответствии с законодательством Украины и Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», а также о будущем этих районов на основании вышеупомянутого закона.Без промедления, но не позднее 30 дней со дня подписания этого документа, Верховная Рада Украины должна утвердить постановление с указанием территории, подпадающей под особый режим в соответствии с Законом «О временном порядке. Местное самоуправление в отдельных районах Донецкой и Луганской областей »на основе линии, установленной Минским меморандумом от 19 сентября 2014 года.
  5. Обеспечить помилование и амнистию путем принятия закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, которые произошли в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины.
  6. Освободить и обменять всех заложников и незаконно удерживаемых лиц по принципу «все на всех». Этот процесс должен завершиться не позднее, чем на пятый день после вывода (оружия).
  7. Обеспечение безопасного доступа, доставки, хранения и распределения гуманитарной помощи нуждающимся на основе международного механизма.
  8. Определить условия полного восстановления социальных и экономических связей, включая социальные трансферты, такие как выплаты пенсий и других платежей (доходы и доходы, своевременная оплата коммунальных платежей, восстановление налоговых платежей в рамках украинского правового поля).С этой целью Украина восстановит управление сегментом своей банковской системы в районах, пострадавших от конфликта, и, возможно, будет создан международный механизм для облегчения таких операций.
  9. Восстановить контроль государственной границы для правительства Украины во всей зоне конфликта, который должен начаться в первый день после местных выборов и заканчиваться после полного политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании закона Украины и конституционной реформы) до конца 2015 года при условии выполнения пункта 11 - по согласованию и согласованию с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонней контактной группы.
  10. Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных группировок.
  11. Конституционная реформа в Украине с вступлением в силу новой конституции до конца 2015 года, ключевым элементом которой является децентрализация (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов), а также утверждение до конца 2015 года постоянно действующего законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей в соответствии с мерами, изложенными в прилагаемой сноске.
  12. Согласно Закону Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» вопросы, связанные с местными выборами, будут обсуждаться и согласовываться с представителями отдельных районов Донецкой и Луганской областей в рамках Трехсторонняя контактная группа. Выборы будут проводиться в соответствии с соответствующими стандартами ОБСЕ и под контролем ОБСЕ / БДИПЧ.
  13. Активизировать работу Трехсторонней контактной группы, в том числе за счет создания рабочих групп по реализации соответствующих аспектов Минских соглашений. Они будут отражать состав Трехсторонней контактной группы.

Ноты

Подписавшие

Документ подписали:

Эффективность

Хотя боевые действия в целом утихли после вступления в силу прекращения огня в 0:00 EET 15 февраля, в некоторых частях зоны конфликта продолжались столкновения и обстрелы. Обстрелы и бои в Дебальцево продолжались, так как лидер ДНР Александр Захарченко заявил, что прекращение огня не распространяется на этот район. На юге Донецкой области продолжались бои между силами ДНР и бойцами батальона «Азов» в селах под Мариуполем. К 16 февраля «Минск-2» оказался на грани краха. Сепаратисты продолжили тяжелый штурм Дебальцево. Обе стороны заявили, что не будут выводить тяжелое вооружение, как указано в соглашении, пока бои в Дебальцево продолжаются. Агентство Рейтер охарактеризовало прекращение огня как «мертворожденное» в Дебальцево. Украинские силы были вынуждены отступить из Дебальцево 18 февраля, оставив сепаратистским силам контроль над городом.

Через неделю после захвата Дебальцево пророссийскими силами боевые действия в зоне конфликта утихли. Силы ДНР и ЛНР начали отвод артиллерии с линии фронта, как было определено Минском II 24 февраля, а Украина сделала это 26 февраля. Украина сообщила, что в течение 24–26 февраля она не пострадала, чего не происходило с начала января 2015 года.

Парламент Украины принял закон о «особый статус» для Донбасса 17 марта, как указано в Минске II. Позже, в 2019 году, украинский парламент проголосовал в четверг за распространение положений, дающих ограниченное самоуправление контролируемым сепаратистами восточным регионам, что является предварительным условием для соглашения по урегулированию пятилетнего конфликта там. Закон немедленно подвергся критике со стороны украинских политиков, лидеров сепаратистов и правительства России. Лидер радикальной партии Олег Ляшко заявил, что закон является «голосованием за фактическое признание российской оккупации Донбасса». Вице-спикер парламента Андрей Парубий заявил, что закон был «не для Путина или оккупантов», а для того, чтобы показать Европе, что Украина готова присоединиться к Минску II. Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал этот закон "резким отходом от Минских договоренностей". Представители ЛНР и ДНР заявили, что закон является «односторонней» модификацией Минска-2, и что это изменение сделало соглашение недействительным. Лидер ДНР Александр Захарченко заявил, что любые изменения в «Минск-2», которые не были согласованы между собой, «не имеют юридической силы», и что «ничего из того, что было согласовано в Минске, не было выполнено». Он добавил, что ДНР «должна занять все города, в которых прошел референдум, а затем политически сотрудничать [с Украиной] как равные партнеры». Несмотря на это, представители ДНР и ЛНР продолжали направлять мирные предложения в Трехстороннюю контактную группу по Украине. Министр обороны Украины Степан Полторак заявил 8 июня 2015 года, что с момента вступления в силу Минска-2 было убито более 100 солдат и не менее 50 мирных жителей. По его словам, пророссийские силы нарушили перемирие более 4000 раз. Вопреки соглашению, представитель ДНР Денис Пушилин и представитель ЛНР Владислав Дейнего 10 июня 2015 года заявили, что их республики «хотели бы присоединиться к Российской Федерации». Кроме того, они заявили, что считают Крым, аннексированный Россией в марте 2014 года, частью России.

Американский Департамент обороны официального Майкл Карпентер заявил 2 марта 2016 года, что, по крайней мере 430 украинских солдаты погибли после подписания Минска II, что Россия поддерживает «ссылку командно-контроль» над ДПР и LPR, и что Россия «заливкой тяжелой оружие »в Донбасс. Заместитель главы миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг заявил 25 марта 2016 года, что ОБСЕ наблюдала за боевыми действиями «вооруженных людей с российской символикой» на Донбассе с самого начала конфликта, что они разговаривали с заключенными, которые называли себя российскими солдатами. и что они видели «следы шин, но не самих транспортных средств, а следы транспортных средств, пересекающих [российско-украинскую] границу». Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила 27 марта 2016 года, что Россия «не является стороной Минских соглашений» и что соглашения «посвящены двум конфликтующим сторонам». Однако Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе утверждает, что Минский протокол также включает освобождение тех заложников, которые были похищены с украинской территории и незаконно задержаны в России, например, Надежда Савченко и Олег Сенцов.

27 декабря 2018 года украинское информационное агентство УНИАН сообщило, что ни одно из положений Минской сделки не было выполнено полностью.

В июле 2020 года Офис президента Украины объявил, что Леонид Кучма больше не будет участвовать в работе Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию ситуации на востоке Украины. Леонид Кучма встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским 28 июля. Зеленский поблагодарил Леонида Кучму за его работу в качестве главы украинской делегации в ТКГ. «Ваш опыт был самым важным и чрезвычайно полезным. Ваш совет всегда будет приветствоваться », - сказал Владимир Зеленский.

Выборы в ДНР и ЛНР

В то время как местные выборы в Украине в 2015 году были назначены на 25 октября, лидер ДНР Александр Захарченко издал 2 июля указ, согласно которому выборы в местные органы власти в ДНР должны быть проведены 18 октября. По его словам, эта акция была «в соответствии с Минскими договоренностями». По словам Захарченко, этот шаг означает, что ДНР «самостоятельно приступила к выполнению Минских договоренностей». Захарченко заявил, что выборы «пройдут» на основании Закона Украины «О временном самоуправлении отдельных районов Донецкой и Луганской областей», поскольку они не противоречат конституции и законам ДНР. ".

В тот же день президент Петр Порошенко ответил, что, если выборы в ДНР пройдут в одностороннем порядке, это будет «крайне безответственно и будет иметь разрушительные последствия для процесса деэскалации напряженности в определенных районах Донецкой и Луганской областей». Кроме того, ОБСЕ заявила, что будет направлять наблюдателей на выборы в зону конфликта только в том случае, если Украина пригласит ее сделать это. Как указано в Минске II, местные выборы на территориях, контролируемых ДНР и ЛНР, должны наблюдаться ОБСЕ, чтобы считаться законными. Лидер ЛНР Игорь Плотницкий вслед за ДНР назначил выборы на подконтрольной ему территории на 1 ноября 2015 года.

На фоне значительного снижения уровня насилия после соглашения о возобновлении реализации Минска-2, которое было согласовано 1 сентября, « нормандская четверка» провела встречу 2 октября. На встрече было согласовано, что выборы в зоне конфликта пройдут в соответствии с Минском II. Для этого президент Франции Франсуа Олланд заявил, что выборы необходимо отложить до 2016 года, поскольку на подготовку к ним требовалось три месяца. Президент России Владимир Путин согласился использовать свое влияние, чтобы помешать ДНР и ЛНР провести досрочные выборы. Соответственно, ДНР и ЛНР объявили 6 октября, что их запланированные выборы были отложены до 21 февраля 2016 года. Местные выборы на остальной территории Украины состоялись 25 октября 2015 года. После переноса министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что если Наблюдатели ОБСЕ подтвердили, что выборы, запланированные на проведение в сепаратистских районах, соответствовали украинскому законодательству и Минску II, «закон об особом статусе» для этих районов вступит в силу немедленно.

18 апреля 2016 года запланированные (организованные ДНР и ЛНР) выборы в местные органы власти были перенесены с 20 апреля на 24 июля 2016 года. 22 июля 2016 года эти выборы в ДНР и ЛНР были снова перенесены на 6 ноября 2016 года. 2 октября 2016 года ДНР и ЛНР провела «праймериз», на котором избиратели выдвинули кандидатов на выборах 6 ноября 2016 года. Украина объявила эти «праймериз» незаконными. 4 ноября 2016 года и ДНР, и ЛНР отложили свои местные выборы «до дальнейшего уведомления»; Глава ДНР Захарченко добавил, что «в 2017 году мы проведем выборы в соответствии с Минскими договоренностями, либо проведем их самостоятельно».

Смотрите также

Ссылки

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-13 06:59:38
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте