Фигурки минойской богини-змеи

редактировать
Фигурки минойской богини-змеи, ок. 1600 г. до н. э., Археологический музей, Ираклион, Крит

«Змеиная богиня» представляет собой тип статуэтки, изображающей женщину, держащую змею в каждой руке, как были найдены в минойских археологических раскопках на Крите. Первые две такие фигурки s (оба неполные) были обнаружены британским археологом Артуром Эвансом и относятся к нео-дворцовому периоду минойской цивилизации, ок. 1700–1450 гг. До н. Э. Именно Эванс назвал большую из своих фигурок «Богиней Змеи», меньшую - «Жрицей Змеи»; с тех пор ведутся споры о том, был ли прав Эванс, или обе фигурки изображают жриц, или обе изображают одно и то же божество или разные божества.

Фигурки были найдены только в домашних святилищах, где фигурка выглядит как " богиня домашнего хозяйства ", и они, вероятно (согласно Буркерту ), связаны с палеолитическими традициями, касающимися женщин и домашнего хозяйства. Фигурки также интерпретировались как изображающие богиню типа хозяйки животных и как предшественницу Афины Парфенос, которая также связана со змеями.

Содержание
  • 1 Статуэтки
  • 2 Интерпретации
  • 3 Сакральный узел
  • 4 Искусство
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Статуэтки
Младшая «богиня змей», из дворец Кносский. Ираклион Археологический музей

Первые две статуэтки богини-змей, которые должны были быть обнаружены, были найдены Артуром Эвансом в 1903 году в хранилищах храма Кносса. Фигурки изготовлены из фаянса - техники глазирования фаянса и других керамических сосудов с помощью кварцевой пасты. После обжига получаются яркие цвета и блестящий блеск. Этот материал символизировал обновление жизни в древнем Египте, поэтому его использовали в погребальном культе и в святилищах.

Эти две фигурки сегодня выставлены в Археологическом музее Ираклиона на Крите. У большей из этих фигур змеи, ползающие по ее рукам, до ее тиары. Меньшая фигура держит в поднятых руках двух змей, что похоже на имитацию пантеры. Обычно это были символы богини земли.

. В частности, одна из «богинь змей» была найдена в нескольких разбросанных осколках, а позже была заполнена раствором парафина, чтобы уберечь ее от дальнейшего повреждения. Богиня изображена так же, как и на других статуях (корона на голове, руки, сжимающие змей и т. Д.). Выражение ее лица описывается как реалистичное, и на ней также типичное минойское платье. Еще одна фигура, найденная в Берлине, сделанная из бронзы, больше похожа на заклинателя змей со змеями на макушке. Многие минойские статуи и статуэтки, кажется, выражают гордость.

Интерпретации
Предметы из храмовых хранилищ (Кносс ) после его открытия в 1903 году

Минойская богиня-змея Имя может быть связано с A-sa-sa-ra, возможной интерпретацией надписей, найденных в текстах линейного письма A. Хотя линейное письмо A еще не расшифровано, Палмер предварительно связывает надпись a-sa-sa-ra-me, которая, по-видимому, сопровождала богинь, с хеттским išhaššara, что означает «хозяйка».

Женщина (вероятно, богиня) держит змей в обеих руках, из Готланд, Швеция

змей часто символически ассоциируется с обновлением жизни, потому что он периодически сбрасывает кожу. Подобное верование существовало у древних месопотамцев и семитов, а также встречается в индуистской мифологии. В пеласгийском мифе о сотворении змей называют возрожденными мертвыми. Однако Мартин П. Нильссон заметил, что в минойской религии змея была защитником дома, как это позже появляется также в греческой религии. В греческом дионисическом культе он означал мудрость и был символом плодородия.

Барри Пауэлл предположил, что «богиня-змея», превращенная в легенду в фольклорную героиню, была Ариадной (чье имя может означать «совершенно чистый» или «очень святой»), который часто изображается в окружении Менад и сатиров. Некоторые ученые связывают богиню-змею с финикийкой Астартой (девственной дочерью). Она была богиней плодородия и сексуальности, и ее поклонение было связано с оргиастическим культом. Ее виски были украшены змеевидными мотивами. В родственном греческом мифе Европа, которую иногда отождествляют с Астартой в древних источниках, была финикийской принцессой, которую Зевс похитил и перевез на Крит. Эванс предварительно связал богиню змей с египетской богиней змей Ваджет, но не стал развивать эту связь. Статуэтки, похожие на тип «богини змей», идентифицированные как «жрец Ваджета» и «маг», были найдены в Египте.

Сакральный узел

У обеих богинь есть узел с выступающей петлей между их груди. Эванс заметил, что это аналог крестцового узла, его название для узла с петлей ткани вверху и иногда с бахромой концы, свисающие вниз. Многочисленные такие символы из слоновой кости, фаянса, нарисованные фресками или выгравированные на печатях, иногда объединялись с символом обоюдоострого топора или лабриса, который был наиболее важным минойским религиозным символом. Такие символы были обнаружены на стоянках минойских и микенских. Считается, что сакральный узел был символом святости на человеческих фигурах или культовых объектах. Его комбинацию с двойным топором можно сравнить с египетским анкх (вечная жизнь) или с tyet (благополучие / жизнь), символом Исиды (узел Исиды).

Art

Феминистское произведение The Dinner Party от Джуди Чикаго показывает обстановку для «Богини Змеи»

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Богиня Змеи.
Последняя правка сделана 2021-05-30 14:01:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте