Millefleur, millefleurs или mille-fleur (Французский mille-fleurs, буквально «тысяча цветов») относится к стилю фона из множества разных маленьких цветов и растений, обычно показываемых на зеленой земле, как если бы они росли в траве. Он по существу ограничен европейским гобеленом в период позднего средневековья и раннего Возрождения, примерно с 1400 по 1550 год, но в основном около 1480–1520 годов. Этот стиль получил заметное возрождение Моррисом и Ко в Англии 19 века, использовавшийся в оригинальных рисунках гобеленов, а также в иллюстрациях из его публикаций Kelmscott Press. Стиль millefleur отличается от многих других стилей цветочного декора, таких как арабески, тем, что на нем показано множество различных видов отдельных растений и отсутствует регулярный узор. Растения заполняют поле без соединения и значительного перекрытия. В этом он также отличается от растительного и цветочного декора границ готических страниц в иллюминированных рукописях.
Существует также довольно другой стиль, известный как millefleur в индийских коврах примерно с 1650 по 1800 год.
В В 15 веке была разработана сложная техника изготовления стекла. См. Миллефиори. Изготовители муранского стекла и другие производители стекла делают изделия, в частности бумажные утяжелители, в которых используется этот мотив.
В стиле миллефлер растения разбросаны по полю на зеленый фон, изображающий траву, чтобы создать впечатление цветочного луга и равномерно покрыть все украшенное поле. В то время по-французски их называли зеленью. В основном это цветковые растения, показанные как целиком, так и в цветке. Многие из них узнаваемы как особые виды с разной степенью реализма, но точность изображения, похоже, не является сутью изображения. Очень часто фигуры животных, а иногда и людей разбросаны по полю, часто довольно маленькие по сравнению с растениями и примерно одинакового размера, независимо от их относительных размеров в действительности.
Гобелены обычно включают в себя большие фигуры, значение которых не всегда очевидно, что, кажется, происходит из-за разделения труда по системе гильдии, так что ткачи были обязаны повторять рисунки фигурок члены гильдии художников, но могли сами создавать фоны. Так было, по крайней мере, в Брюсселе после судебного процесса между двумя группами в 1476 году. Субъекты в основном светские, но есть некоторые религиозные пережитки.
Стиль Миллефлера был наиболее популярен в конце 15-го и начале 16-го века. французский и фламандский гобелен, с наиболее известными образцами, включая Леди и Единорог и Охота на Единорога. Это из того, что было названо «классическим» периодом, когда каждый «букет» или растение создавался индивидуально, ткачи импровизировали во время работы, в то время как более поздние гобелены, вероятно, в основном сделанные в Брюсселе, обычно имели зеркальные изображения растений на правой и левой сторонах картины, что позволяет предположить, что мультфильм использовался дважды. О точном происхождении произведений много споров, но единственным сохранившимся образцом, чья первоначальная оплата может быть прослежена, был большой геральдический ковер millefleur, сделанный для герцога Бургундского Карла Смелого в Брюсселе, часть которого - сейчас в Историческом музее Берна.
Истоки этого стиля можно увидеть в более ранних гобеленах. Знаменитая серия Гобелен Апокалипсиса (Париж, 1377–1382 гг.) Имеет несколько фонов, покрытых растительными мотивами, но они возникают из усиков в виде освещенных границ рукописи. Фактически, большинство очень больших наборов не полностью используют этот стиль, с лугом цветов, простирающимся прямо до верха изображения. Ранние Девонширские охотничьи гобелены (1420-е гг.) Имеют натуралистический пейзажный фон, наблюдаемый с несколько приподнятой точки обзора, так что нижние две трети или около того каждой сцены имеют фон миллфлер, но это уступает место лесу или море и небо наверху гобелена. Судья Траяна и Херкинболда (около 1450 г.) и большая часть серии Охота на единорога (около 1500 г.) похожи. Начиная с основного периода, каждый гобелен в наборе Дама и Единорог имеет три отдельные зоны миллфлерного фона: остров с фигурами, на котором густо расположены растения, и верхняя фоновая зона, где они расположены в вертикальные полосы и сопровождают животных в очень разных масштабах, а также нижнюю зону, где в одном ряду растений есть небольшие промежутки между ними.
В течение 1800-х годов стиль millefleur был возрожден и включен в многочисленные проекты гобеленов Morris Co. Гобелены компании «Помона» (1885 г.) и «Достижение Грааля» (1895–96) демонстрируют приверженность средневековому стилю миллефлер. Другие гобелены, такие как их Поклонение волхвов (1890) и Неудача сэра Гавейна (ок. 1890-е), используют стиль более свободно, заимствуя часто плоский, выпуклый внешний вид цветов, но перекрывая их и используя их как часть пейзажа, а не как чисто декоративный фон. «Поклонение волхвов» было одним из самых популярных дизайнов компании. В период 1890–1907 годов было создано десять версий.
À mon seul désir, из набора Леди и Единорог
гобелен XV века
Фрагмент одного из комплекта Дама и Единорог
Миллефлеры в геральдическом стиле гобелен для епископа Зальцбургского, после 1519 года
Поклонение волхвов, сотканное Моррис и Ко в конце 1800-х годов.
Этот термин также используется для описания северных индийских ковров, первоначально относящихся к эпохе поздних Великих Моголов в конце 17-го и 18-го веков. Однако они имеют большое количество маленьких цветков в повторяющихся единицах, часто либо нереалистично растущих из длинных скрученных стеблей, либо геометрически расположенных в повторяющихся пучках или гроздьях. Этим они существенно отличаются от нерегулярно расположенного цельного растительного стиля европейских гобеленов и ближе к стилям арабески. Цветки, вырастающие из одного стебля, могут быть совершенно разных цветов и типов. Есть две широкие группы: одна направленная и с большей вероятностью показывает целые растения (ранняя версия - верхняя иллюстрация), а другая - не направленная и часто просто демонстрирует стебли и цветы.
Похоже, они были произведены в Кашмир и современный Пакистан. Они отражают сочетание европейских влияний и лежащих в основе персидско-могольских декоративных традиций, а также тенденции к меньшим элементам в дизайне. Этот стиль позже был принят персидскими ткачами, особенно для молитвенных ковриков, примерно до 1900 года.
В декоре Миллефиори используется итальянская версия того же самого. слово, но это другой стиль, ограниченный стеклом.
Индия, фрагмент ковра Saf Carpet, более ранний образец, более близкий к стилю гобеленов
ковер Millefleur 'Star-Lattice', Великая Индия XVII – начала XVIII века, Christie's
Стиль миллфлер иногда широко используется в иллюстрациях сэра Эдварда Бёрн-Джонса для публикаций Kelmscott Press, таких как его фронтиспис к Лес за пределами мира (1894).
Миллефлер используется в фреске художника Леона Кауарда «Счастливый сад жизни», который появился в научно-фантастическом фильме 2016 года 2BR02B: Быть или Ничто, чтобы быть. Цветы на фреске были адаптированы и переработаны по сравнению с цветами из серии гобеленов «Единорог в неволе» «Охота на единорога», как часть религиозных аллюзий фрески.
На Викискладе есть материалы, связанные с Millefleurs (узоры). |