Военная доктрина Российской Федерации является стратегическим плановым документом Российской Федерации и представляет собой систему официально принятых государством взглядов на подготовку к вооруженной защите России. Самая последняя редакция военной доктрины была одобрена в 2014 году.
С 1990 года были приняты многочисленные последовательные пересмотры военной доктрины. Они включали военные доктрины мая 1992 года (в форме проекта), ноября 1993 года и Январь 2000 г., а также две Концепции национальной безопасности, принятые в декабре 1997 г. и октябре 1999 г. Однако военная доктрина в российском понимании выходит за рамки обсуждения потенциальных угроз. По словам Кристофера Доннелли, он составляет часть «набора взглядов, принятых в стране в данное время, которые охватывают цели и характер возможной войны, подготовку страны и ее вооруженных сил к такой войне, а также методы.
Проект доктрины 1992 г. показал, что первые российские мысли о внешних угрозах были не более чем копией советского мышления. В документе говорилось, что, хотя угроза мировой войны значительно снизилась, «источники военной опасности» в международных отношениях остались теми же, что и при СССР.
Первым из этих «источников военной опасности» было названо «стремление отдельных государств или коалиций государств к господству в мировом сообществе или в отдельных регионах и их склонность к разрешению спорных вопросов путем военные средства ».
Вряд ли можно сомневаться в том, что Генеральный штаб, подготовивший газету, имел в виду Соединенные Штаты и НАТО, когда писал ее. Немного ниже было заявлено, что Россия не рассматривает какое-либо государство или коалицию в качестве врага, что произошло сокращение между старой и новой, развивающейся средой безопасности. Были также упомянуты «мощные группировки вооруженных сил» у границ России, наращивание военной мощи «определенных государств», международный терроризм и распространение оружия массового поражения. Россия также тонко отменила свое обязательство о неприменении ядерного оружия первым, указав, что обычные атаки на ядерное оружие, электростанции и «другие потенциально опасные объекты» (предположительно химические или биологические объекты) будут рассматриваться как первое применение оружия массового уничтожения.
Верховный Совет РСФСР (как и тогда) отказался утвердить проект 1992 года. Новая военная доктрина вступила в силу только в ноябре 1993 г. и не была обнародована полностью; опубликованное резюме охватывает 21 из 23 страниц документа. Причина для частичного обнародования текста не была указана, и это вызвало опасения, что российское правительство и / или его вооруженные силы хотели скрыть спорные или дискредитирующие намерения.
Опубликованное резюме показало существенные отличия от размышления о внешних угрозах проекта 1992 года. В списке отображались две основные темы. Во-первых, сохраняющаяся угроза со стороны Запада, примером которой являются опасения по поводу расширения военных блоков и нарушения соглашений о вооружениях, а также вмешательства в дела русских за рубежом. Обязательство о неприменении ядерного оружия первым было снято. Во-вторых, были признаны новые опасности; близлежащие внутренние войны, распространение оружия массового поражения и терроризм.
В соответствии с акцентом на угрозу региональных конфликтов доктрина призывала к тому, чтобы российские вооруженные силы были меньше, легче и мобильнее, с более высокой степенью профессионализма и большей способностью к быстрому развертыванию. Достичь таких изменений оказалось чрезвычайно сложно.
Как в проекте 1992 г., так и в официальном документе 1993 г. проводилось различие между источниками внешней военной опасности и непосредственными военными угрозами. Это различие исчезло в самом последнем доктринальном заявлении, которое было впервые обнародовано в виде проекта в октябре 1999 г., а затем окончательно утверждено указом президента в конце апреля 2000 г.
Между тем, между проектами в документ были внесены многочисленные изменения. стадия и окончательная форма, раздел о внешних военных угрозах практически не изменился. Первая угроза рассматривается как территориальные претензии к Российской Федерации и вмешательство во внутренние дела России, формулировки взяты непосредственно из раздела о внешних угрозах 1993 года. Во-вторых, было упомянуто игнорирование интересов России в разрешении международных конфликтов и противодействие укреплению России как одного из центров многополярного мира. Ссылка на многополярность перекликается с удаленными разделами из проекта 1999 года, в которых были обозначены две противоречивые тенденции: с одной стороны, тенденция к однополярному миру, основанному на господстве одной сверхдержавы - явно США - и военное решение ключевых проблем. а с другой - тенденция к формированию многополярного мира, основанного на верховенстве международного права и равноправии людей и народов.
Военная доктрина России 2010 г. определяет себя как строго оборонительный.
Доктрина выделяет 11 действий, рассматриваемых как составляющие «внешние опасности» (опасность, опасности, опасности) для Российской Федерации, которые включают:
Также перечислены пять действий, рассматриваемых как составляющие военные угрозы:
Под новая доктрина, Россия продолжает развивать и модернизировать свой ядерный потенциал. «Россия оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение ядерного и других видов оружия массового уничтожения против нее или ее союзников, а также в случае агрессии против России с применением обычных вооружений. когда само существование государства находится под угрозой ». Большинство военных аналитиков полагают, что в этом случае Россия будет придерживаться стратегии «эскалации с целью деэскалации», инициируя ограниченный обмен ядерными ударами, чтобы посадить противников за стол переговоров. Россия также будет угрожать ядерным конфликтом, чтобы препятствовать первоначальной эскалации любого крупного конфликта с обычными вооружениями.
26 декабря 2014 г. была обнародована более поздняя редакция военной доктрины.