Ми-28 | |
---|---|
Ми-28Н ВВС России | |
Роль | Боевой вертолет |
Национальное происхождение | Советский Союз / Россия |
Производитель | Миль |
Первый полет | 10 ноября 1982 г. |
Введение | 15 октября 2009 г. (Ми-28Н) |
Статус | В строю |
Основные пользователи | ВВС России. ВВС Алжира. ВВС Ирака |
Произведено | с 1982 г. по настоящее время |
Построено | 126 |
Стоимость единицы | 15–16 миллионов долларов США (2002 г.) |
Ми-28 (по классификации НАТО «Havoc» ) - российский всепогодный, дневно-ночной, военный тандем, двухместный противотанковый ударный вертолет. Это ударный вертолет без дополнительных транспортных средств, он лучше оптимизирован для этой роли, чем Ми-24 боевой вертолет. Он несет единственное орудие в носовой части барбет, а также внешние нагрузки на пилонах под короткими крыльями.
В 1972 году, после завершения Ми-24, началась разработка уникального ударного вертолета с транспортными возможностями. У новой конструкции была уменьшенная транспортная способность (3 человека вместо 8) и отсутствовала кабина, чтобы обеспечить лучшие общие характеристики и более высокую максимальную скорость. Улучшение характеристик было важно для его предполагаемой роли в борьбе с танками и вертолетами противника и прикрытием операций по приземлению вертолетов. Первоначально рассматривалось много различных конструкций, в том числе нетрадиционный проект с двумя несущими винтами, размещенными с двигателями на концах крыльев (в перпендикулярной схеме); и в одном сходстве с американским ударным вертолетом Lockheed AH-56 Cheyenne конца 1960-х годов с дополнительным толкающим винтом на хвосте. В 1977 г. был выбран эскизный проект в классической одновинтовой компоновке. Он потерял сходство с Ми-24, и даже навесы стали меньше, с плоскими поверхностями.
Конструкторские работы по Ми-28 начались при Марате Тищенко в 1980 году. В 1981 году приняты проект и макет. Первый опытный образец (№ 012) поднялся в воздух 10 ноября 1982 года. Второй прототип (№ 022) был завершен в 1983 году. В 1984 году Ми-28 завершил первый этап государственных испытаний, но в октябре 1984 года Советские ВВС выбрали в качестве нового противотанкового вертолета более совершенный Камов Ка-50. Разработка Ми-28 продолжалась, но с меньшим приоритетом. В декабре 1987 года производство Ми-28 на предприятии «Росвертол» в Ростове-на-Дону было утверждено.
Ми-24 раннего выпуска был оснащен стрелой для передачи данных по воздуху в качестве раннего испытания технологий Ми-28. Позже несколько Ми-24Д были оснащены обтекателем Ми-28 для проверки возможностей прицельно-пилотажно-навигационного комплекса, а на других были переделаны фюзеляжи, которые очень напоминали будущий Ми-28, но с закругленными кабинами.
В январе 1988 г. взлетел первый прототип Ми-28А (№ 032). Он был оснащен более мощными двигателями и рулевым винтом типа «Х» вместо трехлопастной версии. Ми-28А дебютировал на Парижском авиасалоне в июне 1989 года. В 1991 году был завершен выпуск второго Ми-28А (№ 042). Программа Ми-28А была отменена в 1993 году, так как он считался неконкурентоспособным с Ка-50, в частности, не всепогодным.
Ми-28Н на выставкеМи-28Н был представлен в 1995 году, обозначение N означает «ночь». Прототип (№ 014) впервые поднялся в воздух 14 ноября 1996 года. Его наиболее важной особенностью является радар в круглой крышке над несущим винтом, аналогичный таковому у американского AH-64D Apache Longbow.. Ми-28Н также имеет улучшенное зрение и приспособление для прицеливания под носом, включая телекамеру и FLIR. Из-за проблем с финансированием разработка была приостановлена. Второй прототип с улучшенной конструкцией ротора был представлен в марте 2004 года на заводе «Росвертол».
Изменения в военной ситуации после холодной войны сделали специализированные противотанковые вертолеты менее полезными. Важными стали такие преимущества Ми-28Н, как всепогодность, меньшая стоимость и сходство с Ми-24. В 2003 году глава ВВС России заявил, что Ми-28Н и Ка-50 станут стандартными российскими ударными вертолетами.
Первый серийный Ми-28Н был доставлен в Россию. Армия 5 июня 2006 г. К 2015 г. планировалось закупить 67 Ми-28Н, после чего Ми-24 должен был быть полностью заменен. Завод Роствертол поставил отечественным и зарубежным заказчикам около 140 вертолетов Ми-28Н и Ми-35М в 2012–2014 годах; В 2015 году было поставлено 28 вертолетов.
Мил также разработал экспортный вариант Ми-28Н, получивший обозначение Ми-28НЭ, и более простой вариант дневного вертолета Ми-28Д, основанный на конструкции Ми-28Н. но без радара и FLIR.
Производный вертолет пятого поколения, получивший название Ми-28НМ, находится в разработке с 2008 года. По словам тогдашнего генерального директора компании Вертолеты России Андрея Шибитова, критерии для модернизированного вертолета включают малую радиолокационную заметность, увеличенную дальность полета, усовершенствованную систему управления вооружением, некоторую способность реактивного истребителя и скорость до 600 км / ч.
В 2016 г. СМИ сообщили, что для Ми-28Н разрабатывалась новая усовершенствованная каска, предназначенная для отображения визуальной информации для наведения на цели в любом поле зрения.
Ми-28 - ударный вертолет нового поколения, который выполняет функции воздушного и наземного помощников для Ми-24 Hind и Ка-50 Hokum. Пятилопастной несущий винт установлен над средней частью корпуса, короткие, широкие, конические, несущие оружие крылья крепятся к задней части средней части корпуса. Два турбовальных двигателя в гондолах установлены вдоль верхней части фюзеляжа с опущенными выхлопными трубами. Фюзеляж тонкий и сужается к хвостовой балке и носу. Он имеет тандем, форсированные кокпиты, пушка монтируется под животом, и неубирающийся трехколесный велосипед хвост колеса типа шасси. Благодаря энергопоглощающим шасси и сиденьям экипаж выдерживает вертикальное падение со скоростью до 12 м / с. Ми-28 имеет полностью бронированную кабину, включая лобовое стекло, которое выдерживает бронебойные пули калибра 7,62 и 12,7 мм, а также осколки снарядов калибра 20 мм.
Конструкция вертолета основана на стандартной конфигурации гондолы и стрелы, с рулевой винт. Головка несущего винта имеет эластомерные подшипники, а лопасти несущего винта изготовлены из композитных материалов. Хвостовой винт выполнен по схеме биплана с независимо управляемыми Х-образными лопастями. На ночном варианте Ми-28Н установлена цельнопластиковая лопасть несущего винта, способная выдерживать 30-мм снаряды.
Ми-28Н с радиолокационной станцией и новыми датчиками на носуОн оснащен двумя усиленными бронированными кабинами, лобовым стеклом, способным выдерживать пули калибра 12,7–14,5 мм, носовой электроникой и хвостовой винт с узким X (55 град), с пониженными шумовыми характеристиками. Приводится в действие двумя турбовальными двигателями Изотов ТВ-3-117ВМ (т / н 014) мощностью 2200 л.с.
Хотя Ми-28 не предназначен для использования в качестве транспортного средства, у него есть небольшой пассажирский салон, способный перевозить трех человек. Планируемая цель - спасение экипажей сбитых вертолетов.
На Ми-28Н имеется нашлемный дисплей для пилота. Пилот обозначает цели для штурмана / офицера по вооружению, который приступает к стрельбе из оружия, необходимого для выполнения этой конкретной задачи. Интегрированная система наблюдения и управления огнем имеет два оптических канала, обеспечивающих широкое и узкое поле зрения, оптический телевизионный канал с узким полем зрения и лазерный дальномер. Система может перемещаться в пределах 110 градусов по азимуту и от +13 до -40 градусов по углу места.
Ми-28 носовые датчикиВертолет с ночным ударным вариантом сохраняет большую часть конструкции оригинального Ми. -28. Основное отличие - установка интегрированной электронной боевой системы. Другие модификации включают в себя: новый главный редуктор для передачи большей мощности на ротор, новые высокоэффективные лопасти со стреловидными наконечниками и систему управления впрыском топлива.
Пилот использует нашлемный целеуказатель, который распределяет цель в систему наблюдения и управления огнем штурмана. После этого штурман / офицер по вооружению может применить управляемое оружие или пушки по цели. Система наведения отслеживает направление взгляда пилота.
Российский военный винтокрылый парк полностью переоборудован новыми очками ночного видения (NVG). Ударные вертолеты Ми-28Н ВКС России получили ПНВ семейства ГЕО-ОНВ1.
Ми-28 оборудован башней НППУ-28, установленной на подбородке. с автоматом 30 мм Шипунов 2А42 автопушкой. Он имеет выборочный огонь и двойную подачу, что обеспечивает циклическую скорострельность от 200 до 800 выстрелов в минуту. Его эффективная дальность варьируется от 1500 метров для наземной техники до 2500 метров для воздушных целей. Можно использовать снаряды от Фугасно-зажигательного (HEI) до Бронебойного сбрасывающего сабота (APDS). Заявленная бронепробиваемость выстрела 3УБР8 составляет 25 мм RHA на дистанции 1500 метров.
Орудийная установка Ми-28Одно обычное вооружение Ми-28 - это пара из 8 ракетных блоков Атака вместе с двумя ракетными блоками B-13L, каждая из которых может нести 5 ракет С-13. Другие варианты ракет включают в себя две ракетные блоки B-8, каждая из которых может нести 20 ракет S-8.
. Существует четыре варианта ракеты «Атака» для различных задач. Вариант 9М120 Tandem осколочно-фугасной (HEAT) боевой части используется против танков, оснащенных броней с реактивным взрывом (ERA), заявленная пробивающая способность - 800 мм катаная однородная броня (RHA). Вариант 9М120Ф с термобарическим эффектом используется против пехоты, зданий, бункеров и пещер. Против вертолетов применяется вариант боевой части 9М120О с расширителем. Все варианты имеют дальность действия 6 км. Улучшенная версия 9М120М имеет большую дальность (8 км) и лучшую бронепробиваемость (900 мм RHA). Во всех вариантах используется наведение ракеты SACLOS.
Ракеты С-8 и С-13, используемые на Ми-28, обычно неуправляемые. В наиболее распространенной конфигурации можно ожидать 40 ракет С-8 или 10 ракет С-13. У обеих ракет есть свои варианты, от кумулятивных боеголовок до термобарических боеголовок. S-8 имеет меньшую дальность действия и меньшую боеголовку, чем S-13, но компенсирует это цифрами. В настоящее время ВВС России модернизируют свои ракеты С-8 и С-13 до ракет с лазерным наведением с предлагаемой системой Угроза («Угроза»). Ракеты, модернизированные под Угрозой, получили обозначения С-8Кор и С-13Кор соответственно.
Ми-28 может также нести управляемую ИК Р-73 авиационную ракету. ракеты «воздух», Х-25 ракеты «воздух-поверхность», а также авиабомбы массой до 500 кг.
Первый серийный Ми-28Н успешно завершил летные испытания и испытания вооружения в конце мая 2006 года и был принят в строй 5 июня 2006 года. Вариант был принят на вооружение ВВС России через три года, в октябре 2009 года. Предполагалось, что к 2015 году Ми-28Н полностью заменит старый вариант Ми-24 в ВС РФ.
В сентябре 2011 г. в нем приняли участие шесть Ми-28Н ВВС России. в совместных российско-белорусских учениях 2011 года Щит Союза на полигоне Ашулук в Астраханской области, Россия.
. Для улучшения подготовки пилотов для Ми-28Н, Минобороны России объявило о закупке до 60 учебно-боевых версий Ми-28УБ к 2020 году. На каждую единицу, эксплуатирующую Ми-28Н, будет закуплено от четырех до шести Ми-28УБ. Первоначальная партия из 24 учебно-боевых вертолетов Ми-28УБ была заказана в апреле 2016 года, а первые два серийных Ми-28УБ прибыли на авиабазу Торжок 16 ноября 2017 года.
В октябре 2016 года опытный образец модернизированного вертолета Ми-28НМ совершил первый полет. Минобороны России заказало первую партию вертолетов Ми-28НМ в декабре 2017 года, не разглашая количество заказанных вертолетов. В марте 2019 года опытный образец Ми-28НМ был замечен в сопровождении Ми-24 / Ми-35М во время боевого вылета над контролируемой повстанцами территорией в северном Хама. Сообщается, что вертолет был отправлен в Сирию для испытаний в сложных погодных и климатических условиях. ВВС России получили первые два серийных Ми-28НМ 23 июня 2019 года. Спустя месяц, в ходе Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2019», Минобороны России и Ростех подписали долгосрочный срочный контракт на поставку 98 Ми-28НМ до 2027 года.
В ходе сирийской гражданской войны Ми-28Н имели его боевой дебют состоялся во время битвы за Пальмиру в 2016 году, когда несколько Ми-28Н российских ВВС поддерживали Сирийскую арабскую армию (САА) в их продвижении к городу. Во время поддержки САА российские Ми-28Н нанесли удары по нескольким позициям ИГ с помощью С-8 неуправляемых ракет и 9М120 Атака противотанковых управляемых ракет
.В конце 2011 года Кения начала процесс приобретения 16 штурмовых вертолетов Ми-28 для своей 50-й воздушной кавалерийской дивизии, базирующейся в Эмбакаси. Боевые вертолеты должны были быть доставлены 50-й воздушной кавалерийской дивизии в Кении 3 января 2012 года от российской государственной корпорации Рособоронэкспорт, которая является посредником при импорте и экспорте военной техники. Однако в 2013 году «Оборонпром» опроверг сообщения о том, что этот тип был принят на вооружение кенийской армии.
В октябре 2012 года сообщалось, что Россия и Ирак могут подписать контракт на 4,2 доллара США. - Контракт на поставку вооружений на 5,0 млрд долларов США, включая закупку 30 вертолетов Ми-28НЭ. Сделка была подтверждена 9 октября. Как сообщается, сделка была отменена из-за опасений Ирака по поводу коррупции, но эта озабоченность была устранена, и министр обороны Ирака заявил, что «сделка продолжается». Несмотря на ранние осложнения, все части контрактов на сумму 4,2 миллиарда долларов были подписаны и вводятся в должность. Поставки 10 вертолетов Ми-28НЭ в Ирак начались в сентябре 2013 года. Еще одна партия из 13 вертолетов Ми-28НЭ была доставлена в январе 2014 года.
Иракские Ми-28 впервые приняли боевое применение во время Битва при Рамади в ноябре 2015 года.
Индийские военные запросили модифицированный прототип Ми-28 с французскими и бельгийскими авионика. Российские производители обсуждали, как удовлетворить эти требования. В конце октября 2011 г. сообщалось, что американский AH-64D вышел впереди Ми-28Н, чтобы удовлетворить потребность в 22 ударных вертолетах.
В июне 2010 г. ожидалось, что Алжир разместит заказ на 42 вертолета Ми-28НЕ. 30 августа 2016 года Алжир продемонстрировал по телевидению первую партию вертолетов Ми-28НЕ, подтвердив в процессе закупку.
В апреле 2010 года Венесуэла согласилась заказать 10 Ми-28. для армии Венесуэлы.
Ми-40 был спроектированной служебной версией Ми-28, впервые запущенной в 1983 году, анонсированной в 1992 году и показанной на Авиашоу Москва в 1993 году. Первоначально он предназначался для категории «Воздушная боевая машина пехоты » как преемник Ми-24 и Штурмовые вертолеты Ми-8. Это было запланировано использовать два тысячу восемьсот шестьдесят три кВт тв3-117 турбовальные двигатели, четыре лопасти основного ротора, четыре лезвия Дельты H хвостовой винт (оба из Ми-28), и выдвижное трехколесный велосипед типа шасси. Ожидается, что он будет весить 11–12 000 кг и достигнет потолка 3300 м, максимальной скорости 314 км / ч и крейсерской скорости 260 км / ч.
Технические характеристики требовали работы в дневное и ночное время и в плохую погоду, а также переноски восьми солдат (на практике достигнуто семь), восьми носилок или больших внешних грузов. Акцент был сделан на живучести с упором на резервирование, подавление ИК-излучения и специальные амортизаторы для экипажа, чтобы увеличить максимальную «безопасную» скорость столкновения. В конструкцию входили 23-мм ротационная пушка (скорее всего ГШ-23Л ) для защиты в передней полусфере и 12,7-мм крупнокалиберный пулемет (скорее всего Як-Б ) для защиты в тылу. Обтекатели фюзеляжа с топливом заменили укороченные крылья ракетами, установленными сверху на специальных узлах подвески.
Его конструкция во многом заимствована у Ми-36, разработанного в течение предыдущих двух лет, и через год был заменен проектом Ми-42. Хотя проект Ми-40 был возрожден на короткий период в 1990-х годах, когда были завершены оптимизационные исследования, он не достиг стадии прототипа.
2 августа 2015 г. разбился вертолет Ми-28 из эскадрильи «Беркут» во время выполнения фигур высшего пилотажа с другими вертолетами в Рязани. В результате крушения погиб пилот подполковник Игорь Бутенко, второй пилот старший лейтенант Александр Клетнов выжил. Хотя конкретная причина крушения остается невыясненной, второй пилот указал в своем отчете, что в самолете произошел отказ гидравлики. В результате российские военные заземлили все Ми-28 в ходе расследования.
Данные РИА Новости, ОАО «Вертолеты России», Jane's All The World's Aircraft 2000–2001
Общие характеристики
Производительность
Вооружение .
Сопутствующие разработки
Самолет сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Первоначальная версия статьи основана на материалах сайта Aviation.ru. Он был выпущен под GFDL владельцем авторских прав.
Викискладе есть медиафайлы, связанные со страницей Ми-28. |