Михай Кодряну

редактировать

Михай Кодряну (Румынское произношение: ; июль 25, 1876-23 октября 1957) был румынским поэтом, особенно известным своими сонетами. Уроженец и пожизненный житель Яссы, он опубликовал свой первый том стихов в 1901 году, а через два года вышел еще один, укрепивший его репутацию. Помимо еще одной книги сонетов в 1914 году и двух сонетов в 1920-х годах, он написал три весьма успешных перевода французских пьес. Он также редактировал ряд газет и писал статьи для множества литературных обзоров. С самого начала привлекаемый к сцене, он руководил и реформировал главный театр в своем городе в течение нескольких лет после Первой мировой войны, а в 1930-х годах руководил художественной школой в Яссах. Начиная с 1905 года, он страдал от глазной болезни, которая вскоре лишила его способности читать и писать - задачи, которые он выполнял через посредников.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Происхождение и образование
    • 1.2 Поэтический дебют и рост репутации
    • 1.3 Театральный режиссер
    • 1.4 Зрелые годы и наследие
  • 2 Библиография
  • 3 Примечания
  • 4 Источники
Биография

Происхождение и образование

Родился в Яссах. Его отец Михаил Костаче Кодряну, уроженец Тыргу ​​Окна, был судьей и учителем латинского языка в больнице, умершей от туберкулеза в сентябре 1877 года. Его мать Наталья родилась в 1843 году в семье Дмитрия. Манзариу, который позже изменил фамилию на Мажеску; работала инспектором в роддоме. Ее братом был Георге Мажеску, а двоюродным братом Михая был Георге Г. Мажеску.

Он учился в средней школе с 1887 по 1894 год в Яссах, Бакэу и Бухаресте, и, вероятно, передвигался по школам из-за плохого поведения. Поэтический дебют Кодряну состоялся в журнале Lumea ilustrată в 1891 году. С 1896 по 1900 год он учился на юридическом факультете Яссинского университета, а также посещал курсы медицины, философии и филологии. Его диссертация была посвящена patria potestas в римском и румынском праве. Он изучал декламацию в Яссинской консерватории с 1897 по 1899 год. Летом 1899 года, после окончания школы, но до получения диплома, он посетил театральное представление и начал насвистывать, чтобы выразить его неодобрение. Возмущенный Драгомир потребовал наказания; руководство школы встретилось, чтобы обсудить возможные варианты, и осенью возобновило расследование. В конце концов, министерство образования решило приостановить получение его диплома на два года.

Поэтический дебют и рост репутации

Титульный лист книги «Дин кандин канд» в бухарестском издании 1905 года

Кодряну брал частные уроки драматического искусства у Эжена Сильвена в Париже в 1900 году. Находясь там, он увидел представление Сирано де Бержерака и решил написать перевод после получения письменного разрешения от Эдмон Ростан. Работа над проектом шла медленно, но он опубликовал его в 1920 году, вызвав большой энтузиазм в культурной среде; Премьера пьесы состоялась в Яссах в 1928 году. Среди других широко продававшихся переводов - «Мартир» Жана Ришпена (1901) и «Принцесса lointaine» Ростана (1903). Оба перевода много лет успешно ставились в Яссинском национальном театре. Несмотря на то, что в юности он мечтал об актерской карьере, Кодряну сыграл единственную роль на сцене в 1912 году, когда он появился в своем переводе «Мартир».

Его первый сборник стихов «Диафан» («Прозрачные формы»), был опубликован в 1901 году. Он убедил Титу Майореску написать предисловие к стихам, оказавшим влияние на Шарля Бодлера и Михаила Эминеску. В результате получилось, что молодой поэт отказался от имитации Бодлера и сосредоточился на стиле Эминеску, что побудило Кодряну полностью отказаться от предисловия. Современная пресса высоко оценила его лаконичный стиль и классическую красоту его стихов.

Din când în când («Время от времени») был опубликован в 1903 году; и, рецензируя это произведение, критики стали считать его подлинным поэтом, а не новичком. Том, первоначально изданный в Яссах, появился два года спустя как часть престижной бухарестской Biblioteca pentru toți. В 1905 году он заболел неизлечимой наследственной болезнью глаз, из-за которой он не мог читать и писать всю оставшуюся жизнь; сонеты, составляющие его наследие, были придуманы и заучены, прежде чем он продиктовал их в окончательной форме. Он носил темные очки и часто опирался на плечи друзей, когда шел; болезнь прогрессировала постепенно, так что цвета и свет постепенно исчезали, и он почти полностью ослеп в старости. Он также рано потерял свои густые волосы и стал носить театральные парики. Позже облысение несколько изменилось, но поскольку новые волосы были не такими богатыми, как парики, он неизменно появлялся в берете. В 1914 году он опубликовал «Статуи» («Статуи»), сборник из 99 сонетов, некоторые из которых он сочинил для церемоний освящения статуй в своем городе. Работа имела огромный успех и получила похвалу от Тудора Аргези, Евгения Ловинеску и Гала Галактион, а также от его друзей Гарабета Ибрэиляну и Октав Ботез, хотя Изабела Садовяну-Эван был пренебрежительным.

Он редактировал газеты в своем родном городе, в том числе Noutatea și Propaganda (1897–1898), Liberalul ( 1904–1906) и недавно созданная Миккарея (1909); не случайно, его двоюродный брат Мажеску был директором Liberalul в тот же период и основал Micarea. В 1908 году он был одним из основателей Общества румынских писателей. Журналы, опубликовавшие его работы, включают Viața, Evenimentul, Viața Românească, Flacăra, Convorbiri Literare, Adevărul literar și Art и Revista Fundațiilor Regale. Виаца Романяска сыграл особенно важную роль в повышении его репутации, и его статуя появилась в его издательстве.

Плодовитый писатель, его статьи варьировались от статей-наполнителей о том, как ловить крыс, до политических и литературных анализов и размышлений о патриотизме., образование и нравственность. В 1914 году он стал заместителем профессора консерватории, где преподавал дикцию, выразительное чтение и критику; он был профессором с 1920 по 1938 год. Его мать умерла в январе 1916 года. В то время как Яссы, где Мажеску служил мэром, вскоре стал временной столицей Румынии во время Первой мировой войны, поэзия Кодряну не была затронута драматические события, происходящие вокруг него. Примерно в это же время он жил в маленькой старой квартире во дворе нынешнего здания.

Директор театра

Вила Сонет, дом Кодряну в его последние годы, а теперь музей

С 1919 года до 1923 года Кодряну возглавил Яссинский национальный театр, сменив своего друга Михаила Садовяну. После создания Великой Румынии он видел миссию театра как распространение национальной культуры в расширенном государстве, где часть населения имела лишь незначительные связи с национальным сознанием. Отправив свою актерскую труппу в длительный тур по региону Молдавия, он принял приглашение от Тибериу Бредичану, чтобы актеры выступили в Трансильвании, недавно появившейся от австро-венгерского владычества. Они также достигли Чернауц, столицы бывшей австрийской Буковины, где помогли открыть национальный театр.

Кроме того, Кодряну изменил способ работы театра: вместо Имея ротацию пьес после четырех или пяти спектаклей, он сохранил только лучшие части репертуара и разделил труппу на две части (одна для комедии и драмы, другая для трагедии). За второй год его работы в качестве директора театр впервые получил прибыль. В результате актеры и драматурги стали намного лучше получать зарплату, а престиж их профессий повысился. Также он получил средства на ремонт здания, сильно изношенного во время войны. Кодряну служил генеральным инспектором театров в 1924 году и вернулся, чтобы возглавить театр на временной основе с января по ноябрь 1928 года. Тем временем он написал Cântecul deșertăciunii («Песнь тщеславия», 1921), одобренную Ибрэиляну, но презираемую Ловинеску.. В результате он стал вторым лауреатом ежегодной национальной премии в области поэзии в 1925 году.

В 1927 году Садовяну убедил его и Пэсторел Теодоряну присоединиться к Ложе Кантемир Румынское масонство ; все трое были связаны членством в кружке Viaa Românească. После того, как рецензия переехала в Бухарест, его место в культурной жизни Ясс в 1936 году занял Ансемнэри Иэцене, которым он руководил вместе с Садовяну с 1937 года. Последним томом его оригинальных сонетов был Turnul de fildeș 1929 года («Башня из слоновой кости» "), а в 1939 году он опубликовал Statui. Sonete și evadări din sonet («Статуи. Сонеты и побеги из сонета»), который собрал его предыдущие работы, добавив несколько новых сонетов. Он был исполняющим обязанности ректора консерватории в 1932 году и занимал этот пост самостоятельно с 1933 по 1939 год, еще раз продемонстрировав свои навыки администратора.

Зрелые годы и наследие

В 1942 году он был избран членом-корреспондентом Румынской Академии, из которой он был очищен новым коммунистическим режимом в 1948 году. Ближе к концу своей жизни он с помощью Теодоряну опубликовал сборник избранных сонетов "Сонете" ("Сонеты"). За прошедшие десятилетия, прошедшие после его последней оригинальной книги в 1939 году, он писал только в журналах. Среди его отличий: Орден Дома Гогенцоллернов первой степени (1914); кавалер Ordre des Palmes Académiques (1921); Почетный легион (1929) и Орден Труда первой степени (1956). Он умер в 1957 году и был похоронен на кладбище Eternitatea..

Первый брак Кодряну в апреле 1906 года был заключен с Софией Бетиной Векер, которая также выполняла обязанности секретаря и сиделки. Она умерла в 1946 году, и 70-летний вдовец быстро женился на Екатерине Харе, 35-летней уроженке Бравице в Бессарабии, которая работала его домработницей с 19 лет. Приехав в его дом безграмотной, она смогла закончить четвертый класс с низким проходным баллом в 1940 году. Помимо ухода за престарелым мужем, она сохранила его личные вещи в их первоначальном состоянии после его смерти. Ходят слухи, что у него родился любовный ребенок, но этот человек, ставший профессором университета, всю свою жизнь отрицал эту историю.

С 1934 года и до своей смерти Кодряну жил в доме под названием Вила Сонет, построенном на земле, подаренной ему годом ранее властями Ясс в знак признания его достижений. (Садовяну продал, а не построил дом на прилегающем участке, который ему дали, заявив, что не хочет жить на заднем дворе Кодряну.) С 1970 года дом был музеем, почти полностью сохранившимся, как и при его жизни, включая его личные библиотека, кабинет, столовая и спальня. Кодряну ходил с тростью; тот, который хранился в музее, как сообщается, использовался во время его масонского посвящения и скрывает 70-сантиметровый клинок из стали Толедо, который он использовал для защиты от пьяниц и ревнивых мужей женщин, которые толпились вокруг него. Однажды его украли, когда он был с проституткой в ​​борделе, но позже его нашли.

Библиография
  • Puterea părintească în dreptul roman și român (докторская диссертация), Яссы, 1900
  • Диафан, Яссы, 1901
  • Din când în când. Poezii (1901–1903), Яссы, 1903
  • Мартира (стихотворная драма в пяти действиях), перевод с Жан Ришепен, Бухарест, 1903
  • Prințesa-ndepărtată (стих пьеса в четырех действиях), перевод с Эдмон Ростан, Бухарест, 1903
  • Statui. Сонете, Яссы, 1914
  • Сирано де Бержерак (героическая комедия в пяти стихотворных актах), перевод с Эдмона Ростана, Яссы, 1920
  • Cântecul deșertăciunii, Яссы, 1921
  • Turnul de fildeș, Бухарест, 1929
  • Statui. Sonete și evadări din sonet, Бухарест, 1939
  • Сонете, Бухарест, 1957
Примечания
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-30 11:02:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте