Мигель Леон-Портилья

редактировать

Мексиканский ученый
Мигель Леон-Портилья
Мигель Леон- Portilla NotimexTV.jpg
Родился(22 февраля 1926 г.)) 22 февраля 1926 г.. Мехико, Мексика
Умер(01.10.2019) 1 октября 2019 г. (в возрасте 93 лет). Мехико, Мексика
НациональностьМексиканец
Род занятийФилософ, антрополог, историк

Мигель Леон-Портилья (22 февраля 1926 г. - 1 октября 2019 г.) мексиканский антрополог и историк.

Он был одним из наиболее уважаемых и часто цитируемых авторитетов в культуре ацтеков и литературе в доколумбовой и колониальной эпохах среди мексиканцев. академии. Многие из его произведений переведены на английский язык и широко читаются. В 2013 году Библиотека Конгресса США вручила ему награду Living Legend Award.

Содержание
  • 1 Молодость и образование
  • 2 Карьера
  • 3 Личная жизнь
  • 4 Известные работы
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
Ранние годы и образование

Мигель Леон-Портилья родился в Мехико и с раннего возраста интересовался коренными народами Мексики. воспитан его дядей Мануэлем Гамио, выдающимся археологом. Гамио оказал неизгладимое влияние на его жизнь и карьеру, сначала в детстве он брал его с собой в поездки к важным археологическим памятникам в Мексике, а затем и к другим местам. Леон-Портилья учился в Instituto de Ciencias в Гвадалахаре, а затем получил степень бакалавра искусств. (1948) и M.A. с отличием (1951) в иезуитском университете Лойолы в Лос-Анджелесе. Вернувшись в Мексику в 1952 году, он показал Гамио пьесу, которую он написал о Кецалькоатле, в результате чего Гамио представил своего племянника Анхелю Гарибаю К., чьи публикации в 1930-х и 1940-х гг. привлекла литературу науатля к широкому общественному вниманию в Мексике. Леон-Портилья начал учиться в юридической школе и работал в финансовой фирме, чтобы зарабатывать на жизнь. В то же время он преподавал в Mexico City College, англоязычной школе в районе Кондеса. Среди других преподавателей были видные ученые, занимающиеся историей и культурой коренных народов Мексики, Вигберто Хименес Морено, Фернандо Хоркаситас и Эдуардо Ногера. Гамио убедил Леона-Портилью бросить учебу в области права и работать в бизнесе, чтобы работать в специализированной организации Организации американских государств, которой руководил Гамио. Леон-Портилла поступил в аспирантуру UNAM, завершив в 1956 году докторскую диссертацию La Filosofía Náhuatl estudiada en sus fuentes, что положило начало его научной карьере.

Карьера

Его диссертация по философии науа была опубликована в Мексике, а затем переведена на английский как «Ацтекская мысль и культура: исследование разума древних науатль» (1967), а затем на многие другие языки. Это была первая из его многочисленных работ, переведенная на английский язык. Его переводы на науатль и испанские тексты о завоевании Мексики, впервые опубликованные в Мексике как Visión de los vencidos, переведенные на английский как The Broken Spears, - это способ, которым многие студенты в Соединенных Штатах знакомятся с рассказами участников из числа коренных народов, а не Испанские конкистадоры.

Леон-Портилья возглавил движение по пониманию и переоценке литературы и религии науатля не только с доколумбовой эпохи, но и с сегодняшнего дня, особенно поскольку на науатле по-прежнему говорят 1,5 миллиона человек. Его работы на английском языке по литературе включали Доколумбовые литературы Мексики (1986), Пятнадцать поэтов ацтекского мира (2000) и с Эрлом Шоррисом, На языке королей: антология мезоамериканской литературы, От доколумбовой эпохи до наших дней (2002). Он также сравнил литературу науа с литературой инков. Другой областью исследований была религия и духовность коренных народов, в том числе работы, включая «Духовность коренных народов Мезоамерики» (1980) и Духовность коренных народов Южной и Мезоамериканской Америки: от культа пернатого змея до теологии освобождения (1997). Он также опубликовал труд «Майя, Время и реальность в мысли майя» (1990).

Леон-Портилья сыграл важную роль в выявлении работ францисканца о. Бернардино де Саагун, первоисточник XVI века по цивилизации ацтеков, его двенадцатитомная Всеобщая история вещей Новой Испании, часто именуемая Флорентийским кодексом, имеют решающее значение для понимания религии, общества и культуры науа, а также для описания завоевания Мексики с точки зрения мексики. Леон-Портилья был первым, кто назвал Саагуна «Отцом антропологии в Новом Свете».

Он внес свой вклад в понимание развития области истории Мезоамерики в Мексике. Вместе с Гарибаем Леон-Портилья внес вклад в исследование мезоамериканского историка девятнадцатого века Мануэля Ороско-и-Берра. Леон-Портилья также опубликовал два тома о работах мезоамериканских гуманистов, в том числе своего наставника Гарибая.

В области колониальных исследований науатля, в частности Новой филологии, работа Леон-Портилья по собрание завещаний конца шестнадцатого века на науатле, «Заветы Кулуакана», способствовало пониманию взаимодействия на местном уровне в городе науа.

Второстепенным, но важным интересом Леона-Портильи была ранняя история и этнография полуострова Нижняя Калифорния. Он обратился к этому региону в более чем 30 книгах и статьях, в том числе в томе 1995 года, в котором собраны несколько его ранних публикаций.

В начале своей академической карьеры, в 1969 году, он был удостоен стипендии Гуггенхайма. Это была первая из многих академических наград и признаний, в том числе Почетная медаль Белисарио Домингеса, высшая награда, присуждаемая Сенатом Мексики. В 1970 году он был избран членом Национального колледжа Мексики, а в 1995 году - членом Национальной академии наук США. С 1987 по 1992 год он был постоянным представителем своей страны в ЮНЕСКО, за это время он успешно номинировал пять доколумбовых памятников в Мексике для включения в Список всемирного наследия. 12 декабря 2013 года Леон-Портилья получил премию «Живая легенда» от Библиотеки Конгресса США. Он также был членом Мексиканской языковой академии и Мексиканской исторической академии.

Личная жизнь

Леон-Портилья женился на Асенсьоне Эрнандес Тривиньо, испанский лингвист и академик, в 1965 году. Их дочь, Мариса Леон-Портилья, также является историком.

Леон-Портилья умер в Мехико 1 октября 2019 года после того, как пролежал в больнице большую часть года. Федеральный секретариат культуры объявил, что его тело будет лежать в штате 3 октября в Palacio de Bellas Artes.

Известные произведения

Леон-Портилья написал более ста полторы статьи для нескольких учреждений и более сорока книг, из которых следующие названия являются одними из самых известных:

  • La filosofía náhuatl estudiada en sus fuentes (на английском языке: Философия науатля, изученная в ее источниках; 1956). Эта работа является его диссертацией и с тех пор редактировалась не менее десяти раз, а также была переведена на английский, итальянский, русский и немецкий языки. Леон-Портилья объяснил, что у племен Мексика не было надлежащей формы «философии», известной в современном мире, их tlamatinimê (мудрецы науатль) пытались постичь мир, задавая себе вопросы и исследуя его. Леон-Портилья заявил, что то, что европейцы понимали как множество богов, ацтеков, на самом деле воспринимало этих многих богов как единую сущность, называемую Ометеотль / Омесихуатль (Наш Господь / Богоматерь Двойственности). Этот тезис был позже расширен в "Pensamiento y cultura azteca: estudio de la mente antigua náhuatl" (на английском языке: Мысль и культура науатля: изучение разума древнего науатля)

Sieteensayos sobre cultura náhuatl (на английском языке: Семь эссе о Nahuatl Culture; 1958)

  • Visión de los vencidos (на английском языке: Видение побежденных; 1959). Его самая популярная и известная работа до 2008 года редактировалась двадцать девять раз и переводилась на десяток языков. В этой короткой книге Леон-Портилья объединяет несколько фрагментов видения науатль об испанском завоевании, от предчувствий Монтесумы до печальных песен (icnocuicatl) после завоевания. 25 июня 2009 года пятидесятая годовщина первого издания была отмечена на мероприятии, организованном Национальным советом по культуре и искусству, Национальным институтом антропологии и истории, Национальным автономным университетом Мексики и Национальным колледжем
  • Los antiguos mexicanos a través de sus crónicas y cantares (на английском языке: Древние мексиканцы через их хроники и песни; 1961)
  • El reverso de la conquista. Relaciones aztecas, mayas e incas (на английском языке: Обратная сторона завоевания. Отношения ацтеков, майя и инков; 1964)
  • Tiempo y realidad en el pensamiento maya (на английском языке: Время и реальность в мысли майя; 1968))
  • México-Tenochtitlan, su espacio y tiempos sagrados (на английском языке: Мексика-Теночтитлан, его священное пространство и время; 1979)
  • La Multiingüe toponimia de México: sus estratos milenarios. (На английском языке: Многоязычная топонимия Мексики: ее тысячелетние слои; 1979)
  • Эрнан Кортес и ла Мар дель Сур (на английском языке: Эрнан Кортес и Южное море; 1985)
  • Cartografía y crónicas de la Antigua California (на английском языке: Картография и хроники древней Калифорнии; 1989)
  • Quince Poets del mundo náhuatl (на английском языке: Пятнадцать поэтов мира науатль; 1993)
  • La filosofía náhuatl estudiada en sus fuentes (На английском языке: философия науатля, изученная в ее источниках; 1993)
  • Франсиско Тенамазтле (1995)
  • La flecha en el blanco (На английском языке: Стрела в мишени; 1996)
  • Бернардино де Саагун, pionero de la antropología (на английском языке: Бернардино де Саагун, пионер антропологии; 1999)
  • Erotica Nahuatl (на английском языке: Nahuatl Erotics; 2019)
Ссылки
Внешние ссылки
Предшественник. Хайме Сабинес Гутьеррес Почетная медаль Белисарио Домингеса. 1995Преемник.
Последняя правка сделана 2021-05-30 10:58:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте