Мечислав Гембарович | |
---|---|
Мечислав Гембарович | |
Родился | Мечислав Ян Губарович -17) 17 декабря 1893 г.. Ярослав, Австрийская империя |
Умер | 18 февраля 1984 г. (1984-02-18) (90 лет). Львов, Украина |
Место упокоения | Лычаковское кладбище, Львов |
Национальность | Польский |
Образование | PhD (1921) |
Alma mater | Университет Яна Казимежа.. |
Профессия | Профессор истории искусств, диссидент и директор музея |
Родитель (и) | Теофил Гембарович, Бронислава Смолек |
Мечислав Ян Гембарович (1893–1984) был польским историком искусства, солдатом, диссидентом, директором музея и хранителем культурного наследия.
Гембарович родился в Ярославе, одном из трех сыновей в патриотической польской семье. Его матерью была Бронислава, урожденная Смолек. Его отец Теофил был железнодорожным инженером, который работал помощником начальника станции в Станиславове, а затем начальником станции в Бучаче. В 1912 году он закончил школу в Бучачском лицее и уже был членом двух молодежных организаций, «Зет» и «Заржевие ». Он продолжил изучать историю и историю искусства в Львовском университете. Его учеба была прервана началом Первой мировой войны, когда он служил в рядах австро-венгерской армии (1915–1918). В конце этого конфликта он принял участие в обороне Львова с польскими войсками во время польско-украинской войны, после чего смог получить высшее образование.
Между 1920 и 1922 годами он был преподавателем исторического факультета Университета Яна Казимежа в недавно независимой Польше. В 1921 г. ему присуждена степень доктора университета. В 1922 году он занял должность в Национальном институте Оссолинских, известном как «Оссолинеум» во Львове, где в следующем году получил звание хранителя Музея Любомирского. Он продолжал выполнять академические обязанности и проводил исследования и читал лекции в Италии, Франции. Бельгия, Испания, Германия, Австрия и Чехословакия. В 1928 году он стал доцентом истории искусства кафедры гуманитарных наук университета. В 1936 году он стал почетным профессором Университета Яна Казимежа. Между 1923 и 1938 годами он также читал лекции по истории искусств на факультете архитектуры в Львовском политехническом институте.
После начала войны и внезапной смерти на 18 сентября 1939 года Людвик Бернацкий, директор Оссолинеума, Гембарович оказался рядом с Казимежем Тышковским и Владиславом Вислоцким, одним из трех директоров института. В декабре 1939 года советские власти назначили директором своего польского коммуниста ставленника Ежи Борейша.
. После немецкой оккупации Львова в 1941 году и убийства, При необъяснимых обстоятельствах Владислав Вислоцкий, который был ведущим директором института, покровитель института, теперь связанный с Баворовской библиотекой, князь Анджей Любомирский тайно назначил Гембаровского ведущим директором института. На протяжении всего этого периода до возвращения в июле 1944 года советских оккупантов Гембарович старался сохранить бесценные коллекции Оссолинеума. В 1944 году, все еще находясь под немецкой оккупацией, он тайно договорился об отправке с немецким поездом в Краков, 2300 литературных рукописей. К ним относятся работы Юлиуша Словацкого, Александра Фредро, Владислава Реймонта, Генрика Сенкевича и Адама Мицкевича. оригинал пана Тадеуша. Кроме того, здесь было 2400 польских работ на бумаге, гравюры и несколько сот нумизматических предметов, которые впоследствии станут ядром перемещенного Оссолинеума во Вроцлав. Гембарович решил остаться во Львове, когда началась возобновленная оккупация.
1946 Гембарович стал заместителем заведующего кафедрой теории и истории искусства переименованного Львовского национального университета имени Ивана Франко. Благодаря его усилиям в июле 1946 года в качестве «подарка советского народа народу Польши» во Вроцлав прибыло еще 7 083 рукописи, 35 565 антикварных книг и 107 397 гравюр XIX и XX веков. В марте 1947 года последовали еще 67 000 книг. Его решение остаться в городе в качестве хранителя польского наследия во Львове было обусловлено его принятием советского гражданства и отказом не только от предложения стать директором Национального музея в Кракове, но также и предложения профессуры в университетах Вроцлава и Торунь.
Вместе с другими постоянными сотрудниками библиотеки в феврале 1950 года он был уволен на основании того, что он " нежелательный элемент ». Позже он смог найти работу библиотекарем в различных львовских учреждениях, которые признали его статус «младшего научного сотрудника». Он впервые побывал в Польской Народной Республике в 1957 году и отклонил предложение стать директором Оссолинеума во Вроцлаве. Лишь в 1962 году, когда ему было 69 лет, советские власти предложили ему повышение до «старшего научного сотрудника». Позже в том же году он был вынужден уйти в отставку в качестве вероятной расправы за публикацию в Польше его «Исследования истории искусств в позднем Возрождении Польше». Дополнительным наказанием было запретить ему доступ к архивам его бывшей национальной коллекции.
Тем не менее, Польша наградила его медалью в 1970 году за создание Национального института Оссолинского. В 1981 году Исторический институт Польской академии наук поручил ему написать автобиографию как часть сборника биографий ведущих польских ученых. Польские власти воспротивились его завершенной рукописи, и только год спустя она могла быть опубликована небольшим католическим издательством ZNAK. Он был автором значительного количества исследовательских работ, несмотря на свои стесненные обстоятельства и отсутствие доступа к источникам Оссолинеума. Два хорошо известных исследования искусства Украины и Львова были опубликованы посмертно: его старейший иконостас волозского православного храма во Львове (Вроцлав, 2016) и Mater Misericordiae - Pokrow - Pokrowa в искусстве и легендах Центрально-Восточной Европы (Вроцлав 1986).
Гембарович умер во Львове в 1984 году и был похоронен на Лычаковском кладбище в городе. Его помнили как «Папу польской диаспоры» во Львове. В его честь назван лекционный зал в Национальном институте Оссолинского.
Помимо его научной работы, это, вероятно, связано с его лидерством, решимостью и хитростью в военное время оккупацией Польши (1939–1945), во время Четвертого раздела и после этого большая часть польского культурного наследия уцелела и стала доступной для последующих поколений. Во многом благодаря его инициативе: