Мечислав Гембарович

редактировать

Мечислав Гембарович
MieczyslawGebarowicz. jpg Мечислав Гембарович
РодилсяМечислав Ян Губарович -17) 17 декабря 1893 г.. Ярослав, Австрийская империя
Умер18 февраля 1984 г. (1984-02-18) (90 лет). Львов, Украина
Место упокоенияЛычаковское кладбище, Львов
НациональностьПольский
ОбразованиеPhD (1921)
Alma materУниверситет Яна Казимежа..
ПрофессияПрофессор истории искусств, диссидент и директор музея
Родитель (и)Теофил Гембарович, Бронислава Смолек

Мечислав Ян Гембарович (1893–1984) был польским историком искусства, солдатом, диссидентом, директором музея и хранителем культурного наследия.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Вторая мировая война
  • 3 Послевоенный
  • 4 Работы Гембаровича
    • 4.1 На польском языке
    • 4.2 На немецком языке
  • 5 Наследие
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки
Начало года s

Гембарович родился в Ярославе, одном из трех сыновей в патриотической польской семье. Его матерью была Бронислава, урожденная Смолек. Его отец Теофил был железнодорожным инженером, который работал помощником начальника станции в Станиславове, а затем начальником станции в Бучаче. В 1912 году он закончил школу в Бучачском лицее и уже был членом двух молодежных организаций, «Зет» и «Заржевие ». Он продолжил изучать историю и историю искусства в Львовском университете. Его учеба была прервана началом Первой мировой войны, когда он служил в рядах австро-венгерской армии (1915–1918). В конце этого конфликта он принял участие в обороне Львова с польскими войсками во время польско-украинской войны, после чего смог получить высшее образование.

Между 1920 и 1922 годами он был преподавателем исторического факультета Университета Яна Казимежа в недавно независимой Польше. В 1921 г. ему присуждена степень доктора университета. В 1922 году он занял должность в Национальном институте Оссолинских, известном как «Оссолинеум» во Львове, где в следующем году получил звание хранителя Музея Любомирского. Он продолжал выполнять академические обязанности и проводил исследования и читал лекции в Италии, Франции. Бельгия, Испания, Германия, Австрия и Чехословакия. В 1928 году он стал доцентом истории искусства кафедры гуманитарных наук университета. В 1936 году он стал почетным профессором Университета Яна Казимежа. Между 1923 и 1938 годами он также читал лекции по истории искусств на факультете архитектуры в Львовском политехническом институте.

Второй мировой войны

После начала войны и внезапной смерти на 18 сентября 1939 года Людвик Бернацкий, директор Оссолинеума, Гембарович оказался рядом с Казимежем Тышковским и Владиславом Вислоцким, одним из трех директоров института. В декабре 1939 года советские власти назначили директором своего польского коммуниста ставленника Ежи Борейша.

. После немецкой оккупации Львова в 1941 году и убийства, При необъяснимых обстоятельствах Владислав Вислоцкий, который был ведущим директором института, покровитель института, теперь связанный с Баворовской библиотекой, князь Анджей Любомирский тайно назначил Гембаровского ведущим директором института. На протяжении всего этого периода до возвращения в июле 1944 года советских оккупантов Гембарович старался сохранить бесценные коллекции Оссолинеума. В 1944 году, все еще находясь под немецкой оккупацией, он тайно договорился об отправке с немецким поездом в Краков, 2300 литературных рукописей. К ним относятся работы Юлиуша Словацкого, Александра Фредро, Владислава Реймонта, Генрика Сенкевича и Адама Мицкевича. оригинал пана Тадеуша. Кроме того, здесь было 2400 польских работ на бумаге, гравюры и несколько сот нумизматических предметов, которые впоследствии станут ядром перемещенного Оссолинеума во Вроцлав. Гембарович решил остаться во Львове, когда началась возобновленная оккупация.

Послевоенное
Памятная доска на Сенаторской улице 9 в Львове, где Мечислав Гембарович прожил 50 лет

1946 Гембарович стал заместителем заведующего кафедрой теории и истории искусства переименованного Львовского национального университета имени Ивана Франко. Благодаря его усилиям в июле 1946 года в качестве «подарка советского народа народу Польши» во Вроцлав прибыло еще 7 083 рукописи, 35 565 антикварных книг и 107 397 гравюр XIX и XX веков. В марте 1947 года последовали еще 67 000 книг. Его решение остаться в городе в качестве хранителя польского наследия во Львове было обусловлено его принятием советского гражданства и отказом не только от предложения стать директором Национального музея в Кракове, но также и предложения профессуры в университетах Вроцлава и Торунь.

Вместе с другими постоянными сотрудниками библиотеки в феврале 1950 года он был уволен на основании того, что он " нежелательный элемент ». Позже он смог найти работу библиотекарем в различных львовских учреждениях, которые признали его статус «младшего научного сотрудника». Он впервые побывал в Польской Народной Республике в 1957 году и отклонил предложение стать директором Оссолинеума во Вроцлаве. Лишь в 1962 году, когда ему было 69 лет, советские власти предложили ему повышение до «старшего научного сотрудника». Позже в том же году он был вынужден уйти в отставку в качестве вероятной расправы за публикацию в Польше его «Исследования истории искусств в позднем Возрождении Польше». Дополнительным наказанием было запретить ему доступ к архивам его бывшей национальной коллекции.

Тем не менее, Польша наградила его медалью в 1970 году за создание Национального института Оссолинского. В 1981 году Исторический институт Польской академии наук поручил ему написать автобиографию как часть сборника биографий ведущих польских ученых. Польские власти воспротивились его завершенной рукописи, и только год спустя она могла быть опубликована небольшим католическим издательством ZNAK. Он был автором значительного количества исследовательских работ, несмотря на свои стесненные обстоятельства и отсутствие доступа к источникам Оссолинеума. Два хорошо известных исследования искусства Украины и Львова были опубликованы посмертно: его старейший иконостас волозского православного храма во Львове (Вроцлав, 2016) и Mater Misericordiae - Pokrow - Pokrowa в искусстве и легендах Центрально-Восточной Европы (Вроцлав 1986).

Гембарович умер во Львове в 1984 году и был похоронен на Лычаковском кладбище в городе. Его помнили как «Папу польской диаспоры» во Львове. В его честь назван лекционный зал в Национальном институте Оссолинского.

Произведения Гембаровича

на польском языке

  • Автобиография. Jeden żywot w służbie nauki. Знак 5. 1982
  • Zakład Narodowy imienia Ossolińskich we Lwowie. Мечислав Гембарович и Казимеж Тышковский. Львов: Zakład Narodowy imienia Ossolińskich, 1926
  • Studia nad dziejami kultury artystycznej pónego Renesansu w Polsce. Торунь: Towarzystwo Naukowe, 1962
  • Szkice z Historii sztuki XVII w. [Вид. 1.] Торунь, 1966
  • Psałterz floriański: kilka uwag z powodu nowego wydania zabytku. Львов: Zakład Norodowy im. Оссолиньских, 1939
  • Początki malarstwa historycznego w Polsce. Polska Akademia Nauk, Instytut Sztuki Wrocław: Zakład Narodowy im. Оссолиньских, 1981
  • Psałterz floriański i jego geneza. [Вид. 1.] / Вроцлав: Zakład Norodowy im. Оссолиньских, 1965
  • Харион Свенцицкий: prykrasy rukopysiw hałyćkoi Ukraine XVI w. Львов: [s.n.], 1923
  • Historja sztuki. Эд. opracowali Stanisław Jan Gsiorowski, Mieczysław Gębarowicz, Tadeusz Szydłowski, Władysław Tatarkiewicz, Jan Zarnowski, Józef Zurowski... Lwów, Wydawnictwo zakładu narodowego imienia 19. в-4 °, рис., табл., карт
  • Początki malarstwa historycznego w Polsce. Польская Академия Наук, Instytut Sztuki. Вроцлав [и др.] Zakład Narodowy im. Ossolińskich 1981 Wroc WDNSK
  • Studia nad dziejami kultury artystycznej pónego Renesansu w Polsce. Toruń Towarzystwo naukowe 1962
  • Рочник Краковский. Towarzystwo miłośników history i zabytków Krakowa. opracowali Mieczysław Ge̡barowicz i Tadeusz Mańkowski. Kraków Ossolineum 1937
  • Szkice z Historii sztuki XVII w. Toruń Towarzystwo naukowe 1966
  • Ян Анджей Прохницкий (1553-1633) mecenas i bibliofil: szkic z dziejów kultury w epoce kontrreformacji. Kraków: Znak 1980.
  • Portret XVI-XVIII wieku we Lwowie. Вроцлав, Варшава, Краков: Zakład narodowy imienia Ossolińskich, wyd. Polskiej Akademii nauk 1969
  • Mater Misericordiae, Pokrow, Pokrowa w sztuce i legendzie środkowo-wschodniej Europy. Вроцлав: Zakład narodowy im. Оссолиньскич 1986

На немецком

  • Альбрехт Дюрерс zeichnungen im Lubomirskimuseum в Лемберге. Hrsg. фон М. Гебарович и Ганс Титце. Вена: A. Schroll co., 1929
  • Die Beziehungen Schlesiens zu den übrigen polnischen Ländern auf dem Gebiete der Kunst. (Aus: Das polnische Schlesien). Каттовиц: [sn], 1935
Наследие

Помимо его научной работы, это, вероятно, связано с его лидерством, решимостью и хитростью в военное время оккупацией Польши (1939–1945), во время Четвертого раздела и после этого большая часть польского культурного наследия уцелела и стала доступной для последующих поколений. Во многом благодаря его инициативе:

См. Также
Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-30 10:46:41
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте