Мишель де Гельдерод | |
---|---|
Родился | Адемар-Адольф-Луи Мартенс 3 апреля 1898 г. ( 1898-04-03) Иксель, Бельгия |
Умер | 1 апреля 1962 г. (63 года) ( 1962-05) Брюссель, Бельгия |
Национальность | Бельгия |
Другие имена | Филостен Костенобль Як Нолан Вавилас |
Занятие | драматург |
Супруг (а) | Жанна-Франсуаза Жерар (ум. 1980) |
Мишель де Гельдерод (урожденный Адемар Адольф Луи Мартенс, 3 апреля 1898 - 1 апреля 1962) был авангардным бельгийским драматургом из Фландрии, который говорил и писал по-французски. Его работы часто касаются крайностей человеческого опыта, от смерти и деградации до религиозного возвышения. Он писал пьесы и рассказы, был известным писателем.
Мишель де Гельдерод родился в Брюсселе, Бельгия, в 1898 году. Отец Гельдерода, Анри-Луи Мартенс, работал королевским архивариусом. Позже эту работу продолжил молодой Гельдерод. Мать автора, урожденная Жанна-Мари Ранс, в прошлом была послушницей святых орденов; даже после рождения четверых детей, из которых Гелдерод был самым младшим, она сохранила очевидные следы своего прежнего призвания, которые сильно повлияли на драматическое творчество зрелой Гельдероде: одна из запомнившихся «духовных сказок» мадам Мартенс о ребенке, по ошибке похороненном заживо, который странным образом остался отмеченный смертью даже после ее спасения, вдохновил большинство сюжетов и персонажей « Мадемуазель Джейр» Гельдерода (1934), написанных автором в возрасте около тридцати лет.
Он находился на военной службе с 1919 по 1921 год, а в 1924 году женился на Жанне-Франсуазе Жерар (ум. 1980).
Начиная с 1930 года Гелдерод становится все более и более затворником, и в свои тридцать с небольшим он был хронически болен астмой. Часто страдая от плохого здоровья, в возрасте около шестнадцати лет, продолжая учебу в Институте Сен-Луи в Брюсселе, он тяжело заболел тифом. Он сохранит на всю оставшуюся жизнь видение «леди», материализовавшейся у его постели, чтобы произнести слова «не сейчас, шестьдесят три». На самом деле Гельдерод умер за два дня до своего шестидесяти четвертого дня рождения в 1962 году. Он похоронен на кладбище Лакен в Брюсселе.
Идеи и видение театра Гельдероде замечательно согласуются с идеями, которые Антонен Арто выразил в своем манифесте «Театр и его двойник», который был первоначально опубликован 1 февраля 1938 года. Оба мужчины считали театр способным выразить человеческое бессознательное с его мечтой. как галлюцинаторные образы и динамичный аппетит. И Арто, и Гельдерод черпали вдохновение в фантастических, сказочных образах и идеях, найденных в работах фламандских художников Босха и Брейгеля. Гельдерод называл Брейгеля своим «père nourricier» (приемный отец), писал пьесы, тесно связанные с картинами Брейгеля, и говорил о « Далле Грие » Брейгеля, что это «не только прекрасная картина, но и предлагала видение мира, философию.. " Арто независимо друг от друга подробно обсуждает ту же картину («Далле Грие» Брейгеля) в «Театре и его двойнике», чтобы проиллюстрировать свои собственные идеи относительно театра жестокости, поскольку он ссылается на «кошмары фламандской живописи».
Гельдероде, который родился во Фландрии, высоко ценил фламандские народные традиции и культуру, которые пронизывают его пьесы и рассказы. Гельдерод сказал: «Флеминг живет в мире галлюцинаций…. Но наш взгляд остается очень реалистичным: острое понимание поверхности и великих загадок за ее пределами - вот вам Флеминг еще до Брейгеля… жалкое, возвышенное вечное затруднение души… Я не революционер, я просто пишу в традициях моей расы ».
Гельдерод оказал влияние на кукольный театр, итальянскую комедию дель арте, средневековый мир Фландрии, фламандских художников Босха, Брейгеля, Якоба Йорданса и Тенирса, а также бельгийского художника Джеймса Энсора, живописца мрачности, и писателя Жоржа Экхуда.
Breugel в Притча о слепых вдохновила игра Ghederode в слепцахРяд пьес Гельдерода основан на картинах Брейгеля. Его пьеса «Слепые» ( Les Aveugles, 1933) взята из «Притчи о слепых» Брейгеля, «Сорока на виселице» (La Pie sur le Gibet, 1935) основана на «Веселом пути на виселицу» и «Странный всадник» Брейгеля. ( Le Cavalier Bizarre, 1920) не основан на конкретной картине, но, как сказано в предисловии, вдохновлен Брейгелем.
Гелдероде, плодовитый писатель, написал более 60 пьес, сто рассказов, ряд статей по искусству и фольклору и более 20 000 писем.
Он начал писать пьесы на французском языке в 1916 году. La mort regarde à la fenêtre (Смерть смотрит в окно) был поставлен в 1918 году, за ним последовали Le repas des fauves (Звериная трапеза) в 1919 году. В 1921 и 1922 годах он был профессор Института Дюпюич, но уволился из-за плохого состояния здоровья. В следующем году он работал продавцом книг. В 1923 году Гельдероде получил должность редактора архивов в Коммунале де Шарбек, где он работал на различных должностях до 1945 года. В 1924 году он начал сотрудничать с такими изданиями, как La Flandre littéraire и La Renaissance d'Occident, и писал пьесы для марионеток. театр Les Marionnettes de la Renaissance d'Occident. Гельдероде снова начал ставить пьесы в 1925 году, работая с голландским продюсером Йоханом де Мистером, сотрудничество продолжалось до 1930 года. « Эскуриаль» (1927) - одна из его наиболее часто исполняемых пьес. Широко признанный одним из его лучших достижений, он демонстрирует влияние немецкого экспрессионизма и символизма. Он написал Pantagleize (1929) специально для фламандского комика Ренаата Верхейена, который умер в возрасте двадцати шести лет вскоре после появления в главной роли.
Гельдероде полностью отказался от написания пьес в 1939 году. Между 1946 и 1953 годами он писал для Le Journal de Bruges. В 1949 году в Париже постановки пьес Гедероде, особенно Fastes d'enfer (Хроники ада), вызвали огромный резонанс. Кто-то был в восторге, кто-то в ярости. Это принесло Гельдероде скандальный успех.
Гельдерод - создатель фантастического и тревожного, часто мрачного, гротескного и жестокого мира, наполненного манекенами, марионетками, дьяволами, масками, скелетами, религиозными атрибутами и загадочными старухами. Его работы создают жуткую и тревожную атмосферу, хотя редко содержат что-то явно пугающее.
Во многих пьесах Гельдерода проходит сильная антиклерикальная полоса, смягченная духовностью, которая не дает истинной веры. Во всей театральной вселенной Гелдероде религия чаще почитается, чем соблюдается. Чувственность - еще одна доминирующая характеристика, заметная почти во всех пьесах Гельдерода, часто в непривлекательных формах. Чревоугодие и пьянство, как и вожделение, часто представляются похожими на ведьм женскими персонажами с наводящими на размышления именами.
По словам Оскара Дж. Брокетта, работы Гельдерода напоминают работы Альфреда Джарри, сюрреалистов и экспрессионистов, а его теории похожи на работы Антонена Арто. Почти во всех его пьесах проходит его восприятие людей как существ, чья плоть побеждает дух. «Коррупция, смерть и жестокость всегда близко к поверхности [работы Гелдерода], хотя за ними скрывается подразумеваемая критика деградации и материализма и призыв к покаянию».
Гельдерод был одним из первых драматургов, использовавших идею тотального театра, то есть драмы, в которой всевозможные апелляции к глазу, уху и эмоциям направлены на то, чтобы пробудить интеллект. Как пионер тотального театра, Гельдерод оказал сильное влияние на историю французского театра. Хотя с тех пор многие его пьесы были переведены на английский язык, его произведения редко исполняются в англоязычных странах. В октябре 1957 года Гелдерод заявил:
Мораль этой печальной истории - а история человека всегда грустна, абсурдна и лишена смысла, как писал Шекспир, - заключается в том, что в наш атомный и саморазрушающийся век, этот век, из которого мечты и мечтатели изгнаны в пользу Из научного кошмара и тех, кто выиграет от будущего ужаса, такой парень, как Пантаглейз, остается архетипом, образцом для подражания и прекрасным примером, который не имеет ничего общего с этой опасной вещью, умом, и имеет много общего с этим спасителем, инстинктом.. Он человек в эпоху, когда все становится бесчеловечным. Он последний поэт, а поэт - это тот, кто верит в небесные голоса, в откровение, в наше божественное происхождение. Он тот человек, который хранил в своем сердце сокровище своего детства и который с безыскусностью проходит через все катастрофы. Он связан чистотой с Парсифалем, а с Дон Кихотом - мужеством и святым безумием. а если он умирает, то потому, что особенно в наше время должны быть убиты Невинные: это было законом со времен Иисуса. Аминь!....
В 1957 году Люк де Хеуш и Жан Рейн сняли 22-минутный фильм о Гельдероде. Он появляется ближе к концу, на месте Королевского театра Тоун, шестого и последнего в династии театров марионеток в Брюсселе.
Гельдерод родился под именем Адемар-Адольф-Луи Мартенс и изменил свое имя по королевскому делу. Он также писал под псевдонимами Филостен Костенобль, Як Нолан и Вавилас.
« La Balade du grand macabre» Гельдерода (1934) послужила либретто для оперы Дьёрдя Лигети « Великая смерть» (1974–77. Пересмотрено в 1996 г.).