Михал Милослав Ходжа | |
---|---|
Портрет Йозефа Божетеха Клеменса | |
Родившийся | 22 сентября 1811 г. Ракша, Туроцкий уезд, Венгерское королевство (ныне Словакия ) |
Умер | 26 марта 1870 г. Тешен, Австрийская Силезия, Австро-Венгрия (ныне Польша ) |
Занятие | Священник, поэт, лингвист и словацкий деятель национального возрождения |
Михал Годжа (22 сентября 1811, ракша, Turóc County, Королевство Венгрия - 26 марта 1870 г. в Чешина, Австро-Венгрии ) был словацкий национальный будителем, протестантский священник, поэт, лингвист и представитель национального движения Словакии в 1840 - е годы, как член "троицы" Штур - Гурбан- Ходжа. Михал Милослав Ходжа также является дядей чехословацкого политика Милана Ходжи.
Михал Милослав Ходжа происходил из семьи фермеров-мельников, его отец также был унтер-офицером. Ходжа учился в Ракше, Мошовце, а затем в гимназиях Банска-Бистрицы и Рожнявы. В 1829–1832 годах он продолжил учебу, уделяя особое внимание теологии, в Евангелическом колледже в Прешове. С 1832 по 1834 год он продолжал изучать богословие в Евангелическом лицее в Братиславе. Во время учебы в Братиславе он начал работать в Чехословацкой литературной компании. Также во время учебы в лицее Ходжа был заместителем председателя того же объединения. В 1834–1836 гг. Работал учителем в Ракше и Подречанах. С 1834 по 1837 год он продолжал свое богословское образование в Вене, где в 1837 году был рукоположен в священники. В конце 1830-х годов он публиковался в учебных и дидактических журналах, таких как Krasomil, Vedomil tatranský, Slovenské noviny и Slovenská včela. Он также был соавтором книги « Prosbopis liptovského Seniorátu», целью которой было восстановление кафедры чехословацкого языка и литературы в Братиславском лицее. В 1840 году он был назначен деканом Липтовской старосты и посланником уездных монастырей. Только через год он стал членом редакции евангелического журнала Spěvník. В 1842 году Ходжа поселился в пасторском доме в Липтовски-Микулаше, где останавливался с короткими перерывами до 1866 года. В том же году он стал членом делегации словацких ученых-евангелистов при австрийском монархе. Летом 1843 года Ходжа встретился с Людовитом Штуром и Юзефом Милославом Гурбаном в пасторском доме села Глбоке, где он принял участие в процессе принятия решений о формировании современного литературного словацкого языка и издании словацких газет. Вторая встреча состоялась годом позже, на этот раз в доме Ходжи в Липтовском Микулаше, и продолжалась с 26 по 28 августа 1844 года. На этой встрече трио Гурбан, Штур и Ходжа основали культурно-просветительскую ассоциацию под названием Tatrín Cultural -Общество Просвещения, первым председателем которого стал Ходжа.
Мемориальная доска, посвященная Михалу Милославу Ходже в Липтовском МикулашеВ революционный период 1848–1849 годов Ходжа с большим успехом участвовал в собрании патриотов (10–12 мая 1848 года) и его организации в Липтовском Микулаше. Во время встречи и в присутствии Штура и Гурбана были одобрены все 14 статей требований словацкой нации ( словацкий : Žiadosti slovenského národa), которые содержали предложения по решению вопроса о статусе словацкой нации в рамках Венгрии. После объявления военного положения, прямого ответа на требования, Ходжа решил уехать в Прагу, чтобы избежать судебного преследования со стороны полиции, поскольку его положение лидера революции сделало его главной мишенью. Находясь в Праге, Ходжа активно участвовал в переговорах на Славянском конгрессе и в летних приготовлениях словацкого вооруженного восстания. Он стал членом первого Словацкого национального совета, а также стал активным участником словацких добровольческих вооруженных восстаний в 1848–1849 годах. Это включало присоединение войск австрийского императора, хотя он не был согласен с политикой решения вопросов посредством вооруженного конфликта. Вооруженный подход был заметно больше одобрен Штуром и Гурбаном.
После поражения венгерского восстания он вернулся в Липтовски-Микулаш и в 1849–1850 годах был нотариусом Липтоского уезда. Он отказался поддержать венгерскую сторону, что привело к его решению покинуть офис и приступить к новым действиям в национал-возрожденческой кампании в церковной, социальной и культурной сфере. Это привело к новым конфликтам и даже к физическому насилию, с которым Ходже пришлось столкнуться сам. В 1863–1867 годах он был одним из основателей и членом комитета Matica slovenská. В 1866 году стал викарием евангелической церкви в Мартине. Однако из-за его участия в так называемых «патентных войнах», которые были постановлением Императора об урегулировании церковных дел, он был отстранен и вынужден покинуть свое пасторство. С 1867 года до своей смерти он оставался в ссылке в силезском городе Цешин (тогда в так называемой цислейтанской части Австро-Венгерской империи, то есть хотя и находился в одной монархии, но вдали от венгерских властей), где он был посвящен только своей литературной деятельности. Работа. В начале 1870 года он заболел и вскоре умер. Он был похоронен в Цешине, но в 1922 году его останки были перенесены в Липтовский Микулаш.
В его честь названа главная площадь Hodžovo námestie в Братиславе, столице Словакии.