Майкл Вольгемут | |
---|---|
Портрет Михаэля Вольгемута работы Альбрехта Дюрера, около 1516 года. | |
Родившийся | 1434 г. Нюрнберг, Священная Римская империя |
Умер | 30 ноября 1519 г. (1519-11-30) (85 лет) |
Место отдыха | Нюрнберг |
Занятие | Художник и гравер. |
Супруг | Вдова Ханса Плейденвурфа |
Дети | Вильгельм Плейденвурфф |
Михаэль Вольгемут (ранее назывался Wohlgemuth ; 1434 - 30 ноября 1519), немецкий художник и гравер, владелец мастерской в Нюрнберге. Он наиболее известен как обучавший молодого Альбрехта Дюрера.
Важность Вольгемута как художника основывается не только на его собственных работах, но и на том факте, что он был руководителем большой мастерской, в которой большое количество учеников занималось многими различными отраслями изобразительного искусства. помощники, в том числе Альбрехт Дюрер, который закончил у него ученичество между 1486 и 1489 годами. В его ателье были выполнены большие алтарные части и другие священные картины, а также сложные резные расписные деревянные ретабли, состоящие из переполненных предметов с высоким рельефом, богато украшенных золото и цвет.
Вольгемут был лидером среди художников, возродивших стандарты немецкой ксилографии того времени. Изготовление гравюр на дереве было большой частью работы мастерской, блоки вырезались по чертежам Вольгемута. В основном они предназначались для снабжения книжных иллюстраций многих издателей в Нюрнберге, причем наиболее привлекательные также продавались отдельно. Ксилография Вольгемута следовала за достижениями в гравюре, изображая объем и оттенок в гораздо большей степени, чем раньше. Многие из них отличаются энергичностью и умным приспособлением к особым потребностям техники гравюры на дереве. Тем не менее, их очень часто раскрашивали вручную до или после продажи. Его ученик Дюрер должен был развить и настолько превзойти свои достижения, что на них часто не обращают внимания.
Картины Вольгемута демонстрируют фламандское влияние, и он, возможно, путешествовал по Фландрии (современная Бельгия и ее окрестности).
Вольгемут тренировался со своим отцом Валентином Вольгемутом (который умер в 1469 или 1470 году) и, как полагают, был помощником Ганса Плейденвурфа в Нюрнберге. Он работал с Габриэлем Малесскирхером в Мюнхене в начале 1471 года, когда покинул город после того, как безуспешно подавал в суд на дочь Малесскирхера за нарушение контракта, утверждая, что она разорвала их помолвку. Затем он вернулся в мастерскую своего покойного отца в Нюрнберге, которую его мать поддерживала после смерти Валентина.
В 1472 году он женился на вдове Плейденвурфа и занял его мастерскую; ее сын Вильгельм Плейденвурфф работал помощником, а с 1491 года партнером Вольгемута. Некоторые считают Вильгельма более прекрасным художником, чем Вольгемут, однако он умер в январе 1494 года, когда ему, вероятно, было еще за тридцать. Творчество Вильгельма остается неясным, хотя ему приписывают работы в различных СМИ.
Две большие и богато иллюстрированные книги имеют гравюры на дереве, предоставленные Вольгемутом и его пасынком Вильгельмом Плейденвурффом; оба были напечатаны и изданы крупнейшим издателем Германии, нюрнбергским Антоном Кобергером, который также был крестным отцом Дюрера. Первый - это Schatzbehalter der wahren Reichthumer des Heils (1491 г.); другой являются Мундите Historia, по Шеделя (1493), обычно известный как Нюрнбергскую летопись, которая высоко ценится, а не для текста, но и для его замечательной коллекции 1809 упорных иллюстраций. Вольгемут и Вильгельм Плейденвурфф были впервые уполномочены предоставить иллюстрации в 1487 и 1488 годах, а еще один контракт от 29 декабря 1491 года поручил макеты рукописей текста и иллюстраций. Дальнейший контакт 1492 года предусматривал, что Кобергер должен предоставить запираемую комнату для безопасного хранения блоков. Рисунок Вольгемута для сложного фронтисписа, датированный 1490 годом, находится в Британском музее. Как и в других книгах того времени, многие гравюры на дереве, изображающие города, битвы или королей, использовались в книге более одного раза, а текстовые надписи были просто изменены. Книга большая, с двухстраничной ксилографией размером примерно 342x500 мм.
Самая ранняя известная работа Вольгемута - это витрина, состоящая из четырех панелей, датированная 1465 годом, ныне находящаяся в мюнхенской галерее, очень красивое декоративное произведение. В 1479 году он расписал ретабл главного алтаря в церкви Святой Марии в Цвиккау, который существует до сих пор, получив за это большую сумму в 1400 гульденов. Одна из его лучших и самых крупных работ - это величественный стол, расписанный для церкви монахов- августинцев в Нюрнберге, теперь перенесенный в музей; он состоит из множества панелей с фигурами местных святых.
В 1501 году Вольгемут был нанят для украшения ратуши в Госларе большой серией картин; одни на потолке панно, другие на стенах тонко написаны темперой на холсте. Как портретист, он пользовался большой репутацией, и некоторые из его работ этого класса достойны восхищения своей реалистичной энергией и тщательностью отделки.
За пределами Германии картин Вольгемута мало: у Королевского института в Ливерпуле есть два хороших примера - Пилат, омывающий руки, и Снятие с креста, вероятно, части большого алтаря. В течение последних десяти лет своей жизни Вольгемут, похоже, мало что произвел собственными руками. Одна из его последних картин - это витрина в Швабахе, выполненная в 1508 году, контракт на которую существует до сих пор. Он умер в Нюрнберге в 1519 году.
Левинус Меммингер
Распятый христос
Алтарь Перингсдёрфера, Благовещение и Вифлеемская сцена
Богородица с младенцем и донорами
Страница с изображением Константинополя из Нюрнбергской хроники 1491 г.; изображение - гравюра на дереве из мастерской Вольгемута с ручной раскраской.