Михаил I Керуларий

редактировать
Сюда перенаправляется «Патриарх Михаил I». Для использования в других целях, см патриарха Михаила I Александрийский и патриарх Михаил I Антиохии.
Михаил I Керуларий
Вселенский Патриарх Константинополя
Майкл Керулариос.jpg Возведение на престол Михаила I Керулария из мадридских скилицев
Видеть Константинополь
Установлены 1043
Срок закончился 21 января 1059 г.
Предшественник Алексий I Студиты
Преемник Константин III Лихудас
Личная информация
Имя при рождении Майкл Керулариос
Родился c. 1000 Константинополь, Византийская империя
Умер 21 января 1059 г., Константинополь, Византийская империя
Национальность византийский
Номинал Восточное православие
Резиденция Константинополь
Свинцовая печать Михаила Керулария как Константинопольского Патриарха

Михаил I Керуларий или Керуларий ( греч. Μιχαήλ Α΄ ηρουλάριος ; ок.1000-21 января 1059 г. н.э.) был Патриархом Константинополя с 1043 по 1059 гг. Его споры с Папой Львом IX по поводу церковных обычаев в 11 веке сыграли роль в событиях, которые привели к Великому расколу в 1054 году.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Справочная информация
  • 2 Раскол
  • 3 византийская политика
  • 4 ссылки
  • 5 Источники

Фон

Михаил Керуларий родился в Константинополе около 1000 г. н.э. и был рукоположен в Церковь в молодом возрасте.

Раскол

Михаил поссорился с Папой Львом IX из- за церковных обычаев, в которых Римская церковь отличалась от Константинополя, особенно из-за использования пресного хлеба в Евхаристии. Также происходил обмен разногласиями по другим теологическим и культурным вопросам, начиная от вопроса о верховенстве папы в церкви до пункта о филиокве и других разногласий между патриархатами.

В 1054 году папа Лев IX отправил Михаилу письмо, в котором цитировал большую часть пожертвования Константина, считая его подлинным.

«Первым папой, который использовал его [пожертвование] в официальном акте и полагался на него, был Лев IX; в письме 1054 г. Михаилу Керулариусу, патриарху Константинополя, он цитирует« Donatio », чтобы показать, что Святой Престол обладал как земная, так и небесная империя, царственное священство ».

Некоторые ученые говорят, что это письмо от сентября 1053 г., текст которого имеется в Migne, Patrologia Latina, vol. 143, сб. 744-769, на самом деле так и не был отправлен, но был отложен, и что фактически отправленный папский ответ был более мягким, но все же резким письмом Scripta tuae от января 1054 года.

Лев IX заверил Михаила, что это пожертвование было полностью подлинным, а не басней или рассказом старых жен, утверждая, что только апостольский преемник Петра имеет первенство в Церкви.

Это письмо Папы Льва IX было адресовано как Патриарху Михаилу I, так и архиепископу Охридскому Льву, и было ответом на письмо, отправленное архиепископом Львом епископу Трани Иоанну, в котором категорически критиковались обычаи Латинской церкви, отличавшиеся от обычаев католической церкви. Греки. Особенно критиковались римские традиции поста в субботу, субботу и освящения пресного хлеба. Лев IX в своем письме обвинил Константинополь исторически является центром ересей и утверждал в выразительных чертах примата в епископе Рима над патриархом Константинополя. Керулариус не хотел этого. Можно утверждать, что в 1054 году письмо Михаила Льву IX положило начало последующим событиям, потому что оно претендовало на титул «вселенский патриарх» и обращалось к Папе Льву как к «брату», а не «отцу».

Папа Лев IX отправил официальную делегацию с миссией легата для встречи с Михаилом. Членами папской делегации были: кардинал Гумберт из Сильвы Кандида, папский секретарь Фридрих Лотарингский и архиепископ Амальфитский Петр. Вскоре после их прибытия в Константинополь стало известно, что 19 апреля скончался Папа Лев. Поскольку официальное положение и власть папских легатов зависели от папы, уполномочившего их представлять его, известие о смерти Льва поставило его посланников в неловкое положение. Несмотря на это, они решили продолжить свою миссию, но даже до того, как были проведены какие-либо религиозные дискуссии, возникли проблемы, касающиеся некоторых основных формальностей и церемоний. Во время первой аудиенции Керуларий отказался встретиться с папскими посланниками в их официальном качестве и оставил их ждать без аудиенции в течение нескольких месяцев.

Все это время, с апреля по июль 1054 года, кардинал Гумберт и его коллеги продолжали свою деятельность в Константинополе, принимая участие в неформальных религиозных дискуссиях по различным вопросам. Патриарх Михаил счел это неуместным. Несмотря на то, что их легатическая власть официально прекратилась после смерти папы, кардинал Гумберт и его коллеги решили вступить в открытый спор с патриархом. В субботу, 16 июля 1054, они подготовили устав от отлучения (лат. ХАРТИЯ excommunicationis), направленный против патриарха Михаила, Архиепископа Лео, и все их последователей. В тот же день кардинал Гумберт и его соратники во время божественной литургии вошли в храм Святой Софии и положили грамоту на алтарь.

Вскоре патриарх решил отреагировать. 20 июля 1054 года в Константинополе состоялся синод из 21 митрополита и епископа под председательством Керулария. Совет постановил отлучить кардинала Гумбера и его коллег от церкви. Только трое мужчин были преданы анафеме, и общая ссылка была сделана на всех, кто их поддерживал, но не было явного отлучения от церкви всего западного христианства или Римской церкви. В воскресенье, 24 июля, в соборе Святой Софии была официально провозглашена соборная анафема.

События 1054 года вызвали раскол между Востоком и Западом и привели к окончанию союза между византийскими императорами и папами, а также побудили более поздних пап вступить в союз с норманнами против Византийской империи. Патриарх Михаил закрыл латинские церкви в своем районе, что усугубило раскол. В 1965 году это отлучение от церкви было отменено Папой Павлом VI и Патриархом Афинагором, когда они встретились в Иерусалиме. Хотя отлучение кардинала Гумбера от церкви было недействительным, этот жест представлял собой значительный шаг на пути к восстановлению общения между Римом и Константинополем.

Византийская политика

После непродолжительного правления императрицы Феодоры Майкл интригует против престола. Майкл Пселлус отмечает, что, хотя их первоначальные отношения были сердечными, после того, как Феодора взошла на трон, они вступили в открытый конфликт, поскольку Михаил «был недоволен тем, что Римской империей управляла женщина», и на эту тему «он высказал свое мнение. свободно.". Историк предполагает, что Феодора свергла бы Майкла за его открытую наглость и мятеж, если бы она жила дольше.

Керуларий участвовал в переговорах об отречении преемника Феодоры, Михаила VI Стратиотика, убедив его уйти в отставку 31 августа 1057 года в пользу мятежного полководца Исаака I Комнена, за которого армия объявила 8 июня. Император должным образом последовал совету патриарха и стал монахом. Сыграв роль в его восшествии на престол, Керуларий вскоре поссорился с Исааком из-за конфискации церковного имущества. Майкл дошел до того, что сделал весьма символичный шаг, надев пурпурные туфли, церемониально предназначенные для императора. Михаил очевидно планировал восстание, намереваясь свергнуть Исаака и потребовать трон для себя или для своего родственника Константина Дукаса. Исаак сослал Михаила на Проконнес в 1058 году, и, поскольку Майкл отказался уйти в отставку, Пселл выдвинул против него обвинения в ереси и измене. Керуларий умер до суда.

использованная литература

Источники

Восточно-православные церковные титулы
Предшественник Alexios Stoudites Константинопольский Патриарх 1043–1058 гг. Преемник Константина III Лейхудеса
Последняя правка сделана 2024-01-02 10:09:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте