Майкл Холлидей

редактировать
Чтобы узнать о других людях по имени Майкл Холлидей, см. Майкл Холлидей (значения).

Майкл Халлидей
Майкл Халлидей на симпозиуме, посвященном его 90-летию, 2015.jpg Холлидей на симпозиуме, посвященном его 90-летию, 2015 г.
Родившийся Майкл Александр Кирквуд Холлидей ( 1925-04-13)13 апреля 1925 г. Лидс, Йоркшир, Англия
Умер 15 апреля 2018 г. (2018-04-15)(93 года) Сидней
Национальность английский
Альма-матер Лондонский университет Пекинский университет
Известен Системная функциональная лингвистика
Супруг (а) Рукайя Хасан
Научная карьера
Поля Лингвистика
Влияния Вилем Матесиус ( пражская школа ) Ван Ли, младший Ферт, Бенджамин Ли Уорф
Под влиянием Ракейя Хасан, CMIM Matthiessen, JR Мартин, Норман Fairclough

Майкл Александр Кирквуд Холлидей (часто MAK Halliday ; 13 апреля 1925-15 апреля 2018) был лингвистом английского происхождения, который разработал модель языка системной функциональной лингвистики (SFL), имеющую международное влияние. Его грамматические описания носят название системной функциональной грамматики. Халлидей описал язык как семиотическую систему, «не в смысле системы знаков, а как системный ресурс значения». Для Хэллидея язык был «смысловым потенциалом»; в более широком смысле, он определил лингвистику как изучение того, «как люди обмениваются значениями с помощью« языкового общения »». Хэллидей назвал себя универсалом, имея в виду, что он пытался «смотреть на язык со всех возможных точек зрения», и описал свою работу как «блуждание по магистралям и переулкам языка». Но он сказал, что «в той мере, в какой я предпочел какой-то один ракурс, это был социальный: язык как существо и создатель человеческого общества».

ХОЛЛИДЕЙ в грамматике заметно отличается от традиционных счетов, подчеркивающих классификации отдельных слов (например, существительное, глагол, местоимение, предлог ) в формальных, письменных предложениях в ограниченном количестве «ценные» разновидности английского языка. Модель Хэллидея представляет грамматику явно как то, как значения кодируются в формулировки как в устной, так и в письменной форме во всех разновидностях и регистрах языка. Три направления грамматики действуют одновременно. Они касаются: (i) межличностного обмена между говорящим и слушателем, писателем и читателем; (ii) представление нашего внешнего и внутреннего мира; и (iii) формулировка этих значений в связных устных и письменных текстах, от предложения до целых текстов. Примечательно, что грамматика включает интонацию в разговорной речи. Основополагающее « Введение в функциональную грамматику» Хэллидея (первое издание, 1985 г.) породило новую исследовательскую дисциплину и связанные с ней педагогические подходы. Безусловно, наибольший прогресс был достигнут в области английского языка, но международный рост сообществ ученых SFL привел к адаптации достижений Хэллидея к некоторым другим языкам.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Биография
  • 2 Лингвистическая теория и описание
  • 3 Исследования грамматики
    • 3.1 Основные категории
    • 3.2 Грамматика как системная
    • 3.3 Грамматика как функционал
  • 4 Язык в обществе
  • 5 Исследования развития речи ребенка
  • 6 Избранные работы
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
  • 9 Источники и внешние ссылки

биография

Хэллидей родился и вырос в Англии. Его родители питали его увлечение языком: его мать, Уинифред, изучала французский язык, а его отец, Уилфред, был диалектологом, диалектным поэтом и учителем английского языка с любовью к грамматике и елизаветинской драме. В 1942 году Хэллидей пошел добровольцем на курс обучения иностранному языку национальной службы. Он был выбран для изучения китайского языка благодаря его успеху в умении различать тона. После 18 месяцев обучения он провел год в Индии, работая с китайской разведкой, выполняя контрразведывательную работу. В 1945 году он вернулся в Лондон, чтобы преподавать китайский язык. Он получил степень бакалавра с отличием по современному китайскому языку и литературе (мандаринский диалект) Лондонского университета - внешнюю степень, которую он учился в Китае. Затем он три года жил в Китае, где учился у Ло Чанпея в Пекинском университете и у Ван Ли в Университете Линнань, а затем вернулся, чтобы получить степень доктора философии по китайской лингвистике в Кембридже под руководством Густава Халлама, а затем Дж. Р. Ферта. Преподавая языки в течение 13 лет, он сменил область своей специализации на лингвистику и разработал системную функциональную лингвистику, включая системную функциональную грамматику, развивая основы, заложенные его британским учителем Дж. Р. Фертом и группой европейских лингвистов начала 20 века. Прага школа. Его основополагающая статья по этой модели была опубликована в 1961 году.

Первой академической позицией Хэллидея был ассистент преподавателя китайского языка в Кембриджском университете с 1954 по 1958 год. В 1958 году он переехал в Эдинбург, где до 1960 года преподавал общее языкознание, а с 1960 по 1963 год - читал. директор Центра коммуникационных исследований Университетского колледжа в Лондоне. В 1964 году он также был профессором лингвистического общества Америки в Университете Индианы. С 1965 по 1971 год он был профессором лингвистики в UCL. В 1972–73 годах он был научным сотрудником Центра перспективных исследований поведенческих наук в Стэнфорде, а в 1973–74 годах - профессором лингвистики в Университете Иллинойса. В 1974 году он ненадолго вернулся в Великобританию, чтобы стать профессором языка и лингвистики в Университете Эссекса. В 1976 году он переехал в Австралию в качестве основного профессора лингвистики в Сиднейском университете, где оставался до выхода на пенсию в 1987 году. Работая в Сиднейском университете, Холлидей основал Сиднейскую школу, жанровую педагогику грамотности, в 1979 году в Рабочей школе. Конференция "Язык в образовании".

Хэллидей работал в нескольких областях лингвистики, как теоретической, так и прикладной, и особенно интересовался применением понимания основных принципов языка в теории и практике образования. В 1987 году ему было присвоено звание почетного профессора Сиднейского университета и Университета Маккуори в Сиднее. Он имеет почетные докторские степени Бирмингемского университета (1987), Йоркского университета (1988), Афинского университета (1995), Университета Маккуори (1996), Лингнанского университета (1999) и Пекинского педагогического университета (2011).

Он умер в Сиднее естественной смертью 15 апреля 2018 года в возрасте 93 лет.

Лингвистическая теория и описание

Грамматическая теория и описания Хэллидея получили широкое признание после публикации первого издания его книги «Введение в функциональную грамматику» в 1985 году. Второе издание было опубликовано в 1994 году, а затем третье издание, в котором он сотрудничал с Кристианом Маттиссеном, в 2004 году. Четвертое издание было опубликовано в 2014 году. Концепция грамматики Хэллидея - или «лексикограмма», термин, который он ввел, чтобы доказать, что лексика и грамматика являются частью одного и того же явления, - основана на более общей теории языка как социального семиотического ресурса, или «потенциал смысла» (см. Системная функциональная лингвистика ). Халлидей следует Ельмслеву и Ферту в различении теоретических и описательных категорий в лингвистике. Он утверждает, что «теоретические категории и их взаимосвязь образуют абстрактную модель языка... они взаимосвязаны и взаимно определяют друг друга. Теоретическая архитектура проистекает из работы над описанием естественного дискурса, и как таковая« не очень четкая линия ». проводится между «(теоретической) лингвистикой» и «прикладной лингвистикой» ». Таким образом, теория «постоянно развивается по мере того, как она используется для решения проблем исследовательского или практического характера». Халлидей противопоставляет теоретические категории описательным категориям, определяемым как «категории, установленные при описании определенных языков». Его описательная работа была сосредоточена на английском и китайском языках.

Хэллидей возражает против некоторых утверждений о языке, связанном с порождающей традицией. Он утверждает, что язык «не может быть отождествлен с« множеством всех грамматических предложений », независимо от того, рассматривается ли этот набор как конечный или бесконечный». Он отвергает использование формальной логики в лингвистических теориях как «несущественное для понимания языка» и использование таких подходов как «губительное для лингвистики». В частности, о Хомском он пишет, что «воображаемые проблемы были созданы целым рядом дихотомий, которые Хомский ввел или взял на себя без проблем: не только синтаксис / семантика, но и грамматика / лексика, язык / мышление, компетенция / производительность. Когда-то эти дихотомии имели место. были созданы, возникла проблема определения и поддержания границ между ними ».

Исследования грамматики

Основные категории

Первой крупной работой Хэллидея по грамматике была «Категории теории грамматики» в журнале Word в 1961 году. В этой статье он приводил доводы в пользу четырех «фундаментальных категорий» в грамматике: единицы, структуры, класса и системы. Эти категории относятся к «высшему порядку абстракции», но он защищал их как необходимые, чтобы «сделать возможным связное описание того, что такое грамматика и ее место в языке». Формулируя единицу, Халлидей предложил понятие шкалы рангов. Грамматические единицы образуют иерархию, шкалу от наибольшего к наименьшему, которую он предложил как: предложение, предложение, группа / фраза, слово и морфема. Холлидей определил структуру как «сходство между последовательными событиями» и «расположение элементов, упорядоченных местами». Он отвергает представление о структуре как о «цепочке классов, таких как номинальная группа + вербальная группа + номинальная группа», описывая структуру вместо «конфигурации функций, где солидарность является органической».

Грамматика как системная

Ранняя работа Хэллидея показывает, что понятие « система » было частью его теории с самого начала. Халлидей объясняет эту озабоченность следующим образом: «Мне казалось, что объяснения языковых явлений нужно искать во взаимоотношениях между системами, а не между структурами - в том, что я когда-то назвал« глубокими парадигмами », - поскольку именно в них ораторы делали свои выбор ». «Системная грамматика» Хэллидея представляет собой семиотическое описание грамматики из-за его ориентации на выбор. Каждый языковой акт предполагает выбор, и выбор делается на многих уровнях. Как следствие, системные грамматики используют системные сети в качестве основного инструмента представления. Например, основное предложение должно отображать некоторую структуру, которая является формальной реализацией выбора из системы «голоса», то есть оно должно быть либо «средним», либо «эффективным», где «эффективный» ведет к дальнейшему выбору « оперативный »(иначе известный как« активный ») или« восприимчивый »(иначе известный как« пассивный »).

Грамматика как функциональная

Грамматика Хэллидея не только системна, но и функциональна. Он утверждает, что объяснение того, как работает язык, «должно быть основано на функциональном анализе, поскольку язык эволюционировал в процессе выполнения определенных критических функций, когда люди взаимодействовали со своей...« эко-социальной »средой». Ранние грамматические описания английского языка Хэллидеем, названные «Заметки о переходности и теме на английском языке - Части 1-3», включают ссылку на «четыре компонента грамматики английского языка, представляющие четыре функции, которые язык как коммуникационная система должен выполнять: эмпирический, логический, дискурсивный и речевой, функциональный или межличностный ". «Дискурсивная» функция была переименована в «текстовую функцию». В этом обсуждении функций языка Халлидей опирается на работы Бюлера и Малиновски. Представление Холлидея о языковых функциях или « метафункциях » стало частью его общей лингвистической теории.

Язык в обществе

Последний том 10-томного сборника статей Халлидея называется « Язык в обществе», что отражает его теоретическую и методологическую связь с языком как прежде всего с «актами значения». Этот том содержит многие из его ранних работ, в которых он доказывает глубокую связь между языком и социальной структурой. Хэллидей утверждает, что язык существует не только для отражения социальной структуры. Например, он пишет:

... если мы говорим, что языковая структура "отражает" социальную структуру, мы действительно приписываем языку слишком пассивную роль... Скорее, мы должны сказать, что языковая структура - это реализация социальной структуры, активно символизирующая ее в процессе взаимного творчества. Поскольку язык является метафорой общества, он обладает свойством не только передавать социальный порядок, но также поддерживать и потенциально изменять его. (Это, несомненно, объяснение агрессивного отношения, которое при определенных социальных условиях возникает у одной группы по отношению к речи других.)

Исследования в развитии речи ребенка

Перечисляя свои утверждения о траектории развития речи детей, Халлидей избегает метафоры «усвоения», в которой язык считается статическим продуктом, который ребенок принимает, когда достаточное знакомство с естественным языком позволяет «устанавливать параметры». Напротив, для Хэллидея ребенок развивает «потенциал смысла». Изучение языка является обучение, как иметь в виду, имя его хорошо известно в начале исследования языкового развития ребенка.

Холлидей (1975) выделяет семь функций, которые язык выполняет для детей в раннем возрасте. По мнению Хэллидея, дети заинтересованы в развитии языка, потому что он служит для них определенным целям или функциям. Первые четыре функции помогают ребенку удовлетворить физические, эмоциональные и социальные потребности. Хэллидей называет их инструментальными, регулирующими, интерактивными и личностными функциями.

  • Инструментальный: это когда ребенок выражает свои потребности языком (например, «Хочу сока»).
  • Нормативно-правовая база: здесь язык используется, чтобы сообщить другим, что делать (например, «Уходите»).
  • Взаимодействие: здесь язык используется для установления контакта с другими людьми и установления отношений (например, «Люблю тебя, мама»).
  • Личное: это использование языка для выражения чувств, мнений и индивидуальной идентичности (например, «Я хорошая девочка»).

Следующие три функции - эвристическая, образная и репрезентативная, все они помогают ребенку примириться со своим окружением.

  • Эвристика: это когда язык используется для получения знаний об окружающей среде (например, «Что делает трактор?»)
  • Образный: здесь язык используется для рассказов и анекдотов, а также для создания воображаемой среды.
  • Репрезентативный: использование языка для передачи фактов и информации.

По словам Халлидея, когда ребенок переходит на родной язык, эти функции уступают место обобщенным «метафункциям» языка. В этом процессе между двумя уровнями простой протоязыковой системы (сочетание «выражения» и «содержания» знака Соссюра) вставляется дополнительный уровень содержания. Вместо одного уровня содержания теперь два: лексикограмма и семантика. План «экспрессии» теперь также состоит из двух уровней: фонетики и фонологии.

Работы Хэллидея иногда рассматриваются как представляющие точку зрения, конкурирующую с формалистическим подходом Ноама Хомского. Заявленная озабоченность Халлидея связана с «естественным языком в реальных контекстах использования» в большом типологическом диапазоне языков. Критики Хомского, напротив, часто характеризуют его работу как сосредоточенную на английском языке с платонической идеализацией, характеристикой, которую Хомскианцы отвергают (см. Универсальную грамматику ).

Избранные работы

Смотрите также

Рекомендации

Источники и внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-02 10:07:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте