Митрополия Черногории и Приморья

редактировать
Митрополия Черногории и Приморья
Monastero di cetinje, 01.JPG Цетинский монастырь, резиденция митрополии
Место нахождения
Территория Черногория
Штаб-квартира Цетине, Черногория
Информация
Номинал Восточно-православный
Церковь Суй Юрис Сербская Православная Церковь
Учредил 1219 (как Епархия Зетов)
собор Собор Воскресения Христова, Подгорица
Язык Церковнославянский и сербский
Текущее руководство
Епископ Joanikije II
карта
Карта епархий Сербской Православной Церкви (включая Ортодоксальное Охридское Архиепископство) -en.svg
Веб-сайт
mitropolija.com

Митрополия Черногории и Литораль Сербской Православной Церкви ( сербская : Митрополија црногорско-приморск Српске православна цркве / Mitropolija crnogorsko-Приморск Srpske pravoslavne crkve) является крупнейшей епархией (епархия) в Сербской Православной Церкви в современной Черногории. Основанная в 1219 году Святым Саввой как епархия Зета, она непрерывно существовала до настоящего времени и остается одной из самых известных епархий Сербской Православной Церкви. Нынешний митрополит епископ - Иоаники. Его официальное название «Архиепископ Цетинье и митрополита Черногории и Прибрежная» ( сербский : Архиепископ цетињски и митрополит црногорско-приморски, латинизируется : Arhiepiskop cetinjski я Mitropolit crnogorsko-Приморски).

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Епархия Зетов (1219–1346)
    • 1.2 Митрополия Зетов (1346–1496)
    • 1.3 Цетинская епархия в 16-17 веках
    • 1.4 Цетинская митрополия под властью Петровича-Негоша
    • 1.5 Основная епархия в Черногории (1852–1918)
    • 1.6 В Югославии (1918–2006)
    • 1.7 В независимой Черногории рост напряженности в отношениях с государством (2006–2020 годы)
    • 1.8 С 2020 года
  • 2 Список митрополитов (Владикасс)
  • 3 Публикации в СМИ
  • 4 монастыря
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Источники
  • 8 Внешние ссылки

История

Епархия Зетов (1219–1346)

Остатки монастыря Пречиста Краиньска (15 век)

Епархия Зета была основана в 1219 году Саввой из династии Неманичей, первым архиепископом автокефальной Сербской Православной Церкви. Получив автокефалию от Вселенского Патриархата Константинополя и подтверждение от Византийского Императора, архиепископ Сава разделил территорию под своей церковной юрисдикцией на девять епископств. Одним из них было епископство Зета (южная половина современной Черногории и северная часть современной Албании). Резиденцией епископов Зеты был монастырь Святого Архангела Михаила на Превлакском полуострове (недалеко от современного Тивата ). Первым епископом Зеты был ученик Святого Саввы Иларион ( фл. 1219).

После провозглашения Сербского Патриархата Печ в 1346 году епархия Зета была среди нескольких епархий, получивших почетный статус митрополии по решению Государственно-церковного совета, проходившего в Скопье под председательством сербского императора Стефана Душана..

Митрополия Зетов (1346–1496)

Остатки первоначального Цетинского монастыря возле новой "придворной церкви" в Цетине.

После распада Сербской империи (1371 г.) регион Зета находился под властью Дома Балшичей, а в 1421 г. он был включен в состав Сербского Деспотата. В этот период Венецианская республика постепенно завоевала прибрежные районы Зеты, включая города Котор, Будва, Бар и Улцинь. Митрополия Зета была непосредственно затронута венецианским наступлением. В 1452 году венецианцы разрушили Кафедральный монастырь на Превлакском полуострове, чтобы облегчить свои планы по постепенному обращению восточно-православных христиан из этих частей побережья в римско-католическую веру. После этого резиденция митрополии несколько раз перемещалась между монастырем Святого Марка в Будве, монастырем Пречиста Краинска, монастырем Святого Николая на Враньине ( Скадарское озеро ) и монастырем Святого Николая в Ободе ( Риека Црноевича ). Наконец, он был перенесен в Цетинье, в районе Старой Черногории, где Цетинский монастырь был построен в 1484 году князем Иваном Црноевичем из Зеты.

Цетине Октоих (1494)

С конца 15 века горные районы Зеты стали называть Црна Гора ( серб. Црна Гора), что означает Черная гора, отсюда и Черногория. В 1493 году сын и преемник князя Ивана, князь Журадж Црноевич (1490–1496), открыл в Цетинье типографию, которой руководил иеромонах Макарий, и выпустил первую в истории книгу, напечатанную среди южных славян. Это был " Cetinje Octoechos ", сербско-славянский перевод с греческого оригинала служебной книжки, которая до сих пор используется в ежедневном цикле богослужений в Православной церкви. В 1496 году вся Зета, включая Черногорию, пала перед турками, но митрополия выжила.

Цетинская епархия в 16-17 веках

После 1496 года Цетинская епархия ( сербский : Цетињска епархија), как и другие епархии Сербской православной церкви, продолжала существовать под новым османским владычеством. У него была епархиальная юрисдикция над Старой Зетой, известной теперь как Старая Черногория, со штаб-квартирой в Цетине. Он имел духовное влияние на территорию между Белопавличи и Подгорицей до реки Бояна. В епархию входили также некоторые части Герцеговины, от Грахово до Чево. С 1557 по 1766 год епархия находилась под постоянной юрисдикцией Печского сербского патриархата.

В течение XVI и XVII веков епископы и местные христианские лидеры несколько раз с некоторым успехом оказывали вооруженное сопротивление османам. Хотя османы номинально правили Санджаком в Черногории, черногорские горы так и не были полностью покорены. Епископы и местные лидеры часто вступали в союз с Венецианской республикой. В начале 17 века черногорцы сражались и выиграли два важных сражения при Лешкополе (1603 и 1613) под руководством и командованием митрополита Руфима Негуша. Это был первый раз, когда митрополит возглавил и победил османов.

Цетинская митрополия при Петровичах-Негошах

Митрополит Петр I, канонизирован как святой Петр Цетинский. Митрополит Петр II Петрович-Негош (1830–1851) Смотрите также: Князь-епископство Черногории

Вся территория митрополии сильно пострадала во время Морейской войны, а в 1692 году старый Цетинский монастырь был разрушен. В 1697 году новый митрополит Данило Петрович-Негош был избран первым среди нескольких иерархов из семьи Петрович-Негош, которые занимали ту же должность подряд до 1851 года. Митрополит Данило (1697-1735) пользовался большим уважением, не только как духовный лидер, но и как лидер народа. Он объединил в своих руках духовную и светскую власть, установив таким образом форму « иерократии ». Он стал первым принцем-епископ в Старой Черногории, и по- прежнему выступает против Османской империи, сохраняя при этом традиционные связи с Венецианской республикой. Он также установил прямые связи с Российской империей, ища и получая финансовую помощь и политическую защиту.

Его преемники продолжали ту же политику. Митрополиты Сава II Петрович-Негош (1735–1750, 1766-1781) и Василий Петрович-Негош (1750-1766) должны были балансировать между османами, венецианцами и русскими. В то время митрополиты Цетинья продолжали рукоположение сербскими патриархами Печ (до 1766 г.), а затем сербскими митрополитами Карловци в Габсбургской монархии (до 1830 г.). После непродолжительного пребывания Арсения Пламенаца (1781–1784) митрополит Петр I Петрович-Негош (1784–1830) ввел несколько новых политик, положив начало процессу объединения Старой Черногории и региона Брда. Тот же процесс был завершен его преемником Петром II Петрович-Негошем (1830–1851), получившим хиротонию от Русского Священного Синода в 1833 году, установив практику, которая длилась до 1885 года. Как реформатор государственного управления, Петр II готовился к разделение духовной и светской власти, и после его смерти такое разделение было осуществлено. Его преемниками стали: князь Данило Петрович-Негош как светский правитель и митрополит Никанор Иванович как духовный лидер, новый митрополит Черногории.

Основная епархия в Черногории (1852–1918)

Смотрите также: Княжество Черногория и Королевство Черногория Статья 40 Конституции Черногории 1905 года провозгласила Черногорскую церковь независимой.

Епархия была реорганизована во время правления князя Данила I (1852-1860), первого светского правителя недавно провозглашенного княжества Черногория. Канцелярии правящего князя и митрополита были разделены, а епархиальное управление было модернизировано. Первым митрополитом, избранным в качестве церковного лидера, был Никанор Иванович в 1858 году. Он был свергнут и сослан в 1860 году новым князем Никой (1860-1918), который установил жесткий государственный контроль над церковным управлением. Во время его долгого правления митрополиты Иларион Роганович (с 1863 г.) и Висарион Любиша (с 1882 г.) провели несколько важных реформ церковного управления. В 1878 году Княжество Черногория было признано независимым государством, а также было расширено за счет аннексии Старой Герцеговины и некоторых других регионов. До этого времени православные христиане Старой Герцеговины принадлежали к митрополии Герцеговины с центром в Мостаре, все еще находившейся под властью Османской империи. Такая епархиальная принадлежность больше не поддерживалась, и для вновь присоединенных регионов было создано новое епархия - Захумльская и Рашка со штаб- квартирой в Никшиче. С тех пор в Черногории существовало две епархии: старая митрополия с центром в Цетинье и недавно созданная епархия Захумле и Рашка с центром в Никшиче. Никакая церковная провинция с объединенными церковными органами не создавалась до 1904 года при митрополите Митрофане Бане (1884-1920), когда был учрежден Священный Синод, формально состоящий из двух епископов, но из-за долгой вакансии в Никшиче он не начал действовать. функционировали до 1908 года.

Митрополит Митрофан Бан (1884–1920)

Во время долгого правления князя и (с 1910 г.) короля Николы I Петровича (1860-1918), который был сербским патриотом, растущие политические устремления его правительства включали не только обеспечение сербского престола для его династии, но и его возрождение. старого сербского Патриархата Печ. По случаю возведения Черногории в ранг Королевства в 1910 году премьер-министр Черногории Лазар Томанович заявил: Цетинская митрополия - единственная епископская резиденция Святого Саввы, которая сохранилась до наших дней., и как таковой он представляет законный престол и потомка Печского Патриархата. Такие стремления усилились после освобождения Пече во время успешного расширения государственной территории Черногории в 1912 году, когда была создана еще одна епархия для нескольких аннексированных территорий, которые до этого принадлежали епархии Рашка и Призрен. Ее регионы, приложенные к Черногории были преобразованы в новой епархии Пече (1913). С этого времени Священный Синод начал работать в полную силу с тремя архиереями.

Конституция Княжества Черногория, принятая в 1905 году, провозгласила восточное православие государственной религией и провозгласила автокефалию Черногорской церкви: «Государственной религией в Черногории является восточная православная вера. Черногорская церковь автокефальная. Он не зависит от какой-либо иностранной церкви, но поддерживает доктринальное единство с Восточно-православной экуменической церковью »(статья 40 Конституции).

В Югославии (1918–2006)

Митрополит Гаврило Дожич (1920–1938), впоследствии ставший сербским патриархом (1938–1950).

После окончания Первой мировой войны (1914-1918), Королевство Черногории было объединено с Королевством Сербии на 26 (13 зева ) ноября 1918 г. провозглашения вновь избранной Подгорица Ассамблеи, и вскоре после этого, 1 декабря того же года было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев, известное после 1929 года как Королевство Югославия. Политическое и национальное объединение было осуществлено под эгидой династии Караджорджевичей, и, таким образом, давнее династическое соперничество между двумя королевскими семьями, династией Петрович-Негош в Черногории и династией Караджорджевичей в Сербии, было окончательно разрешено без взаимного согласия. соглашение.

За политическим объединением последовало объединение всех восточно-православных юрисдикций в границах нового государства. Первоначальное решение о включении епархий Черногории в процесс церковного объединения было принято 29 (16 os ) декабря 1918 года Священным Синодом, в состав которого входили все три иерарха Черногории: Митрофан Бан Цетинский, Кирило Митрович из Никшича и Гаврило Дожич из Печ. В тот день Священный Синод собрался в Цетине и единогласно принял следующее предложение: «Независимая Сербская Православная Святая Церковь в Черногории будет объединена с Автокефальной Православной Церковью в Королевстве Сербия». Вскоре после этого были сделаны дальнейшие шаги к церковному объединению. С 24 по 28 мая 1919 года в Белграде проходила конференция всех православных епископов в границах единого государства под председательством митрополита Черногории Митрофана Пан, который также был избран президентом недавно созданного Центрального Синода. Под его руководством, Центральный Синод подготовил окончательный прокламацию объединения Церкви 12 сентября 1920 г. Создание единой Сербской Православной Церкви также было подтверждено королем Александром I.

Осенью 1920 года на смену старому митрополиту Митрофану Бану пришел Гаврило Дожич, ставший новым митрополитом Черногории и Приморья. В 1931 году в соответствии с положениями недавно принятой Конституции Сербской Православной Церкви, епархия Захумле и Рашка со штаб- квартирой в Никшиче была упразднена, а ее территория была присоединена к Митрополии Черногории и Приморья. В то же время Которская и Дубровницкая епархия также была упразднена и разделена, а ее район Которского залива был присоединен к митрополии. В 1938 году митрополит Черногории Гаврило Дожич был избран сербским патриархом, а Иоаникий Липовац был избран новым митрополитом Черногории и Приморья в 1940 году.

Митрополит Амфилохий Радович (1990–2020)

Во время Второй мировой войны Югославия была оккупирована державами оси в 1941 году, а территория Черногории была организована как итальянская провинция Черногория (1941–1943), после чего Германия оккупировала Черногорию (1943–1944). Митрополия сильно пострадала во время оккупации, и более сотни священников и других священнослужителей с территории Черногории погибли во время войны. В то время черногорский фашист Секула Дрлевич пытался создать независимое Королевство Черногория в качестве государства-сателлита фашистской Италии и нацистской Германии, но этот проект потерпел неудачу из-за отсутствия поддержки среди людей. Его попытка была остановлена восстанием 13 июля 1941 года, которое поддержали обе стороны политического спектра. Митрополит Иоанникие Липовац тесно сотрудничал с несколькими правыми движениями, а также пытался посредничать с местными итальянскими и немецкими официальными лицами в оккупированной Черногории, тем самым спровоцировав враждебность левых югославских партизан. В 1944 году, когда югославские коммунисты взяли власть, он должен был бежать, но был арестован и расстрелян без суда в 1945 г. В 2001 г. он был освящен как священномученик по Сербской православной церкви.

При югославском коммунистическом правлении (1944–1989) митрополия подвергалась постоянным репрессиям со стороны нового режима. Преследования были особенно суровыми в первые годы коммунистического правления (1944–1948). Новый режим оказывал прямое давление на духовенство, чтобы подавить все формы антикоммунистической оппозиции. В то же время многие церковные владения были конфискованы, некоторые в соответствии с положениями новых законов, а другие были захвачены незаконно и насильственно. Несколько церквей и даже несколько небольших монастырей были закрыты, а их здания превращены в полицейские участки и склады. В то же время была провозглашена новая черногорская нация, отличная от сербской нации. В 1954 году митрополит Арсений Брадваревич (1947–1960) был арестован, предан суду и осужден как враг коммунистического режима. Он находился в тюрьме с 1954 по 1958 год, а затем содержался под домашним арестом до 1960 года. Его сменил митрополит Данило Дайкович (1961–1990), деятельность которого также находилась под пристальным контролем государственных властей. В 1970–1972 годах коммунистический режим разрушил церковь Ловчен, посвященную святому Петру Цетинскому, и осквернил могилу митрополита Петра II Петровича-Негоша, который был там похоронен, заменив церковь светским мавзолеем.

В 1990 году Амфилохий Радович был избран новым митрополитом Черногории и Приморья. К тому времени коммунистический режим в Югославии рушился, и первые демократические выборы в Черногории были проведены в 1990 году. В 1992 году была создана Союзная Республика Югославия, в которую вошли Черногория и Сербия. Согласно Конституции Черногории (1992 г.) свобода вероисповедания была восстановлена. За политическими изменениями последовал период церковного возрождения. Число священников, монахов и монахинь, а также число верующих увеличилось, и многие монастыри и приходские церкви были отстроены и вновь открыты. Например, из всего лишь 10 действующих монастырей с примерно 20 монахами и монахинями в 1991 году в Черногории сейчас 30 действующих монастырей с более чем 160 монахами и монахинями. Число приходских священников также увеличилось с 20 в 1991 году до более 60 сегодня. В 2001 году епархиальное управление в регионе было реорганизовано: некоторые северные и западные районы были отделены от митрополии, и на этой территории была создана новая епархия Будимля и Никшич.

В независимой Черногории рост напряженности в отношениях с государством (2006–2020 гг.)

Собор Воскресения Христова в Подгорице, завершен и освящен в 2013 году.

Весной 2006 года был проведен референдум о независимости, и Черногория стала суверенным государством. В то же время Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви принял решение сформировать региональный Архиерейский Собор Черногории, состоящий из епископов, представляющих епархии на территории Черногории. Этим же решением митрополит Черногорский и приморский был назначен председателем областного Архиерейского Собора. Осенью 2007 года из-за болезни и преклонного возраста сербского патриарха Павла Стойчевича, митрополит Черногории Амфлохие Радович был назначен управляющим Патриаршего престола Священным Синодом Сербской Православной Церкви. Старый Патриарх Павле скончался в 2009 году, а митрополит Амфилохий продолжал управлять Патриаршим престолом до избрания нового сербского Патриарха Иринея Гавриловича в 2010 году.

Поскольку Черногория стала суверенной страной в 2006 году, после узкого референдума о независимости отношения между государственными органами и Митрополией стали все более сложными. Будучи решительным сторонником сербско-черногорского профсоюзного движения, митрополит Амфилохий рассматривался как противник недавно провозглашенной независимости Черногории, и, таким образом, к нескольким церковным спорам добавилось новое политическое измерение. Один из этих споров был связан с претензиями и деятельностью отдельной черногорской православной церкви, которая была создана в 1993 году группой черногорских националистов, но так и не была признана канонической. В последующие годы возникли различные споры, в основном по вопросу об исторической и канонической законности и эффективном контроле над некоторыми церковными объектами и имуществом.

В 2019 году отношения с государством еще больше ухудшились, поскольку власти приняли новый закон о религиозных организациях, который был истолкован Сербской церковью как направленный на возможную конфискацию церковного имущества. Последовали длительные массовые публичные выступления в поддержку Митрополии, продлившиеся до парламентских выборов в августе 2020 года и потери власти Демократической партией социалистов Черногории (ДПС).

С 2020 г.

См. Также: Категория: Отношения Черногории и Сербии

5 сентября 2021 года новый глава епархии Йоаникий Мичович, который был администратором митрополии с 30 октября 2020 года, был возведен на трон в Цетинском монастыре сербским патриархом Порфирием Перичем. Намерение Сербской церкви провести церемонию в историческом монастыре в городе Цетине, бывшей столице страны, еще больше обострило политическую и этническую напряженность в Черногории и спровоцировало бурные протесты в Цетине. Решение иерархии Сербской церкви провести церемонию в Цетине было осуждено президентом Черногории Мило Жукановичем, который призвал протестующих сорвать инаугурацию и заявил: «Сегодня в Цетинье мы стали свидетелями великого позора Сербская Православная Церковь и Правительство Черногории, беспрецедентный позор в долгой истории черногорского государства, а также в истории всего Православия ". Премьер-министр Здравко Кривокапич, известный как решительный сторонник сербской церкви, назвал протесты «попыткой террористических актов» и обвинил ДПС. После возведения на престол 5 сентября 2021 года хорватская ежедневная газета Jutarnji list, Al Jazeera Balkans и финансируемое США Radio Free Europe / Radio Liberty цитировали наблюдателей и аналитиков, которые полагали, что установка Joanikije в Цетинье разоблачила Сербскую церковь как инструмент Белград, где можно увидеть двойную попытку Белграда и Москвы дестабилизировать Черногорию как государство-член НАТО. Сеть Balkan Investigative Reporting Network тем временем опубликовала статью, написанную белградским наблюдателем, который обвинил в насилии Чукановича и бывшую правящую Демократическую партию социалистов Черногории, обвинив их в посеивании раскола в стране и разжигании беспорядков в качестве средства защиты своих интересов. убывающая сила.

Список митрополитов (владык)

Основная статья: Список митрополитов Черногории
  1. Иларион I (1220–1242)
  2. Герман I (1242–1250)
  3. Неофит (1250–1270)
  4. Евстатие (1270–1279)
  5. Йован (1279–1286)
  6. Герман II (1286–1292)
  7. Михайло I (1293–1305)
  8. Андрия (1305–1319)
  9. Михайло II (1319)
  10. Давид I (1391–1396)
  11. Арсений I (1396–1417)
  12. Давид II (1417–1435)
  13. Джефтимие (1434–1446)
  14. Теодосие (после 1446 г.)
  15. Иосиф (1453)
  16. Визарион I (1482–1485)
  17. Пахомидже I (1491–1493)
  18. Вавила (1493–1495)
  19. Роман (1496)
  20. Герман III (1496–1520)
  21. Павле (1520–1530)
  22. Василий I (1530–1532)
  23. Ромил I (1532–1540)
  24. Никодим (1540 г.)
  25. Рувим I (1540–1550)
  26. Макарийе (1550–1558)
  27. Дионисий (1558)
  28. Ромил II (1558–1561)
  29. Рувим II (1551–1569)
  30. Пахомидже II (1569–1579)
  31. Герасим (1575–1582)
  32. Вениамин (1582–1591)
  33. Никанор I и Стеван (1591–1593)
  34. Рувим III (1593–1636)
  35. Мардарие (1637–1659)
  36. Руфим IV (1673–1685)
  37. Василий II (1685)
  38. Визарион II (1685–1692)
  39. Сава I (1694–1697)
  40. Данило I (1697–1735)
  41. Сава II (1735–1781)
  42. Сава II и Василий III (1750–1766)
  43. Арсений II (1781–1784)
  44. Петар I (1784–1830)
  45. Петар II (1830–1851)
  46. Данило II (1851–1852)
  47. Никанор II (1858–1860)
  48. Иларион II (1860–1882)
  49. Визарион III (1882–1884)
  50. Митрофан (1884–1920)
  51. Гаврило (1920–1938)
  52. Хоаникидж I (1938–1945)
  53. Арсений III (1947–1961)
  54. Данило III (1961–1990)
  55. Амфилохидже (1990–2020 годы)
  56. Joanikije II (2020 – настоящее время)

Публикации в СМИ

" Светигора " (сербский: Светигора, английский: Святая гора) - периодический журнал Сербской православной митрополии Черногории и Приморья, основанный в 1992 году митрополитом Амфилохием Радовичем, и в настоящее время издается и редактируется Издательским и информационным учреждением Митрополия Черногории и Приморья ". Содержит в основном церковные учения, стихи, лекции, духовные уроки, репортажи, новости и хроники Митрополии, Сербской церкви и всех других православных церквей. В 1998 году митрополит Амфилохий также открыл общенациональную радиостанцию ​​«Светигора».

Монастыри

Верхняя церковь монастыря Острог

В составе митрополии находятся следующие монастыри:

Смотрите также

использованная литература

Источники

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-02 09:00:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте