Литовская митрополия

редактировать
Фреска императора Андроника II Палеолога, учредившего Литовскую митрополию, что впоследствии было расценено как «аномалия» в византийской политике.

Митрополия Литвы была недолгая митрополией в православной церкви в 14 веке. Созданный между 1315 и 1317, это было только два митрополиты и был прекращено в 1371. Его создании была частью вступления Великого княжества Литовского в соперничество за религиозный контроль в княжествах Руси между Галицко-Волынским, в Княжестве Тверь и Великое княжество Московское. Византия, резиденция Константинопольского патриарха, как правило, предпочитала единую митрополию Киевского и всея Руси, и не хотели делить свою власть. Поэтому по возможности Византия объединяла митрополии. Столкнувшись с противодействием фактическому физическому разделению митрополий, литовцы применили дополнительную тактику: выдвинули своих кандидатов на место митрополита Киевского и всея Руси. Однако к 1440-м годам, последним годам Византийской империи, Великое княжество Московское фактически выиграло спор и стало новым духовным центром православной традиции в Восточной Европе.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Учреждение
  • 2 митрополит Феофил (с.  1317 -1330)
  • 3 Митрополит Роман (1355–1362)
  • 4 См. Также
  • 5 ссылки
  • 6 Дальнейшее чтение
  • 7 Внешние ссылки
Учреждение

Великое княжество Литовское расширилась на восток за счет славянских православных княжеств бывшей Киевской Руси. Придерживаясь языческой веры, великие князья Витенис и Гедиминас понимали политическую важность контроля над церковью. В то время, Питер, то митрополит Киевский и всея Руси, при поддержке Галицко-Волынского, конкурировал с Михаилом Ярославичем, тверской князь, который хотел заменить Питер со своим кандидатом. В результате этого спора резиденция митрополии была перенесена в Москву. У Литвы были довольно дружеские отношения с Твери, и, возможно, новая митрополия была способом поддержать Михаила Ярославича в его борьбе с митрополитом Петром, чьи доходы были сокращены, а авторитет на всей Руси поставлен под сомнение. Византия, опасаясь растущего влияния местных князей, как правило, способствует церковное единство в Руси, в надежде, что сильная объединенная митрополия сможет противостоять политическим интригам. Поэтому непонятно, почему он согласился учредить новую митрополию; позже византийские власти расценили это как «аномалию» или «результат неразберихи». Возможно, император Андроник II Палеолог, участвовавший в войнах с Османской империей из- за Малой Азии, нуждался в военной и финансовой помощи, которую Литва могла предоставить. Император учредил митрополию, а патриарх Иоанн XIII рукоположил святителя.

Митрополит Феофил ( с. 1317 -1330)

Литовская митрополия с епископальной кафедрой в Новогрудке имела двух епископов-суфражистов в Турове и Полоцке. С 1317 по 1330 год, кажется, был только один митрополит епископ, Феофил Русского происхождения. Сохранившийся список его собственности показывает, что Феофил много путешествовал по княжествам Руси и преподносил дорогие подарки видным правителям региона, возможно, в рамках кампании за то, чтобы стать Киевским митрополитом. Однако после смерти Петра в 1326 году Феофил и кандидат, представленный Москвой, были отвергнуты Константинополем как слишком политические. Вместо этого они назначили независимого Феогноста новым митрополитом Киевским и всея Руси. Когда Феофил умер в 1330 году, Феогносту удалось восстановить единство на Руси: заявив, что христиан в языческой Литве слишком мало, резиденция Литовской митрополии осталась вакантной. В случае необходимости в будущем мог быть назначен новый митрополит. А пока Феогност будет иметь власть над всей Русью и Литвой.

Митрополит Роман (1355–1362)

После смерти Феогноста в 1353 году великий князь литовский Альгирдас сначала не пытался возродить Литовскую митрополию, а вместо этого выдвинул своего кандидата Теодорита на престол Киева и всей Руси. Не сумев заручиться поддержкой в ​​Византии, Теодорит обратился к раскольнической Болгарской православной церкви и получил там рукоположение. Подобные действия могут указывать на то, что Альгирдас задумывал собственную автокефальную церковь. Разгневанные византийцы вынудили Альгирдаса изменить свою тактику. Теперь он поддерживал Романа, монаха из Твери и родственника жены Альгирдаса Ульяны, и даже обещал перейти в православие в обмен на рукоположение Романа. Патриарх Каллист I, которому соперничал Филофей Коккинос, согласился и посвятил Романа в сан митрополита Литовского в 1355 году.

Роман пытался утвердить свою власть над всеми славянскими землями Великого княжества, хотя они принадлежали Киевской и всея Руси, митрополит которой епископ Алексий проживал в Москве. В 1356 году, после дипломатической борьбы, Каллист I объединил митрополии Литовскую и Галицкую под властью Романа, в то время как Алексий сохранил свой титул. Однако соперничество продолжалось до смерти Романа в 1362 году, когда Литва-Галичина перешла под контроль Алексия. В 1371 году Литовская митрополия была официально понижена до епископства и передана в ведение митрополита Киевского и всея Руси. Однако это не положило конец политическому соперничеству за религиозное влияние на Руси. Альгирдас успешно продвинул своего кандидата Киприана, когда Алексий был еще жив. В 1415 году великий князь Витаутас попытался восстановить Литовскую митрополию и продвинул Григория Цамблака. Соперничество фактически закончилось в 1448 году, когда Москва начала самостоятельно выбирать митрополитов без одобрения Византии, которая рухнула в 1453 году.

Смотрите также
Рекомендации
дальнейшее чтение
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2024-01-02 09:00:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте