Метеор (ракета)

редактировать
Не путать с ААМ-Н-5 «Метеор» или « Метеор» (ракета).
Метеор
ILA 2008 PD 446.JPG
Тип Ракета класса " воздух-воздух" вне зоны видимости
Место происхождения Соединенное Королевство / Германия / Швеция / Италия / Испания / Франция
История обслуживания
В сервисе С 2016 г.
История производства
Производитель MBDA
Себестоимость единицы продукции 2 000 000 евро (2,28 млн долларов США) (2019 финансовый год)
Характеристики
Масса 190 кг (419 фунтов)
Длина 3,65 м (12 футов 0 дюймов)
Диаметр 0,178 м (7,0 дюйма)
Боеголовка Фугасно-осколочно- фугасный
Детонационный механизм Бесконтактный / ударный предохранитель

Двигатель Ракета с дроссельной заслонкой (ПВРД)
Рабочий диапазон
Максимальная скорость Более 4 Маха
Система наведения Инерциальное наведение, обновление промежуточного курса через канал передачи данных, активное наведение радиолокатора на терминал
Стартовая платформа

Метеор является активным РЛС направляется за пределы-визуального расстояния воздух-воздух ракеты (BVRAAM), разработанная MBDA. Meteor предлагает возможность многозарядной стрельбы (несколько запусков по нескольким целям) и имеет возможность поражать высокоманевренные цели, такие как реактивные самолеты, и небольшие цели, такие как БПЛА и крылатые ракеты, в среде тяжелого электронного противодействия (ECM) с дальностью свыше 100 километров (54 миль). Твердотопливный прямоточный воздушно-реактивный двигатель позволяет ракете двигаться со скоростью более 4 Маха и обеспечивает ракету тягу и ускорение на среднем курсе для перехвата цели. Двусторонний канал передачи данных позволяет запускающему самолету предоставлять обновления цели на полпути или при необходимости перенацеливать, включая данные от сторонних сторон, находящихся за бортом. Канал передачи данных способен передавать информацию о ракете, такую ​​как функциональное и кинематическое состояние, информацию о нескольких целях и уведомление о захвате цели искателем.

Метеор ракеты был введен в эксплуатацию в ВВС Швеции JAS 39 Gripens в апреле 2016 года и официально достиг начальной операционной способности (МОК) в июле 2016 г. Он также предназначен для оснащения Eurofighter Typhoon в Королевских ВВС (RAF), Королевский Саудовской ВВС, Военно - воздушные силы, испанский ВВС, ВВС Италии и Катара ВВС, британские и итальянские F-35 Lightning IIs, Dassault Rafale в ВВС Франции, Греческой ВВС, ВВС Индии Qatar ВВС и JAS 39 Gripen в бразильском ВВС.

По данным MBDA, кинетические характеристики Meteor в три-шесть раз выше, чем у современных ракет такого типа. Ключом к характеристикам Meteor является ракета с дроссельной заслонкой ( ПВРД ), производимая немецкой компанией Bayern-Chemie.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
    • 1.1 Требование
    • 1.2 Снижение риска
    • 1.3 Решение
    • 1.4 Предварительный контракт
  • 2 Описание
    • 2.1 Искатель
    • 2.2 Передняя часть
    • 2.3 Боеголовка
    • 2.4 Движение
    • 2.5 Контроль
    • 2.6 Datalink
    • 2.7 Поддержка
  • Заказы ( 3)
    • 3.1 Ключевые вехи
    • 3.2 Развитие
    • 3.3 Будущее
  • 4 оператора
    • 4.1 Текущий
    • 4.2 Будущее
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

История

Требование

Meteor был выбран на конкурсе, чтобы соответствовать требованиям Великобритании к персоналу (воздух) 1239 (SR (A) 1239) для будущей средней дальности ракеты воздух-воздух ( FMRAAM ) для замены ракет BAe Dynamics Skyflash ВВС Великобритании. В качестве основного вооружения класса «воздух-воздух» Eurofighter ракета будет использоваться против целого ряда неподвижных и винтокрылых целей, включая беспилотные летательные аппараты и крылатые ракеты.

Хотя никаких подробных требований к характеристикам публично не обнародовано, они понимали, что они требуют успеха запуска и зон без выхода, приближающихся к вдвое большему, чем у тогдашней «современной» ракеты средней дальности AMRAAM. Внешняя геометрия ракеты будет ограничена необходимостью совместимости с полуутопленными подфюзеляжными пусковыми установками Eurofighter, которые были разработаны для AMRAAM. Ключевые особенности требования включали «незаметный пуск, улучшенную кинематику, которая обеспечит ракету достаточной энергией для преследования и уничтожения очень маневренной маневрирующей цели, надежные характеристики в противодействии и способность запускающего самолета стрелять и выходить из боя при первой же возможности. тем самым повышая живучесть самолетов ". Эти требования были в значительной степени обусловлены предполагаемой угрозой, исходящей от усовершенствованных версий российского Су-27 «Фланкер», вооруженного версиями ракеты Р-77 с ПВРД увеличенной дальности.

В феврале 1994 года Минобороны Великобритании выпустило RFI о возможности разработки усовершенствованной ракеты класса "воздух-воздух" средней дальности. В ответ были созданы четыре концепта, все с использованием интегрированного ракетно-прямоточного двигателя:

  • BAe, Alenia Difesa, GEC-Marconi и Saab Dynamics предложили S225XR.
  • Matra предложила производную от MICA, хотя ожидалось, что давно запланированное слияние BAe Dynamics и ракетного подразделения Matra приведет к отмене этого предложения.
  • Daimler-Benz Aerospace и Bayern-Chemie предложили усовершенствованную ракету класса "воздух-воздух" (A3M).
  • Хьюз при поддержке правительства США предложил дериватив AMRAAM на основе проводимых работ по модернизации.

Конкурс официально начался в июне 1995 года на фоне правительственных и промышленных контактов между Великобританией, Францией и Германией, направленных на установление общих требований и промышленного консорциума. Даже на этой ранней стадии конкуренция переросла в прямую борьбу между европейским и американским решениями.

Правительство США согласилось передать разработку усовершенствованной двигательной установки в Великобританию в поддержку заявки Hughes, хотя было неясно, какая часть совместной работы будет европейской. Первоначальное предложение Хьюза было оснащено канальной ракетой с регулируемым потоком (VFDR). Он разрабатывался командой Atlantic Research Corporation (ARC) / Alliant Techsystems в течение десяти лет, но у ВВС США в то время не было планов по разработке AMRAAM с увеличенным радиусом действия, поскольку это могло поставить под угрозу поддержку малозаметного F-22 Raptor. Команда также предоставила информацию BAe, которая рассматривала VFDR в качестве силовой установки для S225XR вместе с системами от Bayern Chemie и Volvo. ARC провела переговоры с Royal Ordnance, единственной британской компанией, обладающей необходимыми возможностями после решения Rolls-Royce прекратить работы над прямоточными воздушно-реактивными двигателями.

Министерство обороны Великобритании выпустило приглашение к участию в тендере (ITT) в декабре 1995 года. Ответы должны были быть получены в июне 1996 года по контракту в Великобритании на сумму 800 миллионов фунтов стерлингов. К февралю 1996 года команда США была на месте, тогда как европейские усилия оставались раздробленными. «Матра» и ракетное подразделение DASA (LFK) были на грани совместной заявки, которую также рассматривали BAe и Alenia. Предложение Matra / LFK было основано на проекте Matra MICA-Rustique, в котором использовался саморегулирующийся прямоточный воздушно-реактивный двигатель на твердом топливе, разработанный Matra / ONERA. Слияние ракетных предприятий BAe и Matra застопорилось из-за нежелания французского правительства одобрить сделку без заверений Великобритании в том, что оно примет более проевропейский подход к закупкам. Слияние было завершено в 1996 году с образованием Matra BAe Dynamics (MBD). Это было не единственное слияние в перспективе, поскольку DASA и Aérospatiale проводили комплексную проверку, хотя Matra также выразила интерес к ракетным операциям Aérospatiale. Правительство Германии пыталось использовать требования Великобритании и Германии, чтобы консолидировать европейскую промышленность в критическую массу, способную привлечь США на более равных условиях.

Хьюз собрал команду, включающую Aérospatiale (силовая установка), Shorts (интеграция и окончательная сборка), Thomson-Thorn Missile Electronics (TTME), Fokker Special Projects (приведение в действие плавников) и Diehl BGT Defense (боеголовка). Кстати, принятие FMRAAM в качестве названия предложения Хьюза вынудило Министерство обороны Великобритании изменить название SR (A) 1239 на BVRAAM. Hughes предоставит ищущему электронику от своего шотландского филиала Hughes Micro Electronics Europa. Модернизированная электроника наведения будет более компактной по сравнению с существующим AMRAAM. Другие изменения включали: новое электронное устройство, в отличие от обычного механического, безопасного и ручного устройства, основанное на системе IRIS-T компании Diehl BGT Defence ; цифровой прибор обнаружения целей ТТМЭ (конформный СВЧ-взрыватель двустороннего действия); и укороченная система управления и срабатывания. ГСН и боевая часть практически не отличались от AMRAAM.

Европейское содержание заявки Hughes было подкреплено заменой ARC / ATK VFDR на ПВРД на жидком топливе Aérospatiale-Celerg с интегрированным безсопловым ускорителем ARC. Это было основано на исследованиях, проведенных в рамках программы Simple Regulation Ramjet, которая началась в 1994 году. В конструкции с непосредственным впрыском использовалась надувная эластомерная камера внутри топливного бака для управления потоком топлива, и считалось, что она предлагает более дешевый подход по сравнению с регулируемым жидкостный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, требующий турбонасоса и связанного с ним оборудования для подачи топлива. Восемьдесят процентов производства и разработки FMRAAM будут осуществляться в Европе, 72% - в Великобритании.

Европейская команда, состоящая из BAe Dynamics, Matra Defense, Alenia Difesa, GEC-Marconi, Saab Dynamics, LFK и Bayern-Chemie, была наконец собрана всего за шесть недель до крайнего срока подачи заявок 11 июня 1996 года. BAe заключила соглашение, по которому возглавит команду. Это объединение позволило избежать раскола в попытках Европы предоставить надежную альтернативу заявке США. Matra и LFK уже объединились и подали бы заявку независимо, если бы «челночная дипломатия» BAe провалилась.

Первоначальное предложение BAe Dynamics S225XR было бескрылым. Однако в ходе международных дискуссий развивающиеся предложения Великобритании и Германии оказались почти идентичными по концепции, за исключением крыльев последнего. Компромисс между крылатыми и бескрылыми конфигурациями был очень хорошо сбалансирован, но крылья обеспечивали повышенное демпфирование крена, что считалось полезным с учетом асимметричной конфигурации воздухозаборника, поэтому немецкая конфигурация A3M была принята для европейского предложения под названием Meteor.

Когда подали заявки, ожидалось, что контракт будет заключен в конце 1997 года с первыми поставками к 2005 году.

Сокращение рисков

После нескольких раундов разъяснения заявок в начале 1997 года был сделан вывод, что риски слишком высоки, чтобы приступить непосредственно к разработке. Таким образом, Агентство оборонных закупок Великобритании (DPA) и Управление оборонных материалов Швеции (FMV) запустили программу определения проектов и снижения рисков (PDRR). Это дало двум командам двенадцать месяцев на то, чтобы доработать свои проекты, а также определить и понять риски и способы их снижения. Контракты с PDRR были размещены в августе 1997 года, а второй ITT последовал в октябре. Результаты программы PDRR ожидались в марте 1998 года, но закупки оказались в ловушке накануне и после всеобщих выборов в Великобритании в мае 1997 года, когда новое лейбористское правительство провело свой Стратегический обзор защиты. К 1998 году срок ввода в строй (ISD), определяемый как первая установка, оснащенная 72 ракетами, сдвинулся до 2007 года.

14-15 июля 1997 г. Министерство обороны Великобритании провело брифинг на уровне правительства и правительства с Италией, Германией и Швецией для обсуждения программы BVRAAM и того, как она может удовлетворить их требования с целью проведения совместных закупок. В то время возникли проблемы с финансированием контрактов по снижению риска, и некоторые страны обсуждали возможные финансовые взносы на исследования в обмен на доступ к данным.

Европейская команда надеялась, что в случае выбора Великобритании Meteor также будет принят Германией, Италией, Швецией и Францией. Однако теперь Германия сформулировала еще более жесткое требование. В ответ DASA / LFK предложили модифицированный A3M, названный Euraam, использующий активную ГСН DASA Ulm K-диапазона, с пассивным приемником для скрытного боя и модернизированную силовую установку Bayern Chemie. Утверждалось, что высокая энергия высокочастотного радара (по сравнению с I-диапазоном, используемым в AMRAAM) обеспечивает способность «прожигать» большую часть ECM, а более короткая длина волны позволит более точно определять положение цели, позволяя использовать боеголовок направленного действия. На одном этапе DASA подталкивала свое правительство к двухлетней демонстрационной программе, которая завершилась четырьмя неуправляемыми летными испытаниями. Это было представлено как запасной вариант на случай, если Великобритания выберет предложение Raytheon. Более циничные наблюдатели расценили это как тактику, подталкивающую Великобританию к Meteor.

Пересмотренные предложения BVRAAM были представлены 28 мая 1998 г., окончательные отчеты - в августе. Министр обороны США Уильям Коэн написал своему британскому коллеге Джорджу Робертсону с заверениями, что закупка ракеты Raytheon не оставит Великобританию уязвимой для экспортных ограничений США, которые потенциально могут помешать экспорту Eurofighter, что является серьезной проблемой, отмеченной Meteor. сторонники. В письме гарантируется «открытая и полная передача технологии», добавляется, что FMRAAM будет разрешено для стран, уже допущенных к AMRAAM, и что может быть создана совместная комиссия для рассмотрения вопроса о передаче в другие «чувствительные страны».

В июле 1998 года было подписано официальное заявление о намерениях между правительствами Великобритании, Германии, Италии, Швеции и Испании, которые, в зависимости от выбора Великобритании Meteor, согласились работать над совместными закупками одной и той же ракеты.

В сентябре 1998 года компания Raytheon предоставила Великобритании информацию о предполагаемых затратах на AMRAAM AIM-120B, которые будут использоваться на Tornado и в качестве временного оружия на Eurofighter при первоначальном вводе в эксплуатацию, пока BVRAAM все еще находился в разработке. США отказались продавать улучшенную версию AIM-120C. Это был первый этап постепенного подхода Raytheon к развертыванию полной функциональности FMRAAM. Минобороны предложило обеим командам возможность предложить альтернативные стратегии приобретения, которые предполагали бы выход на полную мощность на поэтапной основе, изначально предоставляя временные возможности, которые впоследствии можно было бы модернизировать.

Поэтапный подход Raytheon к выполнению полного требования SR (A) 1239 предлагал временное оружие с возможностями между AIM-120B AMRAAM и FMRAAM. Ракета класса "воздух-воздух" повышенной дальности (ERAAM) имела ГСН FMRAAM и секцию наведения, соединенную с двухимпульсным твердотопливным ракетным двигателем. Raytheon подсчитал, что ERAAM может быть готов к тогдашнему Eurofighter ISD 2004 года и обеспечивал 80% возможностей FMRAAM, но только за половину цены. Этот подход сыграл на ощутимых бюджетных ограничениях МО и понимании того, что основная угроза, на которой основывалось требование SR (A) 1239, - усовершенствованные производные R-77, не похоже, что в ближайшее время войдут в разработку. Постепенный подход позволит включить любые технологические достижения в будущие обновления. Они могли включать в себя многоимпульсные ракетные двигатели, системы управления вектором тяги, гибридные ракеты, гелевое топливо и прямоточные воздушно -реактивные двигатели внешнего сгорания.

Команда Meteor рассмотрела промежуточный проект, также работающий от двухимпульсного твердотопливного ракетного двигателя, но решила предложить полностью совместимое решение, полагая, что поэтапный подход не был рентабельным из-за опасений, что переход с одной версии на другую будет сложнее, чем утверждал Raytheon.

В феврале 1999 года Raytheon добавила еще один промежуточный уровень к своему поэтапному подходу. AIM-120B + будет иметь самонаводитель ERAAM / FMRAAM и секцию наведения, но будет присоединен к твердотопливному ракетному двигателю AIM-120B. Он будет готов для ISD Eurofighter 2004 года и может быть обновлен до конфигураций ERAAM или FMRAAM в 2005 и 2007 годах путем замены силовой установки и обновления программного обеспечения.

На Парижском авиасалоне 1999 года министр обороны Франции выразил заинтересованность своей страны в участии в проекте Meteor, оказав дальнейшее давление на Великобританию с целью использования BVRAAM в качестве центра консолидации европейской индустрии управляемого вооружения. Французы предложили профинансировать до 20% разработки, если Meteor выиграет конкурс в Великобритании. Перед подписанием официального меморандума о взаимопонимании, подготовленного Германией, Италией, Испанией, Швецией и Великобританией, министры обороны Великобритании и Франции обменялись межправительственными письмами о намерениях. Французы официально присоединились к программе в сентябре 1999 года.

В июле 1999 года ВВС Швеции объявили, что не будут финансировать разработку Meteor из-за нехватки оборонного бюджета. Однако ожидалось, что это решение не повлияет на участие Швеции в программе, поскольку финансирование было найдено из других источников.

Политические ставки были высоки. 4 августа 1999 года президент США Билл Клинтон написал премьер-министру Великобритании Тони Блэру. Клинтон заявила, что «я считаю, что трансатлантическое сотрудничество в сфере оборонной промышленности имеет важное значение для обеспечения постоянной оперативной совместимости вооруженных сил союзников». Блэр также столкнулся с лоббированием со стороны президента и премьер-министра Франции, канцлера Германии и премьер-министра Испании. В ответ Клинтон позже вторично написал Блэру 7 февраля 2000 г., когда должен был прибыть до встречи 21 февраля для обсуждения решения. Он обосновал предложение Raytheon, подчеркнув фразу «Я твердо убежден» в этом решении. Прямое вмешательство президента США подчеркнуло политическое и дипломатическое значение, которое приобрели закупки BVRAAM.

Осенью 1999 года компания Raytheon предложила еще один поворот в своем поэтапном подходе, представив ERAAM +. В случае выбора правительство США, сделав беспрецедентный шаг, предложило объединить программы AMRAAM США и Великобритании BVRAAM под совместным контролем. ERAAM + будет принят на вооружение обеими странами, оснащая Eurofighter, JSF и F-22, что позволит добиться экономии за счет масштабов крупных закупок в США. ERAAM + сохранит двухимпульсный двигатель ERAAM, но будет установлен на передней части, включающей все функции фазы 3 программы AMRAAM Pre-Planned Product Improvement (P3I) Министерства обороны США, которая была запланирована на 2015 год. Включает модернизированное аппаратное и программное обеспечение самонаведения, обеспечивающее улучшенную защиту от передовых угроз, и замену продольно установленных плат электроники на круглую конструкцию, которая уменьшила объем, занимаемый электроникой, позволяя разместить более длинный ракетный двигатель. В качестве равноправных партнеров США и Великобритания совместно определят и разработают новую ракету. Было подсчитано, что ERAAM + может быть доставлен менее чем за половину бюджета, выделенного для BVRAAM с ISD 2007 года. Согласно Raytheon, программа изначально обеспечивала бы Великобританию 62% разработок, производства и рабочих мест для закупок BVRAAM Министерства обороны и дала бы Великобритании 50% значительно более крупного рынка авиадиспетчеров США. Великобритания участвовала бы в производстве каждого производного инструмента AMRAAM, проданного по всему миру, который на тот момент прогнозировался на уровне 15000 в течение следующих 15 лет.

Двухимпульсный двигатель ARC не обеспечил бы полного соответствия требованию SR (A) 1239, однако считался достаточным для противодействия угрозам, ожидаемым до 2012-2015 годов, когда будут доступны улучшения боеголовки, канала передачи данных и силовой установки. Медленный темп российской производной Р-77 с прямоточным воздушным двигателем, макет которой был показан на Парижском авиасалоне, но не прошел после наземных испытаний компонентов и в котором российские ВВС не нуждались из-за отсутствия финансирования, был предложен в качестве доказательства того, что полная мощность, требуемая SR (A) 1239, не понадобится в течение некоторого времени. На пресс-конференции, посвященной запуску ERAAM +, компания Raytheon заявила, что прямоточный воздушно-реактивный двигатель «сегодня не нужен».

В противовес предложенной трансатлантической команде Raytheon компания Boeing была добавлена ​​в европейскую команду для предоставления экспертных знаний по интеграции самолетов, управлению рисками, технологиям бережливого производства и маркетинговой деятельности на отдельных рынках. Boeing также принес с собой обширный опыт работы с Министерством обороны США, необходимый для любых будущих попыток установить Meteor на самолетах США. Хотя изначально компания была заинтересована в разработке варианта Meteor для подавления ПВО противника в качестве преемника HARM, Boeing становился все менее и менее активным партнером по мере развития.

В конце 1999 г. к программе вернулась Швеция. К началу 2000 года обе команды представили лучшие и окончательные предложения. Ожидалось, что правительство объявит о своем решении в марте после заседания Комитета Министерства обороны по утверждению оборудования (EAC) 21 февраля. Решение было настолько деликатным с политической точки зрения, что некоторые полагали, что ВАС оставит его на усмотрение премьер-министра, когда он возглавит комитет по обороне и внешней политике. Вмешательство Министерства финансов Великобритании в последнюю минуту отложило принятие решения из-за опасений по поводу стоимости Meteor, который считается предпочтительным решением по сравнению с более дешевым поэтапным подходом, предлагаемым Raytheon.

Решение

В мае 2000 года министр обороны Великобритании Джефф Хун объявил, что Meteor был выбран для выполнения требований SR (A) 1239. Фабрис Брегье, тогдашний генеральный директор MBD, сказал: «Это решение знаменует собой историческую веху в создании европейской обороноспособности. Впервые Европа оснастит свои истребители европейской ракетой класса« воздух-воздух », что обеспечит возможность взаимодействия. и независимость от экспорта ». На этом этапе датой ввода в эксплуатацию был 2008 год.

Британская Палата общин обороны отборного комитета кратко причины решения в своем десятом докладе: «Ракета Meteor имеет некоторые явные преимущества по сравнению с его Raytheon конкурентом, он, кажется, предлагает более в военном отношении эффективное решение, оно должно помочь рационализировать и консолидировать европейские ракетной промышленности, и обеспечить будущие соревнования противовесом господству США в этой области; и это влечет за собой меньший риск ограничений на экспорт Eurofighter. Хотя программа находится на начальной стадии, она также дает возможность избежать некоторых проблем, которые затрудняют сотрудничество в сфере закупок в других странах Европы, без произвольного разделения рабочих мест и с четкой лидирующей ролью в проекте, которую будет выполнять Великобритания. Министерству обороны необходимо воспользоваться этой лидерской ролью, чтобы сохранить динамику проекта, включая ранний контракт, который будет заблокирован. не только в подрядчике, но и в обязательствах наших международных партнеров. Осторожное определение Дата начала эксплуатации ракеты может быть реалистичной, особенно с учетом технологических проблем, которые необходимо будет преодолеть, но в случае с BVRAAM это дата, которая должна быть соблюдена, если Eurofighter хочет реализовать свой потенциал ».

Выбор Meteor не был полной потерей для Raytheon, поскольку Великобритания заказала несколько самолетов AIM-120 для вооружения Eurofighter при вводе в эксплуатацию, что ожидалось до завершения разработки Meteor.

Предварительный контракт

Компания MBDA была образована в 2001 году, объединив Matra BAe Dynamics, Aerospatiale Matra Missiles от EADS и ракетный бизнес Alenia Marconi Systems, став второй по величине ракетной компанией после Raytheon.

Продолжаются переговоры о заключении смарт-контракта на закупку. На авиасалоне в Париже в 2001 году министры обороны Франции, Швеции и Великобритании подписали Меморандум о взаимопонимании, обязывающий свои страны участвовать в программе Meteor. Страны других промышленных партнеров, Германия, Италия и Испания, только сигнализировали о намерении подписать соглашение в течение нескольких недель, заявив о процессуальных задержках в своих национальных системах закупок. После утверждения парламентом в августе Италия подписала Меморандум 26 сентября 2001 года о предполагаемых закупках около 400 ракет. Испания последовала 11 декабря 2001 года.

Финансовый вклад Германии в программу считался важным, но в течение более чем двух лет разработка тормозилась из-за того, что комитет по оборонному бюджету Германии неоднократно не одобрял финансирование. Компания MBDA сочла, что без немецкой двигательной установки Meteor не сможет двигаться дальше. Во время этого пробела в программе MBDA финансировала Meteor из своих собственных ресурсов и к июню 2002 года потратила около 70 миллионов фунтов стерлингов, большая часть которых, по иронии судьбы, ушла в Bayern-Chemie для снижения технических рисков в силовой установке, производительности что было критически важно для выполнения требований.

Германия выдвинула два условия для участия в проекте: Великобритания должна разместить контракт на поставку оружия; и что MBDA обеспечивает гарантированный уровень производительности, оба из которых были достигнуты к 30 апреля 2002 года. Предполагалось, что этим летом на авиасалоне в Фарнборо будет подписано соглашение.

Однако Германия не одобрила финансирование проекта до декабря 2002 года, одновременно сократив запланированное приобретение с 1488 до 600 ракет.

Описание

Искатель

Наведение на терминал обеспечивается активной радиолокационной системой самонаведения, которая является совместной разработкой подразделения Seeker Division MBDA и Thales Airborne Systems и основывается на их сотрудничестве с семейством самонаводителей AD4A (Active Anti-Air Seeker), которыми оснащаются ракеты MICA и Aster.. Активная радиолокационная ГСН производится компанией MBDA Италия.

Передняя часть

Подсистема активных радиолокационных неконтактных взрывателей (PFS) предоставляется Saab Bofors Dynamics (SBD). PFS обнаруживает цель и рассчитывает оптимальное время для детонации боевой части для достижения максимального летального эффекта. PFS имеет четыре антенны, расположенные симметрично вокруг носовой части. Датчик удара установлен внутри PFS. За PFS находится секция, содержащая тепловые батареи, поставляемые ASB, блок питания переменного тока и блок распределения питания и сигналов. В августе 2003 года SBD получила контракт на 450 миллионов шведских крон на разработку PFS.

Боеголовка

Осколочно-фугасная боевая часть производства TDW. Боевая часть является конструктивным элементом ракеты. Система телеметрии и разрушения (TBUS) заменяет боеголовку на испытательных ракетах.

Движение

Подсистема силовой установки (PSS) представляет собой управляемую дросселем управляемую ракету (TDR) со встроенным безсопловым ускорителем, разработанную и изготовленную Bayern-Chemie. Двигательная установка TDR обеспечивает большую дальность полета, высокую среднюю скорость, широкий рабочий диапазон от уровня моря до большой высоты, гибкий диапазон миссии за счет активного переменного управления тягой, относительно простую конструкцию и логистику, аналогичную таковой у обычных твердотопливных ракетных двигателей.

PSS состоит из четырех основных компонентов: поршневой топки со встроенным безсопловым ускорителем; в воздухозаборники ; межступенчатый; и генератор поддерживающего газа. PSS является конструктивным элементом ракеты, газогенератор и пламегаситель имеют стальные корпуса. Электроника блока управления движением смонтирована во впускном обтекателе порта перед подсистемой срабатывания стабилизатора.

Твердое ракетное топливо nozzleless ракета - носитель интегрирован в ramcombustor и ускоряет ракету до скорости, где рефлектометр может взять на себя. Топливо с уменьшенным дымом соответствует стандарту STANAG 6016.

Воздухозаборники и крышки портов, которые изолируют впускные диффузоры от плунжерной камеры сгорания, остаются закрытыми во время фазы наддува. Воздухозаборники изготовлены из титана. Промежуточный каскад устанавливается между газогенератором и плунжерной камерой сгорания и содержит блок предохранительного зажигания двигателя (MSIU), бустерный запальник и регулирующий клапан газогенератора. Газогенератор воспламеняется горячими газами от дожигателя, которые проходят через открытый регулирующий клапан. Газогенератор содержит составное твердое топливо с дефицитом кислорода, которое производит горячий, богатый топливом газ, который самовоспламеняется в воздухе, который был замедлен и сжат воздухозаборником. Высокая энергия боры -loaded пропеллент обеспечивает примерно трехкратный увеличение удельного импульса по сравнению с обычными твердотопливными ракетными двигателями. В результате получается зона без возможности выхода из строя более чем в три раза, чем у нынешнего AIM-120 AMRAAM, используемого военно-воздушными силами, оснащенными Eurofighter Typhoon.

Тяга регулируется клапаном, который изменяет площадь горловины сопла газогенератора. Уменьшение площади горловины увеличивает давление в газогенераторе, что увеличивает скорость сгорания топлива, увеличивая массовый поток топлива в плашечную камеру сгорания. Массовый расход можно непрерывно изменять в соотношении более 10: 1.

Контроль

MBDA Meteor с плавниками на авиасалоне ILA в Берлине

Аэродинамическое управление траекторией ракеты обеспечивается четырьмя задними стабилизаторами. Принципы управления Meteor предназначены для обеспечения высокой скорости поворота при сохранении характеристик всасывания и тяги. FAS устанавливается в задней части заборных обтекателей. Конструкция FAS усложняется связями, необходимыми между приводом в обтекателе и установленными на корпусе ребрами.

Подсистема срабатывания плавников (FAS) была первоначально разработана и изготовлена ​​группой Claverham Group, британским подразделением американской компании Hamilton Sundstrand. Спустя короткое время дизайн был принят на вооружение MBDA UK в Stevenage, но на ранней стадии разработки был передан испанской компании SENER. Компания SENER завершила разработку и сертификацию FAS, включая производство и аттестацию прототипов. Компания SENER, как проектный орган, производит серийные устройства.

Канал передачи данных

Meteor будет «подключен к сети». Канал передачи данных позволит запускаемому самолету предоставлять обновления цели на полпути или, при необходимости, перенацеливание, включая данные от сторонних сторон.

Электроника канала передачи данных установлена ​​во впускном обтекателе правого борта перед FAS. Антенна установлена ​​в задней части обтекателя.

19 ноября 1996 г. компания Bayern-Chemie завершила последний из серии испытаний, предназначенных для оценки ослабления сигналов богатым бором выхлопным шлейфом TDR, на что обращали внимание противники этой формы прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Испытания проводились с сигналами, проходящими через шлейф под разными углами. Первоначальные результаты показали, что затухание было намного меньше ожидаемого.

Eurofighter и Gripen с двусторонней связью данных позволяют пусковой платформе предоставлять обновленную информацию о целях или перенацеливании, когда ракета находится в полете. Канал передачи данных может передавать такую ​​информацию, как кинематический статус. Он также уведомляет искателя о захвате цели.

Служба поддержки

Концепция комплексной логистической поддержки, предложенная для Meteor, устраняет необходимость линейного обслуживания. Когда ракеты не используются, они будут храниться в специальных контейнерах. Если встроенное испытательное оборудование обнаружит неисправность, ракета будет возвращена в MBDA для ремонта. Предполагается, что «Метеор» проработает 1000 часов в воздухе до того, как потребуется какое-либо техническое обслуживание.

Заказы

MBDA Meteor перед SAAB JAS 39 Gripen

Полномасштабная разработка и производство Meteor начались в 2003 году с подписания контракта на 1,2 миллиарда фунтов стерлингов Соединенным Королевством от имени Франции, Германии, Италии, Испании, Швеции и Великобритании.

Процентная доля программы, выделяемая каждой стране-партнеру, менялась несколько раз за эти годы. Решение Германии сократить предполагаемое приобретение привело к тому, что Великобритания забрала 5% программы у Германии, уступив Великобритании 39,6% и Германии 16%. Франция финансирует 12,4%, Италия - 12%, Швеция и Испания - по 10% каждая.

В Минобороны Abbey Wood была создана Интегрированная проектная группа (IPT), в которую были прикомандированы представители всех стран-партнеров. Программа будет управляться Министерством обороны Великобритании через IPT от имени стран-партнеров. IJPO отчитывается перед начальником отдела оборонных закупок Соединенного Королевства, Исполнительным советом DPA и Международным руководящим комитетом, в состав которого входят представители с одной или двумя звездами от военно-воздушных сил каждой страны-партнера.

Генеральный подрядчик, MBDA, будет управлять программой и выполнять ее через свои операционные компании во Франции, Италии и Великобритании, работая с Bayern-Chemie / Protac в Германии, Inmize Sistemas SL в Испании и Saab Bofors Dynamics в Швеции. Предполагается, что в нем примут участие более 250 компаний со всей Европы. MBDA распределяет работу между своими партнерами по разделению рисков на «основе освоенной стоимости», в соответствии с которой работа размещается в соответствии с наилучшей коммерческой ценностью, с учетом технического совершенства, но с целью согласования «в целом» с долей развития. финансирование предоставляется каждой страной.

Программа разработки будет широко использовать компьютерное моделирование и поэтому потребует относительно небольшого количества запусков, некоторые из которых будут охватывать деятельность, более традиционно связанную с испытаниями интеграции самолетов. Первые стрельбы с Gripen ожидались в 2005 году, а срок ввода в эксплуатацию - август 2012 года.

В декабре 2009 года правительство Испании санкционировало закупку 100 ракет «Метеор» и соответствующего вспомогательного оборудования.

В сентябре 2010 года Шведское управление материальных средств обороны подписало с Министерством обороны контракт на производство ракеты «Метеор»; Ожидается, что система будет введена в эксплуатацию ВВС Швеции в 2015 году.

В мае 2015 года, Катар заказал 160 ракет Метеор оснастить Dassault Рафалес на катарского эмира ВВС.

Ожидается, что ВВС Греции оснастят свои истребители Rafale ракетами Meteor. Приказ Египта Rafale исключил ракеты дальнего действия Scalp и Meteor.

Ключевые вехи

Министерство обороны Великобритании определило четыре «четко определенных» договорных показателя, которые необходимо было выполнить, в противном случае программа была бы отменена, а MBDA, как ожидается, возместит финансирование разработки:

  1. Продемонстрировать успешный переход от наддува к поддерживающей силовой установке.
  2. Продемонстрировать управление несимметричным планером. Высказывались опасения, что поток всасываемого воздуха будет нарушен во время маневров, что приведет к потере тяговых характеристик или даже потери контроля. Асимметричная конфигурация также создает уникальные проблемы управления. Достижение этого рубежа должно было быть продемонстрировано с использованием компьютерных моделей, проверенных на основе результатов испытаний демонстратора с воздушным запуском (ALD).
  3. Продемонстрировать передаточную центровку инерциальной измерительной системы ракеты. Этот процесс гарантирует, что ракета знает, где она находится при запуске. Хорошее знание начальной позиции необходимо для точной навигации, особенно при дальних боях.
  4. Эта веха связана с возможностями системы электронного противодействия (ECCM) Meteor. Это строго засекреченная работа, которую предстоит провести в лаборатории аппаратного обеспечения MBDA в Риме.

Достижение этих этапов будет оцениваться QinetiQ, действующим в качестве независимого аудитора.

Разработка

На Парижском авиасалоне 2003 года компания MBDA подписала контракт с Bayern-Chemie / Protac на сумму более 250 миллионов евро на разработку, производство первой партии и комплексную логистику Meteor PSS. Также на выставке MBDA и Thales официально оформили свое соглашение от июня 2002 года, подписав контракт на 46 миллионов евро, охватывающий разработку и начальное производство ГСН для ракет Королевских ВВС.

В течение восьми месяцев после подписания контракта MBDA определила окончательный внешний вид Meteor. К лету 2003 года было начато производство полномасштабной модели для проверки пригодности самолета, а также небольших моделей для испытаний в аэродинамической трубе, запланированных на осень. Установленные посередине крылья, которые имели изначально предложенную конфигурацию, были удалены. После обширных предконтрактных испытаний в аэродинамической трубе и растущего опыта MBDA с технологиями наведения и управления для бескрылых конфигураций, таких как ASRAAM, было сочтено, что бескрылая конструкция предлагает лучшее решение для удовлетворения требований к характеристикам. Управляющие плавники также были переработаны, и теперь все четыре плавника стали идентичными.

В октябре 2003 года на Eurofighter была проведена первая пробная подгонка геометрически представительной модели. Были успешно проведены проверки полуутопленных под фюзеляжем длинноходных пусковых установок для выброса ракет и установленных под крыльями рельсовых пусковых установок. В ноябре 2003 года Saab Aerosystems получила от FMV заказ стоимостью 435 миллионов шведских крон на интеграцию Meteor в Gripen. В качестве генерального подрядчика по интеграции Saab Aerosystems будет поддерживаться Ericsson Microwave Systems, Saab Bofors Dynamics и MBDA (Великобритания).

В декабре 2003 года MBDA и Saab Bofors Dynamics подписали разрешительный контракт на сумму 485 миллионов крон, охватывающий управление программой, участие на системном уровне, участие в разработке алгоритмов самонаведения, наведения и автопилота, разработку ракетного программного обеспечения, разработку испытательного оборудования, деятельность по проверке системы, и TBUS.

В апреле 2004 года компания MBDA провела проверку пригодности Gripen на предприятии Saab в Линчёпинге. Это продемонстрировало механические интерфейсы между ракетой, многоцелевой ракетной установкой (MML) и самолетом. Испытания в аэродинамической трубе недавно были завершены на предприятии BAE Systems в Вартоне, Великобритания, и в ONERA в Модане, Франция. Эти испытания успешно продемонстрировали работу воздухозаборника и подтвердили смоделированные аэродинамические характеристики, подтвердив конфигурацию для первых летных испытаний.

В августе 2004 г. Bayern-Chemie поставила первый инертный PSS, который, помимо прочего, будет использоваться для структурных испытаний.

К лету 2005 года две инертные ракеты были доставлены в Модан для повторного ввода объекта в эксплуатацию после серьезных модификаций, направленных на его подготовку к испытаниям в режиме свободного полета. Их планировалось начать с «частичной стрельбы» перед французскими летними каникулами, а затем в этом году последуют две полномасштабные стрельбы. Они будут включать полную непрерывную демонстрацию всей двигательной установки в репрезентативных условиях сверхзвукового свободного полета в качестве упражнения по снижению риска для запусков ALD, запланированных на последний квартал 2005 года. Во время этих испытаний была установлена ​​полномасштабная модель ракеты. с действующим PSS будет установлен на подвижной стойке в аэродинамической трубе, что позволит выполнять серию маневров падения и бокового скольжения в течение всей продолжительности работы PSS. Испытания продемонстрируют работу воздухозаборников, переход от наддува к поддерживающей силовой установке, контроль тяги поддерживающего двигателя и предоставят данные об аэродинамических характеристиках.

9 сентября 2005 г. из Истра, Франция, был успешно осуществлен первый полет Метеора на борту стандартного французского военно-морского флота F2 Rafale M. Это было в рамках подготовки к недельной серии испытаний атомного авианосца " Шарль де Голль", которые начались 11 декабря 2005 года. Испытания проводились с двумя учебными ракетами наземного обслуживания (GHTM) и системой сбора экологических данных (EDG). Ракета может устанавливаться в качестве альтернативы на подкрыльевых пусковых установках или пусковых установках для катапультирования под фюзеляжем. EDG - это управляемая ракета, представляющая все динамические свойства действующей ракеты с точки зрения размера, веса и аэродинамической формы. Испытания были разработаны для измерения уровней ударов и вибрации, связанных с тяжелыми условиями эксплуатации носителя. Было произведено около двадцати запусков катапульты и полной остановки палубы, а также несколько приземлений касанием и уходом на боевую палубу, чтобы обеспечить полное всестороннее испытание самолета с установленным на нем Meteor. Испытания прошли настолько хорошо, что завершились на день раньше запланированного срока.

13 декабря в Швеции началась отдельная кампания с полетов ракеты бортового радиоэлектронного оборудования Meteor (GMA5) на подвесной станции левого крыла самолета Gripen 39.101, который был модифицирован с помощью уникального программного обеспечения Meteor. Как и в случае с ракетой EDG, GMA5 обладает всеми динамическими характеристиками действующей ракеты, но также электрически взаимодействует с самолетом-пускателем. Эти испытания успешно подтвердили механические, электрические и функциональные интерфейсы между ракетой и самолетом. Это было первое испытание в полете двусторонней связи между ракетой и самолетом, и это был важный шаг в освобождении самолета и ракеты от обстрелов ALD, которые произошли весной 2006 года из-за отсутствия зимних дневных часов на станции. Испытательный полигон Видсель на севере Швеции.

В отдельном испытании на воздушную перевозку истребитель Eurofighter из 17 (R) эскадрильи RAF пролетел с двумя GHTM на передовых подфюзеляжных станциях, чтобы оценить, как самолет управлялся во время серии маневров.

21 января 2006 г. была проведена отработка диапазона на Видселе, снова с установкой GMA5 на 39.101. Это успешно проверило системную связь и настройку между самолетом и полигоном перед первой стрельбой.

Первая стрельба ALD состоялась 9 мая 2006 г. с самолета JAS 39 Gripen, летевшего на высоте 7000 м. Ракета была запущена из порта под крылом MML, безопасно отделившись от самолета-носителя, поскольку встроенный ускоритель разогнал ракету до скорости более 2,0 Маха примерно за две секунды. Однако после успешного разгона ракета не смогла перейти в фазу выдерживания полета. Ракета продолжала двигаться под действием импульса ускорения, постепенно замедляясь, пока не разлетелась по команде с земли. Несмотря на эту проблему, телеметрия собиралась на протяжении всего полета. Обломки ракеты были обнаружены, а воздухозаборники все еще закрыты.

Проблема была связана с проблемой синхронизации в программном обеспечении блока управления клапаном газогенератора, которое было разработано субподрядчиком Bayern-Chemie. После внесения изменений 20 мая 2006 г. было проведено повторение первого испытания, которое было полностью успешным. Во время фазы выдержки ракета под управлением автопилота выполнила серию запрограммированных маневров, характерных для промежуточной и конечной фаз боя. Полет длился чуть меньше минуты и снова завершился успешной работой системы разрушения, уничтожившей ракету в пределах дальности.

Первое испытание стандартного функционального искателя полета было проведено 30 июня 2006 года. Ракета Seeker Data Gathering (SDG) находилась под крылом Gripen. Ракета SDG не имеет двигательной установки или боевой части, но содержит действующие ракетные подсистемы и системы телеметрии. Полет длился около 1,5 часов, что позволило собрать данные в различных условиях полета. Эти данные будут использованы для поддержки третьего ключевого этапа. Это ознаменовало начало двухлетней программы развития искателя, которая завершится первой управляемой стрельбой, которая в настоящее время запланирована на 2008 год с Gripen. Эта программа соберет данные о беспорядках и продемонстрирует такие возможности, как выравнивание передачи и отслеживание цели в ясном воздухе и в присутствии ECM.

5 сентября 2006 г. был успешно проведен третий и последний запуск системы ALD. Условия запуска были такими же, как и в первых двух запусках, но ракета летела по другому профилю полета.

В отчете о крупных проектах NAO Великобритании за 2006 год сообщается о 12-месячной задержке программы Meteor, что переносит ожидаемую дату ввода в эксплуатацию на август 2013 года. Сообщается, что начальник отдела оборонных закупок заявил, что это не имеет ничего общего с самой ракетой ". "Метеор" действительно идет очень хорошо ". и отсутствие самолетов Eurofighter для работ по интеграции было основной причиной промаха. Министр оборонных закупок лорд Дрейсон сказал: «Я считаю это проблемой Eurofighter Gmbh». Сообщалось, что эта задержка может привести к тому, что ВВС Великобритании будут эксплуатировать AMRAAM до такой степени, что запасы годных к полетам ракет станут низкими.

28 апреля 2015 года министерство обороны Франции, Dassault Aviation и MBDA приступили к первому управляемому запуску Meteor с Dassault Rafale по воздушной цели. Испытание, проведенное Rafale, летевшим с площадки DGA Essais en Vol в Казо, было успешно завершено в зоне площадки DGA Essais de Missiles в Бискарросе.

21 апреля 2017 года правительство Великобритании подписало контракт с MBDA на сумму 41 миллион фунтов стерлингов на интеграцию Meteor на истребителях Eurofighter Typhoon и F-35B Lightning II Королевских ВВС. 10 декабря 2018 года RAF Typhoons выполнили свой первый активный полет с ракетами Meteor.

2 июля 2018 года MBDA открыла новый завод в Болтоне, Англия, для окончательной сборки для всех шести европейских стран-партнеров.

Будущее

MBDA планирует интегрировать Meteor в Lockheed Martin F-35 Lightning II F-35 к 2024 году для ВВС Великобритании и Италии. Meteor уже прошел проверку на предмет соответствия внутренним отсекам вооружения JSF. Он совместим с внутренними станциями воздух-земля самолета, но требует другой формы оперения для совместимости со станциями воздух-воздух, которые будут устанавливаться как «комплект для смены ролей».

Индия поинтересовалась, можно ли интегрировать «Метеор» с их флотами Су-30МКИ и HAL Tejas, однако в этом было отказано.

Совместная новая ракета класса "воздух-воздух"

17 июля 2014 года компания MBDA UK согласилась совместно с Японией провести исследования ракеты, созданной на основе «Метеора». 14 января 2016 года представитель министерства обороны Японии подтвердил, что Япония и Великобритания разработают совместную новую ракету класса «воздух-воздух» (JNAAM), «объединив британские ракетные технологии и японские технологии самонаведения».. Активным электронным сканированием массива искатель Mitsubishi Electric ААМ-4 B будет установлен на Метеоре, потому что ААМ-4B является слишком большим, чтобы быть проведена в бухте японская F-35 оружия.

По данным Министерства обороны Японии, ГСН будет изготовлен из модулей из нитрида галлия, чтобы согласовать как миниатюризацию, так и улучшение характеристик, и планируется провести первые пусковые испытания с британским истребителем к 2023 году.) обратился к своему Министерству финансов в Токио с просьбой выделить 1,2 миллиарда йен (11,4 миллиона долларов США), чтобы продолжить совместную разработку JNAAM с Соединенным Королевством.

Операторы

Операторы и будущие операторы ракеты Метеор по состоянию на октябрь 2021 года.   Операторы   Будущие операторы

Текущий

Будущее

Смотрите также

Похожие ракеты

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-02 08:35:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте