Концептуализм

редактировать
Питер Абеляр, французский философ, теолог и выдающийся логик, выдвинул теорию концептуализма

В метафизика, концептуализм - это теория, объясняющая универсальность частностей как концептуальных рамок, находящихся в мыслящем уме. Промежуточный между номинализмом и реализмом, концептуалистский взгляд подходит к метафизическому понятию универсалий с точки зрения, которая отрицает их присутствие в частностях вне их восприятия разумом. Концептуализм антиреалистичен в отношении абстрактных объектов, как и имманентный реализм (их отличие в том, что имманентный реализм допускает наличие независимых от разума фактов о том, являются ли универсалии

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Средневековая философия
    • 1.2 Современная философия
    • 1.3 Современная философия
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

История

Средневековая философия

Развитие поздней схоластической терминологии привело к появлению концептуализма, который возник на основе доктрин, которые ранее считались номиналистическими. Терминологическое различие было сделано для того, чтобы подчеркнуть разницу между утверждением, что универсальные ментальные действия соответствуют универсальным интенциональным объектам, и перспективой, которая отвергает существование универсалий вне ума. Прежняя перспектива отказа от объективной универсальности отчетливо определялась как концептуализм.

Питер Абелар был средневековым мыслителем, чья работа в настоящее время классифицируется как имеющая наибольший потенциал в представлении корней концептуализма. Взгляды Абеляра отрицали существование определенных универсалий внутри вещей. Уильям Оккам был еще одним известным мыслителем позднего средневековья, у которого было строго концептуалистическое решение метафизической проблемы универсалий. Он утверждал, что абстрактные концепции не имеют основы вне разума.

В 17 веке концептуализм приобрел популярность на несколько десятилетий, особенно среди иезуитов : Педро Уртадо де Мендоса, Родриго де Арриага и являются главными фигурами. Хотя орден вскоре вернулся к более реалистической философии Франсиско Суареса, идеи этих иезуитов оказали большое влияние на раннюю современную философию.

Современную философию

Концептуализм явно или неявно поддерживался большинством мыслителей раннего Нового времени, включая Рене Декарта, Джона Локка, Баруха Спинозу, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Джордж Беркли и Дэвид Хьюм - часто в довольно упрощенной форме по сравнению с тщательно продуманными схоластическими теориями.

Иногда этот термин применяется даже к радикально иной философии Иммануила Канта, который считает, что универсалии не имеют связи с внешними вещами, потому что они исключительно производятся нашими априори ментальными структурами. и функции.

В философии позднего модерна концептуалистических взглядов придерживался Г. В. Ф. Гегель.

Современная философия

В современность философия математики Эдмунда Гуссерля была истолкована как форма концептуализма..

Концептуалистский реализм (точка зрения, выдвинутая Дэвидом Виггинсом в 1980 году) утверждает, что наша концептуальная структура отображает реальность.

Хотя и отдельно от исторических дебатов относительно статуса универсалий, с момента выхода книги «Разум и мир» Джоном МакДауэллом в 1994 г. ведутся серьезные споры о концептуальном характере опыта. Пробным камнем Макдауэлла является знаменитое опровержение того, что Уилфрид Селларс предоставил он назвал «Миф данного » - представление о том, что все эмпирические знания основаны на определенных предполагаемых или «данных» элементах, таких как чувственные данные. Таким образом, отвергая миф о данном, Макдауэлл приводит доводы в пользу концептуализма восприятия, согласно которому содержание восприятия концептуально «с нуля», то есть весь перцептивный опыт является формой концептуального опыта. Философия оправдания Макдауэлла считается формой фундаментализма : это форма фундаментализма, потому что она допускает, что определенные суждения подтверждаются опытом, и является последовательной формой этой точки зрения, поскольку она утверждает, что опыт может служить основанием для определенных суждений, потому что опыт несводимо концептуален.

Явная мотивация современного концептуализма состоит в том, что вид восприятия, которым обладают разумные существа, подобные людям, уникален тем, что носит концептуальный характер. Макдауэлл объясняет свою позицию:

Я утверждал, что наше перцептивное отношение к миру является концептуальным, вплоть до воздействия мира на наши восприимчивые способности. Идею концептуального, которую я хочу вызвать, следует понимать в тесной связи с идеей рациональности, в том смысле, который присутствует в традиционном отделении зрелых людей как разумных животных от остальной части животных. царство. Концептуальные способности - это способности, принадлежащие рациональности их субъекта. Итак, еще один способ заявить о своем утверждении - сказать, что наш опыт восприятия пронизан рациональностью. Я также предложил, между прочим, сказать что-то параллельное о нашем агентстве.

Концептуализм Макдауэлла, хотя и довольно отличный (философски и исторически) от генезиса концептуализма, разделяет точку зрения, что универсалии не «даны» в восприятии извне сфера разума. Отдельные объекты воспринимаются как бы уже пропитанными концептуальностью, проистекающей из спонтанности самого рационального субъекта.

Обратное применение термина «перцептуальный концептуализм» к кантовской философии восприятия является спорным. Роберт Ханна выступает за альтернативную интерпретацию работы Канта, называемую перцептуальным неконцептуализмом .

См. Также

Заметки

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-15 08:49:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте